Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как работать на госзакупках по 223 ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:
- что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
- что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
- что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).
Срок / условия для МСП |
Срок для прочих участников |
Конкурс, аукцион |
|
|
7 дней |
Запрос котировок |
|
4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей | 5 рабочих дней |
Запрос предложений |
|
5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей | 7 рабочих дней |
При наличии утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке, ее осуществление в рамках 223-ФЗ является правом заказчика, а не обязанностью. В противном случае заказчик обязан осуществлять закупочную деятельность исключительно в порядке, предусмотренном нормами 44-ФЗ. Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ.
В рамках 223-ФЗ все закупочные процедуры делятся на конкурентные и неконкурентные закупки.
Конкурентными способами закупок являются:
-
Конкурс
Форма торгов, при которой победителем признается участник, заявка, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о данной закупке, и заявка, окончательное предложение которой по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений, содержит лучшие условия исполнения договора -
Аукцион
Форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену путем снижения НМЦ договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину -
Запрос котировок
Форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора -
Запрос предложений
Форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник, заявка которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - Иные способы, установленные положением о закупке. При этом ключевой особенностью конкурентной закупки является обязанность заказчика заключить договор с победителем закупки, а также соответствие описания предмета закупки требованиям, установленным ч. 6.1 ст.3 223-ФЗ:
- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки
- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки
- в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а. несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком
б. закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
в. закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта
г. закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами
Неконкурентные способы закупок также указаны в Положение о закупке, при проведении которых заказчик может не руководствоваться требованиями ч. 6.1 ст.3 223-ФЗ к описанию предмета закупки. Также, как правило, устанавливается то, что проводимая закупка не является торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) или публичным конкурсом в соответствии со ст. 447–449 ч.1 Гражданского кодекса РФ и ст. 1057–1061 ч.2 Гражданского кодекса РФ, и не накладывает на заказчика обязательств, установленных указанными статьями Гражданского кодекса РФ. Таким образом, заказчик не обязан заключать договор по итогам проведения неконкурентной закупки.
В рамках 223-ФЗ Заказчики вправе дозапрашивать документы участников при проведении конкурентных закупок. Регламентация возможности направления дозапроса, порядок направления запроса участнику закупки отражается в документации о закупке, Положении о закупке. В отличие от участников закупки, которые вправе направить запрос о разъяснении положений закупочной документации лишь на стадии подачи заявок, заказчик вправе запросить пояснительные сведения от участников на этапе рассмотрения их предложений.
Практическая организация закупок по 223-ФЗ
Участниками закупок могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. Закон 223-ФЗ предусматривает ряд преференции для отдельных участников:
- для СМП и самозанятых (при проведении закупок исключительно для СМП) в части сроков оплаты, предельных размеров обеспечительных мер
- для поставщиков «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) в рамках реализации ПП РФ №925
- поставщиков, предлагающих продукцию, включенную в соответствующие реестры в рамках ПП РФ №2013, в случае реализации данного постановления заказчиком при проведении закупок. К примеру, пунктом 6.9.8 в 21 редакции Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком» предусмотрено: Во исполнение требований Постановления №2013 с целью обеспечения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) заказчик вправе установить в документации о неконкурентной закупке требование о наличии предлагаемого (предлагаемых) к поставке товара (товаров) в реестрах, предусмотренных Постановлением № 2013. При этом участник, при подаче заявки на участие в закупке, предоставляет информацию о номере (номерах) реестровой записи (реестровых записей) соответствующих реестров.
Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу в рамках 223-ФЗ на действия заказчика.
Жалоба подается в случаях, когда:
- нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС
- от поставщиков требуют документы, не предусмотренные закупочной документацией
- закупка осуществляется без действующего положения и без применения положений норм 44-ФЗ
- опубликована недостоверная или отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов СМП
Жалоба в ФАС также целесообразна, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупке. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматриваются в течение 7-ми рабочих дней, в то время как жалобу на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение одного месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).Отдельного внимания заслуживает особенность подачи жалобы. Обжаловать действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки, может в том числе и участник, не участвующий в закупке, но только до момента окончания срока подачи заявок. Такая жалоба может касаться нарушений установленного порядка размещения информации о закупке и порядка подачи заявок. После окончания срока подачи заявок обжаловать действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки, может исключительно участник, подавший заявку на участие в закупке.
Подробнее о процессе обжалования действий заказчика, а также алгоритмах рассмотрения жалобы по 44-ФЗ и 223-ФЗ рассказывает эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.
В отличие от строгого 44-ФЗ он позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупочных процедур, обязывая лишь прописывать эти правила в Положении о закупке. Из-за этого участвовать в торгах по правилам 223-ФЗ сложнее – в каждом конкретном случае приходится тщательно изучать документацию и подстраиваться под требования организатора торгов. Еще одна особенность – на должность специалиста по закупкам заказчик может назначать любого человека, независимо от наличия у него профильного образования.
Заказчики по 223-ФЗ сами устанавливают правила закупочных процедур, ориентируясь на требования, установленные законом. Правила фиксируются в Положении о закупке. Провести аукцион по 223-ФЗ можно на любой электронной площадке – сейчас их уже больше 150. При этом не имеет значения способ регистрации, закон допускает размещение торгов на площадках с бесплатной и платной регистрацией.
Как участвовать в закупках по 223-ФЗ
Подписание соглашения проводят с помощью торговой площадки и ЭЦП или в бумажном виде. Основные положения контракта берут из заявки, которая поступила от участника, и тендерной документации.
Федеральный закон о закупках отдельными категориями юр. лиц разъясняет, в какой минимальный срок можно заключить контракт по результату конкурентной закупки по закону 223-ФЗ: минимальный срок со дня публикации итогового протокола — 10 календарных дней, максимальный — 20.
Со 2 января 2021 года заработал Федеральный закон №443 от 22.12.2020, который поправил статьи 1 и 8 Федерального закона №223 и распространил его действие на тендеры региональных операторов по обращению с ТКО.
Напомним, что до изменений по этому закону проводили торги только заказчики из сферы обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО. Это определение уже, чем сейчас, следовательно, ряду новых заказчиков придется начать соблюдать требования закона о закупках для отдельных юрлиц.
Федеральный закон №443 от 22.12.2020 содержит несколько переходных правил:
- положения о закупках приводятся в соответствие с новыми нормами, утверждают их и публикуют в ЕИС до 02.04.2021;
- положения о закупках, которые не соответствуют новым требованиям, с 02.04.2021 относят к категории не размещенных в ЕИС;
- тендеры, извещения о проведении которых появились в ЕИС до дня публикации обновленного положения (но не позднее 02.04.2021), завершат по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.
Заказчик по 223-ФЗ — это организация, в уставном капитале которой, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50% и больше. Закон выделяет (ч. 2 ст. 1):
- Государственные корпорации и компании.
- Публично-правовые компании.
- Субъекты естественных монополий.
- Организации, которые ведут регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения и т.д.
- Автономные учреждения.
- Хозяйственные общества (50% капитала — доля государства).
- Дочерние компании (50% капитала — доля субъектов из п. 1-6).
- Дочерние компании (50% капитала — доля субъектов из п. 7).
- Бюджетные учреждения, использующие гранты, собственные средства, привлекающие субподрядчиков по исполняемым контрактам.
- ГУП и МУП, покупающие за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Пункт применяется при наличии положения о закупках, утвержденного и размещенного до 01.01.2019.
- ФГУП из перечня (Распоряжение Правительства РФ №2931-р от 31.12.2016).
В качестве примеров таких организаций можно привести:
- ПАО «Газпром».
- ООО «Газпром Инвест».
- АО «ЭК Ленэнерго».
- СПбГБУК «ЦПКиО им. С.М. Кирова».
Такие организации имеют большие денежные ресурсы из-за государственной поддержки. Благодаря закупочной деятельности, они стимулируют поставщиков к участию в тендерах, расширяют их возможности, развивают конкуренцию. Причем расходовать деньги и удовлетворять нужды они должны эффективно. Но есть риск, что такие покупатели могут злоупотреблять своим положением, поэтому для таких компаний создан отдельный закон — 223-ФЗ.
Есть особенности того, как проводятся закупки заказчиком по 223-ФЗ. Основным внутренним документом здесь является положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2), где подробно прописан порядок и все этапы такой деятельности. Документ публикуют в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.
Сохраняется обязанность приобретать часть продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3). Раздел об этом должен быть в плане.
В законе прописаны и права заказчика:
- Требовать от участников отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков по законам №223 и № 44.
- Все документы можно публиковать не только в ЕИС, но и на собственном сайте (кроме гостайны).
- Разрешается не публиковать сведения о процедурах, суммы которых меньше 100 000 руб., а при выручке более 5 млрд руб. — менее 500 000 руб. (ч. 15 ст. 4).
В качестве дополнительных, но необязательных этапов, могут выступать следующие пункты:
- переторжка. Данная процедура представляет собой дополнительную корректировку ценовых предложений, при сохранении всех прочих условий. Она производится после предварительного рассмотрения заявок, а ее дата указывается в правилах проведения закупочной процедуры;
- предквалификационный отбор. Процедура применяется в основном крупными корпорациями, нуждающимися в товарах и услугах со сложными техническими и эксплуатационными характеристиками. Смысл в составлении списка потенциальных поставщиков, на основе просмотра их заявок снабженных требуемой квалификационной документацией.
Госзакупка — приобретение товаров, работ или услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В широком смысле включает в себя выявление потребности, поиск и выбор поставщика, а также подписание контракта и контроль за его выполнением.
Закупки бывают конкурентными и неконкурентными: поставщиков может быть много, и они соревнуются за подписание контракта с заказчиком, либо поставщик один. Тогда никакого конкурса нет, а закупка производится у единственного поставщика.
Конкурентные закупки называются также тендерами. Они могут быть конкурсными, а могут проводиться и без торгов. Конкурсными закупками являются аукцион и конкурс.
Аукцион — вид торга, когда заказчик указывает точные характеристики товара, а поставщики предлагают свои цены на этот товар. Выигрывает тот, кто предложил самую низкую. Если цена опускается до нуля, начинается аукцион на понижение, и выигрывает самая высокая цена. Причём в этом случае поставщик платит деньги заказчику, а не наоборот.
Конкурс — вид торга, когда поставщика выбирают не только по цене, но и по ряду других параметров. Заказчик указывает эти параметры в заявке и закрепляет их значимость. Далее подсчитывается соответствие того или иного поставщика критериям, указанным в заявке. И заказчик выбирает того, кто набирает максимальное количество баллов.
Закупки без торгов подразумевают, что поставщик назначает цену один раз и больше не меняет её. В этом случае поставщика выбирают с помощью запроса котировок или предложений.
Запрос котировок — запрос цен. Заказчик описывает условия закупки, поставщики оставляют заявки, где назначают свою цену. Побеждает тот, чья цена оказалась минимальной.
Запрос предложений — то же самое, что конкурс, только без конкурса. Поставщики оставляют заявки, заказчик сравнивает их не только по цене, но и по другим параметрам. Выигрывает тот, чьё предложение по максимуму соответствует требованиям заказчика.
Банковская гарантия — это обязательство банка уплатить заказчику деньги, если поставщик не выполнил контракт. После этого поставщик будет должен не заказчику, а банку.
Обеспечение заявки — это деньги, которые каждый участник вносит перед началом торгов. Внесённая сумма гарантирует, что он является добросовестным поставщиком и в случае победы подпишет договор. При проведении электронных торгов сумму обеспечения устанавливает заказчик.
Обеспечение исполнения контракта — это гарантия того, что поставщик выполнит обязательства. Эту сумму вносит только победитель торгов, с которым заключается контракт.
Электронная торговая площадка — это веб-ресурс, который обеспечивает взаимодействие покупателя и продавца в интернете.
-
Что вам грозит за несданную отчетность: от штрафа до вылета из ЕГРЮЛ
1,6 тыс. 0
Главный плюс закупок по 223-ФЗ в сравнении с контрактной системой состоит в том, что у субъектов этого закона больше мотивации выбрать действительно лучшее предложение поставщика. Такие компании тратят собственные деньги, поэтому заинтересованы в качестве закупаемых товаров и услуг.
Кроме того, Закон № 223-ФЗ устанавливает основные принципы взаимодействия заказчика и поставщика и основные правила проведения конкурентных закупок, при этом оставляя заказчику право все, что не урегулировано законом, прописать в своем корпоративном положении о закупках. Таким образом, у заказчика больше инструментов для выбора контрагента с продукцией, лучшей не только по цене, но и по качеству, а это, в свою очередь, выгодно и добросовестному поставщику.
Кроме этого, для участия в большинстве закупок по 223-ФЗ поставщикам не нужно проходить регистрацию в Единой информационной системе, открывать спецсчета в определенных банках, нести другие дополнительные расходы и соблюдать различные формальности, свойственные контрактной системе.
В последней редакции закона появилось норма о том, что закупки могут быть конкурентными и неконкурентными. Причем для конкурентных закупок многие правила заимствованы из закона 44-ФЗ.
Например, в конкурентных закупках заказчик не может произвольно закупать продукцию определенного бренда. Даже если в закупке указывается конкретный товарный знак, всегда присутствует оговорка «или эквивалент». Этот пункт на руку поставщикам, т.к. дает возможность для участия большему числу компаний.
Например, заказчик с удовольствием купил бы молочную продукцию бренда «Родное село», но при этом он должен написать в закупочной документации, что рассматривает эквиваленты. И ему придется сравнить заявки от всех участвующих в закупке производителей молока.
Закон называет 4 основных конкурентных способа проведения закупок:
- Аукцион.
- Конкурс.
- Запрос котировок.
- Запрос предложений.
2
Определенный круг заказчиков, работающих по 223-ФЗ, обязаны поддерживать малый и средний бизнес. Для этого 20% от всех договоров должны заключаться с субъектами малого и среднего предпринимательства. С марта 2020 года в круг такой поддержки будут включены и все самозанятые граждане.
Заказчики заранее публикуют перечень товаров, работ и услуг, который закупается только у малого и среднего бизнеса. И когда проводится закупка такой продукции, то круг ее участников ограничен данными субъектами. Такие закупки часто называются преференционными. Именно они могут проводиться только на госплощадках, в то время как для остальных процедур по 223-ФЗ таких ограничений нет. Поэтому малые и средние предприятия, желающие поучаствовать, предварительно должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в государственный реестр участников закупок и аккредитоваться на нужных ЭТП.
Закон № 223-ФЗ в защиту субъектов МСП ограничивает заказчика специальными нормами, начиная от закрытого перечня используемых способов закупки и порядка их выбора, заканчивая сроками оплаты по договору. Кстати, с начала 2020 года этот срок сокращен с 30 за 15 дней с момента выполнения поставщиком его обязательств по договору.
В ст. 3 ФЗ №223 указано, что Положением предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких процедур с учетом норм ФЗ №223.
Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют следующим требованиям:
1. Информация о закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 ФЗ №223, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2. Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3. Описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 ст.3 ФЗ №223.
Единственный поставщик (исполнитель, подрядчик) — это контрагент, с которым организатор закупки заключает договор без осуществления конкурентных процедур (указанных в Положении) и приема заявок участников.
В ФЗ №223 нет подробного описания и алгоритма проведения неконкурентной закупки у ЕП. Законодатель наделил заказчиков правом прописать свои собственные правила приобретения необходимой продукции напрямую у контрагента, указав такую возможность в ФЗ №223, а именно: порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением о закупке[2].
Анализируя Положения заказчиков, размещенные в ЕИС, нельзя найти абсолютно одинаковые перечни случаев, когда организаторы процедур вправе прибегнуть к закупке ТРУ у единственного контрагента. Исходя из собственных потребностей и особенностей хозяйственной деятельности предприятия, заказчики формируют такой список возможных закупок без осуществления конкурентных процедур.
К примеру, закупка у ЕП может проводиться в следующих случаях[3]:
- закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 600 000 рублей с НДС включительно (или иную сумму, предусмотренную Положением заказчика и региональными нормативно-правовыми актами);
Устанавливая ценовой порог прямых закупок у единственного контрагента, заказчик должен следовать принципам ФЗ №223. Учитывая, что цели и принципы ФЗ №223 и ФЗ №44 во многом похожи, при разработке Положения заказчикам рекомендуется при определении случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) руководствоваться ст. 93 Закона о контрактной системе. Данная правовая позиция о допустимости установления ценового предела закупки у единственного поставщика на основании предела закупки у единственного контрагента, установленного ФЗ №44, подтверждается судебной практикой (см. Решение Красноярского УФАС по делу № 94-17-19 (024/01/17-1043/2019) от 13.02.2020).
- вследствие документально подтвержденных чрезвычайных событий, эпидемиологической ситуации, когда возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;
В период распространения коронавирусной инфекции организаторы торгов все чаще стали пренебрегать конкурентными способами закупок, отдавая предпочтение приобретению продукции (работ, услуг) у ЕП, аргументируя свой выбор тяжелой эпидемиологической обстановкой и сложностями проведения торгов.
Осуществить закупку у единственного контрагента можно следующими способами:
- потенциальный поставщик (исполнитель, подрядчик) самостоятельно отправляет коммерческое предложение заказчику о возможности поставить необходимую продукцию (оказать услугу, выполнить работу);
- организатор процедур направляет запрос предполагаемому поставщику (исполнителю, подрядчику) о необходимости поставить товар (оказать услугу, выполнить работу).
При проведении закупки у ЕП заказчику следует:
— оценить финансовые возможности своего предприятия, необходимые для приобретения ТРУ;
— изучить рынок необходимых товаров, работ и услуг;
— проанализировать возможные альтернативные предложения контрагентов по поставке товара (оказанию услуг, выполнению работ);
— сопоставить собственные нужды производства с имеющимися предложениями на рынке ТРУ (оценить производственные показатели, технические характеристики, условия гарантии и т.д.).
Перед заключением договора с контрагентом, выбор которого осуществлялся таким неконкурентным способом, во избежание нарушения принципов ФЗ №223[4], заказчику важно убедиться, что его предложение является единственно выгодным на рынке соответствующих ТРУ. При наличии более предпочтительного предложения по цене и качеству продукции к организатору процедуры закупки могут возникнуть вопросы со стороны контролирующих органов: насколько правомерно и обоснованно заказчиком принято решение заключить договор именно с тем или иным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)?
3
Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ №223 заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке ТРУ, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей.
В данном случае организатором торгов проводятся мелкие оперативные закупки, при которых нет необходимости осуществления конкурентных торговых процедур с подачей ценовых предложений. Данные прямые закупки у единственного контрагента до 100/500 тысяч рублей заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них необходимо отобразить в ежемесячном отчете.
В случае принятия решения о публикации малых закупок в открытом доступе (данную обязанность необходимо отразить в Положении) организатор процедур должен опубликовать результаты таких закупок в реестре договоров согласно Постановлению Правительства РФ №1132[10]. Закон о закупках не содержит ограничений о возможном количестве договоров до 100/500 тысяч рублей, которые заказчик вправе заключать напрямую с контрагентами, вследствие чего на практике нередко возникают случаи дробления крупного лота на мелкие закупки (во избежание проведения конкурентных процедур).
В соответствии с письмом ФАС от 14.11.2019 № ИА/100041/19 само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением установленных требований не является нарушением, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (ст. 16 Закона о защите конкуренции). Однако на практике не так просто заказчикам доказать правомерность своих действий при заключении таких мелких договоров.
Антимонопольная служба при проведении проверки обоснованности действий организаторов процедур может наказать их за искусственное дробление закупок, поскольку такие действия ведут к нарушению принципов ФЗ №223, а именно:
— развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений;
— информационной открытости закупки.
Требований к порядку заключения договора при проведении закупки у единственного контрагента ФЗ №223 не установлено, поэтому организатору процедур следует руководствоваться нормами ГК РФ о заключении договоров любого вида (гл. 28 ГК РФ) и о заключении договоров отдельных видов, а также условиями, которые содержатся в его Положении.
Подписание договора, как правило, включает в себя следующие этапы:
- определение сторонами (заказчиком и контрагентом) существенных условий договора (цена, количество товара, объем работ/услуг, сроки поставки/оказания услуг/выполнения работ, ответственность сторон, порядок приемки и оплаты и др.);
- направление сторонами договора на ознакомление и подпись (согласно порядку, установленному в Положении).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что закупка у единственного контрагента часто применяется заказчиками при осуществлении своей производственной деятельности. Во избежание злоупотребления данным способом приобретения товаров, работ услуг напрямую у поставщика (подрядчика, исполнителя) организаторам процедур необходимо применять его только при наличии экономической и производственной целесообразности, которая исключает искусственное дробление предстоящей закупки в соответствии с нормами действующего законодательства и Положением о закупках.
[1] Нередко антимонопольная служба указывает на нарушения требований Закона о защите конкуренции ввиду избрания заказчиком способа закупки у единственного поставщика, поскольку это влечет за собой ограничение конкуренции.
[2] ст.3.6 ФЗ №223
[3] При определении таких случаев заказчик может ориентироваться на перечень оснований заключения контракта с единственным контрагентом по ФЗ №44, данный в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
[4]См. п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 (избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).
[5] Ч. 5 ст. 4 ФЗ №223
[6] См. Решение Новгородского УФАС по делу № 053/07/3-593/2020 от 23.11.2020 года.
[7] К примеру, когда конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся или ее проведение не привело к заключению договора, либо исполнение заключенного договора победителем не представляется возможным.
[8] При указании такой возможности в Положении о закупках.
[9] При указании такой возможности в Положении о закупках.
[10] «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».
Федеральный закон № 44 жестко фиксирует все правила, касающиеся проведения закупок государственными и муниципальными заказчиками. Так, в нем описаны действия последних, начиная с этапа планирования и заканчивая осуществлением мероприятий, направленных на контроль качества работы исполнителя. А вот благодаря закону 223-ФЗ некоторые категории заказчиков получают большую свободу действий.
С данным документом работают заказчики, на которых распространяется действие закона 223-ФЗ. Однако нужно понимать, что аукционный перечень по 223-ФЗ нельзя назвать аукционным списком. Представленные здесь ТРУ закупаются только после проведения торгов а электронном формате, но необязательно при помощи проведения аукциона.
Действующий документ № 616 от 21.06.2012 г. утвержден ПП РФ, и в этом году в него не вносились поправки.
Назовем некоторые ТРУ и их коды из аукционного перечня по 223-ФЗ:
- 10.72.130 – бумажная пряжа;
- 12.30.170 – одежда для поддержания физической формы;
- 1 – полиграфические и печатные услуги;
- 20.24.130 – бинты для медицинских целей;
- 19.60.111 – хирургические перчатки;
- 19.71.110 – презервативы;
- 19.23.110 – посуда для лабораторий;
- 19.23.130 – стеклянные ампулы;
- 99.29.110 – металлические магниты;
- 99.29.190 – продукция из недрагоценных металлов;
- 22.15.120 – погрузчики;
- 23.11.110 – пишущие машины;
- 23.13.120 – кассовые аппараты;
- 10.2 – легковые авто;
- 01.1 – мебель для офисов и предприятий торговли;
- 99.13.120 – ручки;
- 00.1 – вода;
- 11.1 – книги;
- 2 – услуги по чистке и уборке.
Полный аукционный перечень можно посмотреть здесь.
4
При планировании закупочных процедур не всегда удается предусмотреть все моменты. Поэтому впоследствии возникает потребность в изменении стоимости ТРУ. Следует скорректировать план закупок и позаботиться о его размещении в единой информсистеме. При этом количество правок не лимитировано.
При проведении конкурсного мероприятия либо аукциона корректировки должны быть внесены не позже того, как будет размещено извещение о закупочной процедуре в ЕИС. При этом в случае с другими вариантами подобных ограничений нет. Надлежит обозначить единые сроки, схему формирования, внесения изменений в текст готового плана.
Даже если стоимость закупаемых ТРУ не превышает 100 тысяч рублей, нужно подготовить планы, указав в них нулевые значения. Это обозначено в Письме Минэкономразвития РФ №ОГ-Д28-7458. В ситуации с заключением долгосрочного контракта данные о нем достаточно отразить однократно. Это понадобится сделать при планировании закупочных мероприятий того года, когда должна состояться сама закупочная процедура. А вот объем закупочного мероприятия нужно указать сразу весь на полный период контракта.
В тексте Постановления Правительства РФ №1352 приведены и лимитные значения квот при закупке у СМСП для конкретных категорий заказчиков.
Астрал.Тендер поможет сориентироваться в море информации по вопросам закупок. При необходимости мы возьмем на себя работу на ЭТП, избавив вас от лишних забот.
В ЕИС следует также выполнить размещение графика закупки инновационной продукции, лекарственных препаратов на период 5-7 лет. Инновационный продукт либо высокотехнологичный – что отнести к этой категории, определяют федеральные органы исполнительной власти либо «Росатом». Данные о таких закупочных мероприятиях должны быть внесены в оба плана. Критерии отнесения к категории инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарств используются в области науки и образования, здравоохранения и пр.
Чтобы принимать участие в любой закупочной процедуре, нужно обзавестись ЭЦП для торгов .
Если заказчик согласно Распоряжения Правительства РФ №2258-р и №717-р внесен в список СМСП, действуют иные правила реализации закупочных процедур. Требования регламентированы Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. Также этот вид закупочных мероприятий находится в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ. Должны быть оценены с позиции соответствия проекты планов закупочных процедур, включая и в отношении инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных препаратов.
С 1.01.2020 года стало действовать постановление Правительства №1001. Нормативный акт подразумевает увеличение минимального лимита по объему закупок юридических лиц у СМСП согласно 223 ФЗ. Теперь объем тендеров у СМСП за год должен быть не менее 20%. В то же время возросла и доля стоимости контрактов с СМСП в закупочных мероприятиях, где принимали участие лишь эти субъекты. Эта цифра скорректирована с 15% на 18%, если годовой размер выручки заказчика превышает 2 миллиарда рублей.
За несоблюдение требований ФЗ №223 грозят штрафные санкции. С января 2021 года перечень поводов для их применения был дополнен. Отсутствие размещения в единой информсистеме данных о закупочном мероприятии либо же срыв сроков этой операции карается штрафами. Их конкретный размер зависит от статуса нарушителя. В части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ прописано, что должностным лицам нужно заплатить 30-50 тысяч рублей, юрлицам – 100-300 тысяч рублей. Это наказание грозит в ситуации, когда информация по планированию закупочных мероприятий вовсе не была опубликована в ЕИС. Если же были нарушены сроки выполнения указанного действия, сумма административного штрафа иная. Должностным лицам придется заплатить 2-5 тысяч рублей, в то время как юридическим – уже 10-30 тысяч рублей. Это оговорено в части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Формы отчетности отражают изменения, внесенные ранее в нормативно-правовые акты, касающиеся проведения закупок по Закону 223-ФЗ.
Напомним, что еще 3 декабря 2020 г. было принято Постановление Правительства № 2013, которое определило минимальную долю российских товаров при проведении закупок.
Новая форма предоставления отчетностим к тому же удобнее — она учитывает возможности ЕИС и объединяет в себе информацию как о конкурентных закупках, так и о закупках у едпоставщика, а также о тех закупках, сведения о которых составляют гостайну.
В новом ежемесячном отчете по Закону №223-ФЗ будет 4 раздела, один из которых — информация о заказчике — формируется автоматически. При заполнении других разделов следует быть внимательными, так как структура сведений и их детализация изменились.
Всего в разделе 6 граф, помимо наименования предмета договора и общего количества договоров, можно отметить следующие моменты, связанные с заполнением отчетности.
Графа 3. Специальный трехзначный код закупки
В Постановлении прописаны номера кодов для разных случаев заключения договора. По разным кодам разнесены конкурентные закупки (код 110) и конкурентные закупки в электронной форме (код 120), а также закрытые закупки.
При этом отдельно в каждой категории выделены те конкурентные закупки, которые признаны несостоявшимися. В них, в свою очередь, выделяют разные коды заключения договора:
-
для случая, когда была подана только одна заявка и с подавшим ее участником заключен договор;
-
для случая, если все, кроме одной заявки, были отклонены, но с участником единственной оставшейся заявки также был заключен договор.
Отдельно выделены закупки у единственного поставщика и также, отдельно — те, сведения о которых не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с ч. 15 ст. 5 Закона № 223-ФЗ.
К последним можно отнести в том числе:
-
те, которые содержат гостайну;
-
некоторые закупки в рамках гособоронзаказа, например, если их предметом является создание или модернизация вооружения или космической техники;
-
закупки в соответствии с перечнями, установленными нормативными актами Правительства РФ. К ним относятся закупки в сфере атомной энергетики, перевозки опасных грузов и другие.
Также по отдельному коду сдают отчетность по тем закупкам, в отношении которых такое решение принято заказчиком в соответствии с подпунктами 1–3 ч. 15 ст. 4 Закона №223-ФЗ, т.е в случаях, когда общая стоимость закупки не превышает 100 тыс. рублей (или 500 тыс. рублей при общей годовой выручке заказчика более 5 млрд рублей), закупке некоторых финансовых услуг, договоров по отчуждению государственного и муниципального имущества или управлению им.
Графа 4. Уникальный номер реестровой записи.
Здесь следует учесть, что те договоры, которые не включаются в реестр договоров, заключенных заказчиками, не вносятся и в данную графу формы.
Это такие договоры, которые:
-
содержат гостайну;
-
не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с НПА Правительства;
-
предмет относится к сфере изготовления банковских билетов и бланков, акцизных марок и пр.;
-
предмет относится к сфере использования атомной энергетики и космической деятельности;
-
предметом являются некоторые страховые услуги, связанные со страхованием инвестиционных рисков.
Следует также учесть, что цена договора и количество заключенных договоров указывается отдельно по всем кодам заключения договора из графы 3.
Суть этого раздела — предоставить сводные данные о квотируемой продукции, принятой заказчиком с выделением стоимостного объема товаров российского происхождения.
Для этого по каждому коду товара (графа 2) и для каждого наименования товара (графа 3) указываются:
-
размер минимальной доли закупок российских товаров для каждого товара и кода (графа 4);
-
информация о договорах поставки или договорах подряда/оказания услуг, если товары поставляются при их исполнении (графа 5);
-
общая стоимость (стоимостной объем) поставленных товаров для каждой строки (графа 6);
-
общая стоимость (стоимостной объем) поставленных товаров российского происхождения (графа 7).
Следует учитывать, что товарами российского происхождения для целей ПП № 2013 являются те, которые произведены не только в России, но и в странах ЕАЭС.
В данном разделе предоставляются данные по каждому наименованию товара и по коду товара ОКПД2 с точки зрения того, была ли достигнута заказчиком минимальная доля закупок российских товаров.
В этом разделе в отдельных графах указываются:
-
размер минимальной доли закупок российских товаров (здесь и далее — в т.ч. поставляемых при оказании услуг/выполнении работ);
-
информация о договорах на поставку товаров;
-
стоимостной объем поставленных товаров;
-
стоимостной объем поставленных российских товаров;
-
размер доли закупок российских товаров, которые удалось достичь также по каждому коду и наименованию товара.
Профессиональная переподготовка
Специалист в сфере закупок
от 6 843 руб Подробнее
Повышение квалификации
Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд
от 4 406 руб Подробнее
Повышение квалификации по 44-ФЗ
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг
от 3 281 руб Подробнее
Повышение квалификации по 44-ФЗ
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг
Бесплатно Подробнее
Профессиональная переподготовка
Эксперт в сфере закупок
от 7 031 руб Подробнее
Повышение квалификации по 223-ФЗ
Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ
от 3 656 руб Подробнее
Повышение квалификации
Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
от 4 593 руб Подробнее
Инструкция по проведению закупок по 223-ФЗ с изменениями в 2021 году
Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.
Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.
С 1 апреля 2021 года произойдут новшества в порядке проведения конкурентных электронных закупок среди субъектов МСП.
Во-первых, проведение электронного конкурса будет осуществляться без квалификационного отбора участников. Ранее это был один из обязательных этапов процедуры.
Во-вторых, электронный запрос предложений будет проводиться по правилам, предложенным для электронного конкурса. Подача окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) новыми правилами не предусматривается.
Для заявки на участие в электронном аукционе предлагается структура из двух частей:
-
Предложение по предмету закупки.
-
Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения.
Для заявки на участие в электронном запросе котировок потребуются только документы и информация, если это будет определено в закупочных документах.
Максимальный срок оплаты поставленных товаров по договору с участием только субъектов МСП, составляет не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара.
Со 2 января 2021 года при нарушении сроков оплаты по договору, заключенному с субъектом МСП, или по его отдельному этапу на заказчиков распространяется административная ответственность в виде штрафов.
Мы бюджетное учреждение, работаем по 223-ФЗ. Договор на теплоснабжение на 2021 год — 350 000,00 рублей.
1. Надо ли вносить в план закупок эту сумму?
2. Надо ли создать извещение и опубликовать этот договор в ЕИС, и ежемесячно опубликовывать отчеты (платежные поручения и акты)?
Ответ
1. Да, договор на оказание услуг по теплоснабжению на сумму 350 000 необходимо внести в план закупок.
Вы вправе этого не делать лишь в том случае, если годовая выручка вашего учреждения за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей.
2. Да, создавать извещение и опубликовывать его в ЕИС необходимо. Также необходимо ежемесячно вносить в реестр договоров сведения об исполнении договора.
Разбираемся в особенностях закупок по 223-ФЗ
В 2019 году в Единой информационной системе (ЕИС) было зарегистрировано 96 тысяч предприятий с государственным участием. И хотя фактические закупки вели лишь 28% потенциальных заказчиков, годовой объем торгов всё равно впечатляет.
Средняя начальная цена контракта составила 12,5 миллионов рублей. Уровень конкуренции не высок – 1,6 заявки на лот. Закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ не стимулируют конкуренцию, но пока это остаётся объективной реальностью и проблемой контрактной системы.
В реестре договоров за год добавилось полтора миллиона записей. В 22,5% случаев условия договоров в дальнейшем изменились, или они были расторгнуты. Общая сумма всех заключенных сделок – 21 триллион рублей.
Субъекты малого и среднего бизнеса участвовали в закупках на сумму порядка 3 триллионов рублей, средняя цена договора – 7,8 миллионов рублей. Номенклатура товаров и услуг, закупаемых исключительно у СМП, составила 371 позицию.
Отдельный закон для закупок госкомпаний был принят в связи с тем, что они в отличие от чисто бюджетных организаций, выполняющих социальные функции, ведут коммерческую деятельность, имеют живую доходную и расходную части бюджета. Конечно, поликлиника тоже может оказывать платные услуги, но их объем несопоставим с долей финансирования из бюджета и ОМС.
Если госкомпания начнет бесконтрольно тратить заработанную прибыль, неизбежно пострадает государство как акционер. Предотвратить такой бесконтрольный расход должен, по мнению законодателей, закон 223-ФЗ о госзакупках.
В законе сформулированы следующие функции государственного регулирования:
- Максимально полное удовлетворение потребностей компаний с государственным участием в необходимых им товарах, работах и услугах.
- Расширение и стимулирование участия бизнеса (в том числе СМП) в закупках в качестве поставщиков.
- Экономия денежных средств заказчиков за счёт конкурсных процедур.
- Поощрение здоровой конкуренции.
- Обеспечение прозрачности сделок.
- Исключение из практики закупок с коррупционной составляющей.
К сожалению, полностью решить поставленные задачи пока не удалось. Счетная палата и другие контрольные органы неоднократно обращали внимание на преобладание закупок у единственного поставщика, что сводит на нет идею о конкуренции и экономии средств. Отмечались и другие нарушения – необоснованное завышение начальной цены договора, незаконное авансирование, привлечение поставщиками субподрядчиков и соисполнителей вопреки условиям договора. Бо́льшая степень свободы участников сделок по 223-ФЗ сводит на нет заложенный в механизме регулирования позитив. Но альтернативы закону пока не видно.
Вот важнейшие плюсы 223-ФЗ по сравнению с 44-м законом:
- Заказчику не нужно обосновывать закупку и её начальную максимальную цену.
- Закупки планируются на календарный год.
- В документации разрешается указывать товарные знаки без обязательной расшифровки.
- Удобно проводить закупки на небольшие суммы (до 100 тысяч рублей).
- Все критерии закупок и требования к участникам разрабатываются заказчиком, которому не надо оглядываться на строгие и часто негибкие нормы закона.
- При прочих равных условиях закупка по 223-му закону занимает меньше времени, чем сделка по 44-ФЗ.
Любопытный момент. Сделки в рамках 94-ФЗ именуются государственными или муниципальными контрактами. Сделки по 223-ФЗ называются договорами.
В перечень крупнейших заказчиков входят госкорпорации:
- Агентство страхования вкладов;
- Внешэкономбанк;
- Росатом;
- Роскосмос;
- Роснано;
- Ростех.
Вести закупки в формате 223-ФЗ обязаны крупнейшие госкомпании и естественные монополии:
- Алроса;
- Аэрофлот;
- Газпром;
- Почта России;
- РЖД;
- Роснефть;
- Ростелеком;
- РусГидро;
- Сбербанк;
- Транснефть;
- Холдинг МРСК.
«Дочки» и даже «внучки» госкомпаний также обязаны осуществлять закупки по 223-ФЗ.
К ним приравниваются компании, занятые в регулируемых сферах:
- электро-, газо-. теплоснабжения;
- водоснабжения;
- водоотведения и очистки бытовых и промышленных стоков;
- утилизации мусора.
С точки зрения организационно-правовой формы под действие закона попадают все государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУПы и МУПы). Бюджетные учреждения, получающие гранты, выполняющие госконтракты или ведущие собственную коммерческую деятельность также вправе направлять средства на закупки по 223-ФЗ, но строго в рамках полученной выручки.
Заявиться в качестве поставщика вправе любое юридическое или физическое лицо вне зависимости от организационно-правовой формы, капитала, места регистрации. Участвовать могут иностранные организации и граждане, а также консорциумы, объединенные под эгидой основного поставщика.
Заказчик вправе по своему усмотрению ограничить право на участие определенным категориям поставщиков и не допускать к участию исполнителей, сведения о которых содержатся в РНП.
Впрочем, фактически в торгах по 223-ФЗ участвуют в основном российские юридические лица, реже индивидуальные предприниматели и самозанятые и крайне редко физические лица.
Ввиду процедурных сложностей иностранные компании заявляются на торги редко, предпочитая действовать через местную дочернюю компанию или доверенного партнёра.
Для того чтобы принять участие в закупке по 223-ФЗ, участнику нужно:
- получить сертификат электронной цифровой подписи (ЭЦП);
- установить программное обеспечение для участия в торгах;
- зарегистрироваться на сайте ЕИС.
Выбрав закупку, в которой претендент собирается принять участие, он аккредитуется в нужном разделе ЕИС и открывает спецсчёт для перевода обеспечения. Подробнее о спецсчёте читайте в отдельной статье на нашем сайте.
Похожие записи: