Можно ли отозвать жалобу из ФАС 44 ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли отозвать жалобу из ФАС 44 ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Отозвать собственную жалобу так же просто, как и послать её. Сделайте это сразу, как только вы приняли взвешенное решение о бесперспективности рассмотрения вашей жалобы. Согласно 106 ст. 44 ФЗ, сроки рассмотрения ФАС вашей жалобы ограничены 5-ю рабочими днями с момента поступления обращения.

Не имеет разницы, каким образом вы отправили вашу жалобу: в бумажном виде или электронном. Однако, при отзыве жалобы мы рекомендуем воспользоваться электронной почтой, ввиду очевидного преимущества в скорости доставки вашего сообщения. Не забудьте подписать и оформить отзыв жалобы таким же образом, как и саму жалобу – в техническом плане, жалоба и её отзыв ничем не отличаются.

Образец заявления об отзыве жалобы, можно скачать по >> ссылке.

Если ваша жалоба еще не прошла первичную обработку в ФАС (до 2-х дней), то вы можете, не дожидаясь назначения рассмотрения, направить уведомление об отзыве вашей жалобы, указав наименование организации, от которой поступила жалоба, номер обжалуемой процедуры, и дату направления вашей жалобы.

Если ваша жалоба уже поступила в работу, то ей будет присвоен уникальный номер, а также, назначено место и время рассмотрения по существу. Зная этот номер и дату поступления вашего обращения, воспользуйтесь своим законным правом отзыва жалобы.

Напоминаем, что ФАС может провести внеплановую проверку по вашей жалобе даже в случае если вы отзовете её, в случае если в ней изложена информация, указывающая на нарушения закона.

Заявление об отзыве принимают в письменном виде, также участник закупки вправе отозвать жалобу на заседании комиссии УФАС.

Её можно отозвать в течение 5 дней: с момента её подачи вплоть до принятия решения комиссией контролирующего органа.

2 дня длится первичная обработка, в это время можно направить уведомление об отзыве, указав наименование заявителя, номер процедуры и дату направления жалобы.

По истечении двух дней документ уже поступает в работу, ему присваивается уникальный номер, назначается время и место для рассмотрения по существу. В таком случае тоже можно воспользоваться законным правом на отзыв, направив заявление в ФАС, либо дождаться рассмотрения и заявить о своём желании прекратить производство прямо во время комиссии.

Составляйте возражение, если в ФАС пожаловались, а обращение затрагивает права и интересы. Это не обязательно, но рекомендуем подготовить такие возражения, чтобы заранее предоставить аргументы правильности решения. В ч. 2 ст. 106 закона о контрактной системе указано, что возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позже чем за 2 рабочих дня до заседания.

Если на действия заказчика была подана жалоба, то контрольный орган, в который она была подана, в обязательном порядке уведомляет об этом заказчика.

Может ли участник отозвать свою жалобу?

Заявитель, участник госзакупок, может отозвать свою жалобу до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы.

Но этот участник уже будет не вправе подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц в административном порядке.

Отзыв жалобы по закупкам из ФАС: порядок, сроки и последствия

Участник может направить жалобу в установленные сроки и до подписания контракта. Когда сроки истекут, обжаловать действия можно будет только в суде.

Предмет жалобы Кто может подать жалобу Сроки обжалования
Документация закупки. Любая компания, физлицо. До конца приема заявок.
Решение комиссии заказчика, которое указано в протоколе. Участник, который подавал заявку на участие. В течение пяти дней с момента публикации в ЕИС протокола.

Действия заказчика:

  • при рассмотрении заявок в запросах котировки и предложений;
  • при рассмотрении вторых частей заявок конкурса, аукциона;
  • при заключении контракта.
Участник, который подавал заявку. До заключения контракта.
Процедура аккредитации на площадке. Пользователь, который проходит аккредитацию. В течение 30 дней с момента обжалуемых действий.
Нарушения проведения торгов. Участник электронной процедуры. В течение пяти дней с даты проведения торгов на площадке.

В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.

ФАС может запретить заключать контракт, пока не рассмотрит жалобу. Остальные действия проводят в обычном порядке. Например, если жалобу подали после проведения аукциона, то заказчик рассматривает вторые части заявок и выпускает протоколы, но контракт не подписывает.

За следующие три дня ФАС рассмотрит жалобу. В этот период она может запросить у госзаказчика и ЭТП документы и информацию. Контрольный орган решает признать жалобу:

  • необоснованной — процесс торгов продолжается без изменений;
  • обоснованной или частично обоснованной — ФАС предписывает исправить нарушения, например, изменить документацию, отменить протоколы и вернуть закупку на какой-либо этап, отменить всю закупку и провести заново.

Решение публикуют в ЕИС и уведомляют стороны спора. В течение трех месяцев его можно обжаловать в суде.

Жалобу не рассмотрят и вернут заявителю, если:

  • нарушен порядок подачи жалобы и требования 44-ФЗ;
  • заявитель не подтвердил полномочия документами или не подписал жалобу;
  • нарушены сроки подачи;
  • ФАС или суд уже приняли решение по аналогичной жалобе, если другой участник подал ее раньше вас;
  • заявитель состоит в РНП.

Заявитель может устранить замечания и подать жалобу заново, если срок для подачи еще не вышел, или обжаловать отклонение в суде.

Информация по принятому решению ФАС направляет на электронную почту, которую заявитель указал в жалобе, и публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней после принятия решения.

Чтобы найти информацию на сайте госзакупок, найдите процедуру по номеру в поиске и нажмите на слово «Жалоба» в правой части карточки закупки. Сайт откроет реестр всех жалоб по этой закупке.

В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки1. Контрольным органом в сфере закупок является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России и территориальные органы УФАС)2.

Жалобу можно подать в любое время после размещения заказчиком плана закупок в единой информационной системе (ЕИС), но не позднее чем через 10 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС (на электронной площадке) итогов закупки (соответствующего протокола). Исключением из этих сроков является случай, когда участник закупки намерен обжаловать положения документации о закупке — сделать это можно только до окончания установленного срока подачи заявок. После 10 дней с даты размещения в ЕИС итогов закупки обжаловать действия (бездействие) заказчика можно только в судебном порядке. Кроме того, обжалование действий (бездействия) заказчика, связанных с рассмотрением вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или с заключением контракта, допускается не позднее даты заключения контракта.

Жалоба должна подаваться в письменной форме3. Она подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего жалобу.

Внимание!

Жалоба, подаваемая посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной подписи, не будет соответствовать нормам 44-ФЗ4. Если заявитель намерен подать жалобу в электронном виде, то он должен использовать электронную подпись5.

Жалоба должна содержать:

  1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика;
  2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии) участника закупки, подающего жалобу;
  3. указание на закупку, в отношении которой подается жалоба;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, доводы жалобы.

К жалобе должны прикладываться документы, подтверждающие ее обоснованность, при этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Жалоба возвращается заявителю без рассмотрения в следующих случаях:

  1. жалоба не соответствует установленным требованиям;
  2. жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
  3. жалоба подана по истечении установленного срока;
  4. по жалобе на те же действия (бездействие) заказчика уже принято решение суда или ФАС.

Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы. ФАС в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы. Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия ФАС решения по существу, но при этом этот участник уже будет не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) того же заказчика. В течение 2 рабочих дней с даты отзыва жалобы ФАС направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в ЕИС.

Инструкция по возражению на жалобу ФАС по 44-ФЗ

Заявитель направляет жалобу в антимонопольный орган согласно гл.6 ФЗ №44[1], Приказу ФАС России № 72714 от 19.11.2014 года. Обращения, квалифицированные как жалоба на нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами в течение 5 рабочих дней с момента их регистрации (в случае надлежащего оформления жалобы)[2].

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов[3].

Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России), в связи с вступившими в силу 31.12.2017 в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поправками в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), а также поступающими запросами о разъяснении применения норм Закона о закупках и на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, направляет территориальным органам ФАС России для использования в работе информационное письмо о применении положений части 10 статьи 3 Закона о закупках в части порядка рассмотрения жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

1. Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, наличие в жалобе указаний на нарушения положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.

Учитывая изложенное, в случае поступления в антимонопольный орган жалобы, содержащей информацию об осуществлении заказчиком закупки, по мнению заявителя, с нарушением требований Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках, указанная жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом частью 13 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений, комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

Учитывая изложенное, жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной, при этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона защите конкуренции.


Даны некоторые разъяснения по вопросу обжалования действий (бездействия) заказчиков в рамках Закона о контрактной системе.

Так, указано, что жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в ней доводов. На основании последних комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной. При этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений.

Жалоба на положения документации о закупке, поступившая от лица, не подававшего заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок оставляется без рассмотрения.

Само возражение на жалобу отправляется в ФАС. Следует знать, что в досудебном порядке на подачу заявления обжалования решения ФАС дается один месяц, а в судебном — три месяца. В досудебном разбирательстве санкции ФАС продолжают работать, в случае судебного разбирательства штрафные санкции замораживаются. Кроме того, досудебное обжалование направляется в вышестоящую структуру ФАС, а в при судебном — в арбитражный суд.

Документ можно оформить как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Жалоба будет отклонена, если текст составлен неряшливо, безграмотно, неразборчиво оформлен, содержит некорректные выражения и угрозы.

Прежде чем приступать к подготовке заявления заказчику потребуется учесть все правила согласно с которыми происходит оформление необходимых документов, указанных в ч 2 ст 106 44 ФЗ.
Сам ответ на претензию в ФАС должен быть создан на фирменном бланке со стороны заявителя и он обязан внести необходимые данные, к которым будут относиться:

  • данные организации-заказчика;
  • реквизиты по закупке;
  • информация об организации;
  • доказательства, которые подтвердят регламентированность и законность действий организации-заказчика.

Сам текст заявления включает в себя претензии, которые поступили в ФАС.
Но помимо этого от заказчика потребуется разбавить данный текст и внести в него пункт, в котором будут иметься доказательства совершенных собой действий.

К самом заявлению могут быть прикреплены приложения, к которым будут относиться:

  • документация к закупочной процедуре;
  • заявки, которые подавались участниками;
  • протоколы подведения результатов закупки и рассмотрения заявок;
  • видео и аудиозаписи, если они имеются;
  • остальные документы, которые могут понадобиться по требованию уполномоченных органов согласно с ч 3, 4 ст 106 44 ФЗ.

Информация о приостановке процедуры также будет отображаться и на соответствующей ЭТП. Тогда только участник, подавший жалобу может вздохнуть с облегчением: его труд не пропал зря: заказчик уже не сможет заключить контракт, проигнорировав жалобу. Может ли ФАС проигнорировать жалобу, поданную по всем правилам и в срок? Законным способом не может, по крайней мере сразу. Случаи, когда жалоба оставляется без рассмотрения, составляют в процентном отношении 10-12% всех жалоб. Но принять решение об оставлении жалобы без рассмотрения ФАС может только в течении двух рабочих дней с момента регистрации и при наличии какой-то уважительной причины (например, если участник не укажет в жалобе номер своей заявки). Если они истекли и участнику не пришло письмо об оставлении жалобы без рассмотрения, он может вздохнуть с облегчением: его жалоба, по крайней мере, будет рассмотрена по существу.

По факту рассмотрения жалобы комиссия ФАС выносит решение. В зависимости от того, что решила комиссия, она может выдать заказчику обязательное к исполнению предписание. Далее возможны варианты.

— заказчик исполнил предписание в полном объеме.

— заказчик частично исполнил предписание, то есть исполнил, но не надлежащим образом.

— заказчик вообще не исполнил предписание или сразу обратился в арбитражный суд.

Последний вариант наблюдается весьма редко, поскольку прежде чем обжаловать предписание заказчик должен его сначала исполнить, а уже суд отменит, если сочтет доводы заказчика убедительными. Так что заказчик может быть оштрафован на внушительную сумму. Закон 44-ФЗ в рамках которого выдается предписание не предполагает его автоматической приостановки в случае обращения заказчика в суд. С другой стороны, при обращении в суд, если только он примет к рассмотрению заявление действие предписания автоматически останавливается, в соответствии с ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ. Такую позицию занимают некоторые суды и решения по подобным делам бывают разные. А вот предписание, выданное по устранению нарушений в процедуре, проводимой в соответствии с законом 223-ФЗ заказчик может, не исполняя обжаловать в суде. Тут уже нет коллизии – действует только ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ. Исполнение ненадлежащим образом заказчику может сойти с рук, но, если кто-то из участников снова пожалуется, комиссия ФАС обязательно заставит заказчика выполнить предписание в полном объеме. При точном исполнении предписания (заказчик еще должен уложиться в срок, предписанный ФАС) ФАС уведомляет ЕАИС, а также присылает на ЭТП письмо о разблокировании процедуры. Получив такое письмо оператор ЭТП разблокирует в течение одного дня процедуру и заказчик

Разблокирование процедуры осуществляется не сразу. Сначала заказчик должен отчитаться перед ФАСом, что исполнил предписание, выслав туда соответствующие материалы. Только после этого ФАС отправит письмо о разблокировании оператору ЕАИС, а также уведомит ЭТП. Получив уведомление ЭТП разблокирует процедуру, и только тогда заказчик сможет заключить контракт (договор) с победителем. А если ФАС такое письмо не отправит? Cколь долго процедура может оставаться заблокированной? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Предписание об устранении нарушений изготавливается ФАСом одновременно с решением.

На практике это правило почти никогда не исполняется: в предписании указывается один срок, не позднее которого заказчик должен успеть выполнить предписание и отчитаться о его выполнении. Допустим, что заказчик выполнил все, что требовало предписание, отправил материалы в ФАС, отправил также туда письмо с просьбой об ускорении разблокирования, но нет ни ответа, ни привета.

Этому бездействию можно найти объяснение.

Этот специалист может уйти в отпуск, заболеть, умереть или погибнуть, наконец. И как тогда добиться разблокирования процедуры, если письмо о разблокировании не приходит и телефон выделенного специалиста не отвечает? А в подразделениях (или филиалах) ждут с нетерпением поставки товаров, исполнения работ, оказания услуг. Да и победитель бесится. Он уже не верит, что договор (контракт) когда-либо будет заключен, не знает закупать ли ему товар для поставки или нет; начинать ли исполнение работ (указание услуг) под честное слово заказчика. А если еще окажется, что заказчик не выполнил предписание ФАС должным образом, победитель может беспокоиться, что тогда контракт вообще будет аннулирован. На самом деле этого не произойдет. Если предписание ФАС не предполагало отмену процедуры, а устранение нарушений, то даже при повторном неисполнении предписания она не будет отменена. Но в этом случае заказчик не минует суда, а руководитель его организации будет дисквалифицирован сроком на один год.

Они могут написать коллективную жалобу в прокуратуру (на ФАС можно подавать жалобу только в генеральную прокуратуру) в суд или в центральный аппарат (ФАС России). Генеральная прокуратура, скорее всего передаст жалобу в ФАС России, ФАС России постарается замять дело, поскольку проштрафилось его подразделение. И процесс разблокирования не ускорится. Подача жалобы на бездействие ФАС в арбитражный суд – вероятнее всего окажется самой эффективной. Заказчику не следует забывать, что если он пожалуется куда-либо на свою территориальную ФАС, то отношения с ней будут надолго испорчены. Да и победителю тоже, если он часто участвует в процедурах, проводимых заказчиками того же города, где проводилась обжалуемая процедура. Поэтому в случае если подписание контракта затянется по вине ФАС, автор советует проявить терпение. Даже если с момента публикации решения и предписания истек установленный законом срок – один месяц. Рано или поздно ответственный специалист появится на работе и разблокирование процедуры состоится. А срок действия договора (контракта) будет продлен с учетом дней просрочки и победитель успеет его исполнить.

  1. ФАС. Состав последовательность и сроки выполнения административных процедур
  2. ОТКЛОНЕНИЕ ТЕНДЕРНЫХ ЗАЯВОК
  3. ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК
  4. Обязательная регистрация в ЕИС участников электронных процедур
  5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЖАЛОБЩИКИ
  6. ЖАЛОБА ПОДАНА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СРОКА ПОДАЧИ ЗАЯВОК
  7. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ В УФАС
  8. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ В ФАС
  9. Как составить содержательную часть жалобы в ФАС на действия (бездействие) уполномоченного органа
  10. ПИСЬМО ФАС РФ ОТ 12.09.2019 № ИА/79982/19

Обжалование по 44‑ФЗ: спорные вопросы

Если эти сроки истекут, участник обжалует действия исключительно в суде. Важно следить за ними. Собрали их в таблицу.

Что обжалуете Кто обжалует Сроки
Положения документации о закупке до окончания приема заявок. Любой участник, общественное объединение. До окончания срока подачи заявок.
Положения документации о закупке после окончания приема заявок. Только участник, который подал заявку. Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола.
Решение комиссии, которое указано в протоколе проведения процедуры. Только участник, который подал заявку. Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола.
На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта.
Противоправные действия, которые произошли после признания победителя торгов на стадии заключения контракта. Участник, с которым заключается контракт. До совершения сделки.
Порядок аккредитации оператором электронной площадки. Заявитель. 30 дней от даты отказа.
Нарушения, которые связаны с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой площадки. Участник торгов. 5 дней с даты размещения на торговой площадке протокола проведения аукциона.

За два рабочих дня после поступления жалобы контрольный орган решает, вернуть ее из-за несоответствия требованиям 44-ФЗ (ч. 12 ст. 105) или рассмотреть. В ЕИС публикуют уведомление и сообщают заказчику, поставщику и оператору торгов о решении.

Не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения спора его участники направляют в Антимонопольную службу возражения и обоснования. Контрольный орган на коллегиальной основе рассматривает информацию по делу в течение пяти рабочих дней с даты поступления документа о противоправных действиях. Он блокирует процесс заключения контракта, остальные действия заказчик обязан делать в срок, который определен законом о контрактной системе. Например, публиковать протоколы рассмотрения вторых частей заявок.

По результатам рассмотрения контролеры решают признать жалобу:

  1. Необоснованной.
  2. Частично обоснованной.
  3. Обоснованной.

В последних двух случаях, как правило, выдают предписание устранить нарушения, которые обнаружили в ходе разбирательства. Например, изменить закупочную документацию, пересмотреть итоги закупки или аннулировать их.

Решение и предписание ФАС публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты принятия и направляет их поставщику, заказчику и оператору. Если решение ФАС не удовлетворяет участников, они в течение трех месяцев обращаются в суд с заявлением (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Итак, подача жалобы в ФАС на заказчика — дело непростое.

Чтобы достичь положительных результатов, вам стоит обратить внимание на сложности, которые чаще всего возникают при этом:

  1. Проблемы, проявляющиеся в неумении определить и чётко выразить суть претензии (в результате пробелов в знаниях законодательства);

  2. Пропуск или неверное указание необходимой информации;

  3. Некорректное указание информации о вашей компании, а также о заказчике;

  4. Неверное указание адреса для передачи;

  5. Сложности при подготовке документации, необходимой для доказательства факта нарушения;

  6. Неверное установление территориальной и функциональной подведомственности органа, в который следует обращаться;

  7. Несоблюдение сроков подачи.


Таким образом, процесс подачи жалобы в ФАС в электронном виде достаточно сложный. Если вы решите заниматься этим самостоятельно, вам будет необходимо изучить большой объём информации и, возможно, придётся обойти немало подводных камней.

Также есть второй вариант — обратиться к профессионалам, которые приобрели в этой области достаточно большой опыт. Обычно этот вариант выбирают люди, которые ощущают нехватку свободного времени и не желают рисковать. А какой путь больше подойдёт для вашей компании, решать только вам.

© ООО МКК «РусТендер»

Произошла ошибка!
Попробуйте выполнить действие еще раз

закрыть

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: подача, сроки, обжалование

  • Аукционный вестник №536 (27 августа 2021 г.)
  • Аукционный вестник №535 (20 августа 2021 г.)
  • Аукционный вестник №534 (13 августа 2021 г.)
  • Аукционный вестник №533 (6 августа 2021 г.)
  • Аукционный вестник №532 (30 июля 2021 г.)
  • Аукционный вестник №531 (23 июля 2021 г.)
  • Аукционный вестник №530 (16 июля 2021 г.)
  • Аукционный вестник №529 (9 июля 2021 г.)
  • Аукционный вестник №528 (2 июля 2021 г.)
  • Аукционный вестник №527 (25 июня 2021 г.)

Закон о контрактной системе четко регламентирует действия заказчиков, в том числе и основания, по которым можно отклонить предложение участника торгов. Нарушения в этой области и могут стать поводом для обращения с жалобой в ФАС.

Основания отклонения заявки по 44 ФЗ регламентированы статьями 67 и 69. Это могут быть:

  1. Отклонение по первым частям заявок 44 ФЗ, к примеру, конкретные показатели в предложении участника не соответствуют тем, которые требует заказчик или они вовсе отсутствуют в предложении (ч. 4 ст. 67).
  2. Отклонение второй части заявки по 44 ФЗ, например, отсутствуют необходимые документы (лицензии, декларации), а также если на основании таких документов комиссия делает вывод о том, что участник не соответствует требованиям заказчика (ч. 6 ст. 69).

Если произошло необоснованное отклонение заявки по 44 ФЗ, поставщик имеет право обратиться за защитой своих прав в Федеральную антимонопольную службу.

Итак, поставщик подал жалобу в ФАС на отклонение заявки. Какие дальнейшие действия? Уточним, что в каждом регионе России имеется отдельное обособленное подразделение данной службы, уполномоченное рассматривать жалобы в рамках 44-ФЗ.

Обязательно помните о сроках подачи жалобы в ФАС:

  • при осуществлении торгов в формах конкурса, запроса котировок, запроса предложений — не позднее 10 дней с момента размещения протокола;
  • при проведении электронного аукциона — не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов.

Важно учесть, что если обжалуются действия, совершенные после вскрытия конвертов либо после рассмотрения заявок, то жалобу может подать только участник.

Предположим, бюджетную организацию отклонили в процессе рассмотрения первых частей. Она посчитала подобный отказ необоснованным и подала жалобу в ФАС. Антимонопольная служба в течение двух рабочих дней обязана принять решение: либо принять обращение, либо вернуть его.

Поданное обращение должно быть рассмотрено в течение пяти рабочих дней комиссией службы. Она состоит из должностных лиц ФАС России, число которых должно быть не менее трех. О дате и времени рассмотрения должны быть уведомлены и податель заявления, и заказчик (они вправе также участвовать в самом процессе). Комиссия антимонопольного органа рассматривает все доводы поступившего заявления с учетом положений 44-ФЗ, а также саму закупку на предмет нарушений законодательства.

События развиваются аналогично и в случае, если поставщик жалуется на действия заказчика в процессе рассмотрения вторых частей заявок или подведения итогов той или иной закупочной процедуры.

Во время заседания комиссии ФАС принимается решение о признании жалобы обоснованной либо необоснованной. Обоснована она будет в случае, если доводы, приведенные в заявлении, действительно нарушили права и законные интересы бюджетной организации.

По результатам рассмотрения заявления комиссией антимонопольной службы составляется решение (в необходимых случаях — предписание).

Решение направляется всем участвующим сторонам в течение трех рабочих дней с момента его принятия.

Предписание выдается, если обнаружены нарушения в процессе проведения закупочных процедур. К примеру, об отмене протокола подведения итогов торгов и возврате на этап рассмотрения вторых частей.

Также все перечисленные документы публикуются в ЕИС в течение трех рабочих дней.

Победитель и второй участник электронного аукциона по 44-ФЗ признаны уклонившимися от заключения контракта по банковской гарантии (основания одинаковые). Заказчик запустил запрос предложений в электронной форме, т.к. аукцион признан несостоявшимся. Второй участник аукциона подал жалобу в ФАС.

В случае признания жалобы обоснованной, с кем заказчик должен заключить контракт?

Должен ли отменять протокол признания уклонившимся и для победителя?

Должен ли отменять запрос предложений, который уже опубликован по этой несостоявшейся закупке.

Обжалование действий (бездействия) заказчика по 44-фз в ФАС

Ответ на заданные вопросы зависит от решения ФАС и предписания, которое будет вынесено по результатам рассмотрения жалобы, если ее признают обоснованной.

Если ФАС отменит протокол о признании второго участника аукциона уклонившимся от заключения контракта, то заказчик должен будет заключить контракт с ним (если иное не будет указано в предписании ФАС).

ФАС должен рассматривать жалобу только по тому участнику, который ее подал, соответственно, оснований для отмены протокола об уклонении от заключения контракта для победителя нет.

Поскольку запрос предложений проводится вследствие признания аукциона несостоявшимся, если ФАС отменит протокол о признании второго участника уклонившимся от заключения контракта, то объявленный запрос предложений должен быть отменен (аннулирован).

В силу ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Это означает, что первым делом необходимо юридически верно расставить приоритеты и увидеть самые главные ошибки при проведении торгов. Наши юристы тщательно изучат ваше дело и документы и определят, какую тактику необходимо применить при отмене результатов аукциона.

Формальные причины для отмены аукциона перечислены в законе и среди них:
— не соблюдение срока проведения приема заявок на участие в аукционе (не менее 25 дней — ст. 18 ФЗ 178) при продаже государственного имущества;
— незаконный отказ в допуске от участия в торгах;
— неверное определение победителя и пр.

Согласно ч. 1 ст. 105 ФЗ № 44 любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Расшифровка контрольного органа дается в ст. 99 ФЗ № 44, однако эта расшифровка весьма запутана, но в конечном итоге выходит, что подавать жалобу на проведение аукциона можно в Управление ФАС по соответствующему региону. Если же данный орган не удовлетворит требования заявителя, данное решение ФАС можно обжаловать в судебном порядке.

Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

  • Опытные юристы

    За вас работают юристы в области 44-ФЗ и 223-ФЗ с опытом работы от 5 лет

  • Отточенный процесс

    8-ми летний опыт построения эффективной работы с клиентами

  • Высокая квалификация

    Наши юристы всегда в курсе последних изменений законодательства

  • Личный менеджер

    За вами закрепляется личный менеджер, готовый ответить на любые вопросы

Специализированная организация «ИжТендер» на основании ст.40 Федерального закона №44-ФЗ имеет право аналогично уполномоченному органу проводить закупочные процедуры от имени и по поручению заказчика, а также участвовать в торговых процедурах от имени поставщика. Специализированная организация является организатором или участником торгов, а контракты заключают сами заказчики или поставщики.

  1. Ангарск
  2. Архангельск
  3. Астрахань
  1. Балашиха
  2. Барнаул
  3. Белгород
  4. Белорецк
  5. Бийск
  6. Благовещенск
  7. Братск
  8. Брянск
  1. Великий Новгород
  2. Владивосток
  3. Владикавказ
  4. Владимир
  5. Волгоград
  6. Волжский
  7. Вологда
  8. Вольск
  9. Воронеж
  10. Воткинск
  1. Глазов
  2. Горно-Алтайск
  3. Грозный
  1. Дзержинск

Любому участнику закупочных процедур нужно знать, как отозвать жалобу в ФАС. Это потребуется в случае, если по каким-то причинам вы решили отказаться от обжалования. Например, если обратились в контролирующий орган сгоряча, и теперь проблема не треует такого кардинального решения.

Порядок подачи и отзыва по 44-ФЗ регламентируется статьей 105 данного федерального закона «О контрактной системе…». В документе идёт речь о том, что после подачи жалобу в контролирующий орган любой участник госзакупки вправе отозвать документ перед тем, как ФАС рассмотрит его и вынесет по нему решение.

Что касается жалоб по 223-ФЗ, их рассмотрение не относится к отдельному полномочию ФАС в соответствии с в Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» от 30 июня 2004 года № 331. При этом в пункте 5.12 указанного документа есть строка о том, что у ФАС есть и иные полномочия, поэтому заявления, касающиеся госзакупок по 223-ФЗ всё-таки принимаются. Правила отзыва документа до его рассмотрения прописаны в статье 18.1 главы 4 закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ. Подавать заявление на отзыв можно, если жалоба еще не рассмотрена.

Различий при подаче заявления на отзыв по 44-ФЗ и 223-ФЗ нет.

Отозвать жалобу из ФАС в обоих случаях по закону можно двумя способами:

  • составить письменное заявление и передать его в антимонопольную службу;
  • устно объявить о намерении на заседании комиссии по рассмотрению дела.

Пример: вашу заявку, по вашему мнению, незаконно отклонили на каком-либо из этапов закупки. Не разобравшись в причинах и следствиях, или из-за банальной юридической неграмотности, вы написали жалобу и отправили её, и уже после того, как вы это сделали, поняли, что отклонили вас все-таки абсолютно законно.

Пример: вы подали запрос на разъяснение документации, но Заказчик не ответил вам на ваш запрос в регламентированное время. Однако, после того как вы отправили жалобу, вы поняли, что Заказчик все-таки уложился в срок и ответил на запрос.

Согласитесь, совсем не хочется выглядеть глупо на заседании, обжалуя очевидно законные действия. Кроме того, следует помнить о том, что если вы Поставщик, то ваша жалоба не обязывает вас ровным счетом ни к чему, в то время как сторона, на которую вы подали жалобу, обязана явиться на Заседание под угрозой крупного штрафа. Вы, как податель жалобы, конечно, можете вообще не явиться на заседание комиссии ФАС, но репутационные потери, если они для вас что-то значат, в таком случае неизбежны.

В Федеральную Антимонопольную службу можно подать предложение, заявление или жалобу. Последний тип обращения формируется при необходимости восстановления законных прав и интересов лиц в случаях нарушения законодательства в следующих сферах:

  • антимонопольное законодательство;
  • закон о конкуренции;
  • рекламная деятельность;
  • госзакупки и контрактные системы;
  • градостроение, нарушение норм и правил строительства объектов.

После появления обращения в реестре жалоб, ФАС получает полномочия на обращение в судебные инстанции с целью привлечения нарушителей к ответственности, предварительно передав жалобу на рассмотрение ведомственной комиссии.

Справка. Обращение может быть сформировано как физическим, так и юридическим лицом, а также ИП.

Возражение на жалобу в ФАС 2021 г.

Если на действия заказчика была подана жалоба, то контрольный орган, в который она была подана, в обязательном порядке уведомляет об этом заказчика.

Законодательная база

Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.

Согласно ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия/бездействия ФАС можно обжаловать двумя путями:

  • Через арбитражный суд.
  • В коллегиальном органе антимонопольного ведомства.

Чтобы изучить процесс оспаривания решений ФАС, нужно обратиться к законодательной базе:

  • 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  • Гражданский кодекс РФ.
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – дает алгоритм судебного разбирательства.
  • 44-ФЗ и 223-ФЗ – подробная инструкция по осуществлению всех видов государственных и корпоративных закупок.
  • Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16 марта 2016 года.

Направить жалобу в Антимонопольную службу можно тремя способами:

  1. через форму на сайте;
  2. электронные сервисы;
  3. или при личном обращении.

В каждом случае необходимо составить заявление письменным или машинным текстом, а затем приложить его к форме отправки или передать в ходе личного приема.

Письменное обращение необходимо направить в территориальное подразделение ФАС, руководствуясь перечнем на официальном сайте ведомства. Жалоба формируется на листе формата А4, где в правой верхней части необходимо указать юридический адрес органа, в которое направлено обращение. Здесь же указываются персональные данные заявителя:

  • для физических лиц — полное имя и адрес проживания;
  • для юридических — наименование и юридический адрес.

На примере жалобы о недобросовестной конкуренции в теле документа перечисляются:

  • наименование лица, который выступает нарушителем;
  • описание нарушений, например, распространение сведений, порочащих деловую репутацию;
  • ссылка на ФЗ №135 «О конкуренции», положения ФАС РФ;
  • требования заявителя о проведении проверки на наличие признаков недобросовестной конкуренции;
  • документы, подтверждающие доводы заявителя — скриншоты, фотографии, газетные вырезки;
  • дата и подпись заявителя.

Жалоба оформляется в соответствии со ст. 7 ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан».

Внимание! Если у заявителя нет возможности предоставить доказательства, то он вправе ссылаться на лиц, у которых они могут быть получены.

Письменное обращение может быть направлено через почту письмом с описью вложения. Результат рассмотрения направляется на почтовый адрес, указанный в жалобе.

Юридическая консультация. Гарантия результата. Звоните .

Электронную жалобу в ФАС можно направить двумя способами:

  1. на электронную почту ведомства;
  2. либо через Госуслуги.

Чтобы направить обращение через Единый портал необходимо пройти регистрацию и верифицировать учетную запись в ближайшем Центре обслуживания. После авторизации на сайте пользователю требуется перейти в «Органы власти» и выбрать «Федеральную антимонопольную службу». Далее необходимо:

  1. Выбрать тип услуги, например, «Возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства».
  2. Выбрать «Устранение нарушения антимонопольного законодательства».
  3. Нажать на кнопку «Получить услугу».
  4. Выбрать тип оповещения о результате: почта.
  5. Указать почтовый адрес.
  6. Указать наименование юридического лица, в отношении которого должно быть возбуждено дело.
  7. Приложить экземпляр заявления.
  8. Приложить документы, подтверждающие доводы заявителя.
  9. Нажать кнопку «Подать заявление».

Чтобы направить жалобу на электронную почту ФАС необходимо оформить письменное обращение, затем отсканировать или сфотографировать документ. Можно оформить письмо машинным текстом, заверив его электронной подписью. Таким же образом направляется заявление через Госуслуги. Отслеживать статус обращения можно в личном кабинете.

Важно! На скане заявления, которое направляется в электронном виде, обязательно должна стоять собственноручная или электронная подпись заявителя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *