Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый контроль понятие виды формы методы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:
1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).
2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).
3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.
4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).
ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.
5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).
О нюансах налоговой проверки по НДС читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2020 году».
Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:
-
обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
-
обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
-
улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
-
проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
-
проверки целевого использования налоговых льгот;
-
пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.
Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.
Налоговый контроль: понятие, формы и виды.
- Налог
- Бухгалтерский учет
- Бухгалтерский баланс
- Оборотные активы
- Юридическое лицо
- Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
- Гражданско-правовой договор (ГПХ)
Камеральная налоговая проверка
Повторная камеральная проверка
Порядок проведения камеральной налоговой проверки
Камеральные и выездные проверки
Камеральная проверка по НДС
С помощью налогового контроля органы ФНС следят за соблюдением налогового законодательства организациями и предпринимателями. Данный контроль подразумевает целый ряд различных мер по выявлению нарушений налогоплательщиками. Из этой статьи вы узнаете, какими бывают виды и формы налогового контроля, и какие методы применяются налоговиками для достижения основных целей – обеспечения своевременного и полного поступления налогов и платежей в казну государства.
Налоговый контроль — это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.
Налоговый контроль — один из важнейших институтов налогового законодательства. Согласно гл. 14 НК РФ налоговый контроль — это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
В качестве составного элемента системы управления налоговый контроль представляет собой необходимый инструмент повышения эффективности налоговых отношений. Именно благодаря налоговому контролю обеспечивается обратная связь налогоплательщиков:
- с органами государственного управления, наделенными особыми правами и полномочиями по вопросам налогообложения (налоговыми администрациями);
- государственными органами, которые принимают решения по реформированию налогов (установлению новых, изменению действующих).
Формы и виды налогового контроля
Как отмечалось ранее, основной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая проводится с целью проверки соблюдения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) законодательства о налогах и сборах.
Налоговые проверки в соответствии со ст. 87 НК РФ бывают двух видов: камеральные и выездные.
Камеральная налоговая проверка — это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки закреплен в ст. 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа его уполномоченными должностными лицами на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, предоставленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Продолжительность проведения камеральной налоговой проверки не превышает трех месяцев со дня предоставления налоговой декларации (расчета) налогоплательщиком в налоговый орган.
Если в процессе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченное должностное лицо налогового органа (налоговый инспектор) выявило ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в предоставленных документах, либо несоответствия сведений, предоставленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, то налогоплательщику направляется требование о необходимости предоставить в пятидневный срок пояснения и (или) внести исправления в налоговую декларацию (расчет).
Пояснения к налоговой декларации представляются налогоплательщиком в письменном виде лично, почтовым отправлением или с применением телекоммуникационных каналов связи с использованием электронной подписи. Внесение изменений в декларацию осуществляется путем подачи налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок уточненной декларации.
В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы, если:
- заявлена сумма НДС к возмещению;
- заявлены льготы;
- отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
- декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного товарищества.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика с целью проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов. Основные аспекты ее осуществления отражены в ст. 89 НК РФ.
Основанием проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, являющейся крупнейшим налогоплательщиком, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны быть отражены следующие данные (п. 2 ст. 89 НК РФ):
- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, т. е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки в отношении одного или нескольких налогов.
Налоговые органы не имеют права:
- проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
- проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. Исключение составляют случаи, когда руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, принимается решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов;
- проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых возложена на налогоплательщика.
Обязательность составления акта налоговой проверки зависит от ее вида. После завершения камеральной налоговой проверки акт налоговой проверки составляется, только если были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Данный акт составляется должностными лицами налогового органа, проводящими камеральную налоговую проверку в течение 10 дней после ее окончания по установленной форме.
По завершению выездной налоговой проверки акт оформляется обязательно вне зависимости от результатов указанной проверки. Акт налоговой проверки по результатам выездной проверки составляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов в установленной форме в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверки.
В акте налоговой проверки указываются (п. 3 ст. 100 НК РФ):
- дата акта налоговой проверки (дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку);
- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков, подразделений, если проверка осуществляется по месту нахождения обособленного подразделения организации);
- фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
- дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
- дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
- перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
- период, за который проведена проверка;
- наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
- даты начала и окончания налоговой проверки;
- адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
- документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
- выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если НК РФ предусматривает ответственность за данные нарушения.
К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства РФ о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Документы, содержащие информацию, являющуюся банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, к акту проверки прилагаются в виде выписок, заверенных налоговым органом.
Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При привлечении в процессе проведения выездной налоговой проверки к участию в ней органа внутренних дел акт подписывается также сотрудниками ОВД за исключением сотрудников ОВД, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку.
Акт налоговой проверки составляется минимум в двух экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка (его представителю) в установленном порядке (под роспись, в течение пяти дней после составления). Если при проведении налоговой проверки привлекались ОВД, то составляется третий экземпляр, который передается последним.
Если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), не согласно с изложенными в акте фактами, выводами и предложениями проверяющих, то указанное лицо вправе в течение месяца со дня получения акта налоговой проверки представить письменные возражения (и документы, обосновывающие их) по указанному акту в целом или по его отдельным положениям в соответствующий налоговый орган.
После проведения налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, должен:
- рассмотреть акт налоговый проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя;
- принять решение по материалам налоговой проверки в течение 10 дней, в отдельных случаях данный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Институт налоговой ответственности базируется на привлечении к ответственности лиц, совершивших противоправные деяния, в которых в качестве объекта посягательств выступают общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, а также в процессе осуществления налогового контроля.
Определение налогового правонарушения содержится в ст. 106 НК РФ, в соответствием с которым налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность.
К ответственности за совершенное налоговое правонарушение могут быть привлечены организации и физические лица в возрасте старше 16 лет.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).
Налоговое правонарушение характеризуется рядом юридических признаков:
- противоправность деяния, которая рассматривается как юридическая форма материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения;
- виновность, означающая предусмотренное НК РФ психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям;
- наказуемость, которая представляет собой формальный признак налогового правонарушения, поскольку налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние фискально-обязанных лиц, ответственность за которое предусмотрена НК РФ.
Основные принципы (условия) привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения отражены в ст. 108 НК РФ:
- законность привлечения к ответственности — отражает тот факт, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ;
- однократность привлечения к налоговой ответственности — означает, что повторное привлечение к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения запрещено;
- справедливость наказания — уровень ответственности и применяемые санкции должны быть соизмеримы общественной опасности правонарушения и учитывать особенности личности правонарушителя, обстоятельства, смягчающие или отягчающие его ответственность. Принцип справедливости наказания базируется на следующих требованиях: обоснованность, соразмерность, дифференциация, индивидуализация, гуманизм.
Требование обоснованности отражается в необходимости и целесообразности придания определенному поведению статуса налоговых деликтов. Установление за налоговое правонарушение публично-правовой ответственности и ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и т. д. формирует требование соразмерности наказания. Требование дифференциации характеризуется установлением разных видов ответственности и налоговых санкций за различные налоговые правонарушения. Справедливым признается наказание индивидуализированное, т. е. такое, которое учитывает все обстоятельства дела при назначении наказания. Требование гуманизма (“экономия мер принуждения”) основано на ст. 21 Конституции РФ, в которой закреплено положение, согласно которому “достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему наказанию. Наказание не может унижать человеческое достоинство нарушителя, при этом оно должно преследовать помимо карательных и воспитательные цели”. Следовательно, из требования гуманизма вытекает, что государство обязано обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов лиц, привлекаемых к налоговой ответственности. При привлечении к ответственности налогоплательщику не должно причиняться непоправимых имущественных обременений, которые могут повлечь его банкротство, ликвидацию, неспособность пользоваться основными правами и свободами;
- соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ;
- разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности.
Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.
Налоговый контроль: понятие, значение. Формы и виды налогового контроля
Ваш успех начинается здесь!
☎ Очное обучение:
+7 (831) 437-08-51
☎ Онлайн-обучение:
+7 (831) 467-22-99
☎ Общежитие:
+7 (831) 468-05-68
✉ Интернет-приемная:
Написать нам
Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В широком смысле налоговый контроль – это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность Российской Федерации и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
В узком смысле налоговый контроль – это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Налоговый контроль (как и контроль вообще) представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности налогообязанных лиц.
Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.
Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы, государственных внебюджетных фондов, таможенные органы. Также отдельные контрольные полномочия в сфере налогообложения принадлежат Счетной палате РФ и Министерству финансов РФ.
Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:
– обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
– обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
– улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
– проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
– проверки целевого использования налоговых льгот;
– пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.
При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
Налоговый контроль за расходами физического лица осуществляется в случае приобретения им в собственность определенного имущества. Целью данного государственного контроля является выявление наличия (или отсутствия) соответствия крупных расходов доходам, полученным гражданином.
Объектом контроля со стороны государства в лице налоговых органов может быть приобретение следующего имущества:
– недвижимость, за исключение многолетних насаждений;
– механические транспортные средства;
– акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
– культурные ценности;
– золото в слитках.
Важно отметить, что объектом налогового контроля выступает переход права собственности относительно названных объектов, а не соответствие цены имущества его реальной стоимости.
Законодательство о налогах и сборах не устанавливает нижнего предела цены приобретаемого имущества, поэтому основным критерием назначения налоговой проверки по данной ситуации будет несоответствие доходов физического лица с его расходами за определенный налоговый период.
Основным методом осуществления налогового контроля за расходами физических лиц является получение налоговыми органами сведений от организаций или уполномоченных лиц, регистрирующих имущество, сделки с ним, а также права на это имущество. Гарантией обеспечения деятельности налоговых органов по контролю ха расходами физических лиц служит установленная налоговым законодательством обязанность регистрирующих органов или лиц сообщать сведения о регистрации смены права собственности на подконтрольные объекты имущества.
Полученное требование возлагает на подконтрольное физическое лицо обязанность в течение 60 дней представить в налоговый орган специальную декларацию, в которой указываются все источники и размеры средств, израсходованных на приобретение данного имущества. Цель подачи подобной декларации – документально подтвердить легальное происхождение денежных средств, израсходованных на приобретение имущества, а также уплату всех налогов, причитающихся с полученных доходов.
Как правило, к представляемой декларации прилагаются копии документом, заверенные в установленном порядке, подтверждающее достоверность указанных сведений.
Последствием установления несоответствия доходов физического лица произведенным им расходам является начисление с выявленной разницы налоговой задолженности по налогу на доходы физических лиц, а также пени за неуплату этого налога.
При наличии достаточных оснований физическое лицо, расходы которого не соответствуют его доходам, может быть привлечен к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК РФ).
Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.
Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговые органы проводят указанный контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом.
Функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.
Согласно ст. 87 НК РФ они бывают следующих видов:
– выездные,
– камеральные,
– встречные,
– дополнительные,
– повторные выездные налоговые проверки.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора – организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований НК РФ.
Статья 87 НК РФ установила период в деятельности предприятия, который может стать предметом камеральных и выездных проверок. Этот период – три календарных года, предшествующих дате проверки.
Срок давности для ответственности за налоговое правонарушение определен четко (ст.113 НК РФ). Он составляет три года и исчисляется со следующего дня после совершения правонарушения. Если же было допущено и подтверждено грубое нарушение – неуплата или неполная уплата налога, игнорирование правил учета доходов и расходов (объектов налогообложения), – срок давности ответственности исчисляется со следующего дня после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение.
Камеральная налоговая проверка проводится как в отношении налогоплательщиков, так и в отношении плательщиков сборов и налоговых агентов.
Суть камеральной проверки состоит в следующем: сначала инспектор изучает документы, подлежащие сдаче в налоговый орган в обычном порядке и только при наличии каких-либо вопросов может затребовать дополнительные сведения. Как правило, в ходе камеральной проверки выявляются арифметические ошибки в отчетности и сверяются сведения в документах.
Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т. е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральной проверки налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок (ст.93 НК РФ). Отказ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
О формах налогового контроля
Непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Следовательно, окончания проверки является день составления справки налогового органа.
Не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки.
Акт выездной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи части первой НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.
В акте выездной налоговой проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.
Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой – вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям). Передача производится под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.
Акт выездной налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
– о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
– об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
– о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.
При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.
Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.
Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом ошибок, либо о назначении выездной налоговой проверки.
Если же заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом ошибок и неточностей, либо о назначении выездной налоговой проверки.
Налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Также может возникнуть и уголовная ответственность – в ст.198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» определено, что уклонение от уплаты налога (сбора) может быть осуществлено в случае:
– непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным;
– включения в налоговую декларацию или названные документы заведомо ложных сведений.
В литературе существует два подхода к налоговому процессу:
– часть законотворческого процесса;
– как процесс применения норм налогового материального права.
В рамках первого подхода под «налоговым процессом» понимается процесс принятия законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах». Налоговый процесс в Российской Федерации подразделяется на несколько стадий:
1. Разработка законопроекта и внесение его в Государственную Думу.
Рассмотрение налоговых законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях;
2. Рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении, где обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости;
3. Второе чтение, где голосуются поправки к законопроекту;
4. Третье чтение законопроекта, для голосования в целях его принятия в качестве закона;
5. Прохождение Федеральных законов через Совет Федерации РФ;
6. Принятый Федеральных законов в течение пяти дней направляется Президенту РФ, который в течение 14 подписывает его и обнародует.
Кроме того, налоговый процесс рассматривается как процесс применения норм налогового материального права, т. е. как осуществление уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления предоставленной им налоговой компетенции.
Налоговый процесс следует рассматривать как особый случай применения норм материального налогового права. Безусловно, всякое применение норм права государственными органами и их должностными лицами требует определенной упорядоченности.
В отличие от налоговой процедуры налоговый процесс (как ее разновидность) регламентирует довольно узкую сферу отношений. Составление акта налоговой проверки и передача его руководителю налогового органа вместе с материалами проверки и возражениями заинтересованного лица (деятельность которого была подвергнута проверке) являются основаниями для инициирования налогового процесса – производства по делу о налоговом правонарушении (ст.100, 101, 101.1 НК РФ). Заканчивается данное производство вынесением руководителем налогового органа (его заместителем) определенного процессуального решения по материалам налоговой проверки. Таким образом, пока сложно говорить о формировании института налогового процесса и особенно – судебного налогового процесса, хотя практика давно доказала наличие существенных особенностей рассмотрения налоговых споров судами, и в связи с этим высказываются мнения о необходимости создания специализированных налоговых судов.
Налоговое юрисдикционное производство (налоговый процесс) подразделяется:
а) предварительное налогово-юрисдикционное производство (ст.101–101.1, 137, 139, гл.20 НК РФ);
б) судебное налоговое производство (п.2–5 ст.48, ст.104, 105, 115, 138 НК РФ).
Налоговый мониторинг может осуществляться на добровольной основе – на основании заявления организации и принятого по нему решения налогового органа (п. п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ).
Возможность обратиться в налоговые органы с заявлением на осуществление мониторинга могут организации, удовлетворяющие следующим условиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):
- Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за год, предшествующий году подачи заявления, без учета налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
- Суммарный объем полученных доходов – не менее 3 миллиардов рублей;
- Совокупная стоимость активов на 31 декабря указанного года не менее 3 миллиардов рублей.
На период налогового мониторинга вводится ограничение на камеральные и выездные налоговые проверки.
Исключения для камеральных проверок указаны в п. 1.1 ст. 88 НК РФ:
- деклараций по НДС (и акцизам) с налогом к возмещению;
- уточненных деклараций, в которых уменьшена сумма налога к уплате или увеличен убыток;
- деклараций (расчетов), представленных позднее 1 июля года, следующего за годом, в котором ведется мониторинг.
В части выездных проверок исключения предусмотрены для случаев (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):
- выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за «мониторящей» инспекцией;
- досрочного прекращения мониторинга;
- невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
- представления за мониторинговый период «уточненки», в которой сумма налога к уплате уменьшена по сравнению с ранее поданной декларацией (расчетом).
Налоговый мониторинг, являясь формой контроля, предоставляет также это возможность обращения в инспекцию для получения разъяснений налоговой практики и действующих норм законодательства. В п. 4 ст. 105.30 НК РФ указано, что организация может направить в налоговые органы запрос на получение мнения, которое налоговики будут обязаны сформулировать. Исполнение мнения будет являться основанием для освобождения организации от ответственности и пеней п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, если таковые могли возникнуть при наличии ошибок при уплате налогов организацией.
Современный налоговый контроль в Российской Федерации предусматривает реализацию фундаментальной задачи пополнения бюджета государства на любом уровне своевременно и полном объеме. Налоговый контроль дисциплинирует налогоплательщиков, его наиболее эффективной формой являются камеральные и выездные проверки, наряду с введенным недавно мониторингом.
Литература
- Налоговый кодекс Российской Федерации
- Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»
- Комарова Е.И. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 С.12
- Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение – М.: Юрайт, 2015
- Мосейкин В.В. Налоговый контроль в системе налогового администрирования РФ // Вестник Омского университета. Серия «Экономика».- 2014. – №1.- С.163-167.
- Пансков В.Г. Налоги и налогообложение – М.: Юрайт, 2015
- Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: Юнити, 2015
Форма налогового контроля — это конкретный способ выражения и организации контрольных действий. Под формой контроля налогового характера можно понимать и определенные отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения мероприятий контрольной направленности.
В роли главных форм налогового контроля выступают:
- проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, агентов налоговой направленности и плательщиков сборов;
- проверка отчетности и данных учета;
- осмотр территорий и помещений, которые используются для извлечения прибыли.
Также стоит отметить, что контроль деятельности налогоплательщиков может осуществляться также и в другой форме, предусмотренной НК.
Формы контроля налоговой направленности имеют достаточно весомое значение, так как от верного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результат, а также сама эффективность контроля. С другой же стороны, адекватное использование способов и приемов налогового контроля гарантирует соблюдение определенных прав, и законных интересов субъектов, которые в свое время являются подконтрольными, и позволяют не препятствовать нормальному функционированию их деятельности финансово-хозяйственного характера.
Наличие у налогового контроля определенных целей имеющих разнообразную направленность, а также задач обуславливает и дифференцированные подходы к их решению, то есть потребность в пользовании теми или другими способами проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных субъектов.
Использование конкретной формы налогового контроля зависит и от других факторов:
- особенностей и правового положения деятельности контролирующих органов;
- объектов контроля;
- оснований появления правоотношений налогово-контрольного характера;
- особенностей ведения учетов бухгалтерской направленности;
- финансово-правового режима расходов и доходов подконтрольного субъекта.
Например, глава 14.5 ПК устанавливает определенные особенности контроля налоговой направленности в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Налоговые контроль разделяется по различным основаниям на несколько групп.
По времени проведения есть определенные виды налогового контроля, который подразделяется на текущий и предварительный, и последующий.
Предварительный контроль налоговой направленности проводится до отчетного периода по конкретному виду налога или же до момента решения вопроса относительно предоставления налогоплательщику налоговых льгот, внесении изменений сроков уплаты налогов. Например, очень важным условием предоставления налогового кредита является проведение определенной предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного органа государства.
Достаточно большое значение имеет предварительный контроль во время оценки правовых, экономических последствий налоговых законопроектов; при введение в действие новых норм финансово хозяйственной деятельности, которая занимается контролем налогообложений хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация органами контроля своих функций имеет важное значение для предупреждения правонарушений, а также способствует укреплению дисциплины финансового характера.
Внешне результаты налогового контроля предварительной направленности могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых льгот, рассрочки или же отсрочки налоговых выплат, и налоговых кредитов.
Текущий налоговый контроль проводится при отчетном налоговом периоде. Его особенностью является проведение в ходе реализации финансовых и хозяйственных операций, то есть в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Именно из-за этого текущий налоговый контроль называют также оперативным. Такой вид контроля в первую очередь основывается на налоговом и бухгалтерском учете, документах первичного типа, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что в свою очередь позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам достаточно быстро реагировать на определенные изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, следовательно, предотвращать потери финансового характера муниципальной или государственной казны.
Последующий налоговый контроль начинает свою работу после того, как завершиться отчетный период, проводится его деятельность путем реквизиции и анализа финансовой, и бухгалтерской документации.
Основной целью последующего контроля налогового характера является определенная оценка своевременности, а также полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц. Тут главным критерием последующего налогового контроля нужно считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и иными методами всех сторон деятельности финансово-хозяйственной направленности субъекта, который является подконтрольным.
В процессе осуществления контроля налогового характера по окончании отчетного периода налоговой направленности определяется состояние финансовой дисциплины, происходит обнаружение налоговых обнаружений и в конце концов закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной, и муниципальной деятельности в сфере финансов.
Последующий налоговый контроль отличается своим углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально обязанного лица за конкретный промежуток времени, а также позволяет определить степень эффективности проведенных ранее текущего и предварительного контроля.
Контроль налогового характера выступает в роли определенной разновидности финансовой деятельности и при это разновидностью управленческой деятельности государства в налоговом направлении, именно поэтому в зависимости от субъектов выделяют контроль:
- органов налогового характера;
- органов таможенной направленности;
- органов внутренних дел.
Также стоит отметить, что в зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:
- выездной — в месте расположения налогоплательщика;
- камеральный — по месту нахождения налогового органа.
По результату предоставления деклараций может возникнуть несколько возможных ситуаций. К ним относят следующее:
- Выявление неточностей при исполнении налогового законодательства.
В этом случае руководитель уполномоченного органа может принять решение о продлении период проверки до трех месяцев. Могут быть запрошены дополнительные сведения, получены объяснения со стороны плательщика и так далее.
- Ошибки в налоговой декларации.
Это могут быть противоречия в сведениях, недочеты и прочее. В этом случае плательщику также направляется требование о предоставлении пояснений и уточнений. На это дается пять дней.
Также возможна подача уточненной декларации, это происходит в случаях, когда плательщик сам выявляет ошибки и желает изменить представленные ФНС РФ сведения.
Все оговорки должны быть обоснованными, поскольку несоответствие имеющихся сведений и переданных может расцениваться, как нарушение законодательства в части исчисления платежей и их уплаты.
- Выявление правонарушения.
Эта ситуация предусматривает наличие доказанного факта несоблюдения требований об исчислении и уплате налогов. По итогу такой проверки выносится акт (ст. 100 НК РФ), в котором обозначают сроки устранения нарушений, если такое возможно, а также мера ответственности.
Если надзорные мероприятия не выявили нарушений, то по результату проверки также составляется итоговый документ.
Понятие налогового контроля, его формы, методы и виды
Налоговый контроль предполагает выявление нарушений, соответственно, по его результатам должно быть вынесено какое-то решение. Когда у лица нет недочетов в процессе исчисления и уплаты налогов, то необходимости в данном документе нет. Если же нарушения выявлены, то инспекция должна определить степень их тяжести и меры ответственности.
При установлении факта несоблюдения налогового законодательства, ИФНС РФ может принять одно из следующих решений:
- привлечь виновное лицо к ответственности в соответствии с нормами НК РФ и КоАП РФ;
- освободить налогоплательщика от ответственности, даже если был определен состав конкретного правонарушения.
Выносится решение с учетом сведений из акта проверки, а также возражений, представленных налогоплательщиком.
На принятие решения дается десять дней. Тот же срок предусмотрен в дальнейшем для обжалования. Когда речь идет о выездной проверке, то допускается участие плательщика при рассмотрении материалов и подведении итогов. Директор юридического лица может присутствовать лично, либо привлечь представителя.
Дистанционный налоговый контроль проводится за один конкретный календарный год, что предусмотрено в ст. 105.26 НК РФ. На основании полученных документов инспекция проводит анализ рисков юридического лица и системы внутреннего контроля.
Это позволяет налоговой службе переходит к совместной оценке рисков, что происходит в несколько этапов:
- Плательщик раскрывает свои риски, путем их идентификации в системе внутреннего контроля. Далее информация передается на анализ в налоговый орган.
- Инспекция проводит оценку представленных сведений, после чего формирует план налогового мониторинга.
Если представленные организацией сведения не соответствуют тем, что уже имеются о ИФНС РФ, то юридическое лицо обязано предоставить пояснения и уточнения (в течение пяти дней), либо исправить недочеты (в течение десяти дней).
Удаленный вариант налогового контроля также предполагает свои формы реализации. Здесь перечень способов выявления нарушений ограничен.
В ходе мониторинга возможно следующее:
- потребовать предоставления дополнительных сведений;
- привлечь организацию для дачи пояснений;
- пригласить эксперта, специалиста или переводчик в целях всестороннего изучения документации.
По результатам мониторинга составляется мотивированное мнение должностного лица налоговой службы. Данный документ необходим в том случае, если установлен факт нарушения законодательства в части начисления и уплаты налогов.
Кроме того, организация может сама запросить мнение налоговой инспекции, если нарушений выявлено не было. В этом случае документ направляется в течение одного месяца с момента его составления.
В остальных ситуациях, при несоблюдении законодательства юридическим лицом, оно получит мнение не позднее чем через пять дней.
- Новации при проведении камеральных проверок по налогу на добавленную стоимость 2015 / Сорокина Елена Владимировна, Белогорская Алла Николаевна
- Тенденции и перспективы развития налогового контроля в России 2012 / Удалов Родион Владимирович
- Современное состояние налогового контроля за полнотой исчисления налога на добавленную стоимость 2013 / Шитов В.Н., Лытяков А.В.
- Повышение эффективности проведения налоговых проверок 2019 / Зарина Петровна Гасиева, Владимир Артурович Кайтмазов
- Анализ практики и результатов использования автоматизированной системы контроля «НДС-2» 2018 / Пышкина Н.Л., Якушев М.Ф.
Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Различают следующие виды налогового контроля:
1) по времени проведения контрольных мероприятий:
2) по субъектному составу проеряющих органов:
— контроль налоговых органов;
— контроль таможенных органов;
— контроль финансовых органов;
— контроль органов внутренних дел;
3) в зависимости от места проведения налогового контроля:
4) в зависимости от объекта налогового контроля:
Лекция 11. Налоговый контроль
Органы налогового контроля действуют сегодня исходя из того, что необходимо выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а не тотальный налоговый контроль. Собственно, Владимир Владимирович Путин определил основные приоритеты налоговой политики на 2015-2017 годы так: стимулирование позитивных структурных изменений в экономике, снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение собираемости налогов.
В настоящее время в условиях глобального экономического кризиса и тотального давления на российское государство необходимо поддерживать развитие именно отечественного предпринимательства. В связи с этим необходимость коррекции процесса налогового контроля стала насущной необходимостью. Адекватная коррекция невозможна в случае ненадлежащего функционирования органов государственного налогового контроля, именно поэтому их функции и обязанности должны быть тщательно изучены и скорректированы в соответствии с современными российскими реалиями.
Одним из ключевых направлений налоговой политики является осуществление налогового контроля соответствующими органами.
Понятие налогового контроля – охрана и обеспечение имущественных прав государства и муниципальных образований.
Понятие налогового контроля может рассматриваться в широком и узком смысле.
- В широком смысле понятие налогового контроля означает совокупность мер государственного регулирования, которые обеспечивают экономическую безопасность России, защиту фискальных интересов государства и субъектов федерации.
- В узком смысле понятие налогового контроля представляет непосредственно осуществление контрольной деятельности в лице государственных органов в сфере соблюдения законности и целесообразности в рамках введения, уплаты и взимания налоговых сборов.
Налоговый кодекс Российской Федерации оперирует узким понятием налогового контроля.
Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Налоговый мониторинг может осуществляться на добровольной основе – на основании заявления организации и принятого по нему решения налогового органа (п. п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ).
Возможность обратиться в налоговые органы с заявлением на осуществление мониторинга могут организации, удовлетворяющие следующим условиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):
- Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за год, предшествующий году подачи заявления, без учета налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
- Суммарный объем полученных доходов – не менее 3 миллиардов рублей;
- Совокупная стоимость активов на 31 декабря указанного года не менее 3 миллиардов рублей.
На период налогового мониторинга вводится ограничение на камеральные и выездные налоговые проверки.
Исключения для камеральных проверок указаны в п. 1.1 ст. 88 НК РФ:
- деклараций по НДС (и акцизам) с налогом к возмещению;
- уточненных деклараций, в которых уменьшена сумма налога к уплате или увеличен убыток;
- деклараций (расчетов), представленных позднее 1 июля года, следующего за годом, в котором ведется мониторинг.
В части выездных проверок исключения предусмотрены для случаев (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):
- выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за «мониторящей» инспекцией;
- досрочного прекращения мониторинга;
- невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
- представления за мониторинговый период «уточненки», в которой сумма налога к уплате уменьшена по сравнению с ранее поданной декларацией (расчетом).
Налоговый мониторинг, являясь формой контроля, предоставляет также это возможность обращения в инспекцию для получения разъяснений налоговой практики и действующих норм законодательства. В п. 4 ст. 105.30 НК РФ указано, что организация может направить в налоговые органы запрос на получение мнения, которое налоговики будут обязаны сформулировать. Исполнение мнения будет являться основанием для освобождения организации от ответственности и пеней п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, если таковые могли возникнуть при наличии ошибок при уплате налогов организацией.
В настоящее время в налоговом кодексе закреплено ряд устоявшихся методов налогового контроля.
Методы налогового контроля представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. – Методы налогового контроля
Налоговый контроль имеет утвержденный регламент, согласно которому налоговики могут проверять хозяйственные операции, а организация имеет возможность избежать ошибок при начислении налогов. Органы налогового контроля до момента сдачи деклараций предоставляют разъяснения по вопросам изменений в налоговом законодательстве и налогообложении.
Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В широком смысле налоговый контроль – это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность Российской Федерации и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
В узком смысле налоговый контроль – это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.
Цельюналогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Налоговый контроль (как и контроль вообще) представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности налогообязанных лиц.
Объектаминалогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметомналогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.
Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы, государственных внебюджетных фондов, таможенные органы. Также отдельные контрольные полномочия в сфере налогообложения принадлежат Счетной палате РФ и Министерству финансов РФ.
- 40. Понятие налогового контроля и его формы
- § 1. Понятие, формы и методы налогового контроля
- ВИДЫ, формы и методы финансового контроля
- 8.2. Формы и виды налогового контроля
- § 3. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 2.5. Виды налогового контроля и его организация
- Тема 9. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
- § 1. Контроль в налоговой сфере: понятие и виды
- 4.2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) НАЛОГОВОГО ПРАВА. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ (ИНКОРПОРАЦИЯ, КОНСОЛИДАЦИЯ, КОДИФИКАЦИЯ)
- 14.5. Формы и методы финансового контроля
- 9.3. Формы и методы бюджетного контроля
- 9.1. Сущность и формы налогового контроля
- Конспект лекции 18 Формы и методы финансового контроля
- § 2. Формы налогового контроля
- Перечислите основные формы и методы государственного контроля?
- 10.2.1. Формы проведения налогового контроля
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 Налогового кодекса РФ.
Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, Налогового кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (ст. 82 Налогового кодекса РФ).
Налоговые проверки. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
- камеральные налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (ст. 87 Налогового кодекса РФ).
Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 Налогового кодекса РФ).
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по местонахождению налогового органа.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по местонахождению организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ст. 89 Налогового кодекса РФ).
Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.
Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.
В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ.
2. Полномочия по пресечению нарушений в налоговом законодательстве, т.е. право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение, право приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
3. Полномочия по применению восстановительных мер, выражающихся во взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством;
4. Полномочия по применению мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
§ 2. Элементы налогового контроля
Субъекты налогового контроля
Государство, как обязательный субъект налоговых правоотношений, опосредует свое участие в данных правоотношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами.
Налоговый кодекс в числе участников налоговых отношений[21] упоминает различные государственные органы: финансовые, налоговые, таможенные органы, органы налоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов.
Однако только налоговым и таможенным органам предоставляются полномочия по осуществлению контрольной деятельности в сфере налогообложения, которые и являются в настоящее время субъектами налогового контроля. Должностные лица таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов наделены контрольными полномочиями в сфере налогообложения в пределах своей компетенции.
Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы, которые имеют всеобъемлющие контрольные полномочия в сфере налогообложения на территории Российской Федерации. Важное значение для характеристики субъектов налогового контроля имеет организация их деятельности и предоставленные им властные полномочия.
Налоговые органы Российской Федерации – это организованная государством единая система контрольных органов за соблюдением правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов и другими лицами надлежащего исполнения своих обязанностей, установленных налоговым законодательством.
Единая централизованная система налоговых органов включает в себя:
1. Федеральный орган исполнительной власти – Министерство РФ по налогам и сборам.
2. Территориальные органы МНС РФ:
— межрегиональные инспекции МНС РФ;
— управления МНС РФ по субъектам РФ;
— инспекции МНС РФ межрайонного уровня;
— инспекции МНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления (ИМНС);
3. Подведомственные организации.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и осуществляют свои функции посредством реализации своих полномочий, прав и обязанностей.
Права и обязанности налоговых органов РФ регламентируются статьями 30-33 НК РФ, законом «О налоговых органах Российской Федерации», Положением «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» (ППРФ от 16.10.2000 № 783).
Таможенные органы Российской Федерации вправе осуществлять налоговый контроль полноты и своевременности уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Кроме того, к контрольным мероприятиям привлекаются органы налоговых расследований, которые по запросу налоговых органов участвуют в проведении налоговых проверок, обеспечивая безопасность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанные проверки, и оказывают оперативное содействие в получении информации, необходимой для проведения проверок.
Формы налогового контроля
Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.
Целями деятельности налоговых органов являются:
1. Выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений.
2. Предупреждение их совершения в будущем.
3. Обеспечения неотвратимости наступления налоговой ответственности.
Для достижения указанных целей налоговые и иные контролирующие органы используют следующие основные формы (способы) налогового контроля, которые установлены налоговым кодексом Российской Федерации[22]:
1. Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства посредством сопоставления реального состояния финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика отчетным данным.
2. Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов – право налоговых органов на вызов налогоплательщиков (налоговых агентов и плательщиков сборов) для дачи пояснений закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Вызов осуществляется на основании письменного уведомления о вызове в налоговые органы налогоплательщик��в, налоговых агентов или плательщиков сборов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием или перечислением) ими налогов, либо в связи с налоговой поверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
3. Истребование документов от налогоплательщика или налогового агента
Лекция 13. Налоговый учет и налоговая тайна
Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.
Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.
О подаче пояснений читайте в этой статье.
Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.
Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.
Налоговый мониторинг — еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.
Подробнее о налоговом мониторинге смотрите здесь.
Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.
Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.
В налоговом контроле используются следующие методы:
Методы налогового контроля
Документальный налоговый контроль
Фактический налоговый контроль
включает следующие приемы:
- формальную и арифметическую проверку;
- юридическую оценку;
- экономический анализ
включает следующие приемы:
- учет налогоплательщиков;
- показания свидетелей;
- проведение инвентаризации;
- привлечение экспертов
НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:
Виды налогового контроля
Налоговый контроль по времени проведения
Налоговый контроль по способу проверки
Налоговый контроль по месту проведения
Налоговый контроль по периодичности
- текущий;
- предварительный;
- последующий
- сплошной;
- выборочный
- выездной;
- камеральный
- первичный;
- повторный
Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:
Похожие публикации
С помощью налогового контроля органы ФНС следят за соблюдением налогового законодательства организациями и предпринимателями. Данный контроль подразумевает целый ряд различных мер по выявлению нарушений налогоплательщиками. Из этой статьи вы узнаете, какими бывают виды и формы налогового контроля, и какие методы применяются налоговиками для достижения основных целей – обеспечения своевременного и полного поступления налогов и платежей в казну государства.
Налоговый контроль — это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.
Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.
Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:
Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.
Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:
- Основные методы контроля.
-
Документальные:
- истребование и выемка документов и учетных регистров,
- проверка правильности составления и достоверности отчетности,
- проверка на соответствие нормам права,
- арифметическая проверка,
- проверка обоснованности проведенных операций;
-
Фактические:
- инвентаризация имущества,
- экспертиза,
- проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
- анализ качества сырья и материалов,
- контрольная закупка и т.д.
- Дополнительные методы налогового контроля.
-
Расчетно-аналитические:
- экономический анализ данных,
- технические расчеты,
- логическая оценка,
- контроль ценообразования и т.п.
-
Информативные:
- запрос и получение объяснений налогоплательщиков,
- истребование письменных справок,
- разъяснение действующих норм законодательства.
Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.
Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.
О подаче пояснений читайте в этой статье.
Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.
Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.
Налоговый мониторинг — еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.
Подробнее о налоговом мониторинге смотрите здесь.
Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.
Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.
В налоговом контроле используются следующие методы:
Методы налогового контроля
Документальный налоговый контроль
[2]