Что делать если участник ДТП не признает вину порядок действий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать если участник ДТП не признает вину порядок действий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По большому счету сотрудники ГИБДД при составлении протокола ДТП не вправе определять его виновника. Они лишь удостоверяют факт дорожно-транспортного происшествия, случившегося в результате нарушения ПДД, а затем применяют к нарушителю соответствующее наказание. Но в точности определить виновника аварии может лишь суд, рассмотрев дело со всех возможных сторон и воспользовавшись показаниями свидетелей и прочими материалами.

В общем случае порядок действий по выявлению виновника аварии, если никто из водителей не берет на себя ответственность за ДТП, выглядит так:

  1. Сотрудники дорожной полиции разбирают все обстоятельства происшествия и составляют протокол, после чего на руки всем участникам аварии выдаются справки о ДТП. В этих справках обычно не указывается, кто именно является виновником аварии;
  2. Если инспекторы ГИБДД в ходе разбирательств приходят к заключению, что в аварии никто не виноват, то дело о ДТП закрывают. Никто не наказывается, а все участники аварии лишь получают на руки справки о ДТП, которые затем передаются страховщику;
  3. Если кто-либо из участников аварии не согласен с мнением дорожных инспекторов об обстоятельствах аварии, то он имеет право подать иск в суд с целью выявления истинного виновника происшествия;
  4. К иску потребуется приложить все необходимые документы, имеющие отношение к ДТП — протокол об административном правонарушении, справка из ГИБДД, результаты различных экспертиз, свидетельские показания, данные с видеокамер и прочее;
  5. Суд, ознакомившись со всеми материалами дела, может либо согласиться с решением сотрудников ГИБДД о степени виновности того или иного участника дорожного движения (тогда дело будет закрыто), либо не согласиться. В последнем случае будет назначено повторное расследование обстоятельств ДТП, заказаны технические экспертизы, опрошены свидетели;
  6. После проведения всех необходимых процедур суд вынесет свое решение о виновности того или иного участника ДТП. Это решение может подтвердить позицию ГИБДД, а может и опровергнуть ее;
  7. С судебным решением уже можно обращаться к страховщику для получения страховой компенсации полученного ущерба в рамках полиса ОСАГО. Если в аварии виноваты оба водителя, то они вправе рассчитывать только на частичную компенсации, сообразно собственной вине в случившемся.

Если водитель не хочет признавать свою вину, то это еще не значит, что ему удастся уйти от ответственности. Существует множество документов, которые полностью или частично подтверждают вину одного из участников ДТП. К ним относятся:

  • протокол с места происшествия, составленный инспектором ГИБДД;
  • постановление об административном правонарушении или заключение, содержащее в себе описание действий одного из водителей, которые в дальнейшем могут послужить основанием для его привлечения к уголовной ответственности;
  • схема ДТП, составленная на месте происшествия параллельно с протоколом;
  • заполненный бланк извещения о ДТП, который всегда выдается в нескольких копиях страховой фирмой, в качестве приложения к договору страхования ОСАГО;
  • заполненный бланк Европротокола, если обстоятельства аварии позволили уладить дело без участия сотрудников ГИБДД (при незначительном ущербе и отсутствии пострадавших).

Нередки ситуации, когда водитель сначала признает свою вину, а после столь же легко отказывается от первоначальных показаний. Причин на такое поведение множество. Самая банальная — стресс, который испытывают водители после ДТП, не всегда позволяющий быстро и адекватно оценить обстоятельства произошедшего.

Если участник ДТП понимает, что лицо, виновное в дорожно-транспортном происшествии отказывается признавать свою вину, он должен действовать по стандартной схеме: прежде всего, необходимо пригласить на место аварии сотрудников ГИБДД для фиксации обстоятельств столкновения.

Во время ожидания приезда на место аварии сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен:

  1. Найти свидетелей случившегося, который смогут дать показания о виновности второго участника аварии в столкновении.
  2. Следующий шаг – получение от свидетелей из контактных номеров телефона. Это необходимо для того, чтобы в случае судебного разбирательства автолюбитель смог созвониться с присутствовавшими на месте ДТП и взять с них письменные показания или попросить засвидетельствовать свою точку зрения в суде.
  3. Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание во время ожидания приезда сотрудников ГИБДД – камеры видеонаблюдения. Сейчас такие фиксирующие устройства устанавливаются не только на дорогах и крупных магазинах, но и на обычных многоквартирных домах.
    Поэтому поиск записей с камер видеонаблюдения не должен занять у автовладельца много времени.

Ни в коем случае нельзя паниковать и пытаться вразумить виновника дорожно-транспортного происшествия силовыми методами. Впоследствии это может негативно отразиться на положении пострадавшего автовладельца – он не только не получит возмещения, но и может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.

Как только были заполнены все документы по аварии, а так же доставлены инспектору ГИБДД, он возбуждает административное разбирательство. По приложенным доказательствам и бумагам в отношении виновного водителя составляется протокол. Если виновный не согласен с выдвинутым решением, то он может оспорить его в суде. Тем не менее, пострадавший совершенно оправданно получит компенсацию за аварию или же произведёт ремонт своего автомобиля, который будет оплачен его страховщиком.

Все полученные в ГИБДД документы должны быть представлены в страховые компании в течение 5 дней. Если был сразу же составлен Европротокол на месте, то обращение в ГИБДД не требуется, а человек сразу направляется к страховщику для заявления о страховом случае.

Что делать, если виновник ДТП отказывается признавать свою вину

Если виновный в ДТП человек, доказывает совершенно обратное, нежели в подписанных изначально протоколах, путается в показаниях по ситуации, спорит и ругается, то пострадавшему необходимо расслабиться и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

  • Обязательно обратитесь к службе аварийных комиссаров. Они трезво оценят обстановку и правильно заполнят все документы по аварии. Схема ДТП и экспертное заключение будет решающим в определении виновного.
  • Соберите возможные доказательства аварии. Возможно, авария попала на камеры одного из видеорегистраторов вблизи проезжающих машин или на уличные камеры.
  • Фотографировать повреждения должен аварийный комиссар, но если будете делать это самостоятельно, то на всех фото должны быть видны автомобильные номера.
  • Если получится, то найдите свидетелей. Попросите их составить письменные объяснительные или дать контактные номера для подтверждения увиденного.
  • От сотрудников ГИБДД, в случае обращения в инспекцию, необходимо получить все документы по аварии, которые позже будут предъявлены вами в страховой компании. Это будет протокол и постановление о возбуждении административного дела.

Какие документы подтверждают вину водителей или её отсутствие:

  • Европротокол или письменное пояснение по ДТП, которое составляют участники при помощи аварийного комиссара или самостоятельно;
  • схема ДТП, оформленная по правилам;
  • если есть факт обращения в ГИБДД, то инспектор каждому из участников выдаёт постановление о возбуждении административного или уголовного дела в отношении виновного лица;
  • бланк извещения о ДТП, в случае составления Европротокола.

Как только вы получите все документы по ДТП, у вас есть 5 дней для заявления страхового случая в страховую компанию. Если даже виновник не согласен с решением ГИБДД, он будет оспаривать этот факт самостоятельно через суд. Ваша задача не растеряться в такой ситуации и правильно собрать пакет документов.

Иногда признавший свою вину водитель, неожиданно решает изменить собственное решение и отказывается от навалившейся на него ответственности. Данная ситуация случается при высоком стрессе водителя. Как только он немножечко успокоился, то совершенно изменил мнение или же посоветовался с каким-либо знакомым.

В любом случае, пострадавшему необходимо сохранять самообладание. Главное – следовать алгоритму поведения в ДТП, думать о себе и своей машине, потихоньку собирать доказательства самостоятельно или с аварийным комиссаром. Далее смело обращайтесь в страховую компанию и заявляйте об инциденте. Для того чтобы виновному избежать наказания, ему придётся обращаться в суд. Очень трудно изменить мнение судьи, если все доказательства на стороне пострадавшего.

Иногда встречается ситуация, сложная для обеих сторон, когда виновный в ДТП водитель не был назначен инспектором ГИБДД. Он формально подошёл к своим обязанностям и не стал вдаваться в детали ситуации. В этом случае возмещение ущерба и ремонт автомобиля по договору ОСАГО произведён не будет. В такой ситуации необходимо прибегнуть к дополнительным экспертизам, которые установят подробности ДТП, приведут новые факты и доказательства, которые точно установят виновную сторону.

Можно сразу же обратиться в мировой или районный суд по месту жительства ответчика (орган определяется в зависимости от размера запрашиваемой компенсации), в этом случае судья сам назначит проведение дополнительных экспертиз, но стоимость экспертизы вероятнее всего будет на 10-15% дороже, нежели пострадавший обратиться туда сам.

Перед тем как подать исковое требование лучше всего постараться прийти к компромиссу при личной встрече или же воспользоваться претензионным письмом (досудебной претензией). В ней чётко изложить требования, приложить материалы экспертиз и доказательств вины адресата. При написании письма ссылайтесь на нормы действующего законодательства. Чтобы точно знать, что требования получены адресатом, направляйте все документы почтой с уведомлением о вручении.

Описанная выше процедура сыграет на руку пострадавшему, даже если ответа на письмо не последует. Его можно будет приложить как доказательство попытки мирного урегулирования в суде. Опять же, все собранные документы и доказательства понадобятся вам в процессе рассмотрения дела.

Важно! Если вы будете проводить независимую экспертизу поврежденного автомобиля или же осматривать место ДТП, то обязаны официально уведомить об этом вторую сторону за 5-7 дней до её прохождения. Он имеет полное право участвовать в процессе, если хочет.

Если всё-таки пришлось подать заявление в суд, то вместе с заявлением должны быть представлены следующие документы:

  • документы по аварии (фото, видео места происшествия, показания свидетелей, схема ДТП, протокол и другие);
  • заключение экспертов, если проводилась независимая экспертиза;
  • квитанция, которая подтвердит попытку досудебного урегулирования дела;
  • документ, который подтвердит наличие искового заявления предполагаемому ответчику;
  • квитанция по оплате госпошлины.

В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.

Второе изменение процедуры оформления коснулось возможности зафиксировать ДТП его участниками с помощью Извещения о дорожно-транспортном происшествии, известного как Европротокол. Заполнение этого документа разрешается только в случае мелких аварий при следующих условиях:

  • участников ДТП двое;
  • пострадавших среди водителей, пассажиров и других граждан нет;
  • у обоих участников есть полисы ОСАГО;
  • стороны единогласно определили виновника и согласились, что стоимость причиненного ущерба не превышает 100 тыс. рублей.

Вносить информацию в «Извещение о ДТП» необходимо разборчивым, одинаковым почерком, предпочтительно шариковой ручкой с синими чернилами. Исправления, дополнительные отметки и зачеркивания недопустимы. Все графы должны быть заполнены, если написать в какой-либо графе нечего, поставьте прочерк или напишите слово «нет», если речь идет о пострадавших в ДТП. Европротокол с датой и временем аварии должен быть оформлен в двух идентичных экземплярах для каждого участника и подписан обеими сторонами.

Чтобы страховая компания приняла документ в качестве основания для оплаты ремонта, необходимо, чтобы «Извещение о ДТП» содержало следующие сведения:

  • Точный адрес места происшествия с указанием названий шоссе, улицы, номеров близлежащих домов и любых построек, позволяющих определить положение на карте;
  • Количество участников аварии с повреждениями (один или два);
  • Список свидетелей (если есть) их адреса и номера телефонов;
  • Подробности аварии и рисунок-схему расположения автомобилей в момент происшествия;
  • Фотографии и видеозапись, в том числе и с видеорегистратора, указывающие на виновность одной из сторон;
  • Информацию об автомобилях и личные данные владельцев.

После оформления ДТП по упрощенной системе участникам необходимо известить страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, о наступившем страховом случае, посетив офис лично или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленного на почтовый адрес компании.

Если в заполнении документов участвовали сотрудники Госавтоинспекции, то для получения денежного возмещения пострадавшему водителю необходимо оформить специальную справку о ДТП в территориальном отделе ГИБДД. При этом у виновника аварии нет обязательств, связанных с уведомлением страховой компании, кроме тех случаев, когда нарушитель имеет полис КАСКО и претендует на соответствующую компенсацию.

Согласно действующим правилам, Извещение о ДТП (или Европротокол) должен быть доставлен или отправлен в страховую компанию в течение 5 (пять) рабочих дней с момента подписания. Для случаев, где предусмотрена выплата по страховому случаю, это срок подачи документов составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ДТП.

По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?

  • Выполнить все правила поведения при ДТП;
  • Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
  • Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
  • Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
  • Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.

Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.

К сожалению, более трети всех водителей личного автомобильного транспорта не оформляют полис ОСАГО регулярно. Штраф за езду без страховки намного меньше, чем стоимость полиса, поэтому многие автомобилисты не считают нужным страховать собственную автогражданскую ответственность. Тем самым, граждане попросту не задумываются, что в любой момент могут стать виновниками ДТП.

Если вы все же попали в ДТП, где у виновной стороны отсутствует полис ОСАГО, возместить причиненный ущерб можно тремя путями:

Истец обратился в Верховный суд, который отправил дело на пересмотр, потому что обнаружил в решениях нижестоящих инстанций массу недостатков. Главное, что они не учли – положения п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса, который возлагает бремя доказывания невиновности на лицо, причинившее вред. Иными словами, причинитель вреда считается виновным, пока не обоснует обратное. И отказ судов со ссылкой на недоказанность вины Прусаченкова незаконен, решила гражданская коллегия ВС. Она оценила и мотивировку сути решения о том, что ответчик мог не заметить попутную машину. Но в ходе разворота не должны создаваться помехи или опасность для других участников дорожного движения (п. 8.1 ПДД). А если дорога слишком узкая и разворот выполняется не из крайнего левого положения, перед этим нужно освободить дорогу всем встречным и попутным машинам (п. 8.8).

Кроме того, по мнению ВС, судебную экспертизу отвергли безосновательно. Если эксперт выносил суждения на основании объяснений Пищика, суду следовало самому определить исходные данные для экспертизы. Кроме того, основной вывод специалиста о том, что Прусаченков не мог развернуться без нарушений, был основан на объективных данных. Если экспертиза неясна, суд может назначить повторную, напомнил Верховный суд положения п. 2 ст. 87 ГПК. Эти указания называет важным управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его словам, суды нередко отказываются принимать доказательства, практически ничем это не мотивируя или указывая формальные причины. Чтобы побороть такой подход, надо отменять решения, принятые с подобными нарушениями, для чего и пригодятся разъяснения ВС, считает Старинский.

Как поступить, если виновник ДТП не признает свою вину

Если в ДТП погибли или ранены люди, водитель обязан оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь и полицию.

В экстренных случаях нужно:

  • если это возможно — доставить пострадавших на своем автомобиле в ближайшую больницу, сообщить в медучреждении свою фамилию, госномер автомобиля и вернуться на место происшествия;
  • если невозможно доставить пострадавших на своем автомобиле — отправить их в больницу на попутном транспорте.

Если автомобиль блокирует движение, по возможности нужно организовать объезд. Если объезд организовать невозможно, нужно освободить проезжую часть. Предварительно зафиксируйте на телефон или камеру:

  • положение автомобилей по отношению друг к другу;
  • положение автомобилей по отношению к объектам дорожной инфраструктуры (границы проезжей части, знаки и т. д.);
  • следы и предметы, относящиеся к происшествию (осколки, тормозной путь и т. д.), повреждения транспортных средств.

Также запишите фамилии и адреса очевидцев и ждите прибытия сотрудников полиции.

Если телефонной связи нет, попросите проезжающих мимо водителей передать информацию о ДТП на ближайший пост ГИБДД и ожидайте прибытия сотрудников полиции.

Инспектор ДПС оформляет:

  • Протокол осмотра места происшествия — если пострадали люди. К протоколу приобщаются схема места совершения административного правонарушения.
  • Объяснения всех участников и свидетелей ДТП об обстоятельствах происшествия.
  • Сведения о ДТП (справку о ДТП), которые выдаются всем участникам ДТП.
  • Протокол об административном правонарушении, если водитель оспаривает состав правонарушения.
  • Постановление по делу об административном правонарушении, если обстоятельства дела установлены на месте, без административного расследования.

Важно проследить, чтобы все документы были оформлены правильно. Иногда полиция проводит административное расследование, чтобы установить обстоятельства ДТП. От документов будет зависеть, кого признают виновником ДТП.

  • Схема дорожно-транспортного происшествия должна соответствовать действительности. Если Вы полагаете, что она составлена неверно, укажите это на это в самой схеме — ее дадут на подпись участникам ДТП.
  • Если вы считаете, что кто-то из участников ДТП находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, заявите об этом сотруднику полиции и потребуйте освидетельствования на состояние опьянения.

Если в ДТП пострадали люди, то участники ДТП подлежат освидетельствованию на состояние опьянения в обязательном порядке.

  • Ваши объяснения должны быть указаны вами самостоятельно либо точно записаны с ваших слов;
  • В сведениях о ДТП должны быть корректно записаны данные всех участников ДТП, а также повреждения автомобилей.

Если в действиях водителей нет правонарушения, инспектор выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В ином случае водитель привлекается к административной или уголовной ответственности (в случае гибели людей или причинения тяжкого вреда здоровью).

Сведения о ДТП и постановление по делу об административном правонарушении (либо определение об отказе) нужно предоставить в страховую компанию для возмещения ущерба.

Если повреждены только автомобили и у участников ДТП нет претензий друг к другу, можно разъезжаться без оформления документов. Если в дальнейшем один из водителей решит взыскать со второго ущерб, сделать это можно будет только в судебном порядке. При этом, водителю самостоятельно придется доказывать что вину за ДТП несет второй участник.

Водителям, попавшим в ДТП, запрещается после происшествия употреблять алкогольные напитки.

За нарушение этого правила предусмотрен штраф 30 тысяч рублей с лишением прав на срок от полутора до двух лет. Более того, страховая компания сможет предъявить регрессное требование к нарушителю. С него взыщут сумму ущерба даже при наличии у него полиса ОСАГО.

Исключение — если водитель прошел медицинское освидетельствование, а сотрудник полиции занес его результаты в протокол. После освидетельствования выпить можно.

После получения от ГИБДД документов о ДТП потерпевший должен не позднее 5 рабочих дней направить заявление на возмещение ущерба в страховую компанию виновника.

В свою страховую можно обратиться при соблюдении следующих требований:

  1. В результате ДТП вред причинен только транспортным средствам;
  2. В ДТП пострадало 2 или более транспортных средств, ответственность всех водителей застрахована по ОСАГО.

Что делать при ДТП? Памятка водителя

Как действовать, если виновник ДТП не признает вину, порядок действий? Обязательно связаться с ГИБДД, вызвать инспектора на место ДТП для оформления дела по стандартной схеме. Параллельно с этим:

  • оглядеться вокруг, наверняка найдутся свидетели происшествия, которые согласятся посодействовать в разрешении конфликта;
  • попросить у свидетелей номера их телефонов для дальнейшей связи и участия в разбирательствах по данному делу;
  • посмотреть, есть ли поблизости работающие видеокамеры, фиксирующие происходящее на данном участке дороги.

Буквально 15 лет назад работники Госавтоинспекции имели все полномочия по вынесению приговора при разбирательстве ДТП. Участнику конфликта выписывалась справка, что он виновник аварии, а уже водитель решал самостоятельно: возмущаться по поводу этого решения или нет.

Если виновник не признает себя виноватым прежде всего, подготовить все бумаги по ДТП, и, если страховая компания по каким-либо причинам отказывается оплачивать страховку, смело обращаться в суд. В суде представить все имеющиеся доказательства своей невиновности, а также рассчитывать на объективные показания свидетелей.

Вслед за истцом и ответчик может в равной степени воспользоваться своими правами и также обратиться в суд, который и станет выяснять, виновен он или нет. Пока дело не завершено, можно и не дождаться законных выплат со стороны страховщика.

Иногда не так-то просто вывести виновника аварии на чистую воду. А потому очень важно каждому водителю придерживаться следующих проверенных и великолепно зарекомендовавших себя в реальной обстановке правил:

  1. Купить и установить видеорегистратор – лучшего «свидетеля» всех времен и народов, один из самых действенных инструментов для определения виновника ДТП.
  2. Нет видеорегистратора, как было заявлено выше, отыскивайте свидетелей происшествия. Их показания учитываются при составлении протокола и при проведении судебного разбирательства.

Отказ сотрудника автоинспекции в возбуждении административного дела означает: во-первых, усложнение поиска истины, во-вторых, потерю шанса для противостоящих сторон воспользоваться страховыми выплатами по ОСАГО (без копии постановления о нарушении, записанном на оппонента, воспользоваться страховкой вряд ли получится).

После столкновения все участники происшествия, в лучшем случае, нервничают. В этой ситуации даже очевидно виновный водитель может отказываться признавать обстоятельства произошедшего. Впоследствии все «остынут» и признают очевидное. Однако вопрос о виновности изначально нужно решить на месте происшествия.

Если виновник не желает признавать своей роли в произошедшем, то нет никакой необходимости вступать с ним в бурные рассуждения или что-то доказывать. Достаточно вежливо узнать его позицию и закончить на этом общение. По крайне мере до прибытия ГИБДД. Наряд необходимо вызвать сразу после того как включена аварийная сигнализация, выставлен знак и стало ясно, что согласия между участниками ДТП нет.

В ожидании инспекторов желательно собрать данные всех очевидцев, согласных стать свидетелями. Вызванные сотрудники могут приехать лишь через несколько часов. Свидетелям нет надобности ждать их прибытия. Достаточно оставленных контактных данных. При надобности их вызовут.

В лучшем случае автомобиль каждого участника происшествия оборудован авторегистратором. Если же это не так, то после того, как данные свидетелей записаны, стоит осмотреться вокруг. В городах, на многих зданиях есть камеры. Они помогут установить обстоятельства аварии.

Внимание! Не нужно самостоятельно отправляться за записями с камер. Собственники не обязаны их отдавать. Достаточно сказать инспекторам ГИБДД, прибывшим на место, где находятся записывающие устройства. Они без проблем получат записи.

Если авария произошла в ночное время, найти свидетелей бывает затруднительно, так же как и на неоживленной трассе. Иногда свидетели соглашаются дать недостоверные показания в интересах настоящего виновника. В этой ситуации пострадавший может самостоятельно дать объявление в местные СМИ или развесить объявления с просьбой откликнуться свидетелей.

На первом этапе виновность одного из водителей, участники ДТП могут определить самостоятельно исходя из ПДД. Если между ними нет согласия по этому поводу, то они обязаны вызвать инспекторов ГИБДД. На месте инспектор примет свое решение, которое отразит в протоколе об административном правонарушении. Если виновник не согласен с ним, то поставит соответствующую отметку в протоколе.

Страховая компания так же проведет проверку по факту происшествия примет свое решение.

Если не одна из этих инстанций не приняла верное, по мнению водителей, решение, придется обратиться в суд.

Верховный суд рассказал, как найти виновника ДТП

В 2020 году закон «Об ОСАГО» определяет, что в порядке европротокола могут быть оформлены только аварии отвечающие ряду требований:

  1. Участники не имеют разногласий относительно виновности в ДТП.
  2. В аварии участвовали только две машины.
  3. ДТП причинен только материальный вред имуществу участников.
  4. В аварии нет вреда жизни и здоровью людей.

Внимание! Однако эти правила в полной мере действуют до 29 октября 2020 года. Предполагается, что в этот день вступят в силу поправки в Закон «Об ОСАГО» и оформлять европротокол можно будет не только в электронном виде, но и без согласия по поводу виновника. Как реализуется эта норма на практике, покажет время.

Порой после аварии все ее участники переоценивают то, что произошло на месте. Тот, кто еще вчера был уверен, что стал причиной проблем, под влиянием родственником или знакомых стремится переложить ответственность на другого водителя. Он может начать прятаться или прикрываться виной другого человека. Причин тому может быть много:

  • желание получить выплаты со страховой по ОСАГО в качестве пострадавшего,
  • стремление избежать выплат сверх лимита ОСАГО, если ущерб его превышает,
  • иные причины.

Выплату суммы возмещения ущерба, причиненного ДТП, производит не виновник, а страховая компания, застраховавшая автогражданскую ответственность. На самого виновника ответственность падает в следующих случаях:

  • полис ОСАГО отсутствует;
  • страховая отказывает в выплате;
  • сумма страхового возмещения, выплаченная страховой, не покрыла ущерб, причиненный ДТП.

В таких случаях потерпевший направляет требование о возмещении ответственности виновнику. Тот может добровольно погасить причиненный ущерб. Но если делать этого не торопиться, необходима судебная защита.

После направления досудебной претензии, где потерпевший выдвигает официальное требование, получения отказа от виновника или неполучения ответа, потерпевший может обратиться в суд общей юрсдикции по месту жительства виновника.

Обратите внимание!

Рассматривая дело о возмещении вреда, суд обязан установить официальную виновность лица. Для этого суд оценит обстоятельства дела и выведет степень вины каждого из участников. Суд в своем решение вправе не согласиться с выводами ГИБДД и страховой о виновности лица.

Если вина признана, суд оценивает причиненный ущерб и адекватность заявленных исковых требований. При наилучшем для истца исходе суд вынесет решение в его пользу, обязывающее виновника аварии выплатить сумму ущерба.

Имея вступившее в силу решение суда, виновный может продолжать уклоняться от выплаты ущерба. Потерпевшему необходимо получить исполнительный лист, с помощью которого производится принудительное взыскание.

Попробовать взыскать сумму долга можно самостоятельно, направив заверенную копию исполнительного листа в бухгалтерию работодателя виновника аварии. Второй вариант — передать исполнительный лист в службу судебных приставов. Приставы возбудят исполнительное производство, предложат виновнику погасить долг добровольно, и если сделано это не будет, у приставов имеются законные методы принуждения должника к исполнению обязательств. В их числе: арест счетов или запрет выезда за границу.

Само по себе несогласие виновника не является для потерпевшего препятствием для обращения в страховую для взыскания суммы ущерба. Если ДТП оформлено надлежащим образом, можно собрать документы и подать их в страховую для возмещения вместе с заявлением о выплате.

Следует на месте происшествия подстраховаться и заручиться дополнительными доказательства: собрать свидетельские показания, зафиксировать все на фото или видео, осмотреться и выявить не висят ли где-то в округе камеры, которые могли снять момент ДТП.

Обратите внимание!

Если, обратившись в страховую, потерпевший получил выплату, терять бдительность не стоит. Следует сохранить материалы по ДТП на случай если виновный решит оспорить выводы ГИБДД и страховой.

В случае отказа страховой в выплате, ее действия можно обжаловать в вышестоящие инстанции — РСА, Банк России, Прокуратуру или суд.

Если на месте событий виновный подписывается и под протоколом, и под постановлением, без оговорок, а позднее отказывается от собственного согласия, оспаривание документов позже — законное право гражданина. Законодательно не запрещено оспаривание даже подписанных документов. Виновный может написать заявление с оспариваем положений протокола и постановления начальнику отделения ГИБДД, где рассматривался вопрос, или в суд, и привести в них иные доводы.

Любое, даже самое незначительное транспортное происшествие, является огромным стрессом для человека, что уж говорить об авариях серьезных, в которых пострадали люди

В этих случаях зачастую один из водителей на месте происшествия признает, что именно он виноват, а позже, успокоившись, отказывается от этого.

Мотивы такого поступка виновного могут быть самыми различными. Однако последствия будут одинаковыми – не согласный со своей виной водитель направляет в суд исковое заявление на взыскание ущерба со второй стороны.

Если вы попали в такую ситуацию, то следует поступить так:

  • Подготовить все необходимые документы, снять их копии;
  • Направить соответствующие заявления с требуемым пакетом документов страховщику и в суд (в зависимости от суммы иска, мировой или районный);
  • Участвовать в судебном заседании.

Однако стоит понимать, что судебные тяжбы по таким спорам могут отнять у вас достаточно много сил и времени.

Именно в связи с этим возможностью договориться с виновником на месте не стоит пренебрегать. Нужно только учитывать, что его вина должна быть очевидна и им не оспариваться. Еще одна причина договориться на месте аварии – неоднозначная судебная практика.

Для того чтобы отстоять свои права в органах судебной власти, необходимо обратиться к грамотному и профессиональному автоюристу.

Хотя доказать самостоятельно свою правоту в суде сможет любой гражданин, если он действительно прав. В практике судов зачастую иски об отказе в признании вины остаются не удовлетворенными.

Так как при рассмотрении дела судом каждая мелочь имеет значение, то водителю, попавшему в дорожно-транспортное происшествие, независимо от того, виноват он или нет, необходимо предельно внимательно отнестись к документам, составляемым на месте аварии.

Поскольку договор ОСАГО предусматривает возмещение ущерба, полученного в результате дорожного происшествия, только потерпевшей стороне, то многие водители не спешат признавать свою вину, даже если она и очевидна.

Потому на месте происшествия, еще до приезда сотрудников полиции постарайтесь зафиксировать обстановку при помощи фото и видеосъемки. В последующем это поможет установить истинного виновника.

Каждый автолюбитель должен заключить договор со страховой компанией об обязательном страховании своей ответственности. В случае аварии этот документ позволит получить компенсацию или же сэкономить на выплатах потерпевшему.

Законодатель регулирует все вопросы, касающиеся таких договоров в специальном нормативно-правовом акте – Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В нем раскрыт в числе прочих и вопрос определения виновности.

За определение виновного в транспортном происшествии отвечают такие учреждения:

  • Непосредственно страховые организации, с которыми или у виновного или у потерпевшего заключен договор;
  • Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Именно они проводят проверку по материалу и выносят решение о виновности того или иного участника. Результатом проверки является постановление о привлечении к административной ответственности;
  • Судебные инстанции, выносят решение о виновности, опираясь на факты, предоставленные всеми сторонами спора.

Одним из самых важных документов в процессе доказывания невиновности является схема, приложенная к протоколу осмотра места происшествия. Поэтому ей стоит уделить внимание, так как именно там отражены обстоятельства аварии, в том числе и взаимное расположение автомобилей.

Схема должна быть составлена сотрудниками полиции, которые прибудут на место аварии и приложена к протоколу осмотра. Внимательно ознакомьтесь с ней перед тем как ставить свою подпись.

Не меньшую роль играют и показания свидетелей и очевидцев, а также самих водителей. Ведь опираясь на них соответствующие органы и вынесут решение о степени виновности.

Когда вам удалось собрать пакет документов, то их следует передать в страховую компанию, которая так же определит виновность заявителя и примет решение о возмещении ущерба. Стоит помнить, что в некоторых случаях мнение страховой компании о виновности может быть отличным от решения инспектора ГИБДД.

Каждому автолюбителю необходимо знать, в каких документах обозначен виновник дорожно-транспортного происшествия, даже в случае если он сам не стал участником аварии. Вот эти документы:

  • протокол, в котором зафиксировано место происшествия, составляемый на месте происшествия;
  • протокол об обнаружении административного правонарушения;
  • постановление о возбуждении уголовного дела и привлечении к уголовной ответственности;
  • уведомление о ДТП (европротокол), в случае, когда соблюдены все условия его заполнения;
  • схема к протоколу осмотра места происшествия;
  • спецбланк о ДТП, выданный страховой компанией к договору ОСАГО.

Однако необходимо помнить, что не во всех документах виновный может быть указан. Например, в европротоколе указать данные виновного нельзя, если он не согласен с тем, что действительно виноват.

А вот в случае составления административного протокола не важно согласен виновный с мнением инспектора ГИБДД или нет. Все что он может сделать, это внести замечания в протокол о том, что не согласен со своей виновностью и требует проведения тщательного разбирательства.

Если вас признали виновным, а вы не согласны, то описанным выше образом стоит поступать со всеми документами, где вы записаны виновной стороной.

В случаях, если ситуация спорная, а вы на месте происшествия уже признали вину и подписали все документы, то в дальнейшем будет очень сложно доказать свою невиновность в дорожно-транспортном происшествии.

А как же поступать в тех случаях, когда виновный в дорожно-транспортном происшествии не признает свою вину?

В этом случае потерпевшему в происшествии нужно действовать в соответствии с инструкциями страховщика – собрать все требуемые документы и в кратчайший срок направить их с заявлением страховщику.

Так же не лишним будет сделать копии всех документов, возможно они понадобятся для предоставления в судебные органы.

Многих автовладельцев интересует вопрос, как обезопасить себя в ситуации, когда виновный в аварии не желает признавать свою вину и пытается уйти от ответственности. Действительно эта ситуация распространена, но доказать виновность второго участника ДТП не всегда бывает просто.

Чтобы отстоять свои права необходимо следовать таким правилам:

  • Приобретите видеорегистратор. Именно видеозапись может стать решающим фактором при установлении истины по материалу об аварии;
  • Если авария произошла, а видеорегистратора не было или он не работал, то помогут только свидетели. Их обязательно нужно найти и убедить дать показания.

Если инспектор по разбору материалов ГИБДД вынес отказ в возбуждении административного дела, то это может означать следующее:

  • потерпевший не сможет получить страховку;
  • истину установить становится практически не возможно.

Но, при вынесении такого решения, несогласный автовладелец имеет право в десятидневный срок обжаловать данное решение вышестоящему руководству или в суд.

Почти все аварийные происшествия, когда-то произошедшие на дороге, так или иначе являются спорными.

При отказе виновника признать собственную вину требуется соблюдать перечисленные ниже действия в указанном порядке:

  • оставить транспортное средство в первоначальном положении, не перемещать его;
  • включить аварийную сигнализацию, разместить в необходимых местах все положенные знаки;
  • обратиться в службу ГИБДД и вызвать на место аварии, составить все требующиеся документы;
  • в случае серьезной аварии вызвать представителей страховой компании на место происшествия.

По завершении ряда требующихся действий и обозначении факта отрицания своей вины одним из участников ДТП следует обратиться непосредственно в службу ГИБДД.

Ведь именно сотрудники ГИБДД наделены полномочиями о принятии решений, связанных с вынесением соответствующего вердикта о признании того или иного лица виновным в происшествии. Разбирательство по делу преимущественно назначается через определенный временной промежуток.

Важно! Правильным действием с вашей стороны будет в обязательном порядке пригласить с собой на разбирательство по делу следующий перечень людей:

  • лиц, ставших свидетелями дорожно-транспортного происшествия;
  • грамотного автоюриста.

При соблюдении указанных мероприятий и действий можно будет избежать значительного количества трудностей. В определенных случаях сотрудники уполномоченных органов советуют подождать пару месяцев, по окончании указанного срока возбуждение дела об административном правонарушении не является возможным.

Стоит отметить, что при указанных условиях зачастую возникают проблемы с получением компенсации от страховой компании, ведь пакет необходимых документов следует предоставлять в как можно более короткие временные рамки.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Очевидным доказательством вины второго участника автомобильной аварии будут материалы, предоставленные пострадавшей стороной, потому следует о них позаботиться.

Заметьте! Исходя из вышеизложенного, следует выполнить ряд закономерных действий:

  • сразу после того как участники вызовут сотрудников ГИБДД, необходимо опросить свидетелей ДТП и взять их номера телефонов для связи в случае дальнейшей необходимости;
  • выяснить, есть ли на данном участке дороги видеокамеры, которые могли бы зафиксировать происшествие;
  • стоит посмотреть последние записи с видеорегистратора, который обязательно зафиксировал нужный момент.

Существует перечень документов, составляемый при возникновении происшествия.

В них также должна быть указана информация о том, кто являлся виновной стороной при происшествии:

  • протокол, который составляется сотрудником ГИБДД на месте аварии;
  • заключение об административном нарушении;
  • заключение, в котором описываются события, служащие основанием для того, чтобы привлечь виновника к уголовной ответственности;
  • схема ДТП, составленная на месте происшествия;
  • бланк извещения о ДТП, который обязательно выдается водителю при оформлении полиса ОСАГО.

При каком ДТП можно не вызывать ГАИ?

Однако в таких документах, как евро-протокол и бланк извещения о ДТП виновный может быть не указан, поскольку может быть полностью или частично не согласен со своей виной.

Во всех остальных документах указывается виновное лицо. В случаях, когда виновник ДТП отрицает факт правонарушения, он может сделать отметку в указанных документах о том, что полностью или частично не согласен с заключением, и подтвердить данный факт, оставив подпись внизу документа.

Все люди разные. Зачастую встречаются ситуации, когда водитель транспортного средства, нарушивший ПДД, не только не вступает в спор, но и в полной мере признает собственную вину. Однако с течением времени автомобилист неожиданно начинает отнекиваться и отказывается от своих слов: не берет на себя ответственность за произошедшую аварию вне зависимости от тяжести.

Что делать если виновник дтп не признает свою вину

Следует указать:

  • полное название суда, куда будет направлен иск;
  • ФИО участников аварийного происшествия, их адреса по месту регистрации и иные реквизиты, реквизиты и личные данные адвокатов и иных представителей;
  • подробный перечень исковых требований (включая расчет суммы компенсации цифрами и словами);
  • детальное описание обстоятельств аварии и конкретизация причиненного вреда;
  • перечень документов, прилагаемых к иску.

Иск необходимо составлять обычным образом, ссылаясь на правовые нормы, используя устойчивые обороты и юридические термины. Составленный иск в обязательном порядке проверяет помощник судьи до подачи в суд.

Опираясь на статью 28 ГПК РФ, заявление подается в районный суд при условии, что исковые требования составили более 50 тыс. рублей, в ином случае заявление должно быть отправлено мировому судье.

Нередки случаи, когда виновная сторона отказывается подписывать схему ДТП, в таком случае необходимо обратиться в ГИБДД за помощью, в противном случае доказать вину второй стороны станет очень и очень сложно.

Более затруднительной будет ситуация, когда автомобилист отказывается от своих слов. Такие случаи очень затрудняют получение выплат и следствие по делу, поэтому незамедлительно привлекайте сотрудников полиции, а не ограничивайтесь лишь евро-протоколом.

В таком случае наиболее важным фактом является наличие подписанного извещения о происшествии (евро-протокола) обеими сторонами.

При обладании подписанным нарушителем бланком стоит подать все документы, касающиеся транспортного происшествия, в страховую компанию. Она вынесет решение о степени виновности водителя, основываясь на нормах федерального законодательства об автогражданской ответственности.

При несогласии автомобилистов с решением страховщика они имеют право обратиться в суд для его обжалования при условии представления мотивированных доказательств позиции.

Важно! Если евро-протокол подписан обеими сторонами, то подобные действия практически невозможны. Опираясь на практику судов, касающуюся рассмотрения подобных дел, крайне редко выносится решение в пользу гражданина, который отказывается признавать вину.

Если виновник ДТП не признает вину, то помочь может сотрудник дорожной полиции. Действовать необходимо по стандартной схеме — сразу после аварии вызвать инспекторов ГИБДД для составления протокола. В протоколе подробно отразятся обстоятельства аварии, которые затем и будут использованы для выявления виновника ДТП.

Но до приезда дорожной полиции лучше провести свое собственное небольшое расследование обстоятельств ДТП, а именно:

  • Попробовать разыскать свидетелей с места аварии, расспросить их и записать их личные данные (чтобы в дальнейшем при необходимости вызвать в суд). Если дело об аварии дойдет до суда, то эти свидетели смогут дать показания непосредственно на судебном заседании или зафиксировать их на бумаге;
  • Проверить, не была ли авария заснята на камерах наружного видеонаблюдения, которые устанавливаются не только на дорогах, но и возле торговых или офисных центров и даже около некоторых многоквартирных домов.

Запись аварии можно найти и на видеорегистраторах, расположенных в автомобилях участников аварии, а также в транспортных средствах других водителей, проезжавших неподалеку от места столкновения.

Ни в коем случае не стоит пытаться переубедить инициатора аварии самостоятельно. Если человек не желает признавать свою вину, то давление на него и угрозы в его адрес могут впоследствии лишь навредить пострадавшей стороне, вплоть до административной или уголовной ответственности. А получить возмещение от виновника при этом все равно не получится.

По большому счету сотрудники ГИБДД при составлении протокола ДТП не вправе определять его виновника.

Они лишь удостоверяют факт дорожно-транспортного происшествия, случившегося в результате нарушения ПДД, а затем применяют к нарушителю соответствующее наказание.

Но в точности определить виновника аварии может лишь суд, рассмотрев дело со всех возможных сторон и воспользовавшись показаниями свидетелей и прочими материалами.

В общем случае порядок действий по выявлению виновника аварии, если никто из водителей не берет на себя ответственность за ДТП, выглядит так:

  1. Сотрудники дорожной полиции разбирают все обстоятельства происшествия и составляют протокол, после чего на руки всем участникам аварии выдаются справки о ДТП. В этих справках обычно не указывается, кто именно является виновником аварии;
  2. Если инспекторы ГИБДД в ходе разбирательств приходят к заключению, что в аварии никто не виноват, то дело о ДТП закрывают. Никто не наказывается, а все участники аварии лишь получают на руки справки о ДТП, которые затем передаются страховщику;
  3. Если кто-либо из участников аварии не согласен с мнением дорожных инспекторов об обстоятельствах аварии, то он имеет право подать иск в суд с целью выявления истинного виновника происшествия;
  4. К иску потребуется приложить все необходимые документы, имеющие отношение к ДТП — протокол об административном правонарушении, справка из ГИБДД, результаты различных экспертиз, свидетельские показания, данные с видеокамер и прочее;
  5. Суд, ознакомившись со всеми материалами дела, может либо согласиться с решением сотрудников ГИБДД о степени виновности того или иного участника дорожного движения (тогда дело будет закрыто), либо не согласиться. В последнем случае будет назначено повторное расследование обстоятельств ДТП, заказаны технические экспертизы, опрошены свидетели;
  6. После проведения всех необходимых процедур суд вынесет свое решение о виновности того или иного участника ДТП. Это решение может подтвердить позицию ГИБДД, а может и опровергнуть ее;
  7. С судебным решением уже можно обращаться к страховщику для получения страховой компенсации полученного ущерба в рамках полиса ОСАГО. Если в аварии виноваты оба водителя, то они вправе рассчитывать только на частичную компенсации, сообразно собственной вине в случившемся.

Нередки ситуации, когда водитель сначала признает свою вину, а после столь же легко отказывается от первоначальных показаний. Причин на такое поведение множество. Самая банальная — стресс, который испытывают водители после ДТП, не всегда позволяющий быстро и адекватно оценить обстоятельства произошедшего.

Чтобы поменять свою позицию и добиться отказа от признания своей вины в дорожной аварии, водитель пишет исковое заявление в суд и прилагает к нему все документы, которые способны так или иначе подтвердить обоснованность его требований. Как правило, заявления касательно выяснений обстоятельств ДТП подаются в районные суды. К мировому судье обращаются лишь в случае, если цена иска не превышает 50 тысяч рублей.

Судебные разбирательства по поводу того, за каким водителем имеется вина в ДТП, могут длиться очень долго, поэтому в большинстве случаев лучшим решение будет попытаться мирно договориться с виновником аварии (если его вина все-таки очевидна и практически не вызывает сомнений).

Многие водители прибегают к практике отказа от вины через суд, так как получить страховое возмещение ущерба может лишь невиновная в ДТП сторона.

Чтобы у виновника было меньше шансов избежать ответственности, стоит очень внимательно подходить к подписанию протокола и других документов, касающихся обстоятельств аварии. А лучше всего заручиться соответствующими показаниями свидетелей, данными видеокамер, видеорегистраторов или фотоаппаратов.

Если же дорожный инспектор после ДТП откажется возбуждать дело об административном правонарушении, то это означает, что пострадавший не сможет получить страховку, а разобраться в том, кто же на самом деле стал виновником аварии, будет практически невозможно. Однако и такое решение дорожного инспектора всегда можно обжаловать в судебном органе в течение 10 дней после аварии.

Источник: https://pdd.guru/vinovnik-dtp-ne-priznaet-svoyu-vinu.html

Пострадавшей стороне стоит позаботиться о доказательствах своей невиновности (что, в свою очередь, будет являться доказательством вины второго участника ДТП). Для этого необходимо выполнение следующих действий:

  • Сразу после того, как участники вызовут сотрудников ГИБДД, необходимо опросить свидетелей ДТП и взять их номера телефонов для связи в случае дальнейшей необходимости;
  • Выяснить, есть ли на данном участке дороги видеокамеры, которые могли бы зафиксировать происшествие;
  • Стоит посмотреть последние записи с видеорегистратора, который обязательно зафиксировал нужный момент.

Если после случившейся аварии ни один из участников не признаёт вины, разобраться поможет одна из следующих инстанций:

  • Органы ГИБДД, сотрудник которых оформит схему ДТП, укажет виновное лицо и обозначит нужную информацию в протоколе;
  • Страховая компания обоих лиц;
  • Судебный орган.

Большое внимание нужно уделить схеме, составленной сотрудником ГИБДД, так как на её основании будет вынесено решение о виновности одного из участников. Также нельзя забывать о показаниях как самих участников, так и очевидцев произошедшего, потому что схема ДТП составляется согласно этим показаниям.

Страховая компания определяет степень виновности конкретного лица уже после того, как к ней поступают материалы происшествия. Если участники не согласны с решением страховой компании, они могут оспорить его в судебном порядке. В случае, если сумма иска менее 50 000 рублей, то следует обратиться в мировой суд, а если сумма иска превышает 50 000 рублей, то обращаться нужно в районный.

Довольно часто случается, когда виновный участник аварии отказывается брать на себя вину. В этом случае необходимо собрать все сопутствующие документы и, если страховая не возмещает ущерб, обратиться в суд. Алгоритм действий будет следующий:

  • После того, как произошла авария, сотрудники ГИБДД разбирают нарушения правил дорожного движения, которые были допущены;
  • Далее сотрудник ГИБДД выносит решение и предоставляет справки участникам аварии. В этих справках не указан виновный;
  • На виновного ДТП налагается административный штраф;
  • В некоторых случаях выявляется, что в аварии нет виноватых, тогда сотрудник ГИБДД выдаёт справки и закрывает дело;
  • Если кто-либо из участников ДТП не согласен с решением сотрудника ГИБДД, он может обратиться в суд для определения виновного;
  • К исковому заявлению прилагается справка, бумаги, подтверждающие нанесённый ущерб и виновность;
  • Суд проводит разбирательство по делу с использованием предоставленных документов;
  • Судья может не согласиться с решением ГИБДД, назначить проведение повторной экспертизы, пригласить свидетелей;
  • По окончании повторной проверки судья может вынести новое решение о степени виновности каждого из участников;
  • Впоследствии участники аварии могут обратиться в страховую компанию, предъявив документ с судебным решением;
  • В некоторых случаях суд признаёт вину обоих участников, и тогда они оба могут рассчитывать на частичное возмещение ущерба.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *