Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому подчиняется верховный суд РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
«РГ» публикует законы о создании единого Верховного суда России
Одобрен Государственной Думой 24 января 2014 года
Одобрен Советом Федерации 29 января 2014 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального конституционного закона
Настоящим Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации») определяются полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 2. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации
1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.
2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
О странностях в устройстве Президиума ВС
Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.
24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.
19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»
В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры. В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), — что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, — что суд есть орудие воспитания к дисциплине»
11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.
23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы. В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.
Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.
В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений:
1) народный суд:
— в составе постоянного народного судьи;
— в составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;
2) губернский суд;
3) Верховный Суд РСФСР.
4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, — Верховный Суд РСФСР».
К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора — дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.
Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.
Верховный Суд РСФСР действовал в составе:
а) Президиума;
б) пленарного заседания;
в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;
г) судебной коллегии;
д) военной коллегии;
е) военно-транспортной коллегии;
ж) дисциплинарной коллегии.
Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии — по уголовным и гражданским делам.
В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.
Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.
В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили: Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.
Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации состоит из судей Верховного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. На Пленум возложены задачи по решению наиболее важных вопросов деятельности судов общей юрисдикции и осуществления правосудия. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения судами законов и иных нормативных правовых актов, дает по ним разъяснения, рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов. Пленум заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.
Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции и отдельные вопросы судебной практики. В частности, к ведению Президиума относится: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, рассмотрение вопросов организации работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путем рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых других полномочий, предоставленных ему законодательством.
Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.
Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.
Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.
В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.
При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.
Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.
Верховный суд как последняя инстанция
3.1. Аппарат Верховного Суда осуществляет обеспечение деятельности Верховного Суда, которое включает в себя мероприятия организационного, информационного, документационного, кадрового, финансового, материально-технического, и иного характера.
3.2. В соответствии с функциями, возлагаемыми на аппарат Верховного Суда Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации», определены основные направления деятельности структурных подразделений Верховного Суда.
Секретариат Председателя Верховного Суда предназначен для осуществления правового, организационного, информационного, документационного и иного обеспечения деятельности Председателя Верховного Суда.
Основными направлениями деятельности Секретариата Председателя Верховного Суда являются:
подготовка, в том числе с привлечением других структурных подразделений Верховного Суда, аналитических и иных материалов по различным направлениям судебной деятельности для использования в работе Председателем Верховного Суда;
участие в подготовке материалов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Пленума и Президиума Верховного Суда;
подготовка по поручению Председателя Верховного Суда материалов по обеспечению его участия в мероприятиях Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти Российской Федерации;
осуществление оперативного взаимодействия с соответствующими структурными подразделениями и должностными лицами органов государственной власти Российской Федерации, общественных объединений, организаций и учреждений;
организация подготовки, согласования и доклад документов Председателю Верховного Суда;
изучение служебной корреспонденции, поступившей на имя Председателя Верховного Суда, обеспечение её доклада Председателю Верховного Суда, поручение рассмотрения поступившей корреспонденции структурным подразделениям Верховного Суда в соответствии с установленным порядком;
организация проведения совещаний у Председателя Верховного Суда, участие в подготовке и оформлении решений, принимаемых Председателем Верховного Суда;
организация совместно с другими структурными подразделениями Верховного Суда проведения иных мероприятий с участием Председателя Верховного Суда;
выполнение текущих поручений Председателя Верховного Суда, а также контроль за их исполнением;
организация контроля за исполнением приказов и распоряжений Председателя Верховного Суда;
доклад Председателю Верховного Суда оперативной информации;
выполнение иных функций, возложенных на Секретариат Председателя Верховного Суда.
Секретариат первого заместителя Председателя Верховного Суда предназначен для осуществления правового, организационного, информационного, документационного и иного обеспечения деятельности первого заместителя Председателя Верховного Суда.
Основными направлениями деятельности Секретариата первого заместителя Председателя Верховного Суда являются:
подготовка, в том числе с привлечением других структурных подразделений Верховного Суда, аналитических и иных материалов по различным направлениям судебной деятельности для использования в работе первым заместителем Председателя Верховного Суда;
участие в подготовке материалов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Президиума Верховного Суда;
изучение служебной корреспонденции, поступившей на имя первого заместителя Председателя Верховного Суда, обеспечение её доклада первому заместителю Председателя Верховного Суда, поручение рассмотрения поступившей корреспонденции структурным подразделениям Верховного Суда в соответствии с установленным порядком;
организация проведения совещаний у первого заместителя Председателя Верховного Суда, участие в подготовке и оформлении решений, принимаемых первым заместителем Председателя Верховного Суда;
выполнение текущих поручений первого заместителя Председателя Верховного Суда, а также контроль за их исполнением;
организация контроля за исполнением приказов и распоряжений первого заместителя Председателя Верховного Суда;
выполнение иных функций, возложенных на Секретариат первого заместителя Председателя Верховного Суда.
Секретариат Пленума Верховного Суда предназначен для организационного обеспечения деятельности Пленума Верховного Суда.
Основными направлениями деятельности Секретариата Пленума Верховного Суда являются:
подготовка, в том числе во взаимодействии с другими структурными подразделениями Верховного Суда, повесток заседаний, проектов постановлений Пленума Верховного Суда, иных необходимых материалов и обеспечение ими судей Верховного Суда, а также приглашённых на заседание Пленума Верховного Суда лиц;
осуществление организационного обеспечения при подготовке и проведении заседаний Пленума Верховного Суда;
ведение протоколов заседаний Пленума Верховного Суда;
оформление принятых постановлений Пленума Верховного Суда для передачи на подпись Председателю Верховного Суда и секретарю Пленума Верховного Суда;
обеспечение публикации постановлений Пленума Верховного Суда на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет и в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации»;
осуществление организационного обеспечения заседаний Научно-консультативного совета при Верховном Суде, ведение протоколов заседаний;
выполнение иных функций, возложенных на Секретариат Пленума Верховного Суда.
Секретариат Президиума Верховного Суда предназначен для организационного обеспечения деятельности Президиума Верховного Суда.
Основными направлениями деятельности Секретариата Президиума Верховного Суда являются:
подготовка, в том числе во взаимодействии с другими структурными подразделениями Верховного Суда, повесток заседаний Президиума Верховного Суда, иных необходимых материалов и обеспечение ими членов Президиума Верховного Суда, а также приглашённых на заседание Президиума Верховного Суда лиц;
приём и регистрация судебных дел и документов;
обеспечение ознакомления в установленном порядке с судебными делами и документами, вручение документов, уведомлений и вызовов, удостоверение копий судебных документов;
осуществление организационного обеспечения при подготовке и проведении заседаний Президиума Верховного Суда;
ведение протоколов заседаний Президиума Верховного Суда;
формирование производств и нарядов, осуществление их временного хранения;
ведение учёта и формирование данных первичной статистической отчётности о результатах деятельности Президиума Верховного Суда по рассмотрению гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел, отнесённых к компетенции Верховного Суда;
выполнение иных функций, возложенных на Секретариат Президиума Верховного Суда.
Верховный Суд Российской Федерации (Верховный Суд РФ)
- В состав Верховного Суда входят:
- Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
- Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
- Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
- Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
- Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
- Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;
- Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;
- Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
- Председатель Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и заместитель председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
- Судьи Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
- Судьи Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
- Судьи Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
- Судьи Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;
- Судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента, Правительства России, Государственной думы, Совета Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций, решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, Высшей экзаменационной комиссии судей[12][13].
С 8 марта 2015 года представители истца и ответчика по административному делу обязаны иметь высшее юридическое образование или учёную степень по юридической специальности. Административный истец вправе обратиться в суд через своего представителя по нотариальной доверенности, соответствующему настоящему требованию[14].
Пленум Верховного суда Российской Федерации является общим собранием судей Верховного суда Российской Федерации (После объединения с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации численность судей Верховного Суда Российской Федерации составила 170 человек. Численность устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете).
Пленум издаёт разъяснения по судебной практике и практике применения судами законодательства, являющиеся обязательными для всех судов общей юрисдикции в России.
Президиум Верховного суда Российской Федерации состоит из 13 судей, часть из которых входит в него по должности (Председатель Верховного суда и его заместители), а часть — утверждается из числа судей Верховного суда Российской Федерации Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении председателя Верховного суда Российской Федерации. Утверждение Президиума Верховного суда Российской Федерации производится при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации[15][10].
Президиум возглавляется председателем Верховного суда Российской Федерации (или заместителем председателя — в случае временного исполнения им обязанностей Председателя).
Заседания Президиума Верховного суда Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Постановление Президиума Верховного суда Российской Федерации принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного суда Российской Федерации[10].
Президиум Верховного суда Российской Федерации обладает следующими полномочиями:
- в пределах своих полномочий рассматривает по надзорным жалобам и представлениям судебные дела в порядке надзора, а уже рассматривавшийся в порядке надзора — рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам;
- рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
- рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного суда Российской Федерации;
- оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации;
- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством[15][10].
Пленум ВС одобрил «аппаратную» реформу в судах
Судебные коллегии (Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по экономическим спорам, Судебная коллегия по административным делам, Судебная коллегия по уголовным делам и коллегия по делам военнослужащих) Верховного суда Российской Федерации утверждаются Пленумом Верховного суда из числа судей Верховного суда. Председатель Верховного суда Российской Федерации в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.
Судебные коллегии Верховного суда России рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве первой и апелляционной инстанций, в кассационном порядке (по жалобам и представлениям на приговоры, определения и постановления судов областного (военных судов окружного) уровня), по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством. Особенностью коллегии по делам военнослужащих Верховного суда Российской Федерации является то, что это непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к окружным и флотским военным судам, действующая в составе (ст. 10 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»). Коллегия по делам военнослужащих образуется в составе председателя коллегии и судей-членов коллегии.
Коллегия по делам военнослужащих рассматривает в первой инстанции:
- дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
- дела об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
Верховный суд рассматривает дела в следующем составе:
- в первой инстанции административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из 3 судей, дела об административных правонарушениях — судья единолично;
- дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления судов областного уровня, окружных и флотских военных судов, рассматривает коллегия, состоящая из 3 судей;
- дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления судов, вступившие в законную силу, рассматривает в судебных коллегиях — коллегия, состоящая из 3 судей, в Президиуме — полномочный состав такового (см.выше).
Верховный суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.
Ниже приводится список судей и других должностных лиц Верховного Суда РСФСР/Российской Федерации, которые были назначены (избраны, освобождены от должности) Верховным Советом РСФСР/Российской Федерации и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с 1990 г.
После даты избрания, освобождения от должности (до 1993 г.) или назначения (с 1994 г.) судей Верховного Суда, утверждения членов Президиума, Кассационной и Апелляционной коллегий Верховного Суда указаны номера соответствующих постановлений Верховного Совета РСФСР/Российской Федерации (до 1993 г.), постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (с 1994 г.) или других правовых актов (отмечены в примечаниях).
В соответствии с Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. Верховный Суд РСФСР/Российской Федерации действовал в составе: Пленума; Президиума; Судебной коллегии по гражданским делам; Судебной коллегии по уголовным делам; Военной коллегии (образована Законом Российской Федерации от 3 июля 1992 г. № 3200-I); Кассационной коллегии (образована Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 3-ФЗ).
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ Верховный Суд Российской Федерации действует в составе: Пленума; Президиума; Апелляционной коллегии (образована с 1 января 2012 г.); Судебной коллегии по административным делам; Судебной коллегии по гражданским делам; Судебной коллеги по уголовным делам; Военной коллегии.
- 15 июля 1993 г., № 5441-I — Смаков Ринат Миргалимович
- 16 ноября 1994 г., № 249-I СФ — Верин Валерий Петрович
- 16 ноября 1994 г., № 249-I СФ — Жуйков Виктор Мартенианович
- 16 ноября 1994 г., № 249-I СФ — Меркушов Анатолий Егорович
- 16 ноября 1994 г., № 249-I СФ — Сергеева Нина Юрьевна
- 25 июня 2003 г., № 181-СФ — Серков Пётр Павлович
- 27 декабря 2004 г., № 454-СФ — Карпов Александр Иосифович
- 6 октября 2006 г., № 295-СФ — Нечаев Василий Иванович
- 30 января 2008 г., № 17-СФ — Петроченков Анатолий Яковлевич
- 19 марта 2008 г., № 75-СФ — Соловьёв Владимир Николаевич
- 27 января 1999 г., № 6-СФ — Анохин Виктор Дмитриевич
- 27 января 1999 г., № 6-СФ, 25 января 2006 г., № 10-СФ — Ермилов Виктор Михайлович
- 27 января 1999 г., № 6-СФ — Жилин Геннадий Александрович
- 27 января 1999 г., № 6-СФ — Кеба Юрий Григорьевич
- 27 января 1999 г., № 6-СФ — Кнышев Виктор Павлович
- 27 января 1999 г., № 6-СФ — Лаврентьева Мария Николаевна
- 27 января 1999 г., № 6-СФ — Манохина Галина Владимировна
- 27 января 1999 г., № 6-СФ — Нечаев Василий Иванович
- 27 января 1999 г., № 6-СФ — Пелевин Николай Павлович
- 27 января 1999 г., № 6-СФ — Петроченков Анатолий Яковлевич
- 27 января 1999 г., № 6-СФ — Пирожков Валентин Николаевич
- 27 января 1999 г., № 6-СФ — Толчеев Николай Кириллович
- 11 февраля 2004 г., № 39-СФ — Потапенко Сергей Викторович
- 9 ноября 2005 г., № 350-СФ — Зелепукин Алексей Николаевич
- 9 ноября 2005 г., № 351-СФ — Меркулов Владимир Павлович
- 9 ноября 2005 г., № 352-СФ — Хомчик Владимир Владимирович
- 13 апреля 2007 г., № 133-СФ — Горшков Вячеслав Валерьевич
- 13 апреля 2007 г., № 134-СФ — Харланов Александр Васильевич
- 4 июля 2008 г., № 229-СФ — Коваль Владимир Сергеевич
- 19 сентября 2008 г., № 303-СФ — Корчашкина Тамара Егоровна
- 30 октября 2009 г., № 368-СФ — Крупнов Игорь Владимирович
- 9 июня 2010 г., № 207-СФ — Зыкин Василий Яковлевич
- 9 июня 2010 г., № 208-СФ — Лавров Николай Геннадьевич
- 1 января 2012 г., № 547-СФ от 27 декабря 2011 г. — Федин Александр Иванович
- 1 января 2012 г., № 548-СФ от 27 декабря 2011 г. — Горшков Вячеслав Валерьевич
- 1 января 2012 г., № 549-СФ от 27 декабря 2011 г. — Зыкин Василий Яковлевич
- 1 января 2012 г., № 550-СФ от 27 декабря 2011 г. — Коваль Владимир Сергеевич
- 1 января 2012 г., № 551-СФ от 27 декабря 2011 г. — Корчашкина Тамара Егоровна
- 1 января 2012 г., № 552-СФ от 27 декабря 2011 г. — Крупнов Игорь Владимирович
- 1 января 2012 г., № 553-СФ от 27 декабря 2011 г. — Лавров Николай Геннадьевич
- 1 января 2012 г., № 554-СФ от 27 декабря 2011 г. — Манохина Галина Владимировна
- 1 января 2012 г., № 555-СФ от 27 декабря 2011 г. — Меркулов Владимир Павлович
- 1 января 2012 г., № 556-СФ от 27 декабря 2011 г. — Назарова Алла Михайловна
- 1 января 2012 г., № 557-СФ от 27 декабря 2011 г. — Пелевин Николай Павлович
- 1 января 2012 г., № 558-СФ от 27 декабря 2011 г. — Пирожков Валентин Николаевич
- 1 января 2012 г., № 559-СФ от 27 декабря 2011 г. — Харланов Александр Васильевич
Конституция РФ определяет Верховный Суд как высший орган судебной власти в общем праве. Все суды, входящие в него, в том числе федеральные, специализированные и военные, находятся под надзором Верховного Суда.
Он правомочен рассматривать дела I и II инстанции и является конечной инстанцией по делам в его компетенции. Конституция, регулируя полномочия Верховного Суда, ограничила его власть в пределах общей юрисдикции.
Тем самым Закон ограничивает его от Высшего Арбитражного и Конституционного суда.
Судьи в составе ВС назначаются путем собрания СФ РФ по заключению президента, основанного на отчете, который составил председатель Верховного Суда, и суждении квалификационной коллегии.
Срок их полномочий не ограничивается. Они несменяемы и обладают многими гарантиями неприкосновенности и защиты, согласно Закону.
Предельный возраст пребывания в подобной должности не должен превышать 65 лет.
Чтобы контролировать все общеправовые органы правосудия, Верховному Суду необходимо множество специалистов. В зависимости от исполняемых обязанностей и категории рассматриваемых дел, ВС составляют:
- пленум;
- президиум;
- коллегия апелляционная;
- дисциплинарная коллегия;
- коллегии судебные по разным типам дел.
В его числе также работает аппарат ВС и научно-консультативный совет ВС. В каждом отделе назначен председатель и штат судей. Возглавляет высший орган судебной власти – председатель Верховного Суда.
Права и обязанности ВС РФ приводят к необходимости выполнения определенных функций судопроизводства, а также контроля и надзора в области общей юрисдикции. Это главный и конечный элемент судебной системы, который призван совершать следующие действия:
- рассматривать в I инстанции важные и сложные уголовные и гражданские дела;
- в порядке надзора и кассации проверять обоснованность и законность решений, постановлений, приговоров и определений, вынесенных общеправовыми судами;
- разъяснять вопросы судебной практики, используя форму постановлений пленума ВС;
- может проявлять законодательную инициативу, обращаясь в Конституционный суд РФ по вопросам соответствия судебных законодательных актов Конституции.
Пленум состоит из числа всех судей Верховного Суда. Он созывается минимум раз в четыре месяца председателем ВС.
Заседание проводится только в том случае, если присутствует не менее 2/3 от полного состава. На Пленуме также присутствуют министр юстиции и ген. прокурор РФ.
На заседание могут быть приглашены судьи нижестоящих судов и члены совета при ВС.
Именно Президиум представляет собой высшую судебную инстанцию России.
Рассмотрение Верховным Судом гражданских дел, уголовных и административных нарушений по новым обстоятельствам или в порядке надзора – основная сфера деятельности Президиума.
В его компетенции также оказывать помощь нижестоящим судам и решать организационные вопросы по работе судебных коллегий ВС.
Президиум составляют 13 судей, кандидатуры которых утверждаются СФ РФ по суждению президента, основывающемуся на мнении председателя ВС. В их число входят: председатель ВС, его заместители и судьи ВС.
Заседание проводят минимум единожды в месяц. Дела закрепляются за членами Президиума и докладываются ими самостоятельно. В процессе участвует и генеральный прокурор. Решение принимается путем ания. Составляется постановление Верховного Суда, которое подписывает председатель ВС.
Верховный Суд РФ полномочен рассматривать уголовные дела, возбужденные в отношении депутатов Гос. Думы, членов Совета РФ, судей и иные дела, относящиеся к его подсудности. Обычно это особо тяжкие и сложные преступления, вести которые смогут только опытные судьи.
В части гражданских дел, ВС рассматривает иски:
- об оспаривании нормативных и ненормативно-правовых актов президента, правительства РФ;
- об оспаривании решений, прекращении или приостановлении полномочий судьи;
- о ликвидации деятельности объединений общественной, политической, религиозной направленности;
- по разрешению споров между гос. органами РФ и субъектами РФ.
К подсудности Верховного Суда могут быть отнесены и иные дела.
Судебная система Российской Федерации
В соответствии со ст. 2 ФКЗ «О Верховном Суде РФ» Верховный Суд РФ:
1) осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с ФКЗ «О судебной системе РФ» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций;
2) рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Верховный Суд РФ состоит из 170 судей Верховного Суда РФ (ст. 3 ФКЗ о Верховном Суде). Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (схема 9).
Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:
– рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
– изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;
– осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;
– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Верховный Суд РФ действует в составе Председателя, заместителей Председателя, судей и аппарата суда.
Председатель Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:
– организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
– созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях;
– созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума;
– может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;
– распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ;
– руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда РФ;
– ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Председатели Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ:
Итак, к судьям могут применять два варианта дисциплинарной ответственности:
- Предупреждение либо замечание.
- Преждевременное прекращение полномочий.
Непосредственно жалобу на судебные действия граждане могут подавать в Квалификационную комиссию самостоятельно либо через председателя для приостановления полномочий судьи. Комиссия судей, в свою очередь, рассматривает жалобу самостоятельно либо направляет ее для проверки председателю соответствующей вышестоящей инстанции. Чаще всего направляют в целях проверки жалобу председателю суда.
В том случае, если гражданин имеет претензии к судье касательно организационных вопросов работы, лучше всего будет обратиться к председателю данного органа власти, так как именно он организует всю деятельность инстанции, устанавливая правила внутреннего распорядка, а кроме того, контролируя их выполнение. Председатель суда также занимается распределением обязанностей между своими заместителями и судьями.
Любое решение комиссии можно оспорить в специализированном судебном органе. Важно отметить, что поступающие жалобы должны рассматриваться не позднее одного месяца с момента их получения.
Жалобу могут отклонить в том случае, если не будут указаны все вышеприведенные сведения, а кроме того, в следующих ситуациях:
- Обжалование судебного акта.
- Наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных фраз наряду с угрозами.
- В том случае, если прежде по жалобе уже давался ответ и претензия не содержит каких-либо новых фактов и доводов.
- В ситуациях, когда жалоба имеет отношение к охраняемой федеральным законом тайне.
- Отсутствие информации о совершении судьей дисциплинарного проступка.
Жалоба на решение судьи должна быть направлена через экспедицию, в которой работает судья, либо напрямую в Квалификационную комиссию по почте. Председатель суда, а также комиссия должны отреагировать на такие обращения и, как следствие, поставить вопрос о привлечении того или иного должностного лица к ответственности при наличии состава дисциплинарного нарушения.
Следует отметить, что сама процедура привлечения судей к ответственности зафиксирована в законодательстве и не требует со стороны граждан каких-либо материальных затрат в форме оплаты государственных пошлин, взносов и тому подобного.
Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) в нашей стране выступает органом, который занимается гражданскими делами, разрешает экономические, уголовные, административные и прочие споры. Таким образом, этот орган власти осуществляет в предусмотренных законом формах судебный надзор за выполнением деятельности нижестоящих инстанций, а кроме того, проводит процедуры в рамках своей компетенции в роли апелляционного и кассационного органа.
Высшая квалификационная комиссия судей состоит из двадцати девяти членов.
Начиная с 2002 года треть ее состава — это представители общественности. Данная инстанция призвана решать следующие вопросы:
- Привлечение судей, которые находятся в отставке, к исполнению своих обязанностей.
- Проведение аттестации судей наряду с присваиванием им квалификационных классов.
- Предоставление согласия на назначение того или иного служебного лица на судейскую должность.
- Приостановление либо возобновление полномочий судей.
- Осуществление отбора кандидатов на судебную должность.
- Наложение на судей дисциплинарных взысканий.
- Осуществление иных полномочий.
- Прекращение судебных полномочий.
- Прекращение отставки судей.
«Судьи, как и все, подчиняются президенту»
Статья 2 . Полномочия Верховного Суда Российской Федерации
1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.
2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Стоит понимать, как происходит сегодня назначение судей. Все зависит от того, куда именно они назначаются. Но в любом случае решение принимают представители законодательной ветви власти. При этом назначение происходит по рекомендации коллегии судей, так как представители структуры, которые отвечают за распределение должностей, не может знать всех кандидатов лично. Таким образом, члены коллегии между сбой решают, кто достоин находится в конкретно взятом судебном органе.
Мировые судьи назначаются городским или региональным советом депутатов. При этом наименование законодательного органа в субъекте РФ может отличаться, исходя из особенностей его исторического развития. Срок назначения 5 лет, но при первом получении должности длительность полномочий всего 3 года. Если речь идет о федеральных судьях, то они назначаются на основании указа президента.
Независимо от ранга сотрудника, он обязан соответствовать определенным требованиям, которые указаны в законе. Также требуется, чтобы граждане в своей работе руководствовались установленными нормами права во время принятия решения. Если нет никаких нареканий в работе специалиста в течение одного срока его полномочий, то их автоматически продляют еще на 5 лет. Если есть желание идти на повышение, то требуется снова сдавать экзамен на знание законов с учетом особенностей работы конкретно взятой судебной инстанции.
Если судья больше не соответствует требованиям закона, то необходимо его снять с должности. Это происходит согласно установленному порядку. При этом важно соблюсти процессуальные нормы, если гражданин сам не подает заявление об отставке. Когда есть собственное прошение, то его требуется принять вышестоящей структурой. Однако есть процедура отстранения от должности, когда гражданин нарушил закон, получил второе гражданство или не соответствует другому обязательному пункту.
Шаг 1
Получение сведений о том, что один из судей больше не может выполнять свои профессиональные обязанности из-за несоответствия стандартным требованиям.
Существуют различные преференции и льготы для судей в России, часть из которых сохраняется и после отставки. Однако это актуально, если уход с работы произошел при достижении 70 лет.
- Неприкосновенность судей представляет собой невозможность возбудить против них головные дела. Сначала требуется приостановить их полномочия. Также запрещено досматривать их жилище, накладывать на них административные штрафы и так далее. У судей есть соответствующее удостоверение, которое необходимо предоставить, если возникает проблема с законом (например, при попадании в ДТП). Тогда существует особый порядок наложения наказания. Однако в большинстве случаев ответственные сотрудники решают оставить гражданина без наказания на основании неприкосновенности.
- Получение ряда материальных преференций. Речь идет о квартальных и ежегодных премиях, размер которых зависит от ранга в судебной системе. Минимальная надбавка составляет 30% от оклада, максимальная 200% от оклада. Также у судей есть полис ДМС, страховка имущества и жизни. Есть возможность проходить санаторно-курортное лечение в ведомственных санаториях.
- Возможность работать до 70 лет при отсутствии правонарушений. То есть, судьи несменяемы. Получив должность, их будут автоматически назначать снова и снова после истечения срока их полномочий.
- Предоставление пожизненной пенсии в размере 80% от среднемесячного дохода, если выслуга лет составляет более 20 лет. Также могут оформить пенсионные выплаты члены семьи после смерти судьи. Тогда надо обращаться к сотрудникам ПФР для получений выплат по потере кормильца.
Это основные льготы и преференции, которые действуют по отношению к российским судьям. Размер оклада зависит от выслуги лет и того, в какой инстанции работает гражданин.
Армейская коллегия должна проверить законность, обоснование нормативными актами решений, приговоров, постановлений. Так же директорат рассматривает деяния по представлениям, жалобам, постановлениям военных советов, которые уже вступили в силу. Военные заседания рассматривают дела особой важности в отношении командиров,
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Решения, которые вынесла армейская коллегия в первой инстанции рассматривается, Кассационным собранием в кассационном порядке и в некоторых случаях Президиумом в надзорном порядке. Если открылись новые обстоятельства, то пересматривается самой военной коллегией или кассационным собранием.
Главой ратного директората является Председатель, он же заместить руководителя. Назначение производится Советом Федерации по решению Президента. Оно основано на представлении Председателя Вооруженных сил и заключении коллегии судей России.
Ратный директорат выполняет вспомогательные обязанности в отношении военных советов. Какие дела рассматриваются собранием?
- Штатские и административные, в случае если права и интересы солдат нарушены;
- Преступления, в которых обвиняются солдаты, армейцы, уволенные, граждане, проходившие сборы;
Те, кто уволен со службы или проходили сборы могут подать жалобу на действие или бездействие органов управления, должностных лиц, командиров, в случае если нарушены права и свободы.
Воинские советы разбирают жалобы на применении лицом, которое производило дознание, на должностных лиц и начальство. Суды рассматривают деяния, связанные с ограничением свобод, прав на переписку, телефонные переговоры, неприкосновенность жилищной территории.
Ратный директорат анализирует материал и статистику. Так же систематизирует право и может выполнять иные роли, обеспечивает правосудие, обобщает юридическую практику,
Судебная система России была, по сути, ликвидирована после событий 1917 года. Новым властям пришлось выстраивать ее заново. Эксперты считают, что аналогом современного высшего судебного органа можно считать Кассационный отдел при ВЦИК Советов, который был создан в июне 1918 года. Именно он рассматривал жалобы на решения революционных трибуналов всех регионов.
Только в 1922 году сформировалась похожая на современную трехзвенная судебная система – народный суд (ныне мировой и районный суды), губернский (ныне областной или республиканский суд), верховный суд.
Как таковой Верховный Суд РСФСР был сформирован на базе Верховного трибунала ВЦИК в январе 1923 года. Ему были переданы надзорные функции, которые до этого осуществлялись Наркоматом юстиции. Одновременно вновь созданному высшему судебному органу страны были переданы функции рассмотрения любых дел в кассационном порядке, если поступали жалобы и протесты на решения губернских судов.
Несмотря на то, что Верховный суд РФ, согласно российской конституции, является высшим судебным органом, он вправе действовать даже в формате суда первой инстанции. Это означает, что он может принимать к производству те дела, которые имеют исключительные общественное значение и важность. Хотя формально это получается рассмотрение в суде первой инстанции, вынесенное им решение в кассационном порядке обжаловать нельзя. Это можно сделать только в порядке надзора.
Однако россиянам более привычно восприятие Верховного суда именно как кассационной инстанции, в которой можно обжаловать вынесенные ранее решения областных, республиканских и иных региональных судов (судов субъектов РФ), если какая-то сторона процесса считает их неправосудными, незаконными и несправедливыми.
Одновременно на Верховный суд РФ возлагается и надзорная функция. Она заключается в том, чтобы проводить проверку обоснованности и законности тех решений, которые выносят любые суды, стоящие ниже по иерархии. Более того, Верховный Суд РФ осуществляет надзор также и за теми решениями или приговорами, которые принимаются его собственными коллегиями, но в формате суда первой инстанции.
Также следует сказать о том, что ВС РФ не только занимается конкретными делами и выносит по ним приговоры/решения (в формате кассации или надзора), но и обобщает практику и статистику всех российских судов, давая на их основании разъяснения по различным актуальным вопросам.