Уклонение от подписания контракта 44 ФЗ статья

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уклонение от подписания контракта 44 ФЗ статья». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно ст.83.2 ФЗ № 44 победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если:

  • в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя
  • не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи
  • не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги).

При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

В соответствии со ст. 83.2 Закона о контрактной системе одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего ФЗ, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае:

— неисполнения требований части 6 статьи 83.2 ФЗ № 44

и (или)

— непредставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 ФЗ № 44, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий[1].

[1] См. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17

В УФАС обратился заказчик с заявлением о включении в РНП победителя закупки, в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по ежедневной уборке служебных помещений и прилегающих территорий. При рассмотрении данного дела антимонопольный орган установил, что победитель процедуры не подписал в установленный срок контракт и не направил его обеспечение . Данный участник закупки пояснил, что он не успел своевременно оформить банковскую гарантию, уведомив об этом заказчика. На заседании комиссии УФАС для подтверждения своей позиции направил доказательство оплаты за предоставление БГ, свидетельствующее об отсутствии намерений уклониться от подписания контракта. При рассмотрении данного дела антимонопольный орган принял решение не включать победителя закупки в РНП. (Решение УФАС по Челябинской области по делу № 074/06/104-426/2019 от 16.04.2019)

При принятии решения об участие в той или иной закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных действующим законодательством, в случае совершения им действия (бездействия) в противоречие требованиям ФЗ № 44, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупочной процедуры.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. На основании этого неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности и инициативности (к примеру, по вопросу надлежащего изучения условий проводимой процедуры, последствий их несоблюдения, несвоевременного подписания контракта) участника при ведении хозяйственной деятельности и при вступлении в отношения по оказанию услуг (выполнению работ, поставке товара) по результатам проведенной закупки ложатся непосредственно на такого контрагента.

  • Комитет ставропольского края по государственным закупкам

РНП служит механизмом защиты не только для заказчиков, работающих по ФЗ № 44, но и для организаторов процедур, осуществляющих свои закупки согласно ФЗ № 223[5].

1. В УФАС поступило обращение заказчика о включении сведений о поставщике в РНП в связи с уклонением от заключения договора участника запроса котировок в электронной форме на поставку телефонов . Комиссия УФАС установила, что победитель процедуры не смог своевременно подписать договор в связи с нахождением ответственного сотрудника в очередном отпуске. По мнению антимонопольного органа, данное обстоятельство не свидетельствует о недобросовестном поведении и нарушении обязательств, принятых обществом при подаче заявки на участие в закупке. (Решение УФАС по Иркутской области №1103/18 от 24.08.2018)

2. В антимонопольный орган обратился заказчик с заявлением о включении в РНП данных об участнике электронного запроса котировок на поставку датчиков для ультразвукового оборудования. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что победитель закупки подписал договор на ЭТП, не приложив иных документов. Данный участник пояснил, что на электронной площадке указано, что обеспечение исполнение договора не предусмотрено. Однако победитель закупки, после обращения к нему заказчика о необходимости предоставления обеспечения, оформил банковскую гарантию в последний день подписания договора. Посчитав, что поставщик уклонился от заключения договора, заказчик разместил соответствующий протокол об отказе. В своем решении комиссия УФАС поддержала участника процедуры, не включив сведения о нем в РНП, поскольку не сочла его действия уклонением от заключения договора. (Решение УФАС по Алтайскому краю №2120/9 от 22.05.2019)

  • Вид нарушения

    Статья КоАП

    Размер штрафа, руб.

    1 Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований ФЗ-44 Часть 1 статьи 7.29. 30 000 2 Выбор иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона Часть 2 статьи 7.29. 50 000 3 Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44

    Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

    Часть 2.1 статьи 7.29. 50 000 4 Включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Часть 3 статьи 7.29 Должностные

    лица

    Что делать заказчику, если победитель уклонился от заключения контракта

    • предоставления конкурсной документации или документации об аукционе- разъяснения положений конкурсной документации или документации об аукционе,

    • приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений

    Часть 1.4 статьи 7.30. Должностные лица -15 000 Юридические лица — 50 000 13 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки Часть 1.5 статьи 7.30 Должностные лица 30 000 14 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график Часть 1.6 статьи 7.30 Должностные лица 30 000 15 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено Часть 1.7 статьи 7.30 Должностные лица 30 000 16 Часть 3 статьи 7.30. Должностные лица -50 000 Юридические лица — 500 000 19 Установление не предусмотренных ФЗ-44:

    • порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки,

    • требований к участникам закупки,

    Часть 4 статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта,

    но не менее 5 000 и не

    • требований к размеру обеспечения заявок на участие,- требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,

    • требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных ФЗ-44 информации и документов

    более 30 000 20 Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ-44

    Включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой

    Часть 4.1 статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта,

    но не менее 10 000 и не более 50 000

    21
    Часть 4.2 статьи 7.30. Должностные лица — 3 000 22 Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допускек участию в запросе предложений участнику закупки по основаниям, не предусмотренным законодательством

    Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросев соответствии с требованиями законодательства Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям

    Нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений

    Часть 6 статьи 7.30. 5% от начальной (максимальной) цены контракта, но не более 30 000 23 Часть 7 статьи 7.30. Должностные лица — 50 000 24 Сокращение сроков подачи заявок в случаях не предусмотренных ФЗ-44 Часть 8 Должностные Нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) статьи 7.30. лица — 30 000 25** Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного ФЗ-44 Часть 11 статьи 7.30. Должностные лица — 50 000 26

    Часть условий контракта вносятся в него ещё на этапе формирования проекта. Поэтому в документации закупки можно найти следующие условия:

    • о неизменности цены, кроме случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула её расчёта — например, для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию;
    • об ответственности сторон за невыполнение своих обязанностей по контракту;
    • касающиеся оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе;
    • о приёмке результатов исполнения контракта — порядок и срок её проведения.
    • об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.

    Иногда заказчик предусматривает возможность одностороннего расторжения контракта. Этот пункт также содержится в условиях.

    44‑ФЗ простым языком. Часть 13

    За нарушение сроков исполнения контракта обычно устанавливается ответственность в виде пени. Они начисляются в первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок. То есть если заказчик уплатил в установленный срок часть суммы, то коэффициент применяется только к неоплаченной части.

    За любые другие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, стороны контракта наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик исполнил обязательства ненадлежащим образом, сумма его штрафа рассчитывается по следующим нормам:

    • 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
    • 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
    • 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
    • 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.

    Условия и порядок оплаты обязательно должны быть включены в контракт. В документе должны быть определены момент исполнения заказчиком обязательств по оплате, срок, порядок оплаты, а также форма расчётов.

    Согласно ГК РФ, существуют четыре варианта оплаты: предварительная, частично предварительная, оплата по частям за каждый этап работы или партию товара, а также единовременная оплата после исполнения контракта.

    Также должен быть закреплён срок оплаты. Он не может зависеть от получения заказчиком финансирования.

    Выбирайте только проверенных заказчиков с помощью сервиса «Астрал.Поставщик». Сервис поможет найти подходящие закупки и предоставит подробную информацию о заказчике.

    В контракте прописываются условия приёмки результатов исполнения контракта. Необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приёмке, сроки их формирования и подписания. Также должны быть закреплены критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.

    При составлении условий о приёмке результатов контракта рекомендуется учитывать нормы 184-ФЗ, ГОСТы, СНиПы и другие документы, по которым можно определить качество объекта закупки.

    Заказчик может включить в контракт возможность одностороннего отказа от исполнения контракта. Она должна быть закреплена в проекте и документации контракта. Для расторжения контракта в одностороннем порядке нужны существенные причины, то есть, одна из сторон контракта не может получить то, на что рассчитывала при его подписании. Например, если подрядчик обязуется выполнить работу в установленный срок, то превышение срока является существенным нарушением условий контракта. Если условия нарушены по вине поставщика, он попадает в реестр недобросовестных поставщиков.

    К тексту контракта могут прилагаться дополнительные документы, которые содержат более подробную информацию о желаемых результатах контракта: спецификации, акты, инструкции, техзадания, лицензии, специальные перечни, документы, подтверждающие характеристики объектов и пр. Эти документы считаются неотъемлемой частью контракта, и этот нюанс должен быть указан в тексте контракта.

    Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:

    • Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
    • Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта.
    • Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
    • Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.

    Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

    При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

    Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.

    Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.

    Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

    • такое право предусмотрено документацией о закупке,
    • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

    При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

    Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

    • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
    • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.

    До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

    • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
    • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

    Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.

    Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта.

    Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки. Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.

    Заключение контракта: подводные камни по 44-ФЗ

    Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

    • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
    • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

    Подписание проекта контракта может быть приостановлено при следующих условиях:

    • есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки;
    • другая сторона уведомлена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение одного дня.

    Тогда подписание контракта приостанавливается на срок исполнения судебных актов или действия обстоятельств, но не более чем на 30 дней.

    Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

    Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

    Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.

    Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

    Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.

    В случае отказа от заключения контракта:

    1. Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
    2. Возвращает участнику обеспечение контракта.

    Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям.

    • ФАС
    • Арбитраж
    • Недвижимость
    • Юридические услуги

    Ответственность поставщика за уклонение от подписания контракта либо ненадлежащее исполнение условий контракта

    В соответствии с Законом № 44-ФЗ контрактом в обязательном порядке должна быть предусмотрена ответственность поставщика за уклонение от подписания контракта, неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий контракта.

    Заказчик начисляет поставщику пени за каждый день просрочки последним обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства. Кроме того, заказчик вправе начислить поставщику штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.

    Ответственность поставщика за неисполнение может выражаться в качестве санкций, выставленных заказчиком, который вправе осуществить возврат товара и аннулирование уплат за него.

    Уклонение от подписания контракта

    В отличие от обычного гражданско-правового договора, условия которого могут быть изменены по усмотрению сторон, изменение условий контракта, заключенного по результатам размещения государственного и муниципального заказа, допускается только в случаях, прямо предусмотренных 44-ФЗ.

    Также существенные условия контракта могут быть изменены при изменении в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги; при уменьшении лимита бюджетных средств, за счет которых финансируется исполнение контракта, а также в иных предусмотренных Законом № 44-ФЗ случаях.

    С момента его подписания обеими сторонами, контракт не подлежит корректировке, дополнению условиями и иным изменениям.

    Можно с точностью сказать, что изменения условий контракта осуществляется лишь при согласии обеих сторон, и оно выполняется по той же системе, что и заключение контракта. Неправомерные изменения контракта, не соответствующие условиям законодательства, предусматривают административную ответственность по ст.7.32 КоАП РФ.

    Что касается порядка расторжения контракта, то в соответствии с Законом № 44-ФЗ расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, а в случае одностороннего расторжения контракта по 44 ФЗ — в соответствии с гражданским законодательством.

    Следует отметить, что в случае расторжения контракта по решению суда либо в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения, допустивший нарушение или одностороннее изменение условий контракта поставщик подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.

    Одностороннее расторжение контракта по 44 ФЗ (односторонний отказ от исполнения) возможен со стороны заказчика в случае нарушения и изменения поставщиком условий контракта, при этом до принятия решения об одностороннем расторжении контракта для установления обоснованности одностороннего отказа заказчика от исполнения договора такой заказчик обязан провести экспертизу поставленного товара (работы, услуги) с привлечением экспертов или экспертных организаций.

    Если результаты экспертизы поставленного товара подтвердят нарушение и изменение условий контракта, явившиеся основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения, контракт может быть расторгнут.

    Решение заказчика об одностороннем расторжении контракта по 44 ФЗ вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика о таком отказе. При этом если поставщик в течение 10 дней с даты уведомления его о принятом решении об одностороннем расторжении заказчиком контракта устранил допущенные нарушения и изменения условий контракта, заказчик отменяет свое решение.

    Рассмотрим подробнее ситуацию, когда заказчик в одностороннем порядке может отказаться выполнять свои обязательства, прописанные в контракте. Здесь представлены нарушения пунктов договора, означающие для одной из сторон лишение большой части прибыли, которая предполагалась изначально при подписании договора.

    Одностороннее расторжение контракта по 44 ФЗ возможно при следующих условиях:

    • получении товара неудовлетворительного кaчества, где дефекты нельзя устранить в течение определяемого заказчиком временем;
    • несоблюдение срока поставки.

    В обоих случаях тема отказа при электронных закупках от исполнения контракта поднимается при регулярном допущении – не менее 2-х раз. Однако нужно учитывать индивидуальные особенности контракта: односторонний отказ будет несоразмерен малосущественному нарушению сроков исполнения контракта на закупки. Соответственно, регулярные допущения такого рода рассматриваются в одном периоде доставки, потому частое нарушение сроков, влекущие за собой убытки для заказчика, является значимым. П. 3 cт. 511 ГК гласит, что заказчик может воспользоваться правом на односторонний отказ от приема товаров с просроченной поставкой. Потерпевшая сторона обязуется сообщить поставщику о своем отказе, если договор не предусматривает иной вариант.

    При получении товара неудовлетворительного качества также осуществляется одностороннее расторжение контракта по 44 ФЗ. В соответствии с п.2 cт.475 значительное несоответствие качества товара ожидаемому и невозможность исправления дефектов в обозначенный заказчиком срок, тот вправе отказаться от выполнения своей части договора.

    Последствия одностороннего отказа при электронных закупках от исполнения контракта — это решение следующего вопроса: отказ – первый шаг к расторжению договора или всего лишь отказ от выполнения условий контракта в частном случае. П.2 cт.450 гласит, что одностороннее расторжение контракта по 44 ФЗ допускается при условии соглашения обеих сторон. Поставщик обязуется возместить убытки, которые последовали из-за недобросовестного соблюдения условий договора, в том случае, если его деловой партнер того потребует. Данное право актуально тогда, когда нарушение было существенно и имело серьезные последствия для заказчика. Ч.8 ст.9 ФЗ гласит, что расторжение контракта может быть осуществлено при соглашении обеих сторон или по решению суда на основаниях, предусмотренных ГЗ.

    На основании этого можно сделать заключение: сторонами не должна предусматриваться в договоре возможность одностороннего расторжения контракта по 44 ФЗ. Однако расторжение государственного контракта в одностороннем порядке на практике может быть осуществлено за счет ссылки на нормы ГК. Это означает, что расторжение государственного контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, без решения суда, все-таки предусмотрено.

    Расторгнуть госконтракт через суд придется, если:

    • в контракте не закреплена возможность расторгнуть контракт по инициативе одной из сторон;
    • в контракте есть возможность его расторгнуть в одностороннем порядке, но на расторжении настаивает лишь одна из сторон, а другая не соглашается с основанием для этого

    Негативные последствия будут зависеть от того, чью позицию примет суд. Если решение будет в пользу заказчика, то сведения об исполнителе попадут в РНП.

    Отказ Участника от заключения контракта

    ☎ Связаться с нами!

    Подписание контракта заказчиком

    Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного победителем закупки. Обязательным условием подписания контракта заказчиком является предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, предусмотренном извещением о закупке и законом «О контрактной системе» (44-ФЗ). Контракт подписывается заказчиком усиленной электронной подписью и размещается в ЕИС и на ЭП (ч. 7 статьи 83.2).

    Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта (ч. 8 статьи 83.2).

    Протокол разногласий

    Как мы уже отмечали выше, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному заказчиком, победитель закупки в свою очередь может разместить на электронной площадке протокол разногласий. Сделать это необходимо в течение 5 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта. Протокол разногласий подписывается усиленной электронной подписью. В протоколе указываются замечания к конкретным положениям проекта контракта, не соответствующим закупочной документации или извещению о закупке. Необходимо учитывать, что по каждой закупке можно подать только один протокол разногласий (ч. 4 статьи 83.2).

    Заказчик обязан рассмотреть протокол разногласий и в течение 3 рабочих дней с момента размещения его на ЭП разместить в ЕИС и на ЭП доработанный проект контракта. Если же заказчик не согласен с претензиями победителя закупки, то в эти же сроки он повторно размещает в ЕИС и на ЭП первоначальный проект контракта, а также документ, в котором указывает причины, по которым он отказывается учесть замечания, изложенные в протоколе разногласий (ч. 5 статьи 83.2).

    После этого победитель закупки в течение 3 рабочих дней должен подписать проект контракта и разместить его на ЭП вместе с документом, подтверждающим внесение обеспечения исполнения контракта, если оно предусмотрено (ч.6 статьи 83.2).

    Общий срок заключения контракта

    Закон «О контрактной системе» также определяет минимальный общий срок заключения контракта по результатам электронной процедуры. В соответствии с законом контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протоколов подведения итогов закупки, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения в электронной форме запроса котировок или запроса предложения – не ранее чем через 7 дней (ч. 9 статьи 83.2).

    Несложно подсчитать, что максимальный срок, отводимый законом на подписание контракта при отсутствии протокола разногласий по результатам аукциона или конкурса составляет 10 календарных дней плюс 3 рабочих дня, а по результатом запроса котировок или запроса предложений — 7 календарных дней плюс 3 рабочих дня.

    При этом необходимо учитывать, что для сроков, исчисляемых в календарных днях, в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока, приходящееся на нерабочий день, переносится на ближайший за ним рабочий день.

    В случае подачи победителем закупки протокола разногласий максимальный срок заключения контракта может увеличиться еще на 6 рабочих дней.

    Нередко поставщики используют протокол разногласий для того, чтобы увеличить срок, отведенный на подписание контракта. Обычно это делается в случаях задержки с предоставлением обеспечения исполнения контракта.

    Внесение изменений в контракт

    Коротко расскажем, в каких случаях когда заказчик может внести изменения в контракт в процессе его подписания. Закон предусматривает такую возможность.

    При заключении контракта, по согласованию с победителем закупки, заказчик может увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной победителем, и начальной (максимальной) ценой контракта. Такое право заказчика должно быть предусмотрено документацией о закупке, а цена единицы товара при этом не должна увеличиться (ч. 18 статьи 34).

    Приостановление процедуры подписания контракта

    Законом «О контрактной системе» (44-ФЗ) предусмотрено право Федеральной антимонопольной службы (контрольный орган в сфере закупок) приостанавливать процедуру заключения контракта до рассмотрения по существу жалобы любого из участников закупки на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и других должностных лиц, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

    • Аукционный вестник №537 (03 сентября 2021 г.)
    • Аукционный вестник №536 (27 августа 2021 г.)
    • Аукционный вестник №535 (20 августа 2021 г.)
    • Аукционный вестник №534 (13 августа 2021 г.)
    • Аукционный вестник №533 (6 августа 2021 г.)
    • Аукционный вестник №532 (30 июля 2021 г.)
    • Аукционный вестник №531 (23 июля 2021 г.)
    • Аукционный вестник №530 (16 июля 2021 г.)
    • Аукционный вестник №529 (9 июля 2021 г.)
    • Аукционный вестник №528 (2 июля 2021 г.)
    • Письмо Минфина России от 17.09.2020 № 24-03-07/81650 «О возможности заключения контракта, условия которого применяются к отношениям, возникшим до его заключения, и основании оплаты контрактов»
    • Письмо Минфина России от 11.09.2020 № 24-01-07/80101 «О заключении и оплате контракта, если победитель закупки применяет УСН, а также об уплате им НДС»
    • Письмо Минфина России от 12.02.2020 № 24-03-07/9524 «О заключении контракта по результатам электронного аукциона, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить»
    • Письмо Минфина России от 11.02.2020 № 24-01-07/9174 «О заключении и оплате контракта, если исполнитель применяет УСН, а также если его предметом являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства»
    • Письмо Минфина России от 10.02.2020 № 24-02-08/8536 «О приостановлении течения сроков заключения контракта в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы»

    Как заключить контракт по 44-ФЗ

    Когда оспариваются торги, а госзакупку признают недействительной, это влечет за собой ничтожность договора (п. 2 ст. 449 ГК РФ), заключенного по результатам тендера. Срок подачи иска — в течение одного года со дня проведения торгов.

    Когда признают, что контракт не действует, это имеет ряд последствий:

    1. Прекращение действия сделки.
    2. Возврат всего, что было получено в результате сделки каждой из сторон в натуральном или денежном выражении.

    ВАЖНО! Суд не применяет последствия недействительности сделки, если это противоречит основам правопорядка или нравственности.

    Ст. 180 ГК разъясняет, каким образом восстановятся права участника закупки при признании торгов недействительными, если контракт уже заключен и работы выполнены частично: в этом случае сделка аннулируется не полностью, а частично. Пример — признание договора недействующим только в части расчета стоимости, когда он содержит техническую ошибку.

    Уважаемые поставщики, подрядчики, исполнители! В случае, если между вами и заказчиком начинают появляться разногласия, либо происходят непонятные задержки в оформлении достигнутых договоренностей, переходите на общение с такими заказчиками путем официальной переписки. Именно отсутствие документов, подтверждающих вашу позицию, в большинстве случаем мешает доказать Вашу правоту. Удачных Вам торгов и своевременных оплат!

    Теги: нарушение порядка заключения контракта,

    В любой момент до заключения контракта заказчик может от него отказаться, если узнает, что победитель процедуры указал о себе недостоверную информацию либо не соответствует установленным требованиям. Отметим, что если для заключения контракта устанавливаются дополнительные требования, они должны быть указаны в конкурсной документации и извещении о закупке. Отсутствие таковых требований является нарушением закона.

    В случае отказа заказчика от заключения контракта с победившим участником аукциона необходимо составить соответствующий протокол. Документ подлежит размещению в ЕИС в течение следующего рабочего дня после того, как заказчик обнаружил основания, которые не позволяют ему заключить контракт.

    После этого нужно известить самого поставщика — на это заказчику отводится не более двух рабочих дней. Уведомляется победивший участник аукциона направлением протокола об отказе от заключения контракта. Он также вправе обжаловать решение заказчика.

    Денежные средства, которые победитель аукциона перечислил заказчику в качестве обеспечения контракта, следует вернуть. Ведь контракт стороны не заключили, а значит, обязательства, которые обеспечиваются этими денежными средствами, так и не наступили.

    На то, чтобы возвратить деньги поставщику, у заказчика есть максимум 5 рабочих дней. Отсчет начинается с даты отказа от заключения контракта. Если заказчик этого не сделает, то нарушит статью 1102 Гражданского кодекса и получит необоснованное обогащение.

    Законодательство не устанавливает определенной формы для протокола об отказе от заключения контракта. Это значит, что заказчик может составить этот документ по своему усмотрению. Однако важно, чтобы в нем присутствовали такие данные:

    • сведения о поставщике, с которым должен был быть заключен контракт (наименование, адрес и другая информация);
    • основание для отказа от подписания контракта;
    • наименования документов (с указанием их реквизитов), которые подтверждают это основание;
    • дату и место составления протокола.

    Составить протокол может контрактный управляющий или иное лицо, на которого возложена функция осуществления госзакупок. Подписать же его следует руководителю заказчика или иному уполномоченному лицу. После составления протокол размещается в ЕИС и направляется поставщику, от заключения контракта с которым заказчик отказался.

    У победителя одновременно сломался компьютер и перестала работать электронная подпись.

    Чем поставщик доказал добросовестность

    1. Победитель закупки обращался в сервисный центр — это подтверждает акт выполненных работ. Но неполадку устранили после того, как закончился срок для подписания контракта.
    2. Обращался в удостоверяющий центр за новой подписью, но также не успел получить ее в срок.
    3. Запрашивал у заказчика информацию, которая была нужна для исполнения контракта.

    ФАС признала, что намерений уклониться у поставщика не было.

    Документ: Решение Хабаровского УФАС России от 26.08.2020 по делу № 7-3/382.

    Победитель электронного аукциона из-за поломки ЭП не смог подписать контракт на поставку техники и предоставить обеспечение в срок. ФАС посчитала, что это неуважительная причина: победитель мог в течении суток получить новую ЭП. Суд первой инстанции оставил решение в силе, но апелляционный суд встал на сторону поставщика.

    Чем поставщик доказал добросовестность

    Среди прочего победитель представил:

    1. Документы, которые подтверждают покупку товара для дальнейшей поставки по контракту. Это доказывает, что он планировал выполнять контракт.
    2. Переписку с производителем товара, в которой согласовывал возможность и сроки установки оборудования по контракту.
    3. Приказ о том, что был в служебной командировке, из-за чего не мог оперативно заменить ЭП.
    4. Акт обследования, где указано, что ЭП не работает и ее необходимо заменить в удостоверяющем центре.

    Апелляция посчитала, что победитель предпринял действия для исполнения контракта и намерений уклониться от его заключения не было. Включать в РНП в этом случае нельзя.

    Документ: Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 по делу № А70-2014/2020

    Победитель не смог подписать контракт, так как в последний отведенный для этого день в офисе не было электричества. Московское Управление ФАС включило уклониста в РНП, но он успешно оспорил это решение в суде.

    Чем поставщик доказал добросовестность

    1. Перечислил обеспечение исполнения контракта.
    2. Предупредил заказчика о том, что не может подписать контракт из-за отсутствия электричества и готов подписать контракт в любой день.

    Суды сочли победителя добросовестными, а наказание несоразмерным.

    Документ: Постановление АС Московского округа от 22.07.2020 по делу № А40-143728/2019.

    Заказчик признал победителя уклонистом, ФАС включил того в РНП, но суды с этим решением не согласились.

    Чем поставщик доказал добросовестность

    1. Отправил по требованию заказчика нужную документацию.
    2. Составил протокол разногласий, где просил актуализировать свои реквизиты.
    3. Получил и оплатил банковскую гарантию.

    Кроме того, суд отметил:

    • 44-ФЗ не обязывает победителя проверять гарантию и контролировать размещение в реестре.
    • Банковская гарантия содержала все необходимые данные. То, что ее не было в реестре, не означает, что победитель не хотел заключать контракт.
    • Заказчик видел, что гарантии нет в реестре, но не предложил победителю переоформить документ.
    • Гарантия не попала в реестр по вине банка.

    Включать в РНП оснований нет.

    Документ: Постановление АС Центрального округа от 30.10.2020 по делу N А83-636/2020


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *