Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Снятие с налогового учета юридического лица». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
^К началу страницы
Ликвидационная комиссия должна подготовить следующий пакет документов:
- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией ( форма № Р16001);
При ликвидации юридического лица заявителями могут являться руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор), конкурсный управляющий.
- ликвидационный баланс; Ликвидационный баланс должен быть утвержден учредителями, участниками.
Закрытие филиала, представительства компании в 2021 году
^К началу страницы
Документы могут быть поданы в налоговую инспекцию любым удобным для вас способом:
- лично руководителем ликвидационной комиссии;
- через представителя по нотариально удостоверенной доверенности;
- по почте с объявленной ценностью и описью вложения;
В пределах территории Москвы документы можно направить и получить также через DHL Express и Pony Express.
Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:
- не представляло отчетности по налогам и сборам;
- не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.
Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.
С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).
- При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В Законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
- При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.
Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла — ответ законодателя на постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).
Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.
До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появилась возможность ускорить процесс.
В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по ст. 119, 126 Налогового кодекса РФ, ст. 13.19, 15.5 КоАП РФ.
В любом случае, прежде чем все бросать на самотек, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.
Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.
Смена юридического адреса: как и куда сдавать отчётность
Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.
В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.
Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.
Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.
Прекращение лица и обязательств
В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.
Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.
Субсидиарная ответственность
Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.
Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.
На акционерные общества новое правило не распространяется.
Распределение имущества
Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.
В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. А это значит — отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.
Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.
Прежде всего, необходимо отметить, что с 05.05.2014 года, в связи с изменением Гражданского кодекса включение сведений о филиале (представительстве) в устав не является обязательным, достаточно внесения в ЕГРЮЛ.
Таким образом, если филиал (представительство) организации открыт после 05.05.2014 года, сведения о нем не вносились в устав, то для его закрытия достаточно внести изменения в ЕГРЮЛ.
Если же филиал был открыт до 05.05.2014 года или позже, но сведения о нем были внесены в устав компании, то для закрытия филиала необходимо разработать новую версию устава, утвердить ее и зарегистрировать.
В настоящей инструкции мы собрали информацию по двум вариантам действий для закрытия филиала (представительства) компании.
Как было отмечено ранее, если сведения о филиале содержатся в уставе, необходимо их исключить, а для этого нужно подготовить новую редакцию устава или оформить отдельным документом изменения.
Шаг 2. Примите решение о закрытии филиала (представительства) компании
Решение о закрытии филиала (представительства) компании принимается уполномоченным органом юридического лица (определяется уставом). Например, в ООО это общее собрание учредителей. Если сведения о филиале содержатся в уставе, то необходимо принять также решение об утверждении новой редакции устава.
Приказом ФНС России от 31.08.2020 г. № ЕД-7-14/[email protected] ФНС утвердила новые формы заявлений для регистрации компаний, внесения изменений в ЕГРЮЛ, учредительные документы и иных регистрационных действий. Данные формы действуют с 25.11.2020 года. С этого момента утратили свою силу формы заявлений Р13001, Р13002, Р14001 и Р14002. Для внесения изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы используется единая форма заявления Р13014.
Заполните в заявлении Р13014 титульный лист, лист Л и лист Н. Подписывает заявление руководитель в присутствии нотариуса, удостоверяющего его подпись. При направлении документов в электронном виде подпишите их усиленной квалифицированной электронной подписью.
При закрытии филиала необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения организации также сообщение по форме С-09-3-2 (согласно требованиям пп. 3.1. п. 2 ст. 23 НК РФ).
Если при закрытии филиала (представительства) компании необходимо уволить работников филиала (представительства), их необходимо уведомить за 2 месяца до прекращения трудовых отношений (если трудовой договор заключен на срок менее 2 месяцев, то за 3 дня до увольнения). Работникам в этом случае необходимо выплатить выходное пособие. Если вы планируете перевести работников в другой филиал или головную организацию, то необходимо оформить документы о переводе (соглашения с работниками, приказы и пр.).
Для удостоверения подписи на заявлении нотариусу необходимо предоставить учредительные документы, свидетельства о регистрации компании, решение о назначении руководителя, актуальный список участников (учредителей/членов) юридического лица, решение уполномоченного органа о закрытии филиала (представительства); если вносятся изменения в устав, то также новый устав. Кроме того, необходимо при подписании заявления у нотариуса предъявить паспорт (подлинник) заявителя и оплатить нотариальный тариф (около 3000 рублей за заявление). Подписывается заявление непосредственно при нотариусе, подписывать ранее его не нужно.
Шаг 7. Получите выписку о внесении изменений в ЕГРЮЛ (учредительные документы)
Данной выпиской подтверждается завершение процедуры регистрации изменений в ЕГРЮЛ и внесение записи об изменении в ЕГРЮЛ. Если регистрировали изменения в устав, то регистрирующий орган дополнительно выдаст зарегистрированную редакцию устава.
Если заявление оформлено с ошибками (не заполнен обязательный лист, заполнен лишний лист, имеются неточности, опечатки и т.д.), вы можете получить отказ налогового органа в регистрации изменений. В этом случае нужно подготовить, заверить и подать новое заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Если же отказ является необоснованным, незаконным, вы можете подать заявление об обжаловании отказа в регистрации изменений в ЕГРЮЛ в течение 3 месяцев в вышестоящий орган или в суд.
Данные о директоре филиала не регистрируются в ЕГРЮЛ, он действует только на основании доверенности и положения о филиале. Поэтому для прекращения его полномочий достаточно отозвать ранее выданную доверенность и уведомить об этом контрагентов
Шаг 9. Получите уведомление в налоговом органе о снятии филиала с учета и доплатите налоги
Если налоговый орган не примет решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении филиала (представительства), то он выдаст организации уведомление о снятии с учета в течение 10 рабочих дней с даты получения сообщения и сведений из ЕГРЮЛ. В противном случае уведомление будет выдано не ранее окончания проверки.
После получения уведомления о снятии с учета филиала (представительства) юридического лица необходимо подать налоговую отчетность по закрытому обособленному подразделению и доплатить необходимые налоги
Деятельность предприятия, ИП или юрлица может быть прекращена по многих причинам. Это может быть самостоятельное решение предпринимателя, инициатива соучредителя или же решение государственных органов. В любом случае, при инициации процедуры ликвидации предприятия или ИП, онлайн-касса, которая была зарегистрирована на него ФНС, становится не нужной, а значит должна быть откреплена от налоговой инстанции.
В настоящее время налоговики снова могут в одностороннем порядке снимать онлайн-кассы с учета, в случае появления записи о смене статуса ИП или юридического лица в соответствующем реестре.
В случае приближения истечения периода годности фискального накопителя, предпринимателю нужно подумать о его замене. Об окончании срока действия обычно напоминает кассовое оборудование, посредством отправки уведомления. Обычно это происходит за месяц до конца срока службы.
Период действия такой составляющей онлайн-кассы, как ФН, разнится от 15 до 36 месяцев, в зависимости от выбранного режима налогообложения и вида предприятия. Применение фискальных накопителей регламентированы статьей 4.1 ФЗ 54.
Срок годности в 15 месяцев выбирают ИП и предприятия, которые:
- Торгуют продукцией под акцизом.
- Ведут бизнес сезонного характера.
- Совмещают специальный режим налогообложения (патентный, упрощенный, ЕСХН) и общий.
- Применяют кассовое оборудование, используя автономный режим и не имея подключения к оператору фискальных данных.
- Платежные агенты или субагенты.
Срок годности в 36 месяцев выбирают предприятия и ИП, которые:
- Занимаются оказанием какого-либо рода услуг.
- Применяют специальный режим налогообложения — УСН, патентный или ЕСХН. При этом не совмещая его с основным.
Предприятия и ИП, которые используют основной режим налогообложения, в плане выбора ФН имеют более широкий выбор. Им доступны все форматы накопителей.
ФН, срок годности которого подходит к концу, обычно сменяют на новый заранее, а кассовое оборудование регистрируют по новой в ФНС. Старый накопитель нужно хранить еще в течении пяти лет (по ФЗ 54). При отсутствии своевременной замены модуля, накопитель блокируется, а значит кассовая техника перестает отправлять чеки оператору данных. У налоговиков в таком случае нет другого выхода, кроме как снять кассу с учета.
Отметим, что ФНС должны предупреждать хозяина онлайн-кассы об окончании срока годности ФН, выслав уведомляющее письмо. Если бизнесмен не планирует использование кассы после окончания действия ФН, ее нужно снять с учета. Или же перерегистрировать уже с новым фискальным накопителем.
Рассмотрим, как самостоятельно снять кассу с учета в ФНС. Процедура самостоятельного снятия кассовой аппаратуры с регистрационного учета может делиться на 2 стадии:
- промежуточный — закрыть фискальный накопитель;
- основной — подать заявку в инспекцию..
Для корректного выполнения всех необходимых операций, необходимо тщательно изучить инструкцию работы вашей онлайн-кассы. Дальнейшие действия можно проводить по этой инструкции:
- 1. Для начала необходимо закрыть смену на кассовом терминале.
- 2. Далее необходимо убедиться в стабильном подключении к оператору ФД. Передача электронных чеков является важным действием.
- 3. Затем необходимо сформировать Z-отчет, а также убедиться в корректности отправки чеков. Число в строчке «Непереданные ОФД» должно равняться 0.
- 4. Следующим шагом станет закрытие архива фискального накопителя.
- 5. На последнем этапе нужно подать заявку в ФНС о желании снять кассу с регистрационного учета. Это можно осуществить тремя способами: обратиться в ближайший офис, зайти в ЛК на официальном сайте, через ЛК оператора фискальных данных.
В данной статье мы разобрались, когда ФНС может снять кассу с учета и почему это происходит. Варианта всего три: прекращение деятельности, несоответствие кассовой техники и завершение срока действия фискального накопителя. Выяснили, чем же грозит снятие кассы с регистрационного учета в налоговой в одностороннем порядке, и как предупредить данные действия со стороны ФНС. Также обсудили, нужно ли снимать кассу с учета самостоятельно и в каких случаях это необходимо. Напоминаем, что специалисты Мультикас при необходимости помогут вам снять онлайн-кассу с учета без посещения налоговой.
Перечислим причины для снятия налогоплательщика с учета.
Реорганизация. Если несколько юридических лиц приняли решение о слиянии, присоединении, преобразовании или разделении, то ИНН тех компаний, которые прекратили свою деятельность в результате реорганизации, становятся недействительными после проведения процедуры. Орган государственной регистрации информирует инспекции, где данные налогоплательщики состояли на налоговом учете, о прекращении их деятельности для снятия с учета.
Образованные при реорганизации компании подлежат постановке на учет аналогично вновь созданным. Вместе с пакетом документов о государственной регистрации представителю компании выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Приказ ФНС РФ от 11.08.2011 N ЯК-7-6/[email protected]
Процедура снятия с налогового учета индивидуального предпринимателя должна соответствовать требованиям закона. Чтобы исключить штрафные санкции от фискальных органов, необходимо провести ряд мероприятий. Решение о прекращении деятельности составляет сам ИП или его доверенное лицо. Этот документ заверяется у нотариуса. Каков порядок действий предпринимателя при закрытии?
Перед снятием с учета налогоплательщик обязан сдать в ФНС все отчеты и погасить задолженность по налогам. В случае, когда деятельности не было, нужно сдать нулевую отчетность.
Если отчеты за прошлые периоды по каким-то причинам не сдавались, нужно составить и сдать необходимые налоговые декларации. Это требуется для проверки задолженности перед бюджетом. В случае непредставления данных могут быть начислены штрафные санкции, которые увеличат время и осложнят процесс снятия с учета. Кроме того, обнаружив недостоверные данные, налоговый орган может провести внеплановую проверку. До завершения контрольно-ревизионных мероприятий снятие с учета невозможно.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
- Как оплатить страховые взносы
- Как минимизировать налоги и не заинтересовать налоговую
- Как уволить главного бухгалтера: нюансы процедуры
После сдачи отчетности и уплаты налогов следует подготовить комплект бумаг для снятия с учета.
В отличие от организаций ИП обязаны представить только два документа:
- Заявление по форме Р26001. Его можно составить в бумажном или электронном виде. Бланк получают в инспекции или скачивают с сайта налоговой службы.
- Квитанция об оплате госпошлины. Образец можно найти на сайте и оплатить в Сбербанке или любом другом банке.
Эти документы сдаются в инспекцию по месту регистрации ИП. Перед подачей необходимо проверить правильность заполнения бланка. В случае ошибок в снятии с учета будет отказано.
Способы подачи заявления на снятие с учета:
- личное обращение. Это наиболее простой и экономичный способ. Недостатком может быть лишь наличие очереди;
- через законного представителя. Доверенность можно оформить в фирме, предоставляющей юридическую поддержку. В этом случае потребуется оплатить услуги этой компании и нотариуса за оформление доверенности. Однако это позволит сэкономить время;
- ценным письмом с описью вложения. Этот способ может подойти, если снятие с учета не является срочным. Перед отправкой следует проверить заполнение бланка. Если налоговый орган обнаружит ошибки, в снятии с учета будет отказано, а документы отправят обратно;
- по электронным каналам связи. Такой способ возможен, если у индивидуального предпринимателя есть электронная подпись.
Принимая решение ликвидировать фирму, руководитель обязан в трехдневный срок с момента подписания соответствующего документа поставить в известность налоговую о начале процедуры ликвидации.
Сообщение составляется в письменной форме с приложением копий следующих документов:
- решение о ликвидации компании либо иной документ, например протокол собрания учредителей, где выражается такое решение;
- описание порядка и сроков проведения процедуры;
- документ об образовании ликвидационной комиссии.
Административным законодательством установлены штрафные санкции для обществ с ограниченной ответственностью за несвоевременное предоставление данных о ликвидации. За первичное нарушение компания может быть оштрафована на 5000 руб. При отсутствии необходимого пакета документов после наложения этого штрафа компании грозит штраф в 20 000 руб.
Действующим российским законодательством предусмотрена постановка на учет в налоговом органе всех плательщиков. Это могут быть как организации, так и частные физические лица, так и ИП.
Присваиваемый налоговый номер у плательщика не меняется, он является постоянным и индивидуальным – второго такого не существует. Сокращенная форма такого номера – ИНН.
Регулируется вопрос о постановке на налоговый учет, а также снятие с такого учета исключительно налоговым законодательством.
Идентификационный номер налогоплательщика присваивается по двум основаниям: на основании заявления самого лица и на основании сведений, которые предоставляют в налоговый орган соответствующие органы. При этом в обоих случаях постановка происходит абсолютно бесплатно, физическому лицу платить никакие госпошлины и прочие платы не нужно.
Налоговому органу на обработку сведений и постановки на учет дается ровно пять рабочих дней.
Нарушение сроков со стороны налоговых органов является нарушением законодательства.
Подача заявления может происходить как непосредственно в налоговом органе по месту жительства или месту нахождения имущества, так и в многофункциональном центре, который обязан передать заявление не позднее одного рабочего дня в УФНС.
Первичный идентификационный номер налогоплательщика выдается бесплатно, сроки сохраняются – 5 дней на обработку данных и выдачу свидетельства. При утере или порче восстановление (повторная выдача) возможна только после того, как физическое лицо заплатит установленную государством пошлину, размер которой необходимо уточнять в конкретном налоговом органе.
Физическому лицу при заполнении заявления необходимо указать свои данные, которые будут зафиксированы в индивидуальном налоговом номере. К ним относятся:
- ФИО;
- место рождения и фактического жительства (следует понимать, как прописку);
- дата рождения;
- паспортные данные или данные другого документа, который удостоверяет личность (например, свидетельство о рождении, если получатель еще не получил паспорт);
- пол и гражданство.
Примечательно, что при смене фамилии обращаться необходимо в тот же территориальный налоговый орган, который выдал идентификационный номер налогоплательщика, для замены свидетельства. При этом сам номер не изменится, поменяются только данные в нем.
Процедура замены бесплатная, государственную пошлину платить не придется. Если меняется место жительства, то обращаться для смены свидетельства нужно уже в новый налоговый орган, по новому месту жительства.
Снятие с учета в налоговом органе
Налоговый орган, во время обработки заявления, проверяет плательщика на достоверность предоставленных сведений. Так, если имеет место изменение сведений, то эти изменения при постановке на учет вносит именно налоговый орган по месту жительства или местонахождения организации. Все изменения берутся исключительно на основе тех данных, которые имеются в ЕГРЮЛ или ЕГРП, если речь идет об организации или ИП.
У налогового органа могут быть одни сведения, а в едином реестре они уже изменились. На основе этих новых данных налоговый орган (следует понимать, как территориальный: по месту нахождения, по месту ее обособленного подразделения, ИП или филиала) вносит изменения в свидетельство о номере. Это же касается иностранной компании, у которой есть представительство на территории РФ – изменения будут вноситься по месту нахождения представительства соответствующим налоговым органом.
Если изменения вносятся у обособленных подразделений, то инициатором о внесении изменений выступает сама организация (следует понимать, как организация РФ, а не иностранная организация), но изменения вносятся налоговым органом, к которому территориально относится обособленное подразделение. Исключение в данном случае составляют – филиалы и представительства каких-либо российских компаний.
Если изменения вносятся у частного лица, то выполняет эту функцию территориальный налоговый орган плательщика (имеется ввиду – по месту жительства по паспорту/прописке). При этом ему не обязательно подавать заявление, данные предоставляются соответствующими органами, которые осуществляют контроль за плательщиками.
Существует несколько видов оснований, по которым происходит снятие с налогового учета. Процедура проводится тем же территориальным налоговым органом, который и выдал первичное свидетельство.
К таким основаниям относят изменение места жительства или нахождения плательщика.Например, организация сменила место своего нахождения и уведомляет об этом все заинтересованные инстанции. В этом случае налоговый орган снимает с учета организацию. Обязанностью организации является по новому месту нахождения встать на учет заново с присвоением номера.
Срок на снятие организации или любого другого плательщика с учета составляется пять рабочих дней. В этот период налоговый орган снимает с учета:
- физических лиц;
- российские организации;
- иностранные организации с представительством на территории России;
- нотариуса, который осуществляет частную практику;
- иностранные организации, которые работают через аккредитованные филиалы на территории России.
По новому месту жительства или нахождения уже новый территориальный налоговый орган осуществляет постановку на учет на основании тех данных, которые получены от первичного или предыдущего налогового органа.
В результате налоговый номер у плательщика не меняется, однако само свидетельство заменяется новым.
В нем прописываются новые данные, но сам номер остается неизменным – он присваивается и закрепляется на всю жизнь.
Если организация прекращает свою деятельность, реорганизовывается или ликвидируется, то снятие с учета происходит только на основании сведений ЕГРЮЛ, которые берутся за основу. Такое же правило применяется к ИП, которые прекращают свою деятельность. Основанием для снятия с учета здесь выступают сведения из ЕГРП.
Если в ходе прекращения деятельности в отношении иностранной компании или российской компании проводится какая-либо налоговая проверка, то снятие с учета происходит не раньше, чем эта проверка закончится.
При этом проверка может носить как камеральный, так и выездной характер. На время проверки за плательщиком сохраняется его налоговый номер, поскольку без него провести полноценную проверку не получится, а данные будут недостоверными и неверными.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
Ответ дан в статье 83 НК РФ. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
НК РФ различает три вида обособленных подразделений: филиал, представительство, иное обособленное подразделение. Для ясности предлагаем вам краткую таблицу терминов налогового права.
Таблица 2
Обособленное подразделение (ОП)
Любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Ст. 11 НК РФ
Рабочее место
Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
С. 209 ТК РФ
Филиал (Ф)
Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
С. 55 ГК РФ
Представительство (П)
Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Ст. 55 ГК РФ
Вы сообщаете о создании ОП в налоговую по юридическому адресу организации в месячный срок с момента создания. В случае изменения в сведениях вы подаете сообщение в ту же инспекцию в трехдневный срок (см. ст. 23 НК РФ). За нарушение сроков — ответственность по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ, но не всегда. Если организация уже состоит на учете в налоговом органе по одному из оснований, указанных в ст. 83 НК РФ, то к ней не применяется ответственность за неподачу заявления для постановки на учет по иному упомянутому в этой статье основанию (см. п. 39 Постановления Пленума Вас РФ от 28.02.01 № 5).
Новая редакция ст. 23 НК РФ не обязывает налогоплательщика подавать сообщение о создании Ф/П. Это означает, что в данном случае не применима ответственность по п. 1 ст. 116 НК РФ. Что касается п. 2 этой правовой нормы, то тут ситуация следующая. После изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27.07.10 № 229-ФЗ, обязанность по постановке на учет осталась у организаций, создающих ОП (кроме филиалов и представительств); у лиц, получающих доход, облагаемый ЕНВД. Поэтому только эти две группы лиц являются субъектами ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. В итоге получается, что организации, ведущие деятельность через Ф/П без постановки на учет, не попадают под п. 2 ст. 116 НК РФ. В общем, ситуация неоднозначная, а судебной практики пока нет. Мы предлагаем (во избежание ненужных споров с налоговой) сначала получить уведомление о постановке на учет, а потом начинать работу через Ф/П. Изменения в сведения о Ф/П делаются в том же порядке, что и создание.
Согласно ст. 5 Закона о государственной регистрации юридическое лицо обязано сообщить в налоговый орган об изменении сведений в ЕГРЮЛ в 3-дневный срок. В случае, если изменение указанных в пункте 1 статьи 5 сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ согласно главы VI закона. В этой главе срока для внесения изменений в учредительные документы нет. Следовательно, закон о регистрации не устанавливает срок на внесение изменений в учредительные документы, в том числе в связи с созданием филиала (представительства). Из ст. 23 НК РФ исключена обязанность налогоплательщика сообщать о создании филиала или представительства.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ каждая организация, имеющая обособленные подразделения на территории Российской Федерации, должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого такого подразделения, если она не состоит на учете в этом налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Постановка на учет данной организации осуществляется на основании заявления, которое подается в указанный налоговый орган в течение месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Причем, если организация уже состоит на учете по какому-либо из оснований, указанных в Налоговом кодексе, постановка на учет осуществляется в соответствии с поданным сообщением в письменной форме. Основание — п. 2 ст. 23 НК РФ.
Примечание. Налоговым кодексом определено, что постановка на учет и снятие с учета налогоплательщиков осуществляются бесплатно. Об этом сказано в п. 6 ст. 84 НК РФ.
В п. 1 Порядка разъяснено, что заявление о постановке на учет подается по форме N 1-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц» (в ред. Приказа ФНС России от 15.02.2010 N ММ-7-6/[email protected]). Одновременно с заявлением организация должна представить копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения на территории Российской Федерации. Если организация встает на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства), то она представляет также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащей сведения о филиале (представительстве). Если организация встает на учет по месту нахождения иных обособленных подразделений, она прилагает копии организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации (например, копию положения об обособленном подразделении или распоряжения (приказа) о его создании — при наличии таких документов). Все копии должны быть заверены в установленном порядке и представлены в одном экземпляре.
При постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения все необходимые документы в общем порядке подаются непосредственно в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения. Однако в некоторых случаях их можно подавать и в налоговый орган по месту нахождения организации. Такие случаи предусмотрены в п. п. 2 и 3 Порядка.
Так, п. 2 Порядка касается организаций, которые открывают филиалы или представительства и не состоят на учете в налоговых органах по месту их нахождения ни по одному из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом. Правилами, изложенными в названном пункте, могут воспользоваться организации при представлении в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, следующих документов, содержащих сведения о филиале (представительстве):
— заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001);
— заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001);
— заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001);
— уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма N Р13002).
Примечание. Формы N N Р11001, Р12001, Р13001 и Р13002 утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
Справка. Налоговый кодекс об обособленном подразделении
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Местом нахождения обособленного подразделения российской организации считается место осуществления данной организацией деятельности через обособленное подразделение.
Одновременно с названными документами в тот же регистрирующий (налоговый) орган организация подает заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет. Таким образом, все документы представляются в один регистрирующий (налоговый) орган по месту регистрации организации. На следующий рабочий день после дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган направляет в электронном виде эти сведения и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) организации.
В соответствии с гражданским законодательством к обособленным подразделениям относятся представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). Данные подразделения представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту, а филиалы осуществляют функции (или их часть) юридического лица, в том числе функции представительства. Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, но они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденных положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Пример 1. ООО «Импульс», состоящее на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, решило создать филиал на территории муниципального образования, подведомственной другому налоговому органу. Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их организации. Сведения о филиалах и представительствах вносятся в ЕГРЮЛ в течение не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий (налоговый) орган (ст. 5 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
ООО «Импульс» подготовило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), и представило его в регистрирующий (налоговый) орган по своему местонахождению для внесения сведений о филиале в ЕГРЮЛ. К этому документу организация приложила заявление о постановке на учет по месту нахождения филиала по форме N 1-2-Учет.
После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ООО «Импульс» направил сведения о филиале и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала.
В п. 3 Порядка разъясняются правила для организации, которая уже состоит на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории того муниципального образования, где она решила открыть обособленное подразделение.
Постановка таких организаций на учет по месту нахождения обособленных подразделений (в том числе расположенных на территории одного муниципального образования) осуществляется на основании сообщений в письменной форме, которые организации, открывающие обособленные подразделения, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. В этом подпункте сказано, что такие сообщения все организации обязаны подавать в налоговые органы по своему местонахождению в течение месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).
Сообщение подается по форме N С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации», которая утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации». При направлении в налоговый орган по своему месту нахождения такого сообщения организация может приложить копии документов, подтверждающих создание данного обособленного подразделения (при наличии этих документов).
Примечание. Налоговый орган по месту нахождения организации не позднее следующего рабочего дня после получения документов о создании обособленного подразделения обязан направить их в налоговый орган по месту нахождения указанного подразделения для постановки на учет.
В п. 4 Порядка уточняется норма абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ. Она касается организаций, которые имеют несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Согласно этому абзацу таким организациям разрешено вставать на учет в налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Налоговый орган организация выбирает самостоятельно. О своем выборе она должна письменно сообщить в налоговый орган, который был выбран для постановки на учет обособленных подразделений. Сообщение направляется по форме КНД 1111051, которая утверждена Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/[email protected] На основании этого сообщения осуществляется постановка на учет организации в данном налоговом органе.
Примечание. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Правила, изложенные в п. 4 Порядка, предусмотрены для организаций, которые осуществляют постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения вновь созданных обособленных подразделений. Вместе с тем по этим же правилам можно поставить на учет обособленные подразделения, созданные до вступления в силу Приказа Минфина России от 05.11.2009 N 114н и состоящие на учете в разных налоговых органах на территории одного муниципального образования. Об этом говорится в п. 7 Порядка. Если организация решит это сделать, она также должна направить в выбранный налоговый орган письменное сообщение. Причем следует учитывать, что этот налоговый орган поставит на учет каждое обособленное подразделение организации только после того, как получит сведения о снятии их с учета по месту прежней постановки на учет.
Постановка на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения производится налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о постановке на учет по форме N 1-2-Учет или сообщения организации по форме N С-09-3. В этот же срок налоговый орган обязан выдать представителю организации лично или направить заказным письмом уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет, которая утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/[email protected]
Постановка на учет организации в налоговом органе, выбранном для постановки на учет обособленных подразделений, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о снятии с учета этой организации в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет. Сведения о снятии организации с учета должны быть переданы в соответствующий налоговый орган не позднее следующего рабочего дня после даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).
Пунктами 6 и 7 Порядка определены даты постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения:
— дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале (представительстве) — для филиала (представительства);
— дата создания иного обособленного подразделения, указанная в заявлении о постановке на учет или сообщении, — для иного обособленного подразделения.
Датой постановки на учет организаций, обособленные подразделения которых ранее были зарегистрированы в разных налоговых органах, является следующий календарный день после дня внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.
Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц, ИНН
Снятие с учета организаций по месту нахождения обособленного подразделения регламентируется п. п. 9, 10 и 12 Порядка. Так, организация снимается с учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае прекращения деятельности (закрытия) этого обособленного подразделения. В подобной ситуации организация должна подать заявление по форме N 1-4-Учет. Налоговый орган снимает с учета такую организацию в течение 10 рабочих дней со дня подачи данного заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки (в случае ее проведения). В такой же срок налоговый орган должен выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.
Датой снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации является дата внесения в ЕГРН сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).
В п. 10 Порядка разъясняются правила, согласно которым снимается с учета организация, состоящая на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и принявшая решение зарегистрировать их в одном налоговом органе. Такая организация должна сняться с учета в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, за исключением налогового органа, который выбран организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений. Налоговый орган обязан снять организацию с учета в течение пяти рабочих дней со дня получения копии сообщения из налогового органа, который организация выбрала для постановки на учет всех обособленных подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации либо направить заказным письмом уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.
Пример 2. ЗАО «Альбатрос» имеет два обособленных подразделения на территории муниципального образования, которую обслуживают налоговый орган N 1 и налоговый орган N 2. Организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения в каждом налоговом органе.
ЗАО «Альбатрос» решило поставить на учет все обособленные подразделения в одном месте — в налоговом органе N 1, которому она направила сообщение по форме КНД 1111051.
Получив сообщение, налоговый орган N 1 направил его копию в налоговый орган N 2 для снятия с учета организации в этом налоговом органе. В течение пяти рабочих дней со дня получения этого документа налоговый орган N 2 снял организацию с учета и выдал ей соответствующее уведомление.
Примечание. Налоговый орган, выбранный организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений, обязан передать копию сообщения в налоговые органы, где организация должна быть снята с учета, не позднее следующего рабочего дня после получения такого сообщения от организации.
Датой снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемом случае является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета.
Пункт 12 Порядка касается организаций, которые прекращают деятельность из-за реорганизации, ликвидации, и организаций, исключаемых из ЕГРН:
— по решению регистрирующего органа;
— в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества;
— в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Снятие указанных организаций с учета в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений производится не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений (содержащихся в ЕГРН) о снятии их с учета из налогового органа по месту нахождения этих организаций. В этот же срок налоговые органы обязаны выдать (направить заказным письмом) организациям уведомления о снятии с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организаций по месту нахождения обособленного подразделения является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации обязаны также вставать на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Постановка на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Примечание. Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы ГИБДД обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Постановка на учет организаций по месту нахождения транспортных средств производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют регистрацию транспортных средств.
Налоговый орган должен поставить на учет организацию по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений от соответствующих органов. В этот же срок он должен выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет. Форма утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/[email protected] Датой постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, указанной в полученных сведениях.
Указанные выше органы сообщают также о регистрации прекращения прав на недвижимое имущество и о снятии с учета транспортного средства.
В течение пяти рабочих дней со дня получения названных сведений налоговые органы снимают организацию с учета в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данной организации сведения о регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на иной объект недвижимого имущества и (или) регистрации иного транспортного средства. В этот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.
Датой снятия с учета организации (датой прекращения учета сведений в отношении организации) в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства по данному основанию является указанная в сведениях, переданных соответствующими органами, дата:
— государственной регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество;
— снятия с регистрационного учета транспортного средства.
Примечание. В дальнейшем при получении от соответствующих органов сведений о недвижимом имуществе и (или) транспортных средствах в отношении организаций, которые уже состоят на учете по указанным основаниям, налоговый орган самостоятельно фиксирует такие сведения.
В п. 12 Порядка изложены правила снятия с учета организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств при реорганизации, ликвидации организации, исключения ее из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего (налогового) органа и другим основаниям, перечисленным в этом пункте. Снятие с учета организации в перечисленных случаях осуществляется не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений, содержащихся в ЕГРН, о снятии организации с учета из налогового органа по месту нахождения организации. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации уведомление о снятии ее с учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
Организация, которая ведет деятельность через обособленное подразделение без постановки на учет или без уведомления об этом налоговой инспекции по месту нахождения организации, может быть привлечена к налоговой и административной ответственности. Налоговая ответственность установлена ст. ст. 116, 117 и 126 НК РФ, административная ответственность — ст. ст. 15.3 и 15.6 КоАП РФ. Виды нарушений и размеры штрафов представлены в таблице.
Таблица. Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет
Правонарушение
Налоговая ответственность
(штраф на организацию)Административная
ответственность
согласно
ст. ст. 15.3
и 15.6 КоАП РФ
(штраф на
должностное лицо)согласно
ст. ст. 116 и 117
НК РФсогласно
ст. 126
НК РФНарушение
установленного срока
(1 месяц) подачи
заявления
о постановке на учет
в налоговом органе
(форма N 1-2-Учет)В размере:
— 5000 руб.
(при просрочке
не более 90 дней);
— 10 000 руб.
(при просрочке
более 90 дней)—
От 500
до 1000 руб.Ведение деятельности
без постановки на
учет в налоговом
органеВ размере:
— 10% от доходов,
но не менее
20 000 руб.
(при ведении
деятельности
не более 90 дней)
— 20% от доходов,
но не менее
40 000 руб.
(при ведении
деятельности более
90 дней)—
От 2000
до 3000 руб.Несообщение сведений
по форме N С-09-3—
50 руб.
От 300 до 500 руб.
Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления.
При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:фамилия, имя, отчество;дата и место рождения;место жительства;данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа;данные о гражданстве.
Постановка и снятие с налогового учета
Порядок проведения налогового учета — это установленная налоговым законодательством последовательность действий налоговых органов по осуществлению регистрации, перерегистрации или снятия с регистрации лиц (организаций и физических лиц), подлежащих налоговому учету, а также деятельность налоговых органов по ведению Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Порядок проведения налогового учета включает:
1) порядок постановки на налоговый учет;
2) порядок налогового переучета;
3) порядок снятия с налогового учета.
[2]
Порядок проведения налогового учета включает в себя определение места осуществления налогового учета; сроков осуществления налогового учета; перечня и форм документов, представляемых для налогового учета; прав, обязанностей и последовательности действий уполномоченных органов и лиц (организаций и физических лиц), подлежащих налоговому учету.
Постановка организации, по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, предпринимателя и физического лица по месту жительства (Теперь 10-ти дневного срока для подачи заявления и обязательность самого заявления не предусмотрено)
Постановка организации на налоговый учет сейчас производится одновременно с государственной регистрацией организации в качестве юридического лица. Для отдельных видов организаций предусмотрен специальный порядок государственной регистрации.
Например, государственная регистрация банков и иных кредитных организаций предусмотрена Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» осуществляется налоговыми органами на основании решения Банка России.
Налоговый орган, осуществивший государственную регистрацию юридического лица при его создании и предпринимателя (далее — государственная регистрация), осуществляет постановку юридического лица предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Датой постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным настоящим пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры.
Постановка организации или физического лица на учет (снятие с учета) подтверждается документом, форма которого устанавливается Федеральной налоговой службой.
Организации или индивидуальному предпринимателю указанный документ выдается (направляется) вместе с документом, подтверждающим внесение записи в соответствующий государственный реестр.
Организациям, государственная регистрация которых осуществляется в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», указанный документ выдается (направляется) не позднее 5 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Организациям или индивидуальным предпринимателям, изменившим место нахождения или место жительства, налоговый орган которых по новому месту нахождения или месту жительства не совпадает с прежним налоговым органом, указанный документ выдается (направляется) налоговым органом по новому месту нахождения или месту жительства не позднее 5 дней с даты внесения соответствующей записи в соответствующие государственные реестры.
Организациям, прекратившим деятельность в результате реорганизации в форме слияния и присоединения, налоговый орган которых по месту нахождения не совпадает с налоговым органом, осуществившим государственную регистрацию прекращения деятельности, указанный документ выдается (направляется) налоговым органом по месту нахождения прекратившей деятельность организации не позднее 5 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Постановка на учет в налоговых органах физических лиц приравняных к предпринимателям, или не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица.
Первое, что должны сделать руководители предприятия, принявшего решение о ликвидации компании – это сообщить регистрирующему органу о начале процесса ликвидации. Сделать это необходимо обязательно в письменной форме и в течение трех дней с момента принятия решения. Также необходимо приложить следующие документы:
- Решение о начале процедуры ликвидации, либо другой распорядительный документ, имеющий правовую силу в этом вопросе (Копия).
- Решение о порядке и сроках ликвидации (Копия).
- Решение о создании ликвидационной комиссии (Копия).
Если этого не сделать, то согласно статье 129.1 Налогового кодекса несвоевременное сообщение сведений о том, что ликвидация ООО началась, наказывается штрафом в размере 5000 рублей. Если же и после этого необходимые сведения не будут предоставлены, то налагается еще один штраф в размере 20 000 рублей.
Как только регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) запись о принятии решения о начале ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии, то в течение 5 дней он обязан сообщить о начале процесса в территориальный налоговый орган, внебюджетные фонды и органы статистики.
Получив эти сведения, территориальные налоговые органы обязаны выполнить в отношении этой компании целый ряд действий. Можно сказать, что ликвидация фирм (Москва и другие города России) ( курируется налоговыми органами на протяжении всего процесса закрытия предприятия. В частности, налоговый инспектор обязан:
- получить данные о наличии имеющихся у компании филиалов и представительств, недвижимого имущества, транспортных средств, а также другого имущества подлежащего учету в налоговых органах;
- обеспечить выполнение ликвидируемой компанией обязанностей по уплате налогов и сборов, в полном соответствии со статьей 49 Налогового кодекса РФ;
- при необходимости обеспечить возмещение задолженности за счет учредителей (участников) компании на основании установленной Гражданским кодексом субсидиарной ответственности.
Изменения в сведениях об организациях или индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Если налогоплательщик изменил место нахождения или место жительства, снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете:
организации или индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
частного нотариуса, адвоката в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке, установленном Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;
физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке, установленном Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика.
Статья 85. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков
1. Органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.
2. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
3. Органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц. В электронном виде
4. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. В электронном виде
5. Органы опеки и попечительства обязаны сообщать об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц — собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения.
6. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым.
7. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.
- Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.
- Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.
- ред. Грязнова, А.Г.; Федотова, М.А. и др. Оценка недвижимости; М.: Финансы и статистика, 2013. — 496 c.
- Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.
Действия после снятия организации с налогового учета
НДФЛ нерезидентов
Налоговый учёт
Учёт ИП по ЕНВД
Документы для налоговой проверки
Выбор налогового режима
Оплата проживания иногородних работников
Ошибка в 3-НДФЛ
ЕНВД и нулевая отчётность
ОСН и оформление НДС
По оплате НДС
Подача декларации в налоговую
Как зарегистрировать ИП самостоятельно
Как открыть расчетный счет для ИП
Камеральная проверка налогов
Переоформление ИНН при смене фамилии
Заявление на возврат подоходного налога
Свидетельство о регистрации ИП
Возврат подоходного налога
Налоговый вычет на лечение
Возвращение подоходного налога
Пошаговая инструкция по закрытию обособленного подразделения выглядит следующим образом:
Читайте так же: Закрытие ООО при отсутствии деятельности
- снятие с учета в ИФНС;
- увольнение сотрудников.
Итак, первый шаг – снятие с учета в налоговой инспекции. Данная обязанность предусмотрена в ст. 84 НК РФ. Для совершения этих действия надо подготовить комплект документов. Состав данных будет отличаться в зависимости от того, является ли обособленное подразделение филиалом либо представительством или нет.
Когда ему не был присвоен подобный статус, процесс снятия с учета производится по месту регистрации основной фирмы. С момента издания официального документа о закрытии обособленного подразделения надо передать эти сведения в течение 3 суток.
Сообщение о снятии с учета предоставляется по утверждённой форме №С-09-3-2. Передать его можно разными способами:
- лично или через доверенное лицо;
- по почте;
- в электронном виде через интернет.
В течение 10 суток после представления сообщения налоговая инспекция присылает уведомление о снятии обособленного подразделения с учета.
Иной порядок закрытия предусмотрен для филиала или представительства. Информация о них включена в учредительные документы компании, а также в ЕГРЮЛ. Соответственно, процедура будет связана с внесением соответствующих преобразований.
Таким образом, оносостоит из двух этапов:
- направление сообщения по форме №С-09-3-2 в налоговую инспекцию;
- внесение преобразований в учредительные документы.
Первая стадия данного процесса рассмотрена выше. Что касается процесса включения изменений в учредительные акты, то необходимо собрать определённую информацию для корректировки:
- уведомление о внесении преобразований по форме №Р13002;
- вердикт о внесении изменений, а также сам текст преобразований.
Этот комплект данных надо представить в налоговую инспекцию, которая осуществляет регистрацию компаний. Данная ИФНС будет включать преобразования в ЕГРЮЛ и учредительные документы компании. Информация о ликвидации обособленного подразделения предоставляется в налоговую инспекцию по месту создания фирмы.
Она, в свою очередь, передает данные о прекращении действия филиала или представительства в ИФНС по месту их нахождения.
Для изменения адреса организации мало просто перебраться в новое помещение. Все действия должны быть оформлены на бумаге и официально зарегистрированы. На первоначальном этапе смену адреса нужно зафиксировать на уровне учредителей, а затем обратиться с заявлением в налоговую инспекцию. Документы лучше подготовить заранее, поскольку на регистрацию изменений отводится всего лишь 3 дня с момента подписания решения о новом местоположении фирмы.
Если вы планируете самостоятельно провести смену юридического адреса ООО, предлагаем вам пошаговую инструкцию, актуальную на 2015 год.
Похожие записи: