Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение кадастровой стоимости земельного участка в 2021 году в Кировской области». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Стратегия социально-экономического развития
- Паспорт региона
- Районы и города
-
Знаменитые вятчане
- Знаменитые вятчане
- Почетные граждане
- Награды и премии Кировской области
- Герои Отечества
- О награждении государственными наградами
-
История и символика
- История
- Символика
- Культурное наследие
- Великорецкий крестный ход
-
Народные промыслы
- Народные промыслы Вятского края
- Дымковская игрушка
- Средства массовой информации
- Общественная палата
Государственная кадастровая оценка: изучаем нововведения
Расчеты суммы налогового сбора на земельные наделы осуществляются на основании ЗК РФ, утвержденного муниципальными властями. Окончательная сумма зависит от параметров земельного участка и включается в себя категорию, предназначение, количество квадратных метров надела и т. д.
Цена земли по кадастровому паспорту представляет собой денежную сумму, которой выражается реальная стоимость территории. Чаще всего цена по кадастру выше рыночной, так что собственникам приходится оплачивать сборы по более высокой ставке.
Перед тем как рассчитать удельный показатель кадастровой стоимости для квартиры, необходимо понимать какие значения влияют на формирование цены. На цену по кадастру оказывают влияние:
- регион и район расположения;
- технические параметры объекта;
- общее состояния имущества;
- средний доход по жителям населенного пункта.
Рассчитать кадастровую стоимость дома калькулятором нет прямой необходимости, так как государственные власти один раз в 5 лет обновляют оценочные данные по базе Росреестра.
Не знаете как рассчитать кадастровую стоимость, формула довольно простая:
Ск = П * (Ки + Кл) * Кп, где:
Ск – кадастровая стоимость
П – площадь земельного участка
Ки – наличие инфраструктуры (в рублях на квадратный метр)
Кл – специфический фактор (в рублях на квадратный метр)
Кп – переходной коэффициент
Перед тем как рассчитать кадастровую стоимость участка выбирается один из подходов (или их совокупность):
- доходный метод – определяется размер прибыли, получаемой с эксплуатации участка, а также прогнозируется ее дальнейший приход;
- сравнительный метод – проводится анализ имеющейся по наделу информации;
- затратный метод – выполняется экспертная оценка надела с определением его стоимости.
Чтобы определить стоимость по кадастру, предварительно потребуется провести оценку участка земли. Данные о каждом из объектов недвижимости, которые относятся к собственности гражданина, должны быть внесены в госреестр. Оценка имущества проводится специалистами уполномоченных госучреждений.
Если владелец недвижимости считает, что оценка имущества по кадастру была проведена неверно, то он может полноправно обратиться в суд или Росреестр для оспаривания. В случае, если собственник докажет ошибочные расчеты, то новая кадастровая цена применяется на все предыдущие периоды, когда налог рассчитывался по ошибочной цене.
Получив положительный ответ, владелец недвижимости может получить перерасчет и компенсацию. Однако, получить компенсацию можно только по тем искам, которые будут поданы до 1 января 2021 года.
Определяются всего два случая, когда реальная цена земельного участка может быть завышена:
- Достаточно часто цена по кадастру повышается для участков определенных видов использования. Это связано с тем, что владелец неправильно указал информацию об эксплуатации надела. Выявить неточности можно изучив технический паспорт. Исправить ошибку можно путем обращения в Росреестр.
- Стоимость по кадастру может превышать рыночную. В такой ситуации в работу включается специальная комиссия, изучающая документы на имущество.
Проведение расчета повторной оценки, согласно действующему законодательству, допускается не чаще 1 раза за 3 года. Предельный срок переоценки недвижимости составляет 1 раз в 5 лет. За нарушение установленных правил собственник несет ответственность, предусмотренную Административным Кодексом РФ. Для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя определяются отдельные сроки, здесь повторная оценка выполняется не чаще 1 раза за 2 года.
31.07.2020 принят закон 260-ФЗ о внесении изменений в законодательные акты, касательно кадастровой оценки.
В целом поменялась процедура обращений с заявлением об исправлении ошибок, а также подход к определению кадастровой стоимости.
- постоянный надзор за проведением кадастровой оценки со стороны Росреестра;
- установление персональной ответственности руководителей ГБУ за качество принимаемых решений по заявлениям об исправлении ошибок по кадастровой стоимости, и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости;
- снижение влияния субъектов РФ на результаты кадастровой оценки до их официального утверждения;
- внесудебное установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости;
- переход к содержательному рассмотрению заявлений об ошибках в определении кадастровой
стоимости.
Также Росреестр принял ряд приказов, которые вносят изменения в порядок работы Комиссии, в формы рассмотрения заявлений и обращений граждан, в порядок расчетов индекса рынка недвижимости: (Приказ Росреестра от 06.08.2020 N П/0278; Приказ Росреестра от 06.08.2020 N П/0280; Приказ Росреестра от 06.08.2020 N П/0281; Приказ Росреестра от 06.08.2020 N П/0284; Приказ Росреестра от 06.08.2020 N П/0286; Приказ Росреестра от 06.08.2020 N П/0287).
В общем и целом, изменения законодательной базы, в части внедрения нового механизма внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной, заработает к началу 2023 года.
Форма заявления уже утверждена приказом № П/0287 от 06.08.2020, который зарегистрирован Минюстом и вступил в силу 17 октября 2020 года.
С 2021 года поменяется форма заявлений об исправлении ошибок об утверждении кадастровой стоимости (Приказ Росреестра от 06.08.2020 № П/0286).
Сама процедура станет более простой – появится возможность подать заявление на несколько объектов недвижимости. Само заявление может быть подано на бумаге или в электронном виде, подписанное усиленной ЭЦП, а также через портал Госуслуг.
В январе 2021 года плательщики земельного налога больше не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ.
Это изменение внесено Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно.
Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате. Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже после установленного срока уплаты налога.
А вот уточненные декларации за периоды до 2020 года ИФНС будут принимать по-прежнему — по месту нахождения земельных участков.
После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и предоставить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).
Начиная с уплаты налога за 2020 год, вводится единый срок уплаты земельного налога (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ):
- не позднее 1 марта — годовой платеж;
- до конца месяца, следующего после отчетного квартала, — авансовый платеж.
Эти изменения внесены Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.
Дата публикации 12.02.2021
Смотрите также
Вопрос аудитору
Согласно приказу департамента имущественных отношений края от 05.10.2020 произведена переоценка земельных участков. В выписке из единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости указано:
- дата внесения сведений о кадастровой стоимости — 26 ноября 2020 г.;
- дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость — 1 января 2020 г.;
- дата начала применения кадастровой стоимости — 1 января 2021 г.
Какой датой в учете казенного учреждения отразить изменение кадастровой стоимости земельных участков?
В соответствии с п. 71 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н) земельные участки, используемые учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, учитываются на счете 103 00 «Непроизведенные активы» по кадастровой стоимости.
Изменение кадастровой стоимости земельных участков отражается в бухгалтерском учете финансового года, в котором произошли изменения (п. 28 Инструкции № 157н).
На основании ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, кроме случаев, установленных этой статьей. Рассматриваемый случай к исключениям не относится.
Как следует из вопроса, 01.01.2020 — это дата определения кадастровой стоимости, сведения об изменении кадастровой стоимости в Росреестр были внесены 26.11.2020. Однако согласно выписке из ЕГРН измененная кадастровая стоимость земельного участка применяется только с 01.01.2021. Полагаем, что переоценку кадастровой стоимости земельного участка в бухгалтерском учете учреждения целесообразно отражать этой же датой, т.е. 01.01.2021.
В соответствии с п. 16 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается записями:
Дебет КРБ 1 103 Х1 330 Кредит КДБ 1 401 10 176 — увеличена балансовая стоимость земельных участков;
Дебет КДБ 1 401 10 176 Кредит КРБ 1 103 Х1 430 — уменьшена балансовая стоимость земельных участков.
Если вы уже успели снизить кадастровую стоимость вашей земли — вам можно только позавидовать: ведь теперь экономить на земельных платежах вы будете на целых два года дольше, чем планировалось изначально.
Если же ранее вы отказались от оспаривания кадастровой стоимости из-за незначительной экономии — самое время пересмотреть свое решение!
Не секрет, что суды неохотно взыскивают компенсацию расходов на оспаривание в пользу владельцев земли, поэтому до начала процесса всегда необходимо считать, окупит ли экономия на налогах или арендной плате затраты на оценку и услуги юриста. Оспаривая кадастровую стоимость сейчас, вы гарантированно получите два дополнительных года экономии, что вполне может окупить все расходы.
Важно:
Собственники земельных участков после оспаривания кадастровой стоимости могут вернуть излишне уплаченный земельный налог за последние 3 года.
Арендаторы публичной земли могут пересчитывать арендную плату с 1 января года, в котором они обратились за оспариванием кадастровой стоимости. Чтобы иметь возможность вернуть часть платежей за 2020 год, арендаторам необходимо до 31 декабря 2020 года собрать необходимый пакет документов и обратиться за оспариванием кадастровой стоимости в Комиссию или суд.
Заявитель может оспорить стоимость имущества, которая применяется в момент обращения, при этом гражданин вправе настаивать на изменении суммы в сторону уменьшения. Среди допустимых причин :
- Стоимость по кадастру участка земли, указанная в ЕГРН, превышает рыночную, о чём есть экспертное заключение. В этом случае в качестве кадастровой стоимости вводится рыночная.
- При определении налоговой базы использовались недостоверные сведения об объекте недвижимости, к примеру, неверно указан материал, из которого построено строение, выявлена ошибка в общей площади объекта недвижимости. В данной ситуации проводится новая кадастровая экспертиза.
- В приведенных случаях заявитель должен собрать доказательства, указывающие на факты, описанные в заявлении.
Уменьшить кадастровую стоимость можно двумя способами:
- В комиссии по рассмотрению споров, действующей при Росреестре.
- Через суд в Кирове (Октябрьский район).
Пакет документов передается в комиссию в представительство Росреестра по месту фактического нахождения недвижимого объекта. Заявление рассматривается в течение 30 дней. Заявитель должен быть приглашён на заседание, не менее, чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
В 2017 году на основании положений Федерального кодекса № 135 «Об оценочной деятельности» устанавливались все размеры стоимости по кадастру. Они важны не только государству, которое проводит расчет налоговой базы, но владельцам земли. Все результаты определения показателей вводятся в единую базу Росереестра.
Собственнику земельных участков необходимо знать кадастровую стоимость, так ка она влияет на множество действий:
- Уменьшения размера налога на землю.
- Установление более выгодной цены во время проведения сделки.
- Уменьшение платы за пользование арендой.
ВНИМАНИЕ !!! В 2014 году в России была проведена массовая переоценка. Это привело к тому, что владельцы столкнулись с большим повышением. При этом чаще всего стоимость кадастра получалась выше, чем предложения на рынке. Из-за этого многие владельцы земель пошли с исковыми заявлениями для оспаривания.
Изменения в законе, внесенные в 2021 году, предполагают при расчете налога брать за основу кадастровую стоимость, определенную до 2014 года.
Оспорить кадастровую стоимость с 2021 года станет проще – что поменялось?
С 2021 года кадастровую оценку будут проводить только бюджетные организации, относящиеся к категории независимых. Сама процедура будет проходить под надзором Росреестра.
Если возникла необходимость обращения за переоценкой, владелец участка может привлекать независимых специалистов. Результаты их актов рассматриваются судом. Кроме этого, в каждом субъекте должна быть создана комиссия, занимающаяся определением кадастровой стоимости. У владельцев земельных участков есть право обратиться как в суд, так и в комиссию.
ВАЖНО !!! Форма оспаривания размера стоимости через судебные инстанции относится к самым сложным, тем не менее она самая эффективная. Право на выдвижении инициативы по проведению переоценки дается не только самим собственникам, а также арендаторам.
Такое становится возможным в том случае, если арендная плата за пользование землей зависит от стоимости по кадастру. Но для проведения проверки правильности установления стоимости по кадастру по заявлению арендатора, потребуется предоставить дополнительно письменное согласие самого собственника.
ВАЖНО !!! Органы муниципалитета не могут подать обращение о перерасчете кадастровой стоимости в судебном порядке, не пройдя комиссию. В 2021 году действует мораторий на проведение переоценки самими владельцами и представителями администраций.
- Долевое строительство
- Покупка квартиры по ДДУ: пошаговая инструкция
- Как написать претензию застройщику на устранение недостатков
- Как составить акт о несоответствии объекта долевого строительства?
- Как дольщику расторгнуть договор долевого участия?
- Что делать, если договор долевого участия не зарегистрирован?
- Страхование ответственности застройщика при долевом строительстве
- Подать в суд на застройщика за просрочку сроков: пошаговая инструкция
- Существует ли уголовная ответственность застройщика по договору долевого строительства?
- Залог права требования участника долевого строительства
- Как сделать статус обманутого дольщика?
- Семейное право
- Наследственное право
- Земельное право
- Трудовое право
- Автомобильное право
- Уголовное право
- Недвижимость
- Финансы
- Налоги
- Льготы
- Ипотека
Дата определения новой КСЗ зависит от того, когда была переоценка кадастровой стоимости последний раз. Так, в соответствии со ст. 11 ФЗ № 237, проведение кадастровой оценки осуществляется не чаще, чем раз в три года.
Что касается городов федерального значения (Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге), минимальный срок для переоценки сокращен до двух лет. В любом случае если речь не идет о внеочередной процедуре, следующая оценка должна проводиться не позже, чем через пять лет.
Еще в 2021 году вступили в действие поправки, изменяющие порядок снижения кадастровой стоимости. Проект ознаменовал начало подготовительного этапа к внеочередной волне переоценки недвижимости с 2021 года.
Не успели собственники привыкнуть к новой системе налогоисчисления, связанной с кадастровой стоимостью, как правительство подготовило поправки, которые вновь затрагивают область кадастра недвижимости. Напомним, что с 2021 года каждый объект недвижимости был оценён муниципалитетами, и его стоимость занесена в единый реестр.
Кадастровая стоимость необходима для любых денежных операций с собственностью. Из неё вычисляются:
- налог (вместо старой инвентаризационной стоимости);
- арендная ставка на землю;
- стоимость выкупа земли.
Самое интересное, что оценка проводилась без участия граждан, т. е. ей занимались независимые эксперты, нанятые местными администрациями. Кадастровая стоимость сама по себе в разы выше инвентаризационной, но многие собственники стали жаловаться на чересчур завышенные показатели. Судебные заседания, связанные с оспариваем, проходят до сих пор. Новые поправки призваны упростить этот процесс и навести порядок в области оценки.
Сейчас граждане в праве самостоятельно решить, стоит ли идти в комиссию или сразу обращаться в суд. Как показала практика, чиновники крайне редко соглашались с доводами собственников и в большинстве случаев отказывали в пересмотре стоимости. Перечень документов, которые понадобятся для обращения в комиссию, остался практически без изменений. Только вместо выписки из упразднённой ЕГРП понадобится аналогичный документ из ЕГРН. Полный набор документов следующий:
- выписка из ЕГРН с указанием кадастровой стоимости;
- документ, подтверждающий, что вы собственник;
- данные об оценке стоимости (рыночной) на бумажном и электронном носителях.
Последняя поправка связана с урегулированием деятельности оценщиков. Раньше муниципалитеты проводили конкурс на отбор независимых экспертов, которые и определяли кадастровую стоимость в первую волну оценки. Теперь будут созданы специализированные бюджетные учреждения, на которые возложена обязанность самостоятельно проводить оценку без участия сторонних экспертов. Также в этих структурах граждане смогут получить разъяснения по поводу определения стоимости их недвижимости. А вот при оспаривании учреждения осуществлять экспертизу не в праве. С этой целью собственник должен обратиться к независимым специалистам.
Для предотвращения нарушений прав граждан за новыми органами будет осуществлять надзор Росреестр.
- кадастровая стоимость
- рыночная оценка
В соответствии со ст. 24.12 » (далее – ФЗ № 135), единственный, кто может изменить кадастровую стоимость (КС) земли – это орган власти субъекта федерации или муниципалитета. Именно он:
- принимает решение о проведении первичной кадастровой оценки;
- утверждает ее результаты;
- назначает срок следующей переоценки стоимости.
Однако оценка в целях установления КСЗ проводится не органом власти, а специальным бюджетным учреждением, созданным региональными властями и уполномоченным на проведение кадастровой оценки (ст. 6 , далее – ФЗ № 237).
Поскольку в большинстве регионов таких организаций пока нет, до 2021 года действует переходной период, а полномочия по определению КСЗ передаются, как правило, частным оценщикам. Согласно ст. 24.14 ФЗ № 135, с ними заключается договор на проведение оценки. После проведения работ по определению КСЗ, эксперты составляют отчет, результаты которого утверждаются вышеупомянутым органом власти.
Подробнее об этом читайте в материале «Кадастровая стоимость недвижимости».
Кадастровая оценка изменится
Первый этап массового оценивания кадастровой стоимости земель по регионам начался в 2021 году. Изначально она позиционировалась как наиболее приближенная к рыночной. Однако способ ее расчета и применение методов массового оценивания привели к тому, что на практике КСЗ оказывалась завышенной.
Поначалу это не вызывало особого недовольства у граждан, поскольку для целей налогообложения по-прежнему использовалась инвентаризационная стоимость, которая, как известно, значительно ниже рыночной. Но так было лишь до 2021 года, пока не вступили в силу изменения в налоговом законодательстве.
С 01.01.2015 налог на недвижимое имущество физических лиц, а также земельный налог для владельцев/арендаторов земельных участков начислялся с учетом кадастровой стоимости.
Фактическое применение КСЗ началось с 2021 года – именно в этом году стали применять такую специфическую налоговую базу. С тех пор для налогоплательщиков, чья КСЗ оказалась завышенной, сумма налога возросла.
В попытке увеличить налоговые сборы (а земельный налог относится к региональным сборам) местные органы власти, пользуясь правом принимать решение о переоценке уже через 3 года, стремились пересмотреть кадастровую стоимость земель.
Это привело к массовому оспариванию КС. , только в 2021 году количество судебных споров по этому поводу достигло 13,5 тыс. В результате оспаривания суммарное падение величины кадастровой стоимости достигло 46,6%.
В связи с этим федеральные власти были вынуждены пересмотреть подходы к политике введения КС. Например, на 2017-2021 годы была введена так называемая «заморозка» кадастровой стоимости.
Проанализировав нормы действующего законодательства, делаем вывод, что изменение кадастровой стоимости земли в 2021 году возможно лишь в меньшую сторону. Ее повышение приостановлено на законодательном уровне, до введения единых методик и подходов оценки во всех регионах страны.
Следовательно, изменение КСЗ в текущем году может произойти лишь вследствие:
- оспаривания цены заинтересованным в ее снижении собственником;
- первичного проведения оценки в регионах, где она до этого не проводилась;
- проведения в регионе или городе переоценки – плановый пересчет цены законом допускается, запрещено лишь ее повышение.
Нельзя исключать и другие причины для законного повышения КСЗ. Это может быть связано, например, с изменением разрешенного вида использования, целевого назначения или площади находящегося в собственности участка, что является легальным основанием для пересмотра цены.
Если собственнику неизвестно, почему возросла кадастровая цена в 2021 году, он может подать запрос в ответственный орган: управление госимущества или профильное региональное министерство.
Подробности читайте в статье «Изменение кадастровой стоимости недвижимости в 2021 году».
Крупные города:
-
Киров
Районы:
- Арбажский
- Афанасьевский
- Белохолуницкий
- Богородский
- Верхнекамский
- Верхошижемский
- Вятскополянский
- Даровской
- Зуевский
- Кикнурский
- Кильмезский
- Кирово-Чепецкий
- Котельничский
- Куменский
- Лебяжский
- Лузский
- Малмыжский
- Мурашинский
- Нагорский
- Немский
- Нолинский
- Омутнинский
- Опаринский
- Оричевский
- Орловский
- Пижанский
- Подосиновский
- Санчурский
- Свечинский
- Слободской
- Советский
- Сунский
- Тужинский
- Унинский
- Уржумский
- Фаленский
- Шабалинский
- Юрьянский
- Яранский