Как работать на госзакупках по 223 ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как работать на госзакупках по 223 ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

Срок / условия для МСП

Срок для прочих участников

Конкурс, аукцион

  • при цене не более 30 млн рублей — 15 дней;
  • при цене более 30 млн рублей — 7 дней

7 дней

Запрос котировок

4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей 5 рабочих дней

Запрос предложений

5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей 7 рабочих дней

При наличии утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке, ее осуществление в рамках 223-ФЗ является правом заказчика, а не обязанностью. В противном случае заказчик обязан осуществлять закупочную деятельность исключительно в порядке, предусмотренном нормами 44-ФЗ. Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ.

В рамках 223-ФЗ все закупочные процедуры делятся на конкурентные и неконкурентные закупки.

Конкурентными способами закупок являются:

  1. Конкурс
    Форма торгов, при которой победителем признается участник, заявка, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о данной закупке, и заявка, окончательное предложение которой по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений, содержит лучшие условия исполнения договора
  2. Аукцион
    Форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену путем снижения НМЦ договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину
  3. Запрос котировок
    Форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора
  4. Запрос предложений
    Форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник, заявка которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг
  5. Иные способы, установленные положением о закупке. При этом ключевой особенностью конкурентной закупки является обязанность заказчика заключить договор с победителем закупки, а также соответствие описания предмета закупки требованиям, установленным ч. 6.1 ст.3 223-ФЗ:
  • в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки
  • в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки
  • в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
    а. несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком
    б. закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
    в. закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта
    г. закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами

Неконкурентные способы закупок также указаны в Положение о закупке, при проведении которых заказчик может не руководствоваться требованиями ч. 6.1 ст.3 223-ФЗ к описанию предмета закупки. Также, как правило, устанавливается то, что проводимая закупка не является торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) или публичным конкурсом в соответствии со ст. 447–449 ч.1 Гражданского кодекса РФ и ст. 1057–1061 ч.2 Гражданского кодекса РФ, и не накладывает на заказчика обязательств, установленных указанными статьями Гражданского кодекса РФ. Таким образом, заказчик не обязан заключать договор по итогам проведения неконкурентной закупки.

В рамках 223-ФЗ Заказчики вправе дозапрашивать документы участников при проведении конкурентных закупок. Регламентация возможности направления дозапроса, порядок направления запроса участнику закупки отражается в документации о закупке, Положении о закупке. В отличие от участников закупки, которые вправе направить запрос о разъяснении положений закупочной документации лишь на стадии подачи заявок, заказчик вправе запросить пояснительные сведения от участников на этапе рассмотрения их предложений.

Практическая организация закупок по 223-ФЗ

Участниками закупок могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. Закон 223-ФЗ предусматривает ряд преференции для отдельных участников:

  • для СМП и самозанятых (при проведении закупок исключительно для СМП) в части сроков оплаты, предельных размеров обеспечительных мер
  • для поставщиков «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) в рамках реализации ПП РФ №925
  • поставщиков, предлагающих продукцию, включенную в соответствующие реестры в рамках ПП РФ №2013, в случае реализации данного постановления заказчиком при проведении закупок. К примеру, пунктом 6.9.8 в 21 редакции Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком» предусмотрено: Во исполнение требований Постановления №2013 с целью обеспечения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) заказчик вправе установить в документации о неконкурентной закупке требование о наличии предлагаемого (предлагаемых) к поставке товара (товаров) в реестрах, предусмотренных Постановлением № 2013. При этом участник, при подаче заявки на участие в закупке, предоставляет информацию о номере (номерах) реестровой записи (реестровых записей) соответствующих реестров.

Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу в рамках 223-ФЗ на действия заказчика.

Жалоба подается в случаях, когда:

  • нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС
  • от поставщиков требуют документы, не предусмотренные закупочной документацией
  • закупка осуществляется без действующего положения и без применения положений норм 44-ФЗ
  • опубликована недостоверная или отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов СМП

Жалоба в ФАС также целесообразна, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупке. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматриваются в течение 7-ми рабочих дней, в то время как жалобу на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение одного месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).Отдельного внимания заслуживает особенность подачи жалобы. Обжаловать действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки, может в том числе и участник, не участвующий в закупке, но только до момента окончания срока подачи заявок. Такая жалоба может касаться нарушений установленного порядка размещения информации о закупке и порядка подачи заявок. После окончания срока подачи заявок обжаловать действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки, может исключительно участник, подавший заявку на участие в закупке.

Подробнее о процессе обжалования действий заказчика, а также алгоритмах рассмотрения жалобы по 44-ФЗ и 223-ФЗ рассказывает эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

В отличие от строгого 44-ФЗ он позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупочных процедур, обязывая лишь прописывать эти правила в Положении о закупке. Из-за этого участвовать в торгах по правилам 223-ФЗ сложнее – в каждом конкретном случае приходится тщательно изучать документацию и подстраиваться под требования организатора торгов. Еще одна особенность – на должность специалиста по закупкам заказчик может назначать любого человека, независимо от наличия у него профильного образования.

Заказчики по 223-ФЗ сами устанавливают правила закупочных процедур, ориентируясь на требования, установленные законом. Правила фиксируются в Положении о закупке. Провести аукцион по 223-ФЗ можно на любой электронной площадке – сейчас их уже больше 150. При этом не имеет значения способ регистрации, закон допускает размещение торгов на площадках с бесплатной и платной регистрацией.

Как участвовать в закупках по 223-ФЗ

Подписание соглашения проводят с помощью торговой площадки и ЭЦП или в бумажном виде. Основные положения контракта берут из заявки, которая поступила от участника, и тендерной документации.

Федеральный закон о закупках отдельными категориями юр. лиц разъясняет, в какой минимальный срок можно заключить контракт по результату конкурентной закупки по закону 223-ФЗ: минимальный срок со дня публикации итогового протокола — 10 календарных дней, максимальный — 20.

Со 2 января 2021 года заработал Федеральный закон №443 от 22.12.2020, который поправил статьи 1 и 8 Федерального закона №223 и распространил его действие на тендеры региональных операторов по обращению с ТКО.

Напомним, что до изменений по этому закону проводили торги только заказчики из сферы обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО. Это определение уже, чем сейчас, следовательно, ряду новых заказчиков придется начать соблюдать требования закона о закупках для отдельных юрлиц.

Федеральный закон №443 от 22.12.2020 содержит несколько переходных правил:

  • положения о закупках приводятся в соответствие с новыми нормами, утверждают их и публикуют в ЕИС до 02.04.2021;
  • положения о закупках, которые не соответствуют новым требованиям, с 02.04.2021 относят к категории не размещенных в ЕИС;
  • тендеры, извещения о проведении которых появились в ЕИС до дня публикации обновленного положения (но не позднее 02.04.2021), завершат по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Заказчик по 223-ФЗ — это организация, в уставном капитале которой, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50% и больше. Закон выделяет (ч. 2 ст. 1):

  1. Государственные корпорации и компании.
  2. Публично-правовые компании.
  3. Субъекты естественных монополий.
  4. Организации, которые ведут регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения и т.д.
  5. Автономные учреждения.
  6. Хозяйственные общества (50% капитала — доля государства).
  7. Дочерние компании (50% капитала — доля субъектов из п. 1-6).
  8. Дочерние компании (50% капитала — доля субъектов из п. 7).
  9. Бюджетные учреждения, использующие гранты, собственные средства, привлекающие субподрядчиков по исполняемым контрактам.
  10. ГУП и МУП, покупающие за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Пункт применяется при наличии положения о закупках, утвержденного и размещенного до 01.01.2019.
  11. ФГУП из перечня (Распоряжение Правительства РФ №2931-р от 31.12.2016).

В качестве примеров таких организаций можно привести:

  1. ПАО «Газпром».
  2. ООО «Газпром Инвест».
  3. АО «ЭК Ленэнерго».
  4. СПбГБУК «ЦПКиО им. С.М. Кирова».

Такие организации имеют большие денежные ресурсы из-за государственной поддержки. Благодаря закупочной деятельности, они стимулируют поставщиков к участию в тендерах, расширяют их возможности, развивают конкуренцию. Причем расходовать деньги и удовлетворять нужды они должны эффективно. Но есть риск, что такие покупатели могут злоупотреблять своим положением, поэтому для таких компаний создан отдельный закон — 223-ФЗ.

Есть особенности того, как проводятся закупки заказчиком по 223-ФЗ. Основным внутренним документом здесь является положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2), где подробно прописан порядок и все этапы такой деятельности. Документ публикуют в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.

Сохраняется обязанность приобретать часть продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3). Раздел об этом должен быть в плане.

В законе прописаны и права заказчика:

  1. Требовать от участников отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков по законам №223 и № 44.
  2. Все документы можно публиковать не только в ЕИС, но и на собственном сайте (кроме гостайны).
  3. Разрешается не публиковать сведения о процедурах, суммы которых меньше 100 000 руб., а при выручке более 5 млрд руб. — менее 500 000 руб. (ч. 15 ст. 4).

В качестве дополнительных, но необязательных этапов, могут выступать следующие пункты:

  • переторжка. Данная процедура представляет собой дополнительную корректировку ценовых предложений, при сохранении всех прочих условий. Она производится после предварительного рассмотрения заявок, а ее дата указывается в правилах проведения закупочной процедуры;
  • предквалификационный отбор. Процедура применяется в основном крупными корпорациями, нуждающимися в товарах и услугах со сложными техническими и эксплуатационными характеристиками. Смысл в составлении списка потенциальных поставщиков, на основе просмотра их заявок снабженных требуемой квалификационной документацией.

Госзакупка — приобретение товаров, работ или услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В широком смысле включает в себя выявление потребности, поиск и выбор поставщика, а также подписание контракта и контроль за его выполнением.

Закупки бывают конкурентными и неконкурентными: поставщиков может быть много, и они соревнуются за подписание контракта с заказчиком, либо поставщик один. Тогда никакого конкурса нет, а закупка производится у единственного поставщика.

Конкурентные закупки называются также тендерами. Они могут быть конкурсными, а могут проводиться и без торгов. Конкурсными закупками являются аукцион и конкурс.

Аукцион — вид торга, когда заказчик указывает точные характеристики товара, а поставщики предлагают свои цены на этот товар. Выигрывает тот, кто предложил самую низкую. Если цена опускается до нуля, начинается аукцион на понижение, и выигрывает самая высокая цена. Причём в этом случае поставщик платит деньги заказчику, а не наоборот.

Конкурс — вид торга, когда поставщика выбирают не только по цене, но и по ряду других параметров. Заказчик указывает эти параметры в заявке и закрепляет их значимость. Далее подсчитывается соответствие того или иного поставщика критериям, указанным в заявке. И заказчик выбирает того, кто набирает максимальное количество баллов.

Закупки без торгов подразумевают, что поставщик назначает цену один раз и больше не меняет её. В этом случае поставщика выбирают с помощью запроса котировок или предложений.

Запрос котировок — запрос цен. Заказчик описывает условия закупки, поставщики оставляют заявки, где назначают свою цену. Побеждает тот, чья цена оказалась минимальной.

Запрос предложений — то же самое, что конкурс, только без конкурса. Поставщики оставляют заявки, заказчик сравнивает их не только по цене, но и по другим параметрам. Выигрывает тот, чьё предложение по максимуму соответствует требованиям заказчика.

Банковская гарантия — это обязательство банка уплатить заказчику деньги, если поставщик не выполнил контракт. После этого поставщик будет должен не заказчику, а банку.

Обеспечение заявки — это деньги, которые каждый участник вносит перед началом торгов. Внесённая сумма гарантирует, что он является добросовестным поставщиком и в случае победы подпишет договор. При проведении электронных торгов сумму обеспечения устанавливает заказчик.

Обеспечение исполнения контракта — это гарантия того, что поставщик выполнит обязательства. Эту сумму вносит только победитель торгов, с которым заключается контракт.

Электронная торговая площадка — это веб-ресурс, который обеспечивает взаимодействие покупателя и продавца в интернете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *