Направление на ремонт по ОСАГО 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Направление на ремонт по ОСАГО 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Впервые возможность выполнить ремонт вместо выплаты по ОСАГО появилась в 2017 году. Последующие неоднократные изменения, которые вносились в тест №40-ФЗ, сохраняли подобное положение. При этом производились незначительные корректировки, не носящие принципиально важный характер.

Сказанное в полной мере касается всех ФЗ, которые были приняты в части обязательного автострахования после 2017 года.

Ремонт машины по ОСАГО в 2021 году

Ответ на вынесенный в подзаголовок вопрос зависит от выгоды конкретной страховой компании. Для большей части автостраховщиков ремонт пострадавшей машины сопровождается заметно меньшими расходами, чем выплата денежной компенсации. Тем более – с учетом выстроенных отношений с многочисленными автосервисами, также крайне заинтересованными в сотрудничестве со страховыми компаниями и потому готовыми идти на серьезные преференции по отношению к ним.

Стоит ли удивляться тому, что дилемма: ремонт или выплата по ОСАГО – очень часто решается автостраховщиком в пользу первого варианта. Особенно в том случае, если речь идет об относительно новой машине. Напротив, для старого автомобиля выплата вместо ремонта по ОСАГО нередко оказывается выгоднее для страховой компании.

Аналогичная ситуация возникает, если речь идет о серьезных повреждениях, устранить которые за месяц нереально. В этом случае за каждый день превышения 30-дневного срока с автостраховщика взыскивается неустойка в размере 0,5%. В результате может накопиться весьма серьезная сумма, а потому проще и выгоднее выплатить деньги вместо ремонта по ОСАГО.

Применительно к страхователю выгода каждого из возможных вариантов также определяется индивидуально. Особое значение приобретает профессионализм сотрудников автостраховщика, выбирающих СТО для заключения договора. Это становится еще одним аргументом в пользу того, что к выбору страховой компании для дальнейшего сотрудничества в области ОСАГО следует подходит очень ответственно.

Восстановительный ремонт пострадавшей в ДТП машины в рамках обязательного автострахования производится исключительно в автосервисах, аккредитованных страховой компанией и имеющих соответствующий персонал, оборудование и разрешительную документацию. Страхователю предоставляется возможность выбрать СТО из предложенного автостраховщиком списка. Самостоятельно предложить автосервис для проведения ремонта он не имеет права.

Гарантийные обязательства производителя транспортного средства несколько расширяют возможности страхователя. В этом случае имеет смысл обратиться за ремонтом к официальному дилеру, что наверняка устроит и страховую компанию, если она имеет с ним договор. Такой подход выгоден всем участникам сделки обязательного автострахования. Автовладелец получает качественный ремонт, а страховщик минимизирует расходы на выплату страховой компенсации.

Восстановительный ремонт транспортного средства происходит в течение 30 дней после согласования всех условий и передачи машины в автосервис.

На выполнение работы предоставляется гарантия сроком не менее полугода, а в некоторых случаях – до года.

Деньги или ремонт по ОСАГО — что выбрать?

Далеко не всегда восстановительный ремонт выполняется качественно. В этом случае страхователю не остается ничего иного, как воспользоваться одним из следующих способов защиты собственных прав:

  • направление претензии в адрес страховой компании (но не СТО);
  • подача жалобы в РСА или Центробанк;
  • обращение с исковым заявлением, подкрепленным результатами независимой экспертизы, в судебные органы.

Важным юридическим нюансом выступает возможность подать иск не только об исправлении некачественно выполненных работ, но и по ряду дополнительных оснований. К их числу относится взыскание неустойки, понесенных судебных расходов и компенсации за полученный моральный ущерб.

Действующее законодательство четко регламентирует перечень ситуаций, когда речь идет исключительно о денежной компенсации. В его состав входят:

  • невозможность восстановления авто;
  • летальный исход при ДТП или причинение пострадавшему тяжкого вреда;
  • инвалидность потерпевшего, который нуждается в специальном авто из-за медицинских показаний;
  • превышение величины ущерба размера максимальной выплаты по ОСАГО (400 тыс. руб.);
  • обоюдная вина обоих участников ДТП;
  • наличие соглашения со страховой компанией о необходимости денежной выплаты.

Тогда Ложкина обратилась с иском в суд, ссылаясь на то, что страховая компания не выдала ей в срок направление на ремонт. Она просила взыскать сумму на восстановление иномарки, неустойку, компенсировать моральный вред и судебные расходы — всего почти 630 000 руб.

Чтобы оценить причиненные машине повреждения суд назначил автотехническую экспертизу. Согласно заключению восстановление машины обойдется в 184 300 рублей. Тогда истица уточнила свои требования и за ремонт попросила перечислить на 6 200 руб. меньше, как и «насчитал» судебный эксперт, но оплатить еще и экспертизу (25 000 руб.), то есть всего 648 000 руб.

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

  • Если машина получила в ДТП тотальные повреждения и не подлежит ремонту.
  • Если стоимость ремонта выше лимита выплаты, а потерпевший не хочет доплачивать на СТО.
  • Если страховая компания и водитель добровольно заключили письменное соглашение о денежной выплате.
  • Если все участники ДТП признаны виновными в разной степени.
  • Если потерпевший погиб в ДТП.
  • Если потерпевший получил тяжкий или средней тяжести вред здоровью и в заявлении о возмещении выбрал выплату деньгами.
  • Если потерпевший — инвалид, и он выбрал компенсацию деньгами.
  • Если у страховой компании нет договора ни с одной СТО в местности, где произошло ДТП или проживает водитель.
  • Если невозможно отремонтировать машину на той СТО, которую водитель выбрал при заключении договора о страховании.

Как добиться направления на ремонт к официальному дилеру по ОСАГО после ДТП?

Опубликованная Банком России обновленная “Единая методика определения расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” позволит сделать механизм определения стоимости ремонта по ОСАГО более прозрачным для автовладельцев и будет способствовать снижению количества судебных споров по обязательной “автогражданке”. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

Он отметил, что новая методика во многом переводит на нормативные рельсы те практики, которые были проработаны РСА уже давно и применение которых, как ожидается, повысит качество страховых услуг. Так, при формировании справочника средней стоимости запасных частей, используемого при расчете стоимости ремонта поврежденного автомобиля, РСА предложил использовать цены из интернет-магазинов для формирования региональных коэффициентов – это повысит качество данного справочника и актуальность внесенных в него цен на запасные части.

Согласно обновленной методике, справочники будут актуализироваться раз в три месяца вместо одного раза в полгода. Также уточняется порядок выбора марок транспортных средств, для которых производится расчет цен в справочниках: он будет осуществляться исходя из числа полисов ОСАГО по соответствующим транспортным средствам. Учет представленности марок ТС в регионах будет производиться исходя из числа полисов ОСАГО для данных машин в соответствующем регионе.

Ранее предусматривалось формирование справочников по 13 экономическим регионам, при этом РСА, в строгом соответствии с Единой методикой, проводил исследование цен на запчасти в магазинах во всех 85 субъектах Российской Федерации. Теперь средние стоимости запасных частей и нормочаса ремонтных работ будут формироваться в каждом субъект Российской Федерации.

Также методика регламентирует проведение общественного обсуждения каждой новой версии справочников, в ходе которого на сайте РСА будут опубликованы вновь сформированные средние стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ, а РСА должен будет собрать и обработать замечания и предложения по ним, после чего внести корректировку или сообщить о причине отклонения замечания.

Кроме того, методика уточняет порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели автомобиля, вводит обязательность инструментальной диагностики по дорогостоящим узлам (агрегатам), уточняет порядок использования расчетных систем окраски автомобилей, вводит необходимость идентификации транспортного средства, предоставленного на осмотр. Очень важно, что фотографии поврежденного автомобиля, выполненные при его осмотре, теперь должны быть представлены и в цифровом виде, поэтому больше не будет споров из-за плохо различимых «копий с копии», которые сегодня иногда приходится использовать при рассмотрении жалоб и претензий.

“Мы признательны Банку России за конструктивный диалог при разработке обновленной версии методики. Мы видим, что количество автовладельцев, которые недовольны выплатой по ОСАГО и готовы судиться со страховщиком, неуклонно снижается: так, в 1 квартале 2021 года количество судебных споров по ОСАГО снизилось почти в два раза по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Ключевое новшество обновленной методики, которое всецело поддерживает РСА — публичность и открытость проверки источников цен на запчасти, в том числе — региональных, и широкое общественное обсуждение справочников перед введением их в действие. Это позволит сделать процедуру расчета стоимости ремонта по ОСАГО еще более прозрачной и понятной каждому автовладельцу, а значит — позволит еще уменьшить количество судебных споров”, — сказал Игорь Юргенс.

Для справки:

Расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в рамках ОСАГО по справочникам средней стоимости производится с 1 декабря 2014 года. Справочники включают в себя информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ и подготовлены в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Банком России.

Применение Единой методики является обязательным для страховщиков или их представителей, экспертов-техников, экспертных организаций при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств и судебных экспертов при проведении судебной экспертизы транспортных средств.

Возврат к списку

Автовладелец выбирает станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Выбрать СТО можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка. Перечень СТО с указанием адресов их места нахождения, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.

Важно! При восстановительном ремонте в отличие от денежной выплаты не учитывается износ деталей и агрегатов, а также не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей (если иное не определено соглашением страховой компании и потерпевшего).

Если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то требование о возмещении вреда необходимо предъявлять своему страховщику

Важно! В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника ДТП.

Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:

  • смерть потерпевшего;
  • причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
  • потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
  • полная гибель транспортного средства;
  • стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
  • потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
  • страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
  • наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.

ВС разъяснил сроки возмещения по ОСАГО

По общему правилу после ДТП страховое возмещение по ОСАГО производится в форме восстановительного ремонта автомобиля (эту форму возмещения иногда называют натуральной).

Однако в некоторых ситуациях натуральная форма невозможна и выплата производится только деньгами. К таким случаям относятся:

  • полная гибель автомобиля;
  • смерть потерпевшего;
  • превышение стоимости восстановительного ремонта автомобиля 400 тысяч рублей или 100 тысяч рублей (только для случаев оформления ДТП без участия сотрудников полиции).

В статье рассмотрен только порядок действий для ремонта по ОСАГО в 2021 году, то есть порядок для ситуаций, для которых установлен приоритет возмещения вреда по договору ОСАГО в виде восстановительного ремонта.

Для организации и осуществления ремонта автомобиля по ОСАГО необходимо предпринять следующие шаги:

  • обратиться в страховую компанию с заявлением и документами;
  • пройти независимую техническую экспертизу;
  • получить в страховой компании направление на ремонт автомобиля;
  • передать автомобиль на СТО для ремонта;
  • получить отремонтированный автомобиль.

Более подробную информацию о перечисленных шагах вы найдете в следующих разделах.

Первое, что надо сделать при первой возможности, это уведомить в любой доступной форме свою страховую компанию о наступлении страхового случая. Это полезно, так как представители компании подскажут, что делать дальше.

На втором шаге надо подготовить заявление о страховом возмещении и необходимые документы. Обращаться с заявлением надо свою компанию либо компанию, которая застраховала по ОСАГО виновника ДТП.

В свою компанию надо обращаться только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в результате ДТП вред причинен только автомобилям и/или другому имуществу;
  • ДТП произошло с участием двух автомобилей и более, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.

В остальных случаях заявление о страховом возмещении и необходимые документы направляются страховой компании, которая застраховала гражданскую ответственность виновника ДТП.

В заявлении надо указать:

  • какой вариант проведения восстановительного ремонта является предпочтительным. Имеется в виду либо организация и оплата компанией ремонта автомобиля на СТО из перечня страховой компании, либо оплата стоимости ремонта, организованного потерпевшим самостоятельно на другой СТО, не из перечня страховой. Полезно иметь в виду, что ремонт на другой СТО (не из перечня компании) возможен только при письменном согласии страховой компании;
  • наименование СТО, на которой будет осуществляться ремонт автомобиля.

С перечнем СТО, с которыми страховая компания заключила договоры, можно ознакомиться на официальном сайте компании или в ее офисе.

Обращаем внимание на законодательно установленные и являющиеся актуальными в 2021 году требования к организации ремонта:

  • срок проведения ремонта не должен превышать 30 рабочих дней со дня представления поврежденного автомобиля на СТО или со дня передачи его страховой компании для транспортировки на СТО;
  • максимально допустимое расстояние по дорогам общего пользования от места ДТП или места жительства потерпевшего до СТО не может превышать 50 км (за исключением случая, когда страховая организовала и (или) оплатила транспортировку поврежденного автомобиля до СТО и обратно);
  • ремонт автомобиля, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться на СТО, являющейся официальным сервисным центром данной марки автомобиля.

В связи с этим, если страховая компания заключила договор на организацию ремонта со СТО, которая указанным требованиям не соответствует, то автомобиль может быть направлен на такую СТО только с письменного согласия потерпевшего. При отсутствии согласия потерпевшего или несогласии страховой с предложенной потерпевшим СТО страховая должна будет выплатить денежное возмещение.

В течение пяти рабочих дней с даты передачи в страховую компанию заявления и необходимых документов потерпевший должен представить поврежденный автомобиль для осмотра и (или) независимой технической экспертизы. Целью экспертизы является определение размеров подлежащих возмещению убытков.

Чаще всего независимая техническая экспертиза проводится в случае, если по результатам проведенного осмотра потерпевший и страховая компания не приходят к согласию о размере страхового возмещения.

Страховая компания возмещает вред, причиненный автомобиля, в размере расходов, необходимых для приведения автомобиля в состояние, в котором он находился до наступления страхового случая. Страховая оплачивает расходы СТО, связанные с ремонтом. При этом существует законодательно установленный максимальный размер страхового возмещения.

Кроме того, страховая компания обязана возместить потерпевшему иные расходы, связанные с наступлением страхового случая (эвакуацию автомобиля с места ДТП, хранение автомобиля, стоимость работ по восстановлению дорожного знака, ограждения и т.п.). Для получения такого возмещения потерпевший подает соответствующее заявление.

Направление на ремонт автомобиля либо отказ в страховом возмещении в виде восстановительного ремонта страховая компания должна выдать потерпевшему в течение 20 либо 30 (в случае самостоятельной организации ремонта потерпевшим) календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия заявления и необходимых документов к рассмотрению.

В направлении на ремонт указываются сведения о СТО, на которой будет ремонтироваться автомобиль, срок ремонта, а также указывается размер доплаты за ремонт, которую потерпевший должен внести, если стоимость ремонта превышает установленную максимальную сумму страхового возмещения.

Максимальная страховая сумма, в пределах которой возмещается вред, причиненный автомобилю и другому имуществу потерпевшего, составляет 400 тысяч рублей.

Данный максимум распространяется в том числе на ДТП, оформленные без участия сотрудников ГИБДД, в случае отсутствия разногласий у участников ДТП относительно обстоятельств ДТП и характера и перечня видимых повреждений автомобилей.

В остальных случаях, если ДТП было оформлено без участия сотрудников ГИБДД, страховая возмещает вред, причиненный автомобилю, в пределах 100 тысяч рублей.

После получения от страховой компании направления на ремонт потерпевший представляет автомобиль на СТО в течение срока, указанного в направлении. В случае отсутствия такого срока либо получении уведомления после или накануне истечения срока автомобиль надо представить в разумный срок после получения направления на ремонт. В случае пропуска срока можно вновь обратиться к страховой с заявлением о выдаче нового направления.

СТО обязана произвести ремонт автомобиля в срок, указанный в направлении на ремонт. Этот срок не должен превышать 30 рабочих дней со дня, когда автомобиль передан СТО или страховой компании для транспортировки на СТО. Срок ремонта может быть увеличен по согласованию между потерпевшим и страховой компанией.

Датой окончания ремонта автомобиля считается дата, когда подписан акт приема-передачи отремонтированного автомобиля. Акт составляется в трех экземплярах, один из них предназначен для потерпевшего.

Как только потерпевший получает отремонтированный автомобиль, считается, что страховая компания выполнила свои обязательства по организации и ремонту автомобиля по ОСАГО.


Чтобы по ОСАГО (автогражданке) получить возмещение (компенсацию) путем восстановления поврежденной машины, нужно последовательно выполнить следующие процедуры:

  1. Оформление ДТП. Водитель, который оказался причастным к дорожной аварии, должен выполнить инструкции, регламентированные пунктами 2.5, 2.6, 2.6.1 ПДД. Иначе говоря, ему необходимо остановить автотранспорт, включить аварийный световой сигнал, оказать базовую медпомощь пострадавшим (если нужно), исключить возникновение помех для других транспортных средств (освободить надлежащим образом проезжую часть).
  2. Оформить необходимую документацию в связи с ДТП. Это можно сделать либо по европротоколу, либо путем привлечения сотрудников ГИБДД. Составлением европротокола можно ограничиться, если материальный вред автомашине не превышает 100 000 рублей, погибшие или раненые в ДТП отсутствуют, авария произошла с участием двух транспортных средств (не более), у водителей этих машин имеются полисы автогражданки и отсутствуют разногласия по поводу происшествия (статья 11.1 закона № 40-ФЗ).
  3. Подготовка необходимых бумаг, перечень которых регламентируется пунктами 3.10 и 4.13 Положения ЦБ РФ № 431-П. Так, следует подготовить паспорт гражданина, бланк-извещение о ДТП, надлежащий протокол (как вариант, постановление о привлечении или об отказе в привлечении виновного субъекта к административной ответственности), доверенность представителя гражданина- страхователя (если есть), документация на автомашину (СТС, ПТС), сведения экспертной оценки (если выполнялась независимая экспертиза), документальное подтверждение оплаты эвакуации (если она осуществлялась).
  4. Получатель возмещения (потерпевший) передает собранную документацию, соответствующее заявление, бланк-извещение своему автостраховщику (если у получателя есть право на прямую компенсацию вреда, зафиксированное статьей 14.1 закона № 40-ФЗ) или автостраховщику виновного субъекта (в других ситуациях). Вышеперечисленные бумаги направляются автостраховщику в течение 5 дней (если составлялся европротокол) или на протяжении 3 лет (если авария оформлялась сотрудниками ГИБДД).
  5. Поврежденная машина предоставляется автостраховщику для надлежащего осмотра на протяжении 5 рабочих дней со дня передачи этому автостраховщику всех необходимых бумаг (пункт 10 статьи 12 закона № 40-ФЗ).
  6. Необходимо дождаться итогов независимой экспертизы (оценки) поврежденной машины (если, конечно, данная экспертиза будет осуществляться).
  7. Автостраховщик принимает обоснованное решение по поводу восстановления автомашины (как вариант, уплаты денежной компенсации). Вердикт выносится при соблюдении сроков, установленных пунктом 4.22 Положения ЦБ РФ № 431-П. В самом общем случае данный срок составляет 20 дней. Как вариант, этот срок можно увеличить до 30 дней, если водитель-страхователь сам захотел отремонтировать поврежденную машину на станции техобслуживания, с которой у компании-автостраховщика отсутствует договор (если, конечно, автостраховщик дал свое разрешение).
  8. Поврежденная автомашина передается на СТО для восстановления (конкретная станция указывается в соответствующем направлении).
  9. Машина, отремонтированная (восстановленная) по ОСАГО-полису, передается автовладельцу (пострадавшему). Срок ремонта согласовывается сторонами, однако он не должен быть больше срока, предусмотренного пунктом 6.1 Положения ЦБ РФ № 431-П (максимум 30 рабочих дней). Затягивание ремонта автостраховщиком может стать основанием для истребования с него неустойки (пени), составляющей 0,5% от суммы причитающегося возмещения за каждый день допущенной просрочки (абзац 2 пункта 21 статьи 12 закона № 40-ФЗ).
  10. Если у автомобилиста (потерпевшего) имеются претензии к результатам выполненного ремонта (восстановления), соответствующий спор с компанией-автостраховщиком решается в порядке, четко регламентированном главой 5 Положения ЦБ РФ № 431-П. Заявитель направляет компании-автостраховщику досудебную претензию, рассматриваемую адресатом на протяжении 10 дней. Если данная претензия не рассматривается или отклоняется автостраховщиком, заявитель сможет воспользоваться судебным механизмом разрешения спора.

Направление на ремонт по ОСАГО в 2021 году — правила и сроки


Пунктом 4.17.1 Положения ЦБ РФ № 431-П оговаривается, что потерпевший может рассчитывать на страховое возмещение исключительно через восстановление поврежденного автотранспорта и, соответственно, не вправе требовать денежную компенсацию, если в аварии пострадала легковая автомашина, являющаяся собственностью физлица и имеющая российскую регистрацию. Однако пунктом 16.1 статьи 12 закона № 40-ФЗ предусматриваются определенные исключения. Иными словами, владельцу вышеупомянутой легковой автомашины, пострадавшей в ДТП, по ОСАГО выплачивается денежная компенсация (вместо ремонта) при следующих обстоятельствах:

  1. Автостраховщик и выгодоприобретатель (потерпевший) заключили между собой надлежащее письменное соглашение.
  2. В качестве формы возмещения ущерба выгодоприобретатель (потерпевший) выбрал страховую выплату, руководствуясь абзацем 6 пункта 15.2 статьи 12 или, как вариант, абзацем 2 пункта 3.1 статьи 15 закона № 40-ФЗ.
  3. Стоимость восстановления поврежденной автомашины – минимум 400 000 рублей.
  4. Потерпевший имеет подтвержденный статус инвалида. При этом он сам предпочел денежную компенсацию.
  5. В ДТП здоровью пострадавшего нанесен вред (средний степени, тяжкий). При этом пострадавший сам выбрал денежное возмещение.
  6. Гибель потерпевшего.
  7. Автомашину нельзя восстановить.

Как оговаривается абзацем 1 пункта 11 статьи 12 закона № 40-ФЗ, необходимость в независимой экспертизе поврежденного автотранспорта возникает лишь тогда, когда автостраховщик и потерпевший не могут согласовать список, характер, обстоятельства очевидных повреждений, нанесенных машине вследствие аварии. В других ситуациях не требуется экспертная оценка вреда, причиненного автомашине.

Данная экспертиза может проводиться как автостраховщиком, так и пострадавшим. Однако обязанность по выполнению такой экспертизы в первую очередь возлагается именно на компанию-автостраховщика (пункт 13 статьи 12 закона № 40-ФЗ). Если же страховая организация не провела надлежащий осмотр автомашины или отказалась обеспечить данную экспертизу, пострадавшая сторона вправе самостоятельно её осуществить.


Абзацем 5 пункта 15.2 статьи 12 закона № 40-ФЗ оговаривается, что компания-автостраховщик по ОСАГО направляет машину потерпевшего именно на ту станцию техобслуживания, с которой у неё имеются договорные отношения. При этом компания-страховщик может выбрать любую из таких станций, если договоренности у неё оформлены с несколькими СТО. При этом данные станции должны соответствовать установленным требованиям.

Однако в двух типичных ситуациях физлицо-страхователь вправе самостоятельно выбрать подходящую станцию техобслуживания:

  1. Оформляя ОСАГО, клиент самостоятельно выбрал конкретную станцию из списка, предложенного автостраховщиком.
  2. После аварии пострадавший письменно сообщил автостраховщику о намерении выполнить ремонт на автостанции, с которой, у автостраховщика отсутствует договор, а компания-страховщик одобрила данную просьбу.

Восстановление поврежденного автотранспорта по ОСАГО-полису выполняется следующим образом:

  1. Автостраховщик выдает пострадавшему направление на восстановление поврежденной автомашины по ОСАГО. При этом должен быть выполнен надлежащий расчет ремонта.
  2. Потерпевшее лицо самостоятельно приезжает на станцию техобслуживания, четко указанную в полученном направлении. Как вариант, автотранспорт после ДТП передается автостраховщику для перемещения на СТО (это практикуется, если на поврежденной машине совсем нельзя ездить).
  3. Автомашина, подлежащая ремонту, загоняется в бокс СТО. Специалисту станции предъявляется надлежащее направление от автостраховщика. При этом могут понадобиться и другие бумаги.
  4. Осуществляются все необходимые работы с соблюдением установленных сроков.
  5. Когда работы будут полностью завершены, компания-автостраховщик сообщает пострадавшему о готовности восстановленного автотранспорта.
  6. Автовладелец лично посещает СТО, проверяет выполненную работу.
  7. Если автовладелец удовлетворен итогами восстановления, он подписывает акт передачи-приема, подтверждая отсутствие претензий. Если имеются претензии, данный акт не следует подписывать.

Выплаты по ОСАГО заменили ремонтом. Теперь уже точно

Гарантия на основные детали и узлы составляет 6 месяцев.

Для кузовного ремонта и покраски этот срок равен 12 месяцев.

Несмотря на то, что восстановлением по ОСАГО занимается станция технического обслуживания, претензии по качеству в течение гарантийного срока предъявляют к страховой компании.

За каждый день просрочки оказания услуги (свыше отведенных 30 дней) страховщик оплачивает неустойку в размере 0,5% стоимости страхового возмещения.

При приемке ТС после восстановления обратите внимание на следующие моменты:

  • установлены ли только новые оригинальные запасные части (если вы не договаривались со страховщиком об обратном);
  • качество кузовных работ и окрашивания;
  • комплектность всех узлов;
  • настройка двигательной установки;
  • качество работы ходовой части.

Если в ходе осмотра обнаружены дефекты, их отражают в передаточном акте.

Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:

  1. Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
  2. Определение стоимости предмета иска.
  3. Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
  4. Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
  5. Получение постановления суда и его реализация.

Нередко страховщики применяют уловки для того, чтобы сэкономить на возмещении.

Так, например, водителю, желающему отправиться сразу на СТО, могут предложить подписать соглашение к договору страхования, в котором он соглашается с использованием б\у запасных частей, доплатой собственных средств за восстановление или заключает договор цессии.

Бумаги страховых компаний составляются так хитро, что несведущий человек с трудом поймет их суть. Поэтому подписывать ничего, кроме заявления и извещения о ДТП нельзя.

Цессия – уступка права требования. Суть ее заключается в том, что требование компенсации переходит от страхователя к третьим лицам.

Чаще всего в их роли выступают оценочные бюро или аварийные комиссары, проводившие осмотр, но могут быть и другие субъекты.

Эти посредники либо сами предлагают заключить договор цессии, либо такое предложение исходит от страховщика. Взамен клиенту обещают реанимировать автомобиль.

После заключения соглашения, клиента, скорее всего, будут «кормить завтраками», и срок починки затянется на неопределенное время.

Подвох такого договора заключается в том, что страховая организация самоустраняется от отношений со страхователем.

Фактически данному автовладельцу страховщик больше ничего не должен. Организация не будет платить пострадавшему страховку, не направит его авто на ремонт и не будет контролировать ход его проведения.

В дальнейшем водителю придется судиться уже не со страховой компанией, а с посредниками, получившими возможность требования.

Возмещение по ОСАГО — как не попасть «на деньги»

Направляя автомобиль на ремонт по ОСАГО помните:

  • хотя восстановление авто на СТО является приоритетным, по согласованию с СК не исключена возможность получения денежной компенсации;
  • максимальный срок выдачи направления составляет 20 дней с момента обращения;
  • срок восстановления автомобиля не должен превышать 30 дней;
  • без вашего согласия при ремонте не должны использоваться б/у или неоригинальные запчасти;
  • автомобили младше 2-х лет направляются на СТО официального дилера;
  • гарантия на детали и узлы составляет 6 месяцев, на покраску 12.
  • претензии по ремонту предъявляются страховой компании, а не автосервису;
  • жаловаться на СК можно в Федеральную службу страхового надзора, Центральный банк и Союз автостраховщиков;
  • после проведения досудебного урегулирования для получения компенсации, пени и неустойки обратитесь в суд.

Итак, если произошла авария, то вся процедура регистрации состоит из нескольких этапов:

  • собираются необходимые бумаги для подачи заявления;
  • собственник авто обращается к страховщику лично, либо направляет представителя с оформленной доверенностью;
  • страховая компания анализирует поступившие документы, эксперт осматривает машину, делаются расчеты стоимости ремонта, принимается решение о выплате наличных, или о выдаче направления;
  • если страховщик принимает решение об отправке поврежденного авто на ремонт, то объект передается на восстановление только в тот сервис, который утвержден в письменной форме;
  • после проведения ремонта гражданин осматривает машину, составляется акт, если все устраивает, что документ о приемке нужно подписать.

Если с момента выпуска автомобиля прошло не более двух лет, то восстановительные работы могут проводиться только в сервисах официальных дилеров.

В случаях, когда страховая компания не может предоставить услуги такого СТО, хозяин машины вправе потребовать выплаты денежной компенсации, а не проведение ремонта.

В перечень необходимых документов, которые должен подготовить собственник авто входят:

  • заявление о возмещении страховки по ОСАГО;
  • заполненное извещение о ДТП;
  • паспорт на автомобиль;
  • СТС;
  • полис ОСАГО;
  • иные документы об аварии.

Если обращается представитель собственника, то помимо паспорта он должен предъявить доверенность, где указаны его полномочия.

Как таковых правил передачи автомобиля на ремонт не предусмотрено. Однако, чтобы избежать непредвиденных обстоятельств, лучше придерживаться следующего алгоритма:

  • получить у страховщика направление для проведения работ в рамках полиса ОСАГО;
  • самостоятельно прибыть на станцию обслуживания либо доставить автомобиль на погрузчике, если он не на ходу;
  • передать сотруднику СТО направление и иные документы, выданные страховщиком для проведения ремонта;
  • загнать машину в бокс для восстановления;
  • ожидать уведомления от сервисного центра о готовности выполненных работ, т.к. они обязаны сообщить, что автомобиль готов к выдаче;
  • приехать в техцентр, осмотреть результаты ремонта;
  • подписать акт сдачи-приемки оказанных услуг, если качество устраивает (в тех случаях, когда есть претензии к выполненным работам, то акт лучше не подписывать);

Страховщик должен предложить ремонт в мастерских, которые расположены не далее 50 км. от места жительства владельца авто, либо от места аварии.

Если страховая компания выдаст направление с нарушением сроков, регламентированных законодательством, то она несет за это ответственность в соответствии с законом об ОАГО. В ст. 12 установлен размер неустойки – 1% от суммы ущерба.

В тех случаях, когда допущена просрочка по выполнению работ, то автовладелец также может претендовать на получение неустойки. Она составляет 0,5% за каждый день просрочки.

Автоматически начисление неустойки не происходит, поэтому гражданину нужно подать отдельное требование о ее выплате. В претензии указывается размер санкции, ее подробный расчет, требование о выплате. Кроме того необходимо указать реквизиты банковского счета для перечисления денег, либо попросить выплатить наличные.

Заявление подается в страховую компанию, а не в сервисный центр, т.к. именно страховщик несет ответственность за взаимодействие и проведение ремонта. Если же компания не реагирует на обращение или отказывается выплатить штрафную санкцию, то придется обращаться в суд. Здесь помимо неустойки заявитель может потребовать и взыскания штрафа. В некоторых случаях он может достигать 50% от суммы невыплаченного ущерба.

Помимо этого, гражданин через суд может взыскать со страховщика дополнительные расходы, потраченные на отправку почтой, на проведение независимой экспертизы, на услуги юриста и т.д.

В идеале, когда принимался закон, планировалось, что все частники будут в выигрыше. А именно, собственник авто получит отремонтированную машину в рабочем состоянии, испорченные детали заменят новыми. А страховщик самостоятельно подберет СТО для проведения работ, тем самым будет уверен, что стоимость работ не завышена.

В действительности стороны автострахования столкнулись с множеством проблем:

  • мастерские часто используют детали, бывшие в употреблении, пытаясь сэкономить на ремонте;
  • сервизы затягивают сроки проведения работ, часто они длятся несколько месяцев;
  • центры не хотят работать себе в убыток, поэтому не всегда соглашаются проводить ремонт в пределах той суммы, которую выделяет страховая компания;
  • СТО и страховщик несут дополнительные расходы на уплату неустойки и штрафов;
  • собственнику приходится тратить личное время, чтобы добиться справедливости и защитить свои права: обращаться с письменными претензиями к страховщику, надзорным органам, а также с исковым заявлением в суд.

Лучшим вариантом будет получить денежную компенсацию и выбрать сервисный центр, которому доверяет собственник. Поэтому, прежде чем соглашаться на проведение ремонта, нужно проверить, вдруг полагается денежная выплата. Переписку со страховщиком лучше сохранять, в случае спорных вопросов она станет доказательством, что собственник пытался урегулировать ситуацию в досудебном порядке.

Направление на ремонт по ОСАГО: в каких случаях это незаконно

До 2017 года страховщики возмещали ущерб двумя способами. Первый – непосредственно оплатив сумму, которую назвали эксперты оценщики в ходе осмотра повреждений транспортного средства. Второй вариант – денежные средства направлялись непосредственно на СТО, где за эти средства осуществлялся ремонт. Воитель был вправе отказаться от услуг ремонта и получить деньги на руки.

Этой уязвимостью часто пользовались некоторые мошенники. Юристы активно брались за подобные дела, получая процент с выплаты по ОСАГО, часто увеличивая ее сумму. Создавались осознанно аварии, для получения компенсации подобным способом. Новые поправки ликвидировали это упущения.

Граждане Российской Федерации с легковым автомобилем, зарегистрированным в РФ, теперь обязаны проходить ремонт на СТО, который предлагает страховая компания. Те водители, которые не входят в эту категорию, по-прежнему имеют возможность получить компенсацию наличными.

Страховщики всегда нацелены на минимизацию своих расходов, поэтому прибегают к различным уловкам на этапе оформления направления. Выражается это в необходимости «подписать дополнительные документы». Водители должны оставлять свои подписи только на двух бумагах: извещение о ДТП и заявление в страховую. Последнее пишется в свободной форме, поэтому рекомендуем сделать его дома самостоятельно. Если страховщик дает собственный бланк заявления, внимательно читайте каждую строку. Чаще всего водителей пытаются подловить на описанных согласиях:

  • На дополнительную оплату, если денежных средств от СК не хватает. Параллельно выплата занижается страховщиками.
  • На выбор любой мастерской из списка, хотя в этом пункте есть ограничение.
  • На использование подержанных запчастей.

В худшем случае вам подсунут договор цессии. Эта бумага перепродает права на требование возмещения в автомастерскую, в ходе чего вам выполнят ремонт в порядке оказания обычной услуги. Естественно, оспаривать качество работ или пренебрежение сроками уже не получится. Если вашему автомобилю меньше 2 лет, то все ремонтные работы должен проводить дилерский центр. Соответственно, страховщику нельзя выбирать стороннее СТО для ремонта машины на гарантии.

Задача водителя – не подписывать ничего лишнего, не писать согласий в каких-либо полях, при этом внимательно читать всю документацию. Это исключит шанс мошенничества со стороны страховой компании.

В направлении, как правило, указывается число дней, за которые вы обязаны приехать в сервисный центр и передать автомобиль на ремонт. Обычно это 5-21 дней, но законодательно период никак не регулируется. Не стоит паниковать, если вы просрочили этот срок. Водитель может обратиться в страховую компанию для получения нового действительного направления. Отказать держателям полиса сотрудники СК не имеют права, это становится прямым нарушением законодательства, когда страховщик отказывается от возмещения повреждений.

Если никаких сроков не прописано, не затягивайте с делом и постарайтесь обратиться в СТО в рамках одной недели. Например, термин «разумный срок» описан в ГК РФ и равняется 7 дням. Конечно, к этому вопросу применять его недопустимо.

Аналогично законодательно закрепленному сроку на рассмотрение заявления описан и срок на восстановление автомобиля в СТО. Он составляет 30 рабочих дней. Часто водителям задерживают машину по причине очереди, нехватки запчастей или занятости механиков. Подчеркнем, что вас это волновать не должно. Страховая при выборе мастерской для ремонта должна учесть все трудности и нагрузку, чтобы СТО справилась с поставленной задачей за отведенные 30 дней. Ваша задача – убедиться, что СТО приняло машину на ремонт, иметь подтверждение этому и считать 30 дней.

Распространенная ситуация, когда в мастерской требуют от водителя дополнительные средства из-за нехватки страховой суммы или предлагают в такой ситуации поставить подержанные детали. Согласно действующему закону по ОСАГО, страховая должна полностью устранить повреждения, полученные вследствие ДТП без каких-либо доплат со стороны пострадавшего. Очень важно, что при способе с направлением машины на ремонт износ ТС не учитывается, как это делается при возмещении деньгами.

Нехватка средств – это сугубо проблема сотрудников страховой. Вы можете записать на видео отказ в мастерской с обоснованием причины, после чего направиться к страховщику с этим материалом. В интересах страховщика оперативно найти новую СТО, при этом срок в 30 дней на паузу поставлен не будет.

Реформа ОСАГО: когда ремонт, а когда деньги

Столкнуться с «подводными камнями» водители могут и в мастерской. Сюда относится:

  • Подписание дополнительных соглашений. Согласно действующему законодательству, для обращения на СТО вам необходимо только направление. Любые другие документы подписывать не нужно. В большинстве случаев они ставят водителей в невыгодное положение.
  • Дополнительный осмотр. В СТО могут его запросить для увеличения суммы по страховой, оценщики вполне могли пропустить какие-либо скрытые повреждения. Можете дать согласие, если это не увеличивает срок в 30 дней.
  • Оформление сметы. Не подписывайте, поскольку это не ваши заботы и проблемы. Главное – получить восстановленный авто в течение выделенных 30 дней.

Любая дополнительная документация в автосервисе – это способ поставить вас в невыгодные условия. Помните, что кузовные работы получают гарантию на 12 месяцев, а на все остальные ремонтные работы предоставляется гарантия на половину года.

Если страхования компания или СТО нарушили обозначенные периоды, водители могут требовать не только компенсацию, но и пеню за неустойку. Она начисляется с учетом страховой суммы и количества дней, которые были просрочены. При расчете неустойки по ремонту используется ставка в 0,5%. Для получения неустойки водителям необходимо составить претензионную бумагу в CK. Если страховщик не возместил средства в период 10 дней, то следует составлять иск в суд и готовить документы. В судебном разбирательстве можно добиваться не только неустойки. Разрешается требовать расходы на судебные издержки.

Для физических лиц существует ограничение по пени. Оно не может превышать сумму, выделенную на ремонт автомобиля. Если страховая оценила работы в 250 тысяч рублей, то независимо от количества дней просрочки максимальная выплата по пене будет достигать аналогично 250 тысяч. Есть дополнительный повод обратиться в суд – штраф за несоблюдение сроков. Истцы могут получить средства в объеме 50% от невыплаченного ущерба. Естественно, в таких ситуациях лучше воспользоваться поддержкой опытных юристов, которые помогут в полной мере компенсировать все затраты на дело.

Получить выплату по ОСАГО вместо восстановления автомобиля после аварии возможно, если соблюдены несколько условий. Их мы озвучим чуть позже. Однако такая выплата не позволяет полностью покрыть расходы на восстановление автомобиля после аварии.

Всё началось с введения единой методики расчёта ущерба. До внедрения этой методики сумма рассчитывалась на основе цен региона, в котором произошла авария.

Сотрудник страховой компании, производивший расчёт, звонил в магазин и выяснял, сколько стоят те или иные детали. Суммировал необходимые позиции, из чего формировалось понимание о размере выплаты за восстановление пострадавшего авто.

В 2021 году Центральный Банк ввёл единую методику расчёта суммы страховой выплаты. И сейчас цены берутся не из магазина, а из справочника. Данный справочник разработан Российским союзом автостраховщиков. Стоимость в нём запасных частей серьёзно занижена.

Например, если ваш бампер стоит 30 000 рублей, то в справочнике его цена будет 15 000 рублей. Практика показывает, что занижение стоимости в справочнике Российского союза автостраховщиков в среднем составляет 50% от стоимости новой детали.

Причина такого занижения состоит в износе автомобиля. Поскольку запчасть, бывшая в употреблении, не может иметь стоимость, равную новой, и оплачиваться в 100% объёме.

Выходит, что автолюбитель не может получить компенсацию в том размере, в котором она ему нужна. И это законно. Как же быть? Допустим, вы пострадали в аварии. И суммы, возмещённой страховой компанией, не достаточно для ремонта вашего автомобиля. Разницу между возмещённой и реальной суммой по закону должен будет вернуть виновник происшествия.

Перечислим несколько условий, при которых возможно получить денежную компенсацию вместо ремонта:

  • Автомобиль уже не подлежит восстановлению – произошла полная гибель транспортного средства. Либо нанесённый ущерб превышает 400 000 рублей;
  • В аварии пострадали люди (нанесён вред здоровью или жизни);
  • Пострадавший в аварии является инвалидом I или II группы. В этом случае пострадавший имеет право выбрать: получить денежную выплату или ремонт автомобиля.

Расскажем о важных правилах, которые помогут без проблем получить компенсацию:

Фиксируйте все обстоятельства произошедшего и соблюдайте правила поведения после аварийной ситуации. Забудьте об эмоциях и скрупулёзно соберите все детали происшествия, снимите всё на телефон.

Составьте европротокол в случае, когда оба участника ДТП согласны с тем, кто виноват в аварии, и сумма ущерба не превышает 400 000 рублей. Либо, если европротокол вам не подходит, вызовите ГИБДД.

Прежде, чем обратиться в страховую компанию, проверьте, все ли документы, необходимые для страховой выплаты по ОСАГО, у вас есть. К таким документам относятся:

  • Документы, фиксирующие объёмы и характер повреждения автомобиля;
  • Медицинские документы, если в аварии пострадали люди. Обязательно собирайте все выписки, назначения, чеки на лечение. Важно сохранить документы, связанные с затратами как на лечение, и в период восстановления.

Откажитесь от самодеятельности. Например, не ремонтируйте автомобиль самостоятельно. Иначе ни о каком возмещении или ремонте по страховому полису не может идти и речи.

Важно как можно скорее посетить страховую компанию виновника аварии. Сделать это нужно не позднее 5-ти дней с момента регистрации вашего ДТП. Если срок упущен, вы рискуете остаться без возмещения ущерба.

Размер выплаты по страховому полису ОСАГО в 2021 году

Законодательство в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности указывает нам следующий размер максимальной страховой выплаты:

  • 500 000 рублей – за здоровье и жизнь пострадавших в автокатастрофе;
  • 400 000 рублей – за причинение вреда имуществу.

Безусловно, суммы серьёзные. Однако это наибольший размер выплат. Каждая авария рассматривается страховщиками индивидуально. И при расчёте страховой премии учитывается в первую очередь износ автомобиля. Второстепенными факторами являются цена транспортного средства и нанесённые повреждения.

Российский союз страховщиков сообщает о типичном размере страховой премии для автомобилей физических лиц с января по март 2021 года. Сумма равна 5 474 рублям. Данная сумма держится на уровне аналогичного отчётного периода 2020 года. И рост цен на автомобильные запасные части на неё не влияет.

В Москве и Северной столице России, по сообщению РСА, средний размер страховой выплаты по ОСАГО снизился на 5%. Сейчас такая премия равняется 7 855 рублям и 7 359 рублям соответственно.

Выплаченной суммой не всегда получается покрыть сумму на ремонт. Вместо привычной компенсации владелец может получить отремонтированную машину. В дополнение к федеральному закону №8. Все владельцы, застрахованные после 28 апреля 2017 года, отправляются на станцию технического обслуживания.

Для ремонта машины по ОСАГО после аварии пострадавший автовладелец обращается в страховую компанию виновника. А страховщик направляет потерпевшего на ремонт в тот техцентр, с которым у компании заключён договор.

Техцентр ремонтирует пострадавший автомобиль в течение 30-ти дней. СТО даже дают гарантию качества на свои работы, действующую в течение года.

Для автовладельцев, желающих скорее устранить причинённый автомобилю ущерб, подобные условия могут быть, безусловно, выгодны.

Как получить направление на ремонт по ОСАГО

Процедура обращения за возмещением ущерба стандартна. Автовладелец, попавший в аварию, должен позвонить страховщику, в которой он приобрёл ОСАГО. А страховщик в свою очередь обязан выдать ему направление на ремонт.

Первичный осмотр автомобиля проводится в страховой компании. Далее вместе с представителем страховщика необходимо приехать в автосервис. Здесь автомобиль вновь осматривают, выявляют скрытые дефекты и приступают к ремонту.

Закон об ОСАГО предусматривает преимущественный способ возмещения вреда путём направления на ремонт в ту СТО, с которой у страховщика заключён договор. Подавляющее большинство водителей интересуется тем, как получить деньги.

На что указывает закон? Выплата деньгами производится в 3х, уже перечисленных нами случаях. Средства можно получить лишь в этих ситуациях при согласовании такой замены со страховой компанией.

Однако существуют варианты, когда компенсацию получить всё же возможно:

  1. Договориться, чтобы автосервис самостоятельно отказался от проведения работ;
  2. Указать на затянутые сроки проведения работ (если машину ремонтируют более 30-ти дней).

В этих случаях вы можете написать заявление на замену ремонта автомобиля денежной компенсацией.

После обращения в страховую компанию и проведения независимой экспертизы автолюбитель имеет право выбрать один из предлагаемых для проведения ремонта сервисов. Как правило, доступны следующие варианты:

  • автосервис, принадлежащий страховой компании;
  • дилерский центр производителя;
  • сторонняя станция обслуживания;
  • мастерская, предложенная самим клиентом.

Первый вариант — не всегда самый плохой: страховщик имеет возможность не только проконтролировать порядок проведения работ, но и напрямую влиять на исполнителя. Второй подходит для легковушек возрастом до двух лет; третий — для всех автомобилей.

Направление в «свой» сервис придётся согласовывать с компанией, однако проблем в этом случае возникает не так много, как кажется неподготовленным автовладельцам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *