Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Условия и порядок приватизации муниципальной собственности определяется». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Количество показов: 489
Дата изменения: 17.05.2021 10:36:36
Файл: Загрузить
Возврат к списку
Статья 29. Муниципальная собственность
В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
- Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
- Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.
Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.
1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.
2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:
- наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
- способ приватизации имущества;
- нормативная цена;
- срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
- иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:
- преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
- продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
- продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
- продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
- продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
- продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
- продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
- продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.
Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.
Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.
Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.
Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.
Оформить в собственность муниципальное жилье получится только при выполнении всех следующих условий:
- оформление в собственность производится только с согласия всех зарегистрированных в данном помещении лиц, в том числе и детей старше 9 лет;
- если один из жильцов отказывается от участия в процедуре, то ему необходимо заверить свой отказ нотариально, в противном случае приватизация невозможна;
- основанием для бесплатного получения в собственность муниципального жилого помещения является ордер на вселение или договор соцнайма;
- временно отсутствующий по месту жительства гражданин имеет право на долю в приватизированном жилом помещении и его согласие на переоформления жилья в собственность обязательно;
- процедура осуществляется только после уплаты государственной площади.
Существует несколько способов переоформления права собственности:
- переход из государственного/муниципального предприятия в АО общество или ООО;
- приобретение объектов государственной недвижимости на аукционе;
- приобретение акций АО, находящихся в государственной собственности за пределами страны;
- покупка государственного имущества у третьих лиц, действующих на основании доверенности;
- получение имущества в форме вклада в уставной капитал.
Когда решается вопрос о приватизации, органом власти выбирается наиболее подходящий вариант, в зависимости от конкретных обстоятельств, изложенных в предоставляемых заявителем документах.
Так, например, если процедура касается жилого помещения, передача права происходит путем заключения договора с муниципальным образованием с последующей их регистрацией в Росреестре.
Порядок приватизации имущества:
- составляется план процедуры;
- издается акт;
- осуществляется само переоформление объекта в частную собственность;
- формируется отчет о проделанной работе.
После подачи заявления с копиями необходимых документов в муниципалитет, последний решает, в чьем ведении находится отчуждаемое имущество, возможно ли передать заявленные объекты и на каких условиях. Все решения с отчуждением объектов государственного и муниципального имущества согласовываются с его собственником и последнее слово остается за ним.
Этапы приватизации:
- Составляется план. Написание документа осуществляется с учетом мониторинга объектов, которые подлежат передаче в частную собственность. Окончательный вариант передается для утверждения Правительству Российской Федерации.
- Подготовительный этап. Выбирается вариант приватизации. Согласно 14 статье ФЗ №178, в окончательном решении должны содержаться следующие сведения:
- об объекте приватизации;
- о владельце;
- о выбранном способе;
- о кадастровой или рыночной стоимости недвижимости;
- о рассрочке.
- Приватизация. Имущество передается в собственность физических или юридических лиц, с последующей государственной регистрацией прав в органе Росреестра.
- Отчет о приватизации. Составляется муниципальным образованием и передается Государственной Думе РФ, каждый год до 1 мая. В документе перечисляется приватизированные объекты, описывается способа их приватизации, сроки, расходы и т.д.
Перечень документов при различных видах приватизации различен. Такое же условие применяется и при сборе документов физическими и юридическими лицами.
Какие документы необходимы:
- заявление лица, желающего приобрести имущество;
- паспорт (для детей до 14 лет свидетельство о рождении);
- правоустанавливающий документ и технический паспорт на жилое помещение;
- выписка из ЕГРН;
- расширенная выписка из поквартирной/домовой книги;
- справка подтверждающая отсутствие задолженностей перед коммунальщиками;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
Дополнительно может понадобятся:
- письменное согласие на сделку второго супруга;
- свидетельство о браке или о разводе;
- разрешение от органа опеки и попечительства на сделку (если участвуют дети);
- нотариально заверенная доверенность (если от лица инициатора действует его назначенный представитель);
- финансовые документы (для юридических лиц).
О порядке приватизации жилого помещения
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 301-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 20-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и статью 54 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»» Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 155-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 367-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» Изменения в отдельные законодательные акты РФ Изменения в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Изменения в статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» Изменения в Федеральный закон о приватизации государственного и муниципального имущества и отдельные законодательные акты РФ Изменения в отдельные законодательные акты в связи с принятием закона «Об организованных торгах» Изменения в Федеральном законе «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Изменения в закон о приватизации государственного и муниципального имущества Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации» Изменения в законах о введении в действие Земельного кодекса и о приватизации государственного и муниципального имущества Изменения в законе о приватизации государственного и муниципального имущества КС РФ запретил торговать землей по собственным правилам
Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года
Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года
Глава I. Общие положения
Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.
Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.
У кого есть право | Что могут приватизировать |
---|
Существует несколько способов переоформления права собственности:
- переход из государственного/муниципального предприятия в АО общество или ООО;
- приобретение объектов государственной недвижимости на аукционе;
- приобретение акций АО, находящихся в государственной собственности за пределами страны;
- покупка государственного имущества у третьих лиц, действующих на основании доверенности;
- получение имущества в форме вклада в уставной капитал.
Когда решается вопрос о приватизации, органом власти выбирается наиболее подходящий вариант, в зависимости от конкретных обстоятельств, изложенных в предоставляемых заявителем документах.
Так, например, если процедура касается жилого помещения, передача права происходит путем заключения договора с муниципальным образованием с последующей их регистрацией в Росреестре.
Порядок приватизации имущества:
- составляется план процедуры;
- издается акт;
- осуществляется само переоформление объекта в частную собственность;
- формируется отчет о проделанной работе.
После подачи заявления с копиями необходимых документов в муниципалитет, последний решает, в чьем ведении находится отчуждаемое имущество, возможно ли передать заявленные объекты и на каких условиях. Все решения с отчуждением объектов государственного и муниципального имущества согласовываются с его собственником и последнее слово остается за ним.
- Составляется план. Написание документа осуществляется с учетом мониторинга объектов, которые подлежат передаче в частную собственность. Окончательный вариант передается для утверждения Правительству Российской Федерации.
- Подготовительный этап. Выбирается вариант приватизации. Согласно 14 статье ФЗ №178, в окончательном решении должны содержаться следующие сведения:
- об объекте приватизации;
- о владельце;
- о выбранном способе;
- о кадастровой или рыночной стоимости недвижимости;
- о рассрочке.
- Приватизация. Имущество передается в собственность физических или юридических лиц, с последующей государственной регистрацией прав в органе Росреестра.
- Отчет о приватизации. Составляется муниципальным образованием и передается Государственной Думе РФ, каждый год до 1 мая. В документе перечисляется приватизированные объекты, описывается способа их приватизации, сроки, расходы и т.д.
Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ
С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.
Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.
Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки. С ее помощью решаются вопросы:
- повышения эффективности работы или использования объектов; снижение зависимости от бюджета страны; увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений; ликвидация долговых обязательств за счет покупателей; работа по снижению доли монополий; стимулирование рынка кредитования.
Порядок приватизации регулируется законодательством, предоставляющим разные варианты переоформления в частную собственность:
- С помощью преобразования госпредприятия в акционерное (акционирование).
- Через трансформацию в общество с ограниченной ответственностью.
- Через аукционную продажу имущества или акций предприятия, принадлежавшего муниципальным властям или государству.
- При конкурсной реализации акций таких предприятий.
- Продажей ценных бумаг после ввода доверительного управления.
- Через торги на бирже.
- При реализации объекта с необъявленной ценой, если аукционная продажа была сорвана или не состоялась в силу определенных причин.
- Через внесение собственного имущественного вклада в стратегически важные создаваемые общества.
Указанные варианты проведения приватизационных мероприятий действуют с 2001 года, на основании вступившего в силу законодательного акта, отменяя действовавшие ранее ваучеры, ЧИФы и другие виды.
Глобальной разницы между государственным и муниципальным имуществом нет – одно принадлежит стране в целом, а второй – конкретному населенному пункту.
Пример: Квартира, расположенная в черте города (если это не закрытый городок) относится к муниципальному имуществу, а, например, общежитие для военнослужащих – Министерству Обороны – то есть, государству.
С точки зрения приватизации, намного проще получить в собственность муниципальную недвижимость, чем государственную. Хотя бы потому, что значительная часть государственных объектов выведена из оборота и используется для конкретных целей.
Выделяют несколько основных способов приватизации муниципального и государственного имущества:
- Классическая бесплатная приватизация жилья.
- Превращение муниципального объекта в акционерное общество или ООО.
- Покупка акций компании/завода/предприятия на аукционе.
- Прямая продажа объекта на торгах.
Ранее существовали еще такие варианты как ЧИФ (Чековый инвестиционный фонд), ваучеры и так далее. На данный момент они уже не актуальны и не используются.
Приватизация муниципальной квартиры через суд в 2021 году
Бесплатная приватизация жилого фонда объявлена бессрочной. Землю бесплатно получить в собственность можно до 2020 года. Любые другие объекты приватизируются платно и потому конкретных сроков, ограничивающих процедуру, также не существует.
Если активно заниматься данным вопросом, то квартиру, например, можно приватизировать примерно за 2-4 месяца. Землю – быстрее, но только при условии, что межевание уже проведено и кадастровый паспорт есть на руках. С нежилой недвижимостью все сложнее, так как каждый случай рассматривается фактически в индивидуальном порядке, но и тут можно постараться справиться в срок до полугода.
Если воспользоваться услугами представителей-юристов, которые точно знают, что и в каком порядке нужно делать, сроки можно значительно сократить, как и усилия заявителя.
О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.
Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.
Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.
Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.
Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.
Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.
Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.
Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:
- передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
- отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
- при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.
Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.
Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.
Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.
Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.
Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.
Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.
Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.
«Правовая и территориальная основы местного самоуправления»
Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.
Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:
- игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
- правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
- способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
- приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.
Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.
Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.
Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.
Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:
- при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
- продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
- государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
- госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
- формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
Принят
Государственной Думой
30 ноября 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
5 декабря 2001 года
(в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 N 29-ФЗ,
от 09.05.2005 N 43-ФЗ, от 18.06.2005 N 60-ФЗ,
от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
от 05.01.2006 N 7-ФЗ, от 17.04.2006 N 53-ФЗ,
от 27.07.2006 N 155-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ,
от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ,
от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 08.11.2007 N 261-ФЗ,
от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ,
от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 22.07.2008 N 159-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ,
от 07.05.2009 N 89-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами
от 26.12.2005 N 189-ФЗ, от 19.12.2006 N 238-ФЗ)
Субъекты как приватизации, так и любого другого правоотношения в теории права – это лица, которые в этих отношениях участвуют, имеют права и несут обязанности, при этом права и обязанности тесно связаны друг с другом (праву одного субъекта всегда должна отвечать обязанность другого – в противном случае никаких правоотношений между ними сложиться не может в принципе).
Кто же будет выступать субъектами в таком конкретном виде правовых отношений, как приватизация государственного и муниципального имущества? Субъектами, как легко заметить, будут являться:
- с одной стороны – граждане, проживающие в помещении, как новые получатели и собственники жилья;
- с другой – органы власти, муниципальной и государственной, прежде выступавшие как владельцы этих жилых помещений, а конкретно в приватизационных отношениях являющиеся передающей стороной.
Для каждой из сторон есть свои ограничения, позволяющие им полноценно участвовать в приватизационных отношениях. Для физических лиц такими ограничениями будут, прежде всего, необходимость иметь гражданство и проживать в приватизируемом помещении на постоянной основе. В отношении же второй стороны, передающей безвозмездно жильё гражданам в частную собственность, законодательство устанавливает следующие требования:
- Орган, выступающий в качестве передающего, должен относиться к муниципальной или государственной власти. Возможно также участие в приватизации муниципальных предприятий либо учреждений, если они наделены правом вступать в правоотношения по поводу приватизации жилого фонда.
- Он должен иметь жильё в своей собственности. Не числящуюся на балансе местного самоуправления либо государства квартиру, комнату либо иное жильё приватизировать нельзя.
ВАЖНО! Основная масса приватизируемого жилья находится в собственности местного самоуправления.
Поэтому в дальнейшем речь будет идти в первую очередь о передаче в частную собственность муниципального жилищного фонда. Порядок приватизации государственного жилья ничем не отличается от того, который установлен для муниципального, и потому далее особо оговариваться не будет.
«Экономические основы местного самоуправления»
Как можно увидеть, субъектами приватизации по отношению к жилым помещениям выступают с одной стороны граждане России, а с другой – государственные и муниципальные органы власти, наделённые полномочиями распоряжаться жилищным фондом, находящимся в собственности государства (РФ в целом или одного из её субъектов) либо органов местного самоуправления.
При этом объектами приватизации могут выступать только жилые помещения. При этом есть объекты, не подлежащие приватизации, в их отношении действует ряд ограничений, связанных с характеристиками и статусом жилья.
В соответствии со ст. 9 БК РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению органов местного самоуправления относятся:
– установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;
– составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;
– определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
– определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
– предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
– определение порядка осуществления муниципальных заимствований;
– осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.
В Законе о местном самоуправлении (2003) сказано, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
В бюджетном процессе, осуществляемом на местном уровне, можно выделить четыре этапа.
1. Составление проекта местного бюджета. Этому этапу предшествуют составление прогнозов социально‑экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований.
2. Рассмотрение и утверждение местного бюджета.
Орган местного самоуправления, разрабатывавший проект местного бюджета (обычно это местная администрация) вносит проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение представительного органа муниципального образования.
Порядок рассмотрения проекта решения о местном бюджете и его утверждения определяется правовыми актами органа местного самоуправления в соответствии с требованиями БК РФ.
3. Исполнение местного бюджета. Данная процедура осуществляется уполномоченными исполнительными органами местного самоуправления на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного местного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов с поквартальной разбивкой. Данная бюджетная роспись представляется в исполнительный орган местного самоуправления, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета муниципального образования.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
– перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
– распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
– возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
– учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
4. Контроль за исполнением местного бюджета и утверждение отчета о его исполнении.Органы муниципального финансового контроля осуществляют контроль за исполнением местных бюджетов. В соответствии с Законом о местном самоуправлении (2003) в муниципальных образованиях могут создаваться специальные контрольные органы муниципального образования. Они образуются в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Реализация имущества, которым распоряжаются муниципальные органы власти, осуществляется на основании ФЗ №178 от 21.12.2001. Осуществляется деятельность на основании принципов публичности и открытости для жителей административного образования.
Осуществляется перевод имущества в статус частного или государственного при соблюдении следующих принципов:
- действие на основании требований Постановления Правительства, регламентирующего порядок оценки имущества с целью реализации;
- невозможность перевода имущества из муниципального фонда при использовании методов, не указанных в ст.13 указанного закона;
- официальная публикация сведений о приватизации объектов в ведении местных органов власти;
- соблюдение процедуры, установленной законом для совершения таких сделок с участием муниципальных органов власти;
- перевод средств от вырученного имущества в доход местного бюджета определенного административного образования;
- заключение договора о даровании объекта определенным гражданам или юридическим лицам без предоставления выкупной цены.
Главной целью приватизации объектов муниципальной собственности является повышение эффективности методов работы местных органов власти, улучшение экономической ситуации в регионе.
Программа приватизация включает планирование перевода в частную собственность определенных объектов недвижимости и имущества, находящегося в ведении муниципальных служб.
Приватизация осуществляется следующими способами:
- при переводе унитарного предприятия в форму собственности ОАО;
- реализация имущества на аукционе на территории РФ;
- продажа акций на специально организованном аукционе в РФ или за рубежом;
- совершение публичного предложения;
- вложение муниципальных объектов в состав капиталов частных ОАО;
- продажа акций ОАО на праве доверительного управления.
Ограничена реализация некоторых видов имущества:
- объекты социальной защиты населения – дома престарелых, для детей-сирот и др.;
- учреждения образования и культуры, здравоохранения;
- жилищный фонд и организации инфраструктуры;
- сети энергетики и транспорта для обслуживания населения.
Решение о приватизации совместного имущества включает информацию:
- способ передачи имущества в частную собственность;
- дата платежа или условия о рассрочке с указанием сроков;
- нормативная цена;
- другие необходимые сведения.
При приватизации утверждается список имущества, подлежащего передаче, состав имущества унитарного предприятия.
Информация об условиях передачи имущества в собственность частных лиц подлежит публикации в открытых источниках:
- наименование муниципального органа, планирующего реализацию имущества;
- характеристики продаваемых объектов;
- форма передачи предложения о стоимости;
- условия о рассрочки;
- способ проведения приватизации.
Возможность покупки имущества напрямую зависит от того, намерено ли государство продавать собственность. Перечень реализуемых объектов содержится в оформленном и утвержденном базовом документе — прогнозном плане приватизации.
Подобная форма передачи прав собственности предполагает возмещение стоимости объекта владельцу.
Планирование приватизации — первая стадия передачи актива в частные руки.
Условия и порядок проведения процедуры регламентируется Законом № 178—ФЗ.
В рамках планирования утверждается перечень объектов, подлежащих продаже. Приватизация заканчивается оформлением соответствующего договора и регистрацией права собственности.
Договор представляет собой правоустанавливающий документ, который содержит информацию об условиях передачи права собственности и стоимости объекта.
Прогнозный план или как его еще называют, программа приватизации, представляет собой перечень государственных объектов, подлежащих передаче в частные руки.
Способы приватизации муниципального и госимущества:
- преобразование УП в АО;
- продажа муниципального и госимущества на аукционе, при помощи публичного предложения, без объявления стоимости или на конкурсе;
- реализация акций ОА на аукционе, рынке ценных бумаг, по итогам доверительного управления;
- внесение муниципальной или госсобственности в форме вклада в уставной капитал АО;
- продажа за пределами РФ государственных акций ОАО.
- Процедуру передачи прав собственности на муниципальное и государственное имущество регулирует Закон № 178—ФЗ от 12 декабря 2001 года. Этот документ устанавливает порядок утверждения и принятия прогнозного плана приватизации федерального имущества.
- Статьей 7 Закона № 178—ФЗ регламентируется подготовка и вступление в действие прогнозного плана на государственном уровне.
- В ст. 10 Закона № 178—ФЗ описан принцип составления плана приватизации муниципального имущества в соответствии с нормативно—правовыми актами, принятыми местными исполнительными и представительными органами власти.
- Проведение приватизации госимущества регулирует ФЗ № 2284, действующий с 1993 года, а также Постановления Правительства РФ №584 и № 585, утвержденные в 2002 году.
Прогнозный план составляется в соответствии с посланием президента РФ.
Документ должен разрабатываться в соответствии с правилами, отвечать целям и решать задачи приватизации муниципального и госимущества.
Отвечая на вопрос необходим ли подобный документ, можно с уверенностью сказать, что без прогнозного плана провести процедуру приватизации будет сложно.
Прогнозный план будет считаться действительным, если в него будет включена следующая информация:
- о федеральных госпредприятиях (унитарных), сокращенно — ФГУП;
- об акциях акционерных обществ, находящихся в госсобственности;
- сведения о госимуществе, подлежащем передаче в частные руки.
В документе обязательно должна быть характеристика госимущества, которое планируется реализовать. В план включается информация о сроках проведения приватизации.
Основными задачами и целями приватизации государственного и муниципального имущества являются:
- Пополнение бюджета за счет платежей от передачи права собственности на имущество.
- Увеличение эффективности распоряжения и управления муниципальным и госимуществом благодаря тому, что оно будет находиться в частной собственности.
- Убыточные предприятия и непрофильные активы являются обузой, передача их в частную собственность значительно снижает нагрузку на бюджет.
План приватизации предполагает поэтапную передачу прав собственности на госимущество в частные руки.
Не могут быть приватизированы объекты, которые имеют стратегическое значение.
Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 N 1541-1 (последняя редакция) / КонсультантПлюс
Какие объекты нельзя приватизировать?
Какие объекты нельзя приватизировать?
- — жилье, находящееся в аварийном состоянии;
- — комнаты в общежитиях, если последнее не подлежит приватизации
- — жилье в гостиницах-приютах и домах маневренного фонда;
- — комнаты в домах-интернатах, а также домах для одиноких престарелых, инвалидов и ветеранов;
Приватиза́ция — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной или муниципальной собственности в частные руки. … В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство.
Сколько этапов имеет приватизация государственного и муниципального имущества?
1) первый этап — разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества; 2) второй этап — принятие решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества; 3) третий этап — исполнение решения о приватизации имущества предусмотренным законом способом.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества подробно описаны в ФЗ № 178. При выборе конкретной схемы передачи прав на предприятие или организацию имеет значение размер уставного капитала передаваемого объекта, запланированная продажа всего имущественного комплекса или его части и т. д.
Возмездная передача госсобственности возможна следующими способами:
- преобразование госпредприятия в ООО или АО;
- продажа акций;
- организация аукциона;
- прямая продажа предприятия без объявления цены;
- вклад частных лиц или организаций в уставные фонды.
Приватизация интересна людям, которые делают инвестиции различного характера.
- Так бизнесмены могут получить предприятие, которое потом пройдёт модернизацию и выйдет на новый конкурентный уровень.
- Приобретение акций созданного АО даст контроль над процедурой принятия управленческих решений. Часть прибыли по итогам года будет распределена между собственниками. Поэтому приватизация – относительно простой и понятный способ стать владельцем части крупного предприятия.
Для государства в приватизации также есть некоторые преимущества.
- При приватизации сложных имущественных комплексов, связанных с производством, власти ищут способ улучшить качество их работы.
- При контроле за деятельностью организации на уровне министерств и ведомств сложно обеспечить объективность процесса. Чиновник материально не заинтересован в процветании конкретного предприятия.
- Кроме того, без детального анализа деятельности предприятия, сложно со стороны оценить правильность его работы. У должностных лиц в министерствах просто нет достаточного количества времени для проверки функционирования подведомственных организаций.
Особенности приватизации государственного и муниципального имущества
Приобретать имущество при приватизации могут граждане и организации, за исключением:
- компании, принадлежащие государству или муниципальным образованиям;
- общества, в которых государству принадлежит более четверти активов;
- организации, контролируемые из офшоров;
- компании, зарегистрированные в государствах, чьё законодательство не предусматривает раскрытие информации о финансовых операциях (перечень утверждается Минфином).
Федеральным законодательством определёны требования к лицам, которые могут претендовать на приобретение государственного имущества.
Условия участия в приватизации определяются её процедурой.
Например, торги предполагают внесение всеми заинтересованными лицами задатка в определённом размере от первоначальной стоимости лота.
Разгосударствление имущества проводится на основании утверждённого федерального плана.
Конкретные мероприятия разрабатываются с учётом рыночной конъюнктуры.
Государство при проведении приватизации ставит несколько целей.
- При продаже имущества можно выручить денежные средства для пополнения бюджета и реализации определённых проектов.
- Также приход частного собственника способствует улучшению управления на предприятии, привлечению инвестиций, разработке стратегии для дальнейшего развития. Не всегда в рамках работы в министерстве можно выработать эффективную программу для конкретной организации на несколько лет вперёд
- Частные собственник организуют систему контроля, может привлечь управленцев из-за рубежа, следит за распределением прибыли, внешними и внутренними рисками. Конкретный собственник более заинтересован в результатах работы, чем представитель государства в лице определённого ведомства.
- Могут продаваться активы, которые на данном этапе используются неэффективно и генерируют убытки. Передача их в частную собственность – способ снять бремя с бюджета.
Законом № 178-ФЗ установлен перечень методов реализации государственного имущества:
- преобразование предприятия в АО или ООО;
- аукцион;
- конкурс;
- продажа акций по результатам доверительного управления;
- продажа акций за пределами РФ;
- реализация имущества без объявления цены;
- продажа собственности через публичное предложение;
- внесение имущества в качестве части уставного капитала при создании АО.
Аукцион может быть открытый и закрытый.
Если продаётся крупный комплекс, где работают более 200 человек, то к участию допускается ограниченный круг лиц. Они выставляют свои ценовые предложения. Побеждает тот, кто предложил наибольшую цену.
Открытые торги проводятся среди всех лиц, которые внесли залог в 10% от первоначальной цены.
Стоимость повышается до тех пор, пока не останется 1 желающий купить имущество.
Аукцион организуется органами власти, в чьём ведении находится имущество.
Например, муниципальная собственность сельского поселения будет продана в соответствии с решением местной администрации.
Конкурс предполагает предъявление определённых требований к желающим приобрести имущество. Это могут быть:
- сохранение профиля производства компании;
- определённое количество инвестиций;
- сохранение определённой численности работников;
- выполнение каких-либо социальных обязательств.
Конкурс проводится, если государству важно сохранить какое-либо предприятие, но для этого требуются значительные средства и новая стратегия управления.
Если унитарное предприятие проходит акционирование, то часть ценных бумаг передаётся работникам организации.
Также определённый пакет выпускается на биржу для реализации. В результате привлекается капитал для инвестирования.
Всеми вопросами приватизации занимается представитель собственника – администрация муниципального образования или Росимущество, если объект принадлежит Российской Федерации.
Для оформления документов на земельный участок нужно обратиться с заявлением в территориальное представительство Росимущества или в муниципальный орган власти.
- На основании решения этого ведомства можно будет зарегистрировать право собственности в Росреестре.
- При приватизации жилого помещения граждане собирают пакет документов и направляют его в муниципальный орган самоуправления.
- Если недвижимость желает приобрести предприниматель на основании положений закона № 159-ФЗ, то ему следует обратиться в местный департамент по имуществу.
- Организацией аукционов, конкурсов и иных подобных мероприятий занимаются представители местных властей.