Коммерческий подкуп по УК РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коммерческий подкуп по УК РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом, либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе – наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере – наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3.Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) – наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой – третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, – наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой – третьей настоящей статьи, если они совершены:

  • а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) с вымогательством взятки;
  • в) в крупном размере, – наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

6. Деяния, предусмотренные частями первой – четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, – наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки – превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки – превышающие один миллион рублей.

Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника – наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере – наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) – наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой – третьей настоящей статьи, если они совершены:

  • а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) в крупном размере, – наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой – четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, – наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, – наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения – наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:

  • а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве – наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением – наказываются штрафом в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они:

  • а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) совершены за заведомо незаконные действия (бездействие), – наказываются штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до шести лет.

3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением – наказываются штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие), – наказываются штрафом в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.

Статья 204 УК РФ. Коммерческий подкуп.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Нужно помнить, что к уголовной ответственности могут привлечь не только за получение взятки, но и за ее передачу.

Наказание за передачу денег (ч. 1 ст. 204 УК РФ):

  • штраф в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет;
  • ограничение свободы на срок до двух лет;
  • принудительные работы на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до трех лет.

Если в коммерческом подкупе участвовали несколько человек, наказание строже (ч. 2 ст. 204 УК РФ):

  • штраф в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • принудительные работы на срок до четырех лет;
  • арест на срок от трех до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до шести лет.

Наказание за получение денег (ч. 3 ст. 204 УК РФ):

  • штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа.

Если в преступлении участвовало несколько чело- век, их накажут штрафом в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки (ч. 4 ст. 204 УК РФ).

Обратите внимание

Если вы сможете доказать, что деньги у вас вымогали, то, возможно, уголовной ответственности получится избежать. Об этом сказано в примечании к статье 204 Уголовного кодекса. Но данное правило сработает, только если вам предъявлено обвинение по части 1 или 2 данной статьи.

За дачу взятки чиновнику уголовная ответственность предусмотрена статьей 291 Уголовного кодекса. При этом наказать могут за дачу взятки как лично, так и через посредника.

По общему правилу за это преступление могут быть назначены следующие виды наказаний:

  • штраф в размере до 500 000 рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;
  • штраф в размере от пяти- до тридцатикратной суммы взятки;
  • исправительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без него;
  • принудительные работы на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пяти- до десятикратной суммы взятки или без него.

За дачу взятки в значительном размере (более 25 000 рублей) наказание строже:

  • штраф в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет;
  • штраф в размере от десяти- до сорокакратной суммы взятки;
  • исправительные работы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без него;
  • лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пяти- до пятнадцатикратной суммы язятки или без него.

За дачу взятки за совершение заведомо незаконных действий или незаконное бездействие положено следующее наказание:

  • штраф в размере от тридцати- до шестидесятикратной суммы взятки;
  • лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также если речь идет о даче взятки в крупном размере (более 150 000 рублей), суд может назначить:

  • штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

Самое строгое наказание – за взятку, превышающую 1 000 000 рублей (особо крупный размер). За нее могут быть назначены:

  • штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки;
  • лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

На заметку

Взятка остается наказуемой, даже если она дана не деньгами, а ценными бумагами, другим имуществом, услугами имущественного характера, или даже имущественными правами

Уголовной ответственности за дачу взятки можно избежать, если активно способствовать раскрытию и расследованию преступления либо сообщить правоохранительным органам о своем преступлении добровольно. Также за дачу взятки не накажут, если со стороны должностного лица будет иметь место вымогательство.

Имейте в виду: к уголовной ответственности могут привлечь и за провокацию взятки, и за посредничество при взяточничестве.

Попытка передать деньги без согласия того, кому они предназначены, карается:

  • штрафом в размере до 200 000 рублей;
  • штрафом в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • принудительными работами / лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Так сказано в статье 304 Уголовного кодекса.

Посредничество во взяточничестве – это непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. Наказание за это преступление установлено статьей 291.1 Уголовного кодекса.

Если речь идет о взятке в значительном размере (т. е. более 25 000 рублей), суд может назначить:

  • штраф в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо с использованием своего служебного положения наказывается строже:

  • штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или в крупном размере (более 150 000 рублей), оно наказывается:

  • штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

Еще строже наказывается посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей). За него могут быть назначены:

  • штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Обещание или предложение посредничества во взяточничестве тоже является преступлением. За него суд может назначить:

  • штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • штраф в размере от 25 000 до 500 000 000 рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве можно избежать. Это возможно, если виновное лицо после совершения преступления активно способствовало раскрытию или пресечению преступления и добровольно сообщило правоохранительным органам о своем преступлении.

Наказание за взятку или коммерческий подкуп

Тактика защиты по делам о коммерческом подкупе касаемо самого деяния может быть во много схожа с тактикой защиты по взятке. В уголовных делах о коммерческом подкупе несколько другой субъект, чем в делах о должностных взятках, в первом случае это лицу, выполняющее управленческие функции, во втором должностное лицо. При разработке позиции защиты следует уделить внимание относится ли подзащитный к субъекту преступления, был ли наделен управленческими функциями, если этого признака нет, то возможна другая квалификация, и если она менее тяжкая, улучшающая положение подзащитного, то целесообразно следовать такой тактики защиты. В остальном, защита по делам о коммерческом подкупе формируется индивидуально, в зависимости от обстоятельств.

Уголовные дела по коммерческому подкупу специфичны за счет субъекта, именно данное обстоятельство будет влиять на квалификацию незаконной передачи материальных ценностей либо это коммерческий подкуп, либо взятка или же мошенничество. Чтобы обеспечить себе возможность занять наиболее выгодную позицию защиты в самом начале, обращение к адвокату должно быть на самом начальном этапе уголовного преследования, желательно еще на стадии проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ. Это дает серьезное преимущество для стороны защиты. Если Вас настигло уголовное преследование по коммерческому подкупу, не паникуйте, сохраняйте самообладание, займитесь обеспечением себе защиты от уголовного преследования в лица адвоката по уголовным делам, позвоните адвокату по указанному на сайте телефону.

Интересы преступников как предлагающих вознаграждение за определенное действие или бездействие лежат в сфере предпринимательской деятельности, где дополнительное стимулирование активности контрагента иногда не считается постыдным решением. Но возникают моменты, когда оно приносит реальный ущерб правам и охраняемым законом интересам других лиц, например:

  • контракт подписывают не с лучшим поставщиком, а с тем, кто дополнительно стимулировал представителя заказчика;
  • за материальное вознаграждение передается информация компании, по случайности не отнесенная к коммерческой тайне;
  • материальное вознаграждение заказчику-приемщику позволяет строить мосты или дороги с меньшим качеством, а обрушение моста грозит ущербом многим.

Эти ситуации заставляют законодателя обращать внимание даже на незначительные случаи подкупа, грозящие и ущемлением конкуренции, и ущербом неограниченному числу граждан. Но коммерческий подкуп как преступление часто становится орудием недобросовестной конкуренции. Обвинение в нем руководителя успешной компании, даже бездоказательное, способно привести к его уголовному преследованию, а значит, и к потере компанией позиций на рынке.

Именно это должно побуждать правоохранительные органы максимально внимательно относиться к доказыванию реального факта коммерческого подкупа, не опираясь на голословные заявления лиц, которые передали взятку и, обвинив ее получателя в вымогательстве, скрываются от ответственности. На практике суд часто принимает как данность голословные заявления, никак не подтверждающие реальность совершения преступления.

Возбуждение дела о коммерческом подкупе начинает выступать как мера давления на конкурентов или, например, как один из инструментов рейдерского захвата, или, если дело возбуждается против общественных или политических организаций, как мера воздействия на политических противников.

Способы незаконного вознаграждения, характерные для коммерческого подкупа, могут быть различными, часто это те же формы, что и при обычном взяточничестве:

  • дача денег (рублей или валюты);
  • передача в собственность ценных бумаг;
  • передача имущественных активов (автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий, других ценных вещей);
  • предоставление услуг по несоответсвующим (заниженным) ценам;
  • возмещение личных затрат предпринимателя или лица, представляющего организацию;
  • предоставление ему различных имущественных услуг;
  • списание кредита;
  • погашение займа, взятого получателем мзды;
  • отзыв судового иска;
  • «откаты»;
  • дарение или продажа по неправомерно низким ценам сырья, оборудования, других активов;
  • завышенная сума гонораров представителям другой стороны и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С точки зрения закона, предметом коммерческого подкупа не может являться вещь, не имеющая имущественной оценки, представляющая лишь субъективную ценность для дающей или берущей стороны, например, личное письмо, фото и т.п.

С точки зрения закона, преступлением являются все проявления коммерческого подкупа:

  • передача ценностей либо совершение действия/воздержание от него в качестве неправомерной оплаты для представителя управленческой структуры организации;
  • получение денег, активов или выполнение действий/отстранение от действий таким лицом в интересах платящей стороны.

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по ст. 204 УК РФ говорит о мерах в отношении физических лиц, уличенных в этом преступлении. Значение имеет вид подкупа, то есть обвинение в даче или получении:

  1. За предоставление неправомерного вознаграждения грозит наказание:
    • штраф внушительных размеров – сумма, которая составила коммерческий подкуп, увеличенная в 10-50 раз;
    • ограничение свободы до 2 лет;
    • трехлетние исправительные работы.
  2. Нормы могут быть пересмотрены в связи с отягчающими обстоятельствами. Такими в применении к данному преступлению считаются:

  • предварительный сговор, совершение не в одиночку, действие организованной группы;
  • в качестве объекта подкупа выступают действия, выходящие за рамки закона.

В этом случае закон предусматривает такую меру кары:

  • штраф в 40-70-кратном размере подкупа с лишением права на определенные должности или виды деятельности до трехлетнего срока;
  • принудительные работы до 4 лет;
  • арест от 3 месяцев до полугода;
  • тюремное заключение до 6 лет.
  • За получение незаконных средств в рамках коммерческого подкупа стороне грозит:
    • штраф в сумме подкупа, увеличенного в 15-70 раз;
    • дисквалификация (запрет на определенные деятельности или должности) до 3 лет;
    • арест до 3 лет.
  • Здесь отягчающие обстоятельства могут быть следующими:

    • получение объекта подкупа организованной группой;
    • полученный подкуп активно вымогался виновной стороной;
    • за полученный подкуп «берущая» сторона должна была совершить нечто незаконное.

    В этом случае мера ответственности такова:

    • штраф в 50-90-кратной сумме подкупа с отстранением от определенных должностей или видов деятельности до 3 лет;
    • лишение свободы до 12 лет плюс штраф до 50-кратной суммы подкупа.

    Избежать уголовной ответственности можно, если лицо относится к одной из следующих категорий:

    • у него вымогали средства за совершение законодательно предусмотренных действий;
    • человек активно участвовал в раскрытии или доказательстве преступления;
    • сторона сама сообщила правоохранительным органам о планирующемся подкупе.

    Административная ответственность организаций по этому преступлению также весьма серьезна: на предприятие может быть наложен штраф в стократной сумме от совершенного подкупа.

    Чтобы отнести данный вид экономического (коммерческого) преступления к определенной степени тяжести, юридически анализируется наличие или отсутствие квалифицирующих признаков. Их два: групповая организованность и вымогательство.

    1. Предварительный сговор группы. Дача (получение) коммерческого подкупа совершено группой лиц, которые предварительно организовались и сговорились для этой цели. В этом случае этот признак имеет несколько важных нюансов:
      • группа означает участие в подкупе не менее двух лиц, обличенных управленческими функциями;
      • эти лица до совершения подкупа договорились о своих действиях, используя свое положение на работе;
      • если в группе принимали участие лица, не исполняющие управленческих функций, они считаются пособниками, подстрекателями или даже организаторами преступления, и их ответственность будет не за подкуп как таковой (по ст. 204 УК РФ), а за пособничество (по ч. 4 ст. 34 УК РФ).
    2. Вымогательство – фактор, обличающий незаконность передачи объекта подкупа. Он представляет собой настойчивое требование предоставления активов или совершения действий (бездействия), подкрепляемое угрозами в нанесении ущерба интересам лица. Такое требование озвучено управленцем, представляющим организацию, как бы от ее имени. Важный нюанс определения вымогательства: угроза должна действительно быть опасной для правоохраняемых интересов гражданина. Так, если, например, инспектор пожарного надзора предлагает за деньги «не заметить» какое-либо нарушение, он не вымогает этих денег, поскольку действие, которое он предлагает сокрыть, не несет ущерба для директора фирмы. Наоборот, оно реализует не правоохраняемые, а незаконные интересы. А вот вынуждение к действиям под угрозой для здоровья детей управленца имеет явные признаки вымогательства.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Рецидив этого преступления как квалифицирующий признак был упразднен положениями Федерального закона от 08 декабря 2003 года № 162-ФЗ.

    Коммерческий подкуп – должностное преступление низкой или высокой степени тяжести, раскрыть и доказать его достаточно сложно. Кроме проверок, есть лишь один вариант информирования уполномоченных органов об этом правонарушении: если некое юрлицо пытается вымогать неправомерное вознаграждение с гражданина или представителя другой организации за свои услуги или бездействие. Согласиться с этими требованиями – значит стать соучастником коммерческого подкупа. Но можно и обратиться в правоохранительные органы, для этого необходима следующая доказательная база:

    • аудио или видеозапись беседы, где озвучиваются незаконные требования мзды (в ней должны обязательно прозвучать цель и условия выплаты, а также размер вознаграждения);
    • документальное подтверждение событий, касающихся подкупа (например, копию договора, относительно которого вымогался «откат»).

    К СВЕДЕНИЮ! В записи вымогательства ни в коем случае не должна присутствовать инициатива «дающей» стороны, иначе при рассмотрении дела это может быть сочтено провокацией.

    После написания заявления осуществляется сотрудничество заявляющей стороны с правоохранителями: под их руководством необходимо передать фигуранту требуемый подкуп, тогда преступление будет зафиксировано.

    По смыслу эти преступления практически идентичны, у них много сходных признаков:

    • моментом завершения состава преступления является передача или получение хотя бы небольшой доли неправомерного вознаграждения;
    • цель этих правонарушений – корысть;
    • вина участников – их осознанный умысел, то есть лицо понимало, что данное действие несет общественную опасность, и все же совершало его.

    Однако между взяткой и коммерческим подкупом есть ряд процессуальных отличий. Сравним взятку и коммерческий подкуп в следующей таблице.

    Основание для сравнения Взятка Коммерческий подкуп
    1 Статья Уголовного кодекса Ст. 290, 291 Ст. 204
    2 Сфера осуществления Государственные и административные организации Коммерческие организации
    3 Вид правонарушения Должностное Коммерческое
    4 Объект преступления Социальные отношения, лежащие в основе правомерной работы упомянутых организаций Реализация прав и обязанностей уполномоченного (управляющего) лица в коммерческой структуре
    5 Потенциальные субъекты преступления «Берущие» и «дающие» должностные лица, использующие свое служебное положение Лица, в трудовых договорах которых прописана хоть одна функция управления
    6. Время совершения правонарушения Может быть дана (получена) как до, так и после желаемого действия Дается (получается) только по предварительной договоренности, до выполнения требуемого деяния
    7. Степень тяжести правонарушения Небольшая При передаче – небольшая, при получении – большая

    Как правило, факт совершения преступления – получение незаконного вознаграждения – устанавливают не в момент ведения переговоров или передачи денег, а постфактум.

    Зачастую служба безопасности коммерческой организации выявляет какие-либо закономерности в деятельности того или иного сотрудника, выполняющего управленческие функции при взаимодействии с организацией-контрагентом (частые победы при проведении конкурса, оплата авансов, не предусмотренных соглашением, закупка товаров/оказание услуг по завышенной цене и т.д.). Далее сотрудники собственной безопасности коммерческой организации передают информацию о возможном совершении коррупционного преступления в правоохранительные органы – либо через заявление о возбуждении уголовного дела, либо в качестве оперативной информации для заведения дела оперативного учета.

    Оперативные службы запрашивают информацию о движении денежных средств на расчетных счетах в отношении сотрудника, заподозренного в получении коммерческого подкупа, и в отношении должностных лиц организации-контрагента, проверяют приобретение недвижимости, автомобилей и т.д. В основном, конечно же, правоохранителям проще работать с обнаружением денежных переводов. При наличии таких переводов сотрудники правоохранительных органов, как правило, проводят оперативные мероприятия в отношении должностных лиц организации-контрагента (осмотр помещений, отбор объяснений), в ходе которых работникам предлагается добровольно сообщить о совершенном преступлении (незаконной передаче денег лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации) и в соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ быть освобожденными от уголовной ответственности.

    В моей практике правоохранители действовали по вышеуказанному алгоритму в 8 из 10 случаев.

    Обращение к адвокату происходит обычно после проведения гласных мероприятий, когда уже изъяты вещественные доказательства и опрошены сотрудники коммерческой организации.

    Если к нам обращается подкуподатель, то в зависимости от его позиции мы либо соглашаемся с предложением правоохранительных органов, либо занимаем активную позицию защиты. В первом случае история обычно заканчивается прекращением уголовного преследования в связи с примечанием по ст. 204 УК РФ, а во втором все зависит от тактики защиты, которая бывает разной. Один из успешных примеров такой защиты был и в нашей практике тоже.

    Сотрудник заказчика и сотрудник поставщика проверялись правоохранителями на предмет совершения коммерческого подкупа. Оперуполномоченные одного из транспортных отделов выявили банковский перевод от сотрудника поставщика к сотруднику заказчика в размере 50 000 рублей. Сотруднику поставщика были предъявлены заключенные договора, платежные поручения, а также сведения о выполненном переводе на вышеуказанную сумму. Заказчик пояснил, что этот перевод никак не связан с коммерческими взаимоотношениями между организациями, а является займом, так как между сотрудниками за время работы сложились дружеские отношения. Сотрудника поставщика несколько раз вызывали для дачи объяснений, изымали телефон, приходили с осмотрами и пытались парализовать его деятельность, но, не получив нужные для возбуждения уголовного дела пояснения и устав от жалоб защиты в прокуратуру и Следственный комитет, в конечном счете вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

    Что делать адвокату, если к нему обратился получатель коммерческого подкупа, в отношении которого подкуподатель дал изобличающие показания?

    При непризнании вины доверителем адвокат чаще всего делает упор на три обстоятельства:

    • незаконность возбуждения уголовного дела;
    • отсутствие полномочий у лица, получившего незаконное вознаграждение;
    • отсутствие конкретизации предъявленного обвинения.

    Под незаконностью возбуждения, как правило, понимается отсылка к п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»: при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. 204 УК РФ, судам следует иметь в виду, что в силу требований ст. 23 УПК РФ уголовное преследование за коммерческий подкуп, совершенный лицом, которое выполняет управленческие функции в коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, может осуществляться лишь по заявлению либо с согласия руководителя этой организации.

    Уголовные дела по ст. 204 УК РФ далеко не всегда возбуждаются по заявлению руководителя организации, а следователи при направлении уголовного дела в суд периодически забывают взять соответствующее согласие. В связи с отсутствием такого заявления защита обоснованно заявляет ходатайство о прекращении уголовного дела. Однако, как показывает практика, суды такие ходатайства не удовлетворяют.

    Примеры из судебной практики:

    • «Положения ст. 23 УПК РФ соблюдены, учитывая, что К. не вменялось совершение действий, которыми причиняется вред коммерческой либо иной организации, а предъявлено обвинение в совершении коммерческого подкупа в интересах дающего, что не требует подачи заявления руководителем организации либо его согласия, в связи с чем уголовное преследование К. по данному делу осуществлялось на общих основаниях» (апелляционное определение СК по уголовным делам Камчатского краевого суда от 16 января 2018 г. по делу №22-19/2018).
    • «Как правильно указал в постановлении суд первой инстанции, при проведении проверки по сообщению о преступлении, требования ст. 144 УПК РФ полностью соблюдены, и в соответствии со ст. 145 УПК РФ было принято одно из предусмотренных указанным уголовно-процессуальным законом решение – о возбуждении уголовного дела… Между тем, уголовное дело возбуждено по тем обстоятельствам, что Бондарева Л.Д. в связи с занимаемым ею служебным положением – заместителя генерального директора по экономике и коммерции ОАО «Курский КПД им. А.Ф. Дериглазова», выполняя управленческие функции в данной организации, получила от С. денежные средства за содействие в приобретении К. четырех квартир, т.е. из постановления о возбуждении уголовного дела не следует, что ущерб причинен интересам исключительно коммерческой организации» (апелляционное постановление Курского областного суда от 20 января 2016 г. по делу №22-36/2016).

    Стоит ли, несмотря на такую негативную практику, при отсутствии в материалах уголовного дела соответствующего заявления или согласия руководителя на возбуждение уголовного дела, заявлять ходатайство о его прекращении? На мой взгляд, безусловно, стоит. Главой 23 УПК РФ предусмотрено, что в первую очередь защищаются интересы службы в коммерческих организациях. Если руководитель не написал заявления или не дал соответствующее согласие, можно говорить о том, что действия лица, обвиняемого в совершении коммерческого подкупа, не нанесли ущерб организации. Это может повлиять на вид и размер наказания при вынесении обвинительного приговора.

    Довод об отсутствии полномочий у лица, получившего незаконное вознаграждение, – один из основных аргументов защиты. Он сводится либо к фактическому отсутствию таких полномочий, либо к формальным основаниям – неознакомление со своей должностной инструкцией.

    Примеры из судебной практики:

    • «Органом предварительного следствия не установлено, что Барис В.В., при совершении вмененного ему в вину преступления, выполнял управленческие функции. Обращая внимание на имеющиеся в материалах уголовного дела документы и полученный им, защитником, ответ на запрос из ВУЗа, [защитник] полагает, [что] Барис В.В. никакими иными должностными обязанностями, кроме как заведующего кафедрой и профессора, не обладал. Обращает внимание, что на должностных инструкциях заведующего кафедрой и профессора не имеется отметок об ознакомлении с ними осужденного.

      Утверждение осужденного В.В. Бариса о том, что в должностной инструкции заведующего кафедрой ВУЗа отсутствует его подпись об ознакомлении, не влечет за собой признание его невиновным в совершении инкриминируемого ему преступления, поскольку фактические обстоятельства были установлены органами следствия и судом исходя из его обязанностей, вытекающих из его должностной инструкции, как заведующего кафедрой ВУЗа, о которых ему достоверно было известно и которые он ежедневно выполнял при осуществлении им трудовой деятельности» (апелляционное определение Московского городского суда от 03 марта 2015 г. №10-1244/15).

    Этот пример из судебной практики свидетельствует об ошибочности позиции некоторых коллег, полагающих, что неознакомление с должностной инструкцией или с приказом о назначении на должность исключает возможность привлечения к уголовной ответственности за получение коммерческого подкупа.

    • «Решая вопрос о квалификации действий подсудимого, суд принимает во внимание, что в соответствии с ч. 7, 8 ст. 246 УПК РФ государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату по эпизоду с потерпевшей Потерпевший №1 изменил обвинение в сторону смягчения, а именно просил переквалифицировать действия подсудимого по данному эпизоду по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 159 УК РФ как покушение на мошенничество, то есть на хищение чужого имущества путем обмана, с причинением значительного ущерба гражданину, а также отказался от поддержания обвинения подсудимого по п. «б, г» ч. 7 ст. 204 УК РФ по эпизоду с потерпевшей Потерпевший №2.

      Решение государственного обвинителя мотивировано следующим. В соответствии с примечанием к ст. 201 УК РФ выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях настоящей главы, а также в статьях 199.2 и 304 УК РФ признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

      Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за совершение действий (бездействие), которые входят в его полномочия либо которые оно могло совершить с использованием служебного положения, следует квалифицировать как получение взятки либо коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие).

      В том случае, если указанное лицо получило ценности за совершение действий (бездействие), которые в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение ценностей следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (п. 24 Постановления).

      Исходя из установленных в процессе судебного разбирательства конкретных обстоятельств дела, в частности, единственно разработанной в ООО «Орион Интернейшнл Евро» должностной инструкции в отношении Н., он не выполнял организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этой организации, то есть не являлся лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, однако, сообщил другим сотрудникам подразделения, в том числе П., о наличии у него дискреционных служебных полномочий, влекущих обязательные юридические последствия в отношении мерчендайзеров ООО «Орион Интернейшнл Евро», и возможности применить меры дисциплинарного воздействия, чем ввел их в заблуждение» (приговор Советского районного суда г. Самары по ч. 7 ст. 204 УК РФ №1-106/2017).

    Вышеуказанный пример свидетельствует, что отсутствие фактических управленческих полномочий исключает возможность привлечения лица к уголовной ответственности по соответствующим частям ст. 204 УК РФ.

    Пример из судебной практики:

    • «Санкция части 7 статьи 204 УК РФ устанавливает при наличии перечисленных в диспозиции квалифицирующих признаков ответственность за совершение действий, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, к которым отнесены действия, связанные с незаконным получением лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, в том числе, денег за совершение действий (бездействия) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).

      Таким образом, законодателем в действующем уголовном законе установлена альтернатива при определении субъекта преступления, предусмотренного частью 5 и 7 статьи 204 УК РФ, которая определяет, что субъект данного преступления, совершая действия в интересах дающего или иных лиц, обладает определенными служебными полномочиями, либо в силу своего служебного положения субъект данного преступления может только способствовать данным действиям (бездействию). Несмотря на диспозицию вышеуказанной статьи Уголовного кодекса РФ, следователь, описывая в обвинительном заключении и предъявленном обвинении действия Смирнова В.Д., не уточняет, входят ли в служебные полномочия Смирнова В.Д. инкриминируемые ему действия либо Смирнов В.Д. в силу своего служебного положения мог способствовать указанным действиям» (приговор Оренбургского городского суда по ч. 3 ст. 204 УК РФ №1-450/2017).

    Этот пример – как раз о том, что следствию иногда довольно сложно описать фактические действия лица, привлекаемого к уголовной ответственности, и указать, в чем именно выражалась объективная сторона состава преступления.

    1. Количество уголовных дел по ст. 204 УК РФ будет расти. Это обусловлено и интересом правоохранителей, и относительной простотой сбора доказательственной базы (в подавляющем большинстве случаев подкуподатель перечисляет подкупополучателю денежные средства в безналичной форме со своей банковской карты; подкуподатели обычно соглашаются на сотрудничество с правоохранительными органами и дают изобличающие показания на подкупополучателей за возможность прекращения уголовного преследования).

    2. Основной акцент защиты при непризнании вины – детальное изучение организационной структуры, должностных инструкций, установленных правил проведения торгов и т.д. Как правило, именно в описании фактических действий и их соотношении с должностными инструкциями и регламентами у органов предварительного следствия возникает больше всего проблем.

    Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18.01.2018 N АПЛ17-535

    по окончании расследования уголовного дела по обвинению Пушкарева И.С. по части 6 статьи 290 УК РФ, п. «а» части 2 статьи 204 УК РФ и части 3 статьи 285 УК РФ, Пушкарева А.С. по п. «а» части 2 статьи 204 УК РФ и части 5 статьи 291 УК РФ, Лушникова А.В. по части 5 статьи 33, части 6 статьи 290 УК РФ, части 3 статьи 204 УК РФ, части 2 статьи 201 УК РФ и части 3 статьи 327 УК РФ и утверждения обвинительного заключения, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации В.Я. Гринь обратился в Верховный Суд Российской Федерации с ходатайством об изменении территориальной подсудности данного уголовного дела.

    Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 655-О

    1. Гражданин В.В. Кузнецов оспаривает конституционность части третьей статьи 20, пункта 5 части первой статьи 24, частей первой и третьей статьи 147, части первой статьи 318 УПК Российской Федерации. По его мнению, они не соответствуют статьям 46, 49, 71 и 119 Конституции Российской Федерации, поскольку не конкретизируют, в каких случаях у судов возникает обязанность прекращать уголовные дела частно-публичного обвинения, по которым следственными органами не установлены потерпевшие. Кроме того, В.В. Кузнецов просит признать неконституционным вынесенное по его делу постановление Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2018 года в том, что касается квалификации действий директора судебно-экспертной организации по части пятой статьи 204 УК Российской Федерации (ошибочно именуемой им частью четвертой), применение которой, как он утверждает, основано на аналогии закона, запрещенной частью второй статьи 3 данного Кодекса.

    Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 N 1259-О

    1. Гражданин Н.А. Мирзоев, осужденный за пособничество в получении коммерческого подкупа, совершенного в особо крупном размере (часть пятая статьи 33 и часть восьмая статьи 204 УК Российской Федерации), оспаривает соответствие статьям 2, 15 (части 1 и 2), 17 (часть 3), 18, 19 (часть 1), 45, 47 — 50, 55 (части 2 и 3) и 118 (часть 2) Конституции Российской Федерации статьи 23 «Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации» УПК Российской Федерации.

    Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10.07.2019 N 49П19

    Щеников Игорь Владимирович, … был задержан 26 октября 2013 года в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ по подозрению в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 204 УК РФ.
    Постановлением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 26 октября 2013 года в отношении Щеникова И.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком до 7 декабря 2013 года. В удовлетворении ходатайства Щеникова И.В. и адвоката Сухомлинова Д.В. об избрании меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, в том числе залог отказано.

    Ответственность за взятку и коммерческий подкуп

    1. Комментируемая статья установила ответственность за коммерческий подкуп. Фактически нормы данной статьи устанавливают ответственность за два различных состава преступления:

    — незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи);

    — незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи).

    2. Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также незаконные услуги имущественного характера или другие имущественные права.

    Под услугами имущественного характера понимаются действия, направленные на избавление лица от затрат. Это услуги, которые подлежат оплате, но оказываются безвозмездно, например, предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п. Другие имущественные права — это права, не связанные с приобретением права собственности, например:

    1) право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором, в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и др.;

    2) право на долгосрочную аренду недвижимого имущества;

    3) исключительное право на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;

    4) право требования по договорам об отчуждении и использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;

    5) принадлежащее лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и др.

    Подкуп будет иметь место как в том случае, когда его предмет передается соответствующему субъекту, так и тогда, когда предмет подкупа передается не самому лицу, выполняющему управленческие функции, а его родным или близким, но с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу дающего предмет подкупа.

    3. Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента передачи (получения) хотя бы части предмета подкупа.

    В случаях, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, лицо, передающее этот предмет, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное соответствующей частью комментируемой статьи. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе. Не может быть квалифицировано как покушение на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало (см. п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

    Получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействие), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК.

    Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.

    Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на коммерческий подкуп.

    4. Субъективная сторона незаконной передачи (получения) предмета подкупа характеризуется виной в виде прямого умысла.

    5. Субъект передачи подкупа общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, а получения — специальный (см. п. 1 примеч. к ст. 201 УК).

    6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 этой статьи, совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также за совершение заведомо незаконных действий (бездействие).

    Рассматривая вопрос о квалифицирующем признаке — группа лиц по предварительному сговору — применительно к передаче предмета подкупа, следует обратить внимание на то обстоятельство, что группа лиц может иметь место только тогда, когда передачу осуществляют два или более исполнителя. Понятие организованной гр��ппы приведено в ч. 3 ст. 35 УК. Заведомо незаконные действия представляют собой действия, запрещенные законом или иным нормативным правовым актом. При этом указание законодателя на заведомость означает точное знание лицом этого обстоятельства.

    Необходимо учитывать, что при назначении наказания и причисления к той или иной категории правонарушения, требуется установить денежный эквивалент, цену официальных бумаг, или же имущества, ставшего предметом подкупа. Согласно закону, значительным размером коммерческого подкупа можно признать денежный эквивалент до 25 тыс. рублей, крупным — ущерб, составляющий более 150 тыс. рублей. Самые жесткие санкции последуют, если эквивалент коммерческого подкупа превысил один миллион рублей.

    Имеются в данных правовых нормах и возможности для полного освобождения от возможной уголовной ответственности. Оно актуально, если лицо, допустившее правонарушение, активно помогало в процессе раскрытия или расследовании данного преступления. Другой вариант смягчения ответственности — если против данного лица было осуществлено вымогательство, являющееся предмета предметом коммерческого подкупа. Полностью избавиться от ответственности можно в том случае, если гражданин добровольно указал всю необходимую и известную ему информацию о готовящемся или совершенном преступлении в государственный орган, который имеет право возбудить уголовное дело.

    Коммерческий подкуп по статье 204 УК РФ предусматривает различные виды наказаний за совершенные преступления — реальное заключение под стражу, принудительные работы, крупные денежные штрафы а также отсутствие возможности занимать определенные должности на строго определенный период времени. Согласно правовым нормам, строгость наказания определяется размером возникшего ущерба:

    • если сумма коммерческого подкупа обладает значительным денежным значением, то по части первой статьи 204 УК РФ, это может привести к тюремному пребыванию до 3 лет, ограниченности свободы на время до 2 лет, а также возможностью наложения 5 или 10-кратного штрафа, который превышает сумму коммерческого подкупа, то же самое, но совершенное в сговоре с группой лиц наказывается штрафом в размере до 1,5 млн руб, взиманием в доход государства заработной платы или других денежных поступлений в 30-кратном размере, в зависимости от суммы;
    • если сумма подкупа является крупной, то это может повлечь плату размером от миллиона рублей до 2 млн, ограничением на получение должностей до 5 лет, принудительную общественную повинность до 3 лет;
    • причинение государству материального ущерба в особо крупных размерах повлечет за собой наиболее тяжелое наказание — штраф в размере от 2 до 5 млн рублей, запрет на работу в государственных органах на срок до 8 лет или же тюремное заключение сроком от 8 до 12 лет, выплатой суммы в 50-кратной форме.

    Указанные санкции могут существенно смягчаться, если лицо идет на активное сотрудничество со следствием, дает ценную информацию, а также раскаялось и готово понести соответствующее наказание.

    Важно знать!

    Ключевое отличие взятки от коммерческого подкупа заключается в том, что денежные средства передаются уже не государственному служащему, но руководителю коммерческой структуры, а сферой прибыли является предпринимательская деятельность, позволяющая получить незаконную прибыль. Другое важное различие заключается в том, что к уголовной ответственности за коммерческий подкуп могут быть привлечены обе стороны, участвовавшие в правонарушении.

    К наиболее распространенным случаям мелкого коммерческого подкупа, можно отнести подкуп избирателей, осуществляемый с целью добиться от них получения поддержки для тех или иных лиц, которые избираются в муниципальные, областные или государственные органы власти. Сумма мелкого коммерческого подкупа — до 10 тыс. рублей, а закон устанавливает следующие санкции за их получение, в случае получения неопровержимых доказательств:

    • штраф в размере 100 тыс. рублей или же изъятие в доход государства заработной платы осужденного за срок от 3 месяцев, принудительными работами до 6 месяцев;
    • если преступление совершено повторно — срок штрафа составляет 500 тыс. рублей или же принудительные работы до 1 года;
    • при условии сотрудничества — если в его отношении осуществлялось вымогательство, а также если при получении предложения гражданин самостоятельно известил надзорные органы.

    Важно знать!

    Законом установлена уголовная ответственность за осуществление посредничества в коммерческом подкупе. Если передача предметов, составляющих объект коммерческого подкупа производится третьим лицом, но по поручению одной из сторон правонарушения, то это может повлечь наказание — штраф размером до 400 тыс. рублей или же взыскание дохода осужденного на срок до 6 месяцев, а также в размере от 3 до 5-кратного размера суммы подкупа.

    Коммерческий подкуп в судебной практике распространен. Так, гражданин П., за победу в тендере по обслуживанию технического оборудования в офисе коммерческого банка попытался совершить коммерческий подкуп в размере 2 млн. рублей и был изобличен правоохранительными органами.

    Решением суда, ему был и назначены 3 года заключения и возмещение убытков в 5-кратном размере. Гражданка Е., с целью устройства на работу своей дочери, оплатила туристическую путевку в Египет для ее руководителя. Целью являлось получение положительного решения о трудоустройстве. В ходе судебного разбирательства, Е. был а приговорена к 6 месяцам принудительных общественных работ.

    Адвокат по ст. 204 УК РФ Коммерческий подкуп

    В качестве основных примеров коммерческого подкупа можно привести:

    • закрытие глаз на реализацию сомнительных торговых сделок;
    • выигрыш в тендерах на осуществление каких-либо работ, связанных с обслуживание дорог, мостов трубопроводов;
    • предоставление права строительства в природоохранных зонах;
    • устройство на престижную высокооплачиваемую работу;
    • завышенная стоимость предлагаемых товаров и услуг;
    • получение право на аренду в престижных районах;
    • разглашение строго конфиденциальной информации, являющейся тайной компании.
    1. Объект: интересы службы в коммерческой и иной организации.
    2. Объективная сторона: нелегальная передача субъекту, занимающему руководящую должность в юридическом лице, денег и других ценностей в обмен на совершение им действий (бездействия) в интересах дающего или иного указанного им лица. Примечательно, что субъект должен обладать соответствующими полномочиями на выполнение данных поручений. Преступление считается оконченным с момента передачи хотя бы части вознаграждения.
    3. Субъект: вменяемое физлицо старше 16 лет.
    4. Субъективная сторона: вина в форме прямого умысла.
    • предоставление денег и прочих активов в значительном размере (более 25 тысяч рублей);
    • совершение деяния в составе группы лиц, а равно просьба совершить заведомо неправомерные действия или крупный размер переданного (более 150 тысяч рублей);
    • передача денег и прочих активов в особо крупном размере (более 1 млн рублей).

    Рассматриваемая статья закрепляет уголовную ответственность не только за передачу, но и за получение денег в обмен на совершение действий (бездействия) в интересах дающего. Субъект преступления в данном случае будет специальным – лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой и иной организации.

    Дача незаконного вознаграждения карается следующими санкциями:

    • до 400 тысяч рублей штрафа (или в размере дохода осужденного за период до полугода/в размере 5-20-кратной суммы коммерческого подкупа);
    • до 2 лет ограничения свободы;
    • до 2 лет исправработ;
    • до 2 лет колонии.

    В качестве дополнительного наказания может выступать штраф в размере до 5-кратной суммы подкупа.

    Если дача вознаграждения отягощена описанными выше обстоятельствами, наказание усиливается. Например, за коммерческий подкуп в особо крупном размере гражданин рискует оказаться в колонии на срок от 4 до 8 лет и получить штраф в размере до 40-кратной суммы переданного вознаграждения.

    Как доказать коммерческий подкуп

    • Арбитражный процессуальный кодекс

    • Бюджетный кодекс

    • Водный кодекс

    • Воздушный кодекс

    • Градостроительный кодекс

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

    • Жилищный кодекс

    • Земельный кодекс

    • Кодекс административного судопроизводства

    • Кодекс внутреннего водного транспорта

    • Кодекс об административных правонарушениях

    • Кодекс торгового мореплавания

    • Лесной кодекс

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс

    • Таможенный кодекс Таможенного союза

    • Трудовой кодекс

    • Уголовно-исполнительный кодекс

    • Уголовно-процессуальный кодекс

    • Уголовный кодекс

    • ФЗ об исполнительном производстве

      Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

    • Производственный календарь 2017

      Для пятидневной рабочей недели

    • Закон о коллекторах

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

    • Закон о национальной гвардии

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

    • О правилах дорожного движения

      Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

    • О защите конкуренции

      Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

    • О лицензировании

      Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

    • О прокуратуре

      Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

    • Об ООО

      Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

    • О несостоятельности (банкротстве)

      Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

    • О персональных данных

      Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

    • О контрактной системе

      Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

    • О воинской обязанности и военной службе

      Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

    • О банках и банковской деятельности

      Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

    • О государственном оборонном заказе

      Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

    • Закон о полиции

      Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

      «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

    • Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018)

      «О защите конкуренции»

    • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «Об исполнительном производстве»

    • Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)

      «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

      «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

    • Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

      «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2018 N 227-ФЗ

      «О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ

      «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

      «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

    • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

      «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

      «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ

      «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2018 N 263-ФЗ

      Понятие коммерческого подкупа и ответственность за него

      • Предмет – материальные ценности (как наличные деньги, так и денежные средства в безналичном обороте; любое движимое или недвижимое имущество; ценные бумаги всех типов). Предметом рассматриваемого уголовного преступления могут также выступать услуги имущественного характера.
      • Вышеуказанные ценности передаются работникам коммерческих или иных организаций (при условии, что эти работники отвечают за выполнение управленческих функций).
      • Передача ценностей, равно как и оказание услуг, совершается в обмен на действие или бездействие, напрямую связанное с занятием определенного служебного положения.
      • Действия «дающего и берущего» взаимообусловлены.

      В теории уголовного права состав коммерческого подкупа считается формальным. Преступление окончено с фиксированного момента передачи незаконного вознаграждения – пусть даже не полностью, а частично. Для признания этого преступления оконченным совершение конкретного действия (бездействия) лицом, ответственным за выполнение управленческих функций в коммерческой или другой организации, не требуется.

      Во второй части статьи прописан квалифицированный состав коммерческого подкупа.

      Квалифицирующие признаки:

      • Преступление совершено группой лиц при наличии предварительного сговора.
      • Преступление совершено организованной группой.
      • Преступление совершено за заведомо нелегальные действия (бездействие) лица, отвечающего за выполнение управленческих функций в организации.

      Следует обратить особое внимание на примечание к статье. Согласно примечанию, преступник освобождается от ответственности, если он сам является жертвой вымогательства со стороны управленца либо если он добровольно сообщил о совершении преступления в орган, уполномоченный возбудить уголовное дело по статье 204 «Коммерческий подкуп».

      В четвертой части данной статьи УК коммерческий подкуп описан как преступление с квалифицированным составом.

      Признаки квалифицирующих составов:

      • Преступление совершено группой лиц при наличии предварительного сговора.
      • Преступление совершено организованной группой.
      • Преступление сопряжено с вымогательством нелегального вознаграждения.
      • Преступление совершено за заведомо нелегальные действия (бездействие).

      Здесь следует пояснить понятие «вымогательство». Оно означает, что управленец либо напрямую требует нелегальное вознаграждение, либо умышленно ставит жертву преступления в такое положение, при котором жертва вынуждена передать управленцу нелегальное вознаграждение, чтобы избежать вреда его законным правам и интересам.

      • Необоснованное обогащение: толкование статьи простыми словами
      • Статья «Оскорбление» в УК РФ простыми словами
      • Евробонды — что это такое простыми словами? Манипуляции с евробондами
      • 81 статья ТК РФ. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя простыми словами
      • Уровень коррупции в странах мира. Рейтинг стран по индексу восприятия коррупции
      • Дача взятки должностному лицу. Дача взятки: УК
      • Дефляция — это что простыми словами? Факторы и процесс дефляции


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *