Особенности расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Приказов Минтруда РФ от 20.02.2014 N 103н, от 14.11.2016 N 640н)

В соответствии со статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. I, ст. 3) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 36, ст. 3497) Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить:

формы документов (формы 1 — 9), необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, согласно приложению N 1;

Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях согласно приложению N 2.

2. Ввести в действие настоящее Постановление с 1 января 2003 года.

Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
А.П.ПОЧИНОК

(в ред. Приказа Минтруда РФ от 20.02.2014 N 103н)

Журнал регистрации несчастных случаев на производстве подлежит хранению в организации в течение 45 лет.

1. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве».

Настоящее Положение устанавливает с учетом статей 227 — 231 Кодекса и особенностей отдельных отраслей и организаций обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей — физических лиц с различными категориями работников (граждан).

2. Действие настоящего Положения распространяется на:

а) работодателей — физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками;

б) уполномоченных работодателем лиц в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (далее — представители работодателя);

в) физических лиц, осуществляющих руководство организацией, в том числе выполняющих функции ее единоличного исполнительного органа, на основании трудового договора, заключенного по результатам проведенного конкурса, избрания или назначения на должность либо другой установленной в соответствии с законодательством или учредительными документами этой организации процедуры (далее — руководители организации);

г) физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем в соответствии и на условиях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (далее — работники), включая:

— работников, выполняющих работу на условиях трудового договора (в том числе заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ), в том числе в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет (надомники);

— студентов и учащихся образовательных учреждений соответствующего уровня, проходящих производственную практику в организациях (у работодателя — физического лица);

— лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых в установленном порядке к труду в организациях (у работодателя — физического лица);

д) других лиц, участвующих с ведома работодателя (его представителя) в его производственной деятельности своим личным трудом, правоотношения которых не предполагают заключения трудовых договоров (далее — другие лица, участвующие в производственной деятельности работодателя), в том числе:

— военнослужащих, студентов и учащихся образовательных учреждений соответствующего уровня, направленных в организации для выполнения строительных, сельскохозяйственных и иных работ, не связанных с несением воинской службы либо учебным процессом;

— членов семей работодателей — физических лиц (глав крестьянских фермерских хозяйств), членов кооперативов, участников хозяйственных товариществ или иных обществ, работающих у них (в них) на собственный счет;

— членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций, конкурсных и внешних управляющих;

— граждан, привлекаемых по решению компетентного органа власти к выполнению общественно — полезных работ либо мероприятий гражданского характера;

— работников сторонних организаций, направленных по договоренности между работодателями в целях оказания практической помощи по вопросам организации производства;

— лиц, проходящих научно — педагогическую и научную подготовку в системе послевузовского профессионального образования (аспиранты и докторанты);

— работников, проходящих переобучение без отрыва от работы на основе заключенного с работодателем ученического договора;

— психически больных, получающих лечение в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, привлекаемых к труду в порядке трудотерапии в соответствии с медицинскими рекомендациями.

8. Расследование несчастных случаев, указанных в п. 3 настоящего Положения, проводится комиссиями по расследованию несчастных случаев (далее — комиссия), образуемыми и формируемыми в соответствии с положениями статьи 229 Кодекса и требованиями настоящего Положения, в зависимости от обстоятельств происшествия, количества пострадавших и характера полученных ими повреждений здоровья. Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов.

9. Расследование несчастных случаев (в том числе групповых), происшедших в организации или у работодателя — физического лица, в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких, проводится комиссиями, образуемыми работодателем (его полномочным представителем) в соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 229 Кодекса, с учетом требований, установленных настоящим Положением. Лица, осуществляющие (осуществлявшие) непосредственный контроль за работой пострадавшего, в состав комиссии не включаются.

Расследование указанных несчастных случаев, происшедших на находящихся в плавании рыбопромысловых или иных морских, речных и других судах, независимо от их отраслевой принадлежности проводится комиссиями, формируемыми из представителей командного состава, представителя судовой профсоюзной организации, а при ее отсутствии — представителя судовой команды. Комиссию возглавляет капитан судна. Состав комиссии утверждается приказом капитана судна.

10. Несчастные случаи, происшедшие с лицами, направленными в установленном порядке для выполнения работ к другому работодателю и работавшими там под его руководством и контролем (под руководством и контролем его представителей), расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем (его представителем). В состав комиссии включается полномочный представитель организации или работодателя — физического лица, направивших упомянутых лиц. Неприбытие или несвоевременное их прибытие не является основанием для изменения сроков расследования.

Несчастные случаи, происшедшие на территории организации с работниками сторонних организаций и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или задания направившего их работодателя (его представителя), расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем (его представителем). При необходимости в состав комиссии могут включаться представители организации, за которой закреплена данная территория на правах владения или аренды.

Несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, выполнявшими работу по заданию работодателя (его представителя) на выделенном в установленном порядке участке сторонней организации, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем (его представителем), производящим работу, с обязательным участием представителя организации, на территории которой производилась эта работа.

11. Несчастные случаи, происшедшие с работниками при выполнении работы по совместительству, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем (его представителем), у которого фактически производилась работа по совместительству. В этом случае комиссия, проводившая расследование, информирует о результатах расследования и сделанных выводах работодателя (его представителя) по месту основной работы пострадавшего.

12. Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений соответствующего уровня, проходящими в организациях производственную практику или выполняющими работу под руководством и контролем работодателя (его представителя), проводится комиссиями, формируемыми и возглавляемыми этим работодателем (его представителем). В состав комиссии включаются представители образовательного учреждения.

Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений, проходящими производственную практику на выделенном для этих целей участках организации и выполняющими работу под руководством и контролем полномочных представителей образовательного учреждения, проводится комиссиями, формируемыми руководителями образовательных учреждений. В состав комиссии включаются представители организации .

Расследование и учет несчастных случаев, происшедших со студентами образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащимися образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования во время учебно — воспитательного процесса в указанных образовательных учреждениях, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами образования, по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

36. По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего (по несчастным случаям со смертельным исходом — в течение месяца по завершении расследования) работодатель (его представитель) направляет в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях — в соответствующий территориальный орган федерального надзора, сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме 8, предусмотренной приложением N 1 к настоящему Постановлению. О страховых случаях указанное сообщение направляется также в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).

37. О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (их представитель) в течение суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующие государственные инспекции труда, профсоюзные органы и территориальные органы федерального надзора (если несчастные случаи произошли в организациях (на объектах), подконтрольных территориальным органам федерального надзора), а о страховых случаях — в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).

38. Если при осуществлении надзорно — контрольной деятельности государственным инспектором труда установлено, что утвержденный работодателем (его представителем) акт формы Н-1 (Н-1ПС) составлен с нарушениями установленного порядка или не соответствует обстоятельствам и материалам расследования несчастного случая, государственный инспектор труда вправе обязать работодателя (его представителя) внести в него необходимые изменения и дополнения.

В необходимых случаях государственным инспектором труда проводится дополнительное расследование несчастного случая (при необходимости, с участием пострадавшего или его доверенного лица, профсоюзного инспектора труда, должностных лиц иных органов государственного надзора и контроля, представителей страховщика). По результатам проведенного дополнительного расследования государственный инспектор труда оформляет акт о расследовании несчастного случая установленной формы и выдает соответствующее предписание, которое является обязательным для исполнения работодателем (его представителем). При этом прежний акт формы Н-1 (Н-1ПС) признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

39. Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием представителя профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа данной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение несчастных случаев на производстве.

Результаты расследования групповых несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, происшедших в организациях железнодорожного транспорта, рассматриваются также руководителями соответствующих отраслевых органов управления с участием представителей соответствующих территориальных объединений отраслевого профсоюза.

40. В случае ликвидации в соответствии с действующим законодательством организации или прекращения работодателем — физическим лицом предпринимательской деятельности до истечения установленного срока хранения актов о происшедших несчастных случаях на производстве оригиналы указанных актов подлежат передаче на хранение в установленном порядке правопреемнику, а при его отсутствии — соответствующему государственному органу, осуществляющему данные функции, с последующим информированием об этом государственной инспекции труда.

41. В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за своевременное и надлежащее расследование, оформление, регистрацию и учет несчастных случаев на производстве, а также реализацию мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве возлагается на работодателя (его представителя).

Члены комиссий (включая их председателей), проводящие в установленном порядке расследование несчастных случаев, несут персональную ответственность за соблюдение установленных сроков расследования, надлежащее исполнение обязанностей, указанных в п. 21 настоящего Положения, а также объективность выводов и решений, принятых ими по результатам проведенных расследований несчастных случаев.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

1. Основные определения

ФЗ №125 от 24.06.1998 г. называет несчастным случаем на производстве событие, приведшее к ухудшению состояния здоровья застрахованного и:

— утрате работоспособности (частично либо полностью, временно либо постоянно);
— возникновению необходимости выполнять работу по другой профессии или специальности (временно либо постоянно);
либо к смерти.

Травмы, связанные с производством, это травмы произошедшие:

— при выполнении пострадавшим производственного задания на предприятии, в организации либо за пределами ее территории;
— во время пребывания в транспорте организации-страхователя (например, по дороге на работу, домой).

В этом Законе речь идет только о застрахованных в Фонде работниках. Однако установленный ТК РФ порядок расследования несчастных случаев на производстве распространяется на всех лиц, работающих по распоряжениям либо приказам работодателей, независимо от наличия страхования.


Как определить, кто виноват в несчастном случае?

Получив информацию о травме, специалист по ОТ должен:

— убедиться, что пострадавший получил первую помощь, транспортирован в больницу;
— убедиться, что место НС сохранено в первоначальном виде (если это возможно). В противном случае должны быть сделаны фотографии, эскиз либо проведена видеосъемка;
— убедиться, что информация о происшедшем передана в соответствующие организации, либо организовать ее передачу;
— подготовить проект приказа о назначении комиссии для расследования НС;
— организовать предоставление затребованных материалов по ОТ;
— проконтролировать реализацию рекомендованных комиссией мероприятий;
— убедиться, что в нужные организации передано сообщение о последствиях НС.

Профессиональное заболевание (ПЗ) возникает из-за влияния на работника минимум 1 вредного фактора (ВФ) производства, обусловливает временную либо постоянную потерю трудоспособности или смерть. Согласно ФЗ №125, острое ПЗ возникает в результате 1-кратного воздействия ВФ, хроническое – в результате его постоянного влияния.

Порядок расследования профессиональных заболеваний устанавливает постановление Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967.

1. Пострадавший обращается в учреждение здравоохранения, где ему устанавливают предварительный диагноз. Это учреждение заказывает в центре госсанэпиднадзора характеристику условий труда заболевшего и направляет его в центр профпатологии, где после полного обследования ему устанавливается заключительный диагноз. Об этом центр профпатологии информирует работодателя в течение 3 дней.

2. Получив извещение о заключительном диагнозе, работодатель в течение 10 дней организует комиссию по расследованию причин профзаболевания. В ее состав входят: главврач центра госсанэпиднадзора (председатель), представители службы ОТ, работодателя, учреждения здравоохранения, профсоюза, другие требуемые специалисты.

3. Комиссия:

— рассматривает переданную центром профпатологии и службой ОТ документацию;
— выявляет причины наступления ПЗ;
— устанавливает лиц, которые нарушили требования санитарно-эпидемиологических правил, и др.;
— разрабатывает рекомендации по предотвращению аналогичных ПЗ;
— формирует акт в 5 экз.

4. После акта работодатель в течение 1 месяца издает приказ о внедрении рекомендованных комиссией мероприятий.

Данный порядок расследования профессиональных заболеваний актуален для застрахованных и незастрахованных в Фонде работников.

  • Кому подчиняется служба охраны труда в организации?
  • Порядок расследования несчастных случаев на производстве
  • Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
  • Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
  • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
  • Обучение «Техносферная безопасность»
  • «Техносферная безопасность» что это за специальность
  • Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
  • Программы обучения по охране труда по профессиям
  • Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
  • Приказ 559н требования к квалификации
  • ЕТКС «Специалист по охране труда»
  • Постановление 1/29
  • ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
  • Выбираем учебный центр по охране труда
  • БГТУ им Шухова дистанционное обучение
  • Дистанционное обучение по охране труда

Расследование несчастных случаев на производстве

  • приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
  • акт о несчастном случае на производстве по установленной форме (согласно Приложению № 1 Постановления Минтруда России от 24.10.2002 N 73);
  • протокол осмотра места происшествия, а при необходимости фото- и видеоматериалы, планы, эскизы, схемы;
  • документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
  • выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда; личных карточек учета выдачи СИЗ;
  • протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
  • экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
  • медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • другие документы по усмотрению комиссии.

Каждый оформленный в установленном порядке НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ на производстве регистрируется работодателем в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме.

  1. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Трудовой кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  4. Закон Российской Федерации от 13 мая 1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности».
  5. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний».
  6. Приказ Минздрава России от 28 мая 2001 г. № 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации».
  7. Постановление Минтруда России от 24.10.02 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».
  8. Приказ Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 г. № 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве».
  9. Приказ Росстата от 26.08.09 г. № 184 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, оплатой и условиями труда работников».
  10. Приказ Росстата от 27.07.11 г. № 334 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения, травматизмом на производстве и естественным движением населения».

Несчастные случаи – события, в результате которых пострадавшими были получены:

  • телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом;
  • тепловой удар;
  • ожог;
  • обморожение;
  • утопление;
  • поражение электрическим током, молнией, излучением;
  • укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми;
  • повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших (ст. 227 ТК РФ).

В соответствии с ФЗ № 125-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, несчастный случай — это

Событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Особенности разделения производственных травм на классы регламентирует ряд законодательных норм:

  • Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 24 февраля 2005 года №160 –устанавливает схему определения степени тяжести полученного вреда здоровью;
  • Приказ Федеральной службы государственной статистики (Росстата) от 19 июля 2013 года №216 – утверждает приложение к Форме №7, в которой перечисляются и группируются причины, приведшие к производственной травме;
  • ТК РФ (ст. 227) – говорит об обязательности расследования НС и выплате компенсации, зависящей от степени тяжести последствий.

К СВЕДЕНИЮ! Единой общепринятой классификации несчастных инцидентов на производстве в настоящее время не утверждено.

В зависимости от взятого за основу для классификации основания, можно выделить несколько групп НС на производстве:

  1. По количеству пострадавших участников:
    • индивидуальные – произошли с 1 человеком;
    • групповые – в них одновременно принимали участие двое или более людей.
  2. По тяжести полученных последствий (квалифицирующим признаком считаются особенности полученных повреждений, их возможные последствия, обратимые или нет, их протяженность во времени):
    • микротравмы – трудоспособность не теряется, здоровье быстро восстанавливается полностью в течение 1 рабочего дня или немногим более;
    • легкие – повреждения легкой и средней степени тяжести, позволяющие полностью восстановить трудоспособность со временем;
    • тяжелые – некоторые последствия необратимы, то есть человек вследствие НС получает инвалидность;
    • смертельные – итогом инцидента явился летальный исход.
  3. По причине случившегося травматизма:
    • технические (инженерные) причины – зависят от несовершенства технологий, материалов и средств защиты, а также от недостатка обеспечения механизмами;
    • организационные причины – вызваны уровнем организации труда на всем предприятии и на отдельно взятом рабочем месте;
    • личностные (психофизиологические) причины – то, что называют «человеческий фактор».

Полный перечень возможных причин НС приведен в Приложении №1 к Приказу №21 – это специальный классификатор, предназначенный для заполнения форм и актов при расследовании производственных травм.

Правила поведения пользователей на сайте

После завершения расследования комиссией оформляется Акт о несчастном случае на производстве (форма Н‑1):

  • в 2-х экземплярах:
    • один экземпляр работодатель обязан выдать пострадавшему (его законному представителю или доверенному лицу) в трехдневный срок после завершения расследования;
    • второй экземпляр вместе с копиями материалов расследования хранится в течение 45 лет работодателем, осуществляющим учет несчастного случая;
  • в 3-х экземплярах при несчастном случае с застрахованным. Третий экземпляр Акта и копии материалов расследования работодатель направляет в исполнительный орган страховщика;
  • при групповом несчастном случае на производстве Акт (форма Н-1) составляется на каждого пострадавшего отдельно.

Акт

  • подписывается всеми лицами, проводившими расследование.
    В случае разногласий
  • утверждается работодателем (его представителем);
  • заверяется печатью.

При отсутствии у работодателя – физического лица – печати подпись заверяется в установленном законом порядке.

В Акте о несчастном случае на производстве (форма Н-1):

  • излагаются обстоятельства и причины несчастного случая;
  • отражаются сведения о проведении с пострадавшим инструктажей и обучения по охране труда;
  • указывается характер полученных повреждений здоровья пострадавшего на основании «Медицинского заключения о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести» (учетная форма № 315/у);
  • указывается при страховом случае степень вины потерпевшего в процентах (при наличии), установленная по результатам расследования комиссией с учетом заключения профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа;
  • указываются лица, допустившие нарушение требований охраны труда с указанием нарушенных требований законодательных, иных нормативных правовых и локальных нормативных актов, в т. ч. инструкций по охране труда;
  • перечисляются разработанные мероприятия по устранению причин несчастного случая и сроки их выполнения.

Материалы расследования несчастного случая включают:

  1. приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
  2. планы, схемы, эскизы, фотоматериалы места происшествия, Протокол осмотра места несчастного случая;
  3. документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
  4. выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний пострадавшими требований охраны труда;
  5. протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
  6. экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
  7. медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, а также о нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  8. копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему средств индивидуальной защиты в соответствии с нормами;
  9. выписки из ранее выданных на данном производстве Предписаний органов государственного надзора и Представлений органов общественного контроля (касающихся предмета расследования);
  10. другие документы по усмотрению комиссии.

Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.

По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель обязан направить «Сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах» (Постановление Минтруда России от 24.10.02 г. № 73, Приложение 1, форма 8):

  • обо всех страховых случаях в исполнительный орган страховщика;
  • при групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом:
    • в соответствующую государственную инспекцию труда;
    • в соответствующий территориальный орган федерального надзора (в необходимых случаях).

В «Сообщении о последствиях несчастного случая» указывается окончательный диагноз пострадавшего на основании полученной от медицинской организации «Справки о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве» (Приказ Минздравсоцразвития России от 15.04.05 г. № 275, учетная форма № 316/у).

Расследование и учет несчастных случаев на производстве проводят в соответствии с «Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002г N73, а также статьями 227-231 Трудового кодекса РФ (ТК РФ).

Несчастный случаи (НС) на производстве — это случай, происшедший с работающим вследствие воздействия опасного производственного фактора (для застрахованного — это страховой случай).

Несчастные случаи в зависимости от причин, места и времени происшествия делятся на две группы: несчастные случаи, связанные с работой, и несчастные случаи, не связанные с работой (бытовые травмы),

Несчастные случаи, не связанные с производством, но происшедшие на производстве — это несчастные случаи, происшедшие при изготовлении предметов в личных целях, самовольном использовании транспорта предприятия, участии в спортивных мероприятиях на территории предприятия, при хищении имущества предприятия.

Бытовые несчастные случаи — это несчастные случаи, происшедшие в быту (дома) или при нахождении на предприятии вне рабочего времени.

Расследование несчастных случаев на производстве выполняется в соответствии с Трудовым кодексом РФ и «Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утверждённым постановлением Минтруда России N73 от 24 октября 2002 года. Этим же постановлением утверждены формы документов, необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве.

Расследование несчастного случая может быть достаточно сложным процессом, поскольку интересы пострадавшего и работодателя часто не совпадают.

Действие нормативных актов по расследованию и учёту несчастных случаев на производстве распространяется на:

  • работодателей — физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками;
  • уполномоченных работодателем лиц (представители работодателя);
  • физических лиц, осуществляющих руководство организацией (руководители организации);
  • физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем;
  • других лиц, участвующих с ведома работодателя в его производственной деятельности своим личным трудом, правоотношения которых не предполагают заключения трудовых договоров.

Расследованию подлежат травмы, в том числе причиненные другими лицами, включая:

  • тепловой удар, ожог, обморожение;
  • утопление;
  • поражение электрическим током или молнией;
  • укусы, нанесенные животными и насекомыми;
  • повреждения, полученные в результате взрывов, аварий и т.п.

Расследованию и учёту подлежат несчастные случаи, происшедшие:

  • при исполнении трудовых обязанностей, в том числе во время командировки, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • при следовании на работу или с работы на транспортном средстве работодателя, а также на личном транспортном средстве при использовании его в производственных целях;
  • во время служебных поездок на общественном транспорте, а также при следовании по заданию работодателя к месту выполнения работ и обратно, в том числе пешком;
  • при следовании к месту служебной командировки и обратно;
  • при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха;
  • во время междусменного отдыха при работе вахтовым методом;
  • при привлечении к участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Работники организации обязаны незамедлительно извещать руководство о каждом происшедшем несчастном случае, об ухудшении состояния своего здоровья в связи с проявлениями признаков острого заболевания.

О каждом страховом случае работодатель в течение суток обязан сообщить страховщику (фонд социального страхования).

О групповом несчастном случае (пострадало два и более человек), тяжёлом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель в течение суток обязан направить извещение соответственно:

  • о несчастном случае, происшедшем в организации:
    • соответствующую государственную инспекцию труда;
    • в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
    • в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;
    • в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
    • в организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;
    • в территориальные объединения организаций профсоюзов;
    • в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации (объекте), подконтрольной этому органу;
    • страховщику;
  • о несчастном случае, происшедшем у работодателя — физического лица:
    • в соответствующую государственную инспекцию труда;
    • в прокуратуру по месту нахождения работодателя — физического лица;
    • в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
    • в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел на объекте, подконтрольном этому органу;
    • страховщику.

О групповых несчастных случаях, тяжелых несчастных случаях и несчастных случаях со смертельным исходом также информируется Федеральная инспекция труда Минтруда России.

Для расследования несчастного случая, в том числе группового, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее 3 человек.

В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель.

Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) рабо­тодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

В расследовании несчастного случая у работодателя – физического лица принимают участие указанный работодатель или полномочный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Каждый пострадавший или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с ним.

Для расследования несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом, в состав комиссии дополнительно включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профес­сиональных союзов.

При расследовании несчастных случаев с застрахованными в состав комиссии также включаются представители исполнитель­ных органов страховщика (по месту регистрации страхователя).

Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором труда.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего – его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

При несчастном случае, происшедшем в организации при экс­плуатации опасных производственных объектов, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руко­водителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

При крупных авариях с числом погибших 5 человек и более в состав комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственно­го надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов.

Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда – главный государственный инспектор труда соответствую­щей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда. А при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляю­щего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, – руководитель этого территориального органа.

Члены комиссии организуют встречи с пострадавшими, их доверенными лицами и членами семей в целях ознакомления их с ре­зультатами расследования, при необходимости вносят предложения по вопросам оказания им помощи социального характера, разъясняют порядок возмещения вреда, причиненного здоровью пострадавших, и оказывают правовую помощь по решению указанных вопросов.

Как расследовать несчастные случаи на производстве

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение 3 дней.

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая.

Несчастный случай на производстве, о котором не было свое­временно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение 1 месяца со дня поступления указанного заявления.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рас­смотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

В случае невозможности завершения расследования в указанный срок в связи с объективными обстоятельствами председатель комиссии обязан своевременно информировать пострадавшего или его доверенных лиц о причинах задержки.

Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями независимо от срока давности несчастного случая.

Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости – представителей соответствующего федерального органа исполни­тельной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя).

По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет Заключение о несчастном случае на производстве по форме 5, предусмотренной Приложением 1 к постановлению Минтруда России от 24.10.2002 N 73 и выдаст предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Первоочередной задачей членов комиссии при расследовании несчастных случаев является незамедлительный и тщательный осмотр места происшествия.

Сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии – обязанность работодателя.

Осмотр места происшествия дает наиболее четкое представление, что явилось причинами несчастного случая. Результаты осмотра места происшествия заносятся в протокол, утвержденный постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73.

После осмотра места происшествия члены комиссии должны выявить и опросить очевидцев несчастного случая и должностных лиц (руководителей подразделений, участков и пр.), а также по возможности провести опрос пострадавшего (пострадавших). Именно очевидцы и пострадавшие, как правило, дают наиболее точные сведения о том, что произошло в действительности.

В ходе опроса пострадавших и очевидцев члены комиссии должны попросить их подробно и последовательно описать обстоятельства произошедшего несчастного случая.

У пострадавшего от несчастного случая на производстве следует выяснить:

  • какую работу осуществлял пострадавший в момент несчастного случая;
  • кто и когда поручил выполнить данную работу пострадавшему;
  • когда приступил к выполнению данной работы;
  • какие инструменты и приспособления использовались;
  • в каком положении и какой позе находился пострадавший в момент несчастного случая;
  • в каком состоянии находилось оборудование, инструменты, приспособления перед несчастным случаем;
  • какое самочувствие было у пострадавшего перед несчастным случаем;
  • когда, кто и как проводил обучение и инструктаж пострадавшего по безопасному производству работ;
  • какие средства индивидуальной защиты были у пострадавшего, и пользовался ли он ими при выполнении работы;
  • находился ли кто-либо из посторонних на рабочем месте;
  • соблюдал ли пострадавший требования безопасности производства работ и пр.

У очевидцев несчастного случая на производстве, кроме того, следует выяснить:

  • где конкретно они находились в момент несчастного случая;
  • какую работу выполняли;
  • нарушал ли ранее пострадавший требования безопасного производства работ, если нарушал, то как часто, и было ли известно об этом руководителю работ, какие меры принимались к нарушителю;
  • как вел себя пострадавший перед несчастным случаем и после несчастного случая;
  • что, по их мнению, явилось причиной несчастного случая и пр.

Результаты опроса пострадавшего, очевидцев и других лиц занести в протокол, форма которого утверждена постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73.

Для объективной оценки истинных причин несчастного случая члены комиссии должны изучить в организации локальные нормативные акты и организационно-распорядительные документы, в том числе устанавливающие порядок решения вопросов обеспечения безопасных условий труда и ответственность за это должностных лиц.

К таким документам относятся:

  • действующие инструкции по охране труда;
  • должностные инструкции;
  • технические паспорта, схемы машин, механизмов, оборудования, при эксплуатации которых произошел несчастный случай;
  • акты о проведении периодических испытаний и обслуживания оборудования, при эксплуатации которого произошел несчастный случай, журналы технического состояния оборудования;
  • документы по выдаче специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • коллективный договор, если такой имеется в организации;
  • документы, подтверждающие проведение обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей, специалистов и рабочего персонала;
  • документы, подтверждающие прохождение пострадавшим инструктажей по охране труда;
  • документы, подтверждающие право пострадав­шего на самостоятельное выполнение работы, при которой произошел несчастный случай;
  • документы по специальной оценке условий труда и пр.

Члены комиссии должны изучить обстоятельства и причины, повлекшие за собой несчастный случай.

При необходимости председатель комиссии привлекает к расследованию несчастного случая должностных лиц органов государственно­го надзора и контроля (по согласованию с ними) в целях получения заключения о технических причинах происшествия, в компетенции которых находится их исследование.

По требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

  • выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
  • фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
  • предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

На основании собранных документов и материалов комиссия:

  1. Ус­танавливает обстоятельства и причины несчастного случая;
  2. Определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей;
  3. Квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством;
  4. Определяет лиц, допустивших нарушения требований охраны труда;
  5. Определяет меры по устранению причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.

В случаях разногласий, возникших между членами комиссии в ходе расследования несчастного случая (о его причинах, лицах, виновных в допущенных нарушениях, учете, квалификации и др.), решение принимается большинством голосов членов комиссии. При этом члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая.

Особое мнение членов комиссии рассматривается руководителя­ми организаций, направивших их для участия в расследовании, которые с учетом рассмотрения материалов расследования несчастного случая принимают решение о целесообразности обжалования выводов комиссии.

1. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (далее — Положение) разработано в соответствии со ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве».

Заключение

государственного инспектора труда

по несчастному случаю ____________________________________________________,

(групповому, с легким, тяжелым, со смертельным исходом)

происшедшему «___» __________ 20__ г. в ____ час. ___ мин.

с _______________________________________________________________________

(фамилия, инициалы, профессия (должность) пострадавшего (пострадавших), наименование и

_________________________________________________________________________

юридический адрес, отраслевая принадлежность/код основного вида экономической деятельности

_________________________________________________________________________

по ОКВЭД/ организации; фамилия и инициалы работодателя — физического лица)

Мною ___________________________________________________________________,

(фамилия, инициалы государственного инспектора труда)

с участием _______________________________________________________________

(фамилии, инициалы: профсоюзного инспектора труда; работников

_________________________________________________________________________

органов государственного надзора и контроля (с указанием их должностей);

_________________________________________________________________________

других лиц, принимавших участие в расследовании несчастного случая)

проведено расследование данного несчастного случая в связи с

_________________________________________________________________________

(указываются причины и основания проведения расследования)

Заключение составлено по материалам расследования, проведенного

_________________________________________________________________________

(указать название организаций (комиссий организаций) или фамилии, инициалы, должности

________________________________________________________________________,

работников правоохранительных органов, ранее проводивших расследование данного происшествия)

мною лично.

Протокол

опроса пострадавшего при несчастном случае

(очевидца несчастного случая, должностного лица)

__________________________________

«_____» ______________ 20__ г.

(место составления протокола)

Опрос начат в _____ час. __ мин.

Опрос окончен в ___ час. __ мин.

Методическое пособие по расследованию несчастного случая на производстве

Сообщение

о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах

Несчастный случай на производстве, происшедший ____________________________

(дата несчастного случая)

с _______________________________________________________________________

(фамилия, инициалы пострадавшего)

работающим (ей), работавшим (ей) __________________________________________

(профессия (должность) пострадавшего, место работы:

_________________________________________________________________________

наименование, место нахождения и юридический адрес организации, фамилия и

_________________________________________________________________________

инициалы работодателя — физического лица и его регистрационные данные

_________________________________________________________________________

индивидуальный номер рабочего места, определенный по результатам

_________________________________________________________________________

проведения специальной оценки условий труда)

_________________________________________________________________________

Данный несчастный случай оформлен актом о несчастном случае на производстве

№ _________, утвержденным «___» _________ 20__ г. ___________________________

_________________________________________________________________________

(должность, фамилия, инициалы лица, утвердившего акт о несчастном случае на производстве)

Последствия несчастного случая на производстве:

1) пострадавший выздоровел; переведен на другую работу; установлена инвалидность III, II, I групп; умер (нужное подчеркнуть);

2) окончательный диагноз по заключению (справке) лечебного учреждения

_________________________________________________________________________

(при несчастном случае со смертельным исходом — по заключению органа

_________________________________________________________________________;

судебно-медицинской экспертизы)

3) продолжительность временной нетрудоспособности пострадавшего _______ дней.

Освобожден от работы с «___» ______________ 20__ г. по «___» ___________ 20__ г.

Журнал регистрации несчастных случаев на производстве*

___________________________________________________________________________________________________________________

(наименование организации, фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица, его регистрационные данные)

№ п/п

Дата и время несчастного случая

Ф.И.О. пострадавшего, год рождения, общий стаж работы

Профессия (должность) пострадавшего

Место, где произошел несчастный случай (структурное подразделение)

Индивидуального номера рабочего места**

Вид происшествия, приведшего к несчастному случаю

Описание обстоятельств, при которых произошел несчастный случай

№ акта формы Н-1 (Н-1ПС) о несчастном случае на производстве и дата его утверждения

Последствия несчастного случая (количество дней нетрудоспособности, инвалидный, смертельный исход)

Принятые меры по устранению причин несчастного случая

1

2

3

4

5

5.1

6

7

8

9

10

_______________________

* Примечание

Журнал регистрации несчастных случаев на производстве подлежит хранению в организации в течение 45 лет.

** Если специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда) не проводилась, столбец 5.1 не заполняется

36. По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего (по несчастным случаям со смертельным исходом — в течение месяца по завершении расследования) работодатель (его представитель) направляет в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях — в соответствующий территориальный орган федерального надзора, сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме 8, предусмотренной приложением № 1 к настоящему постановлению. О страховых случаях указанное сообщение направляется также в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).

37. О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (их представитель) в течение суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующие государственные инспекции труда, профсоюзные органы и территориальные органы федерального надзора (если несчастные случаи произошли в организациях (на объектах), подконтрольных территориальным органам федерального надзора), а о страховых случаях — в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).

38. Если при осуществлении надзорно-контрольной деятельности государственным инспектором труда установлено, что утвержденный работодателем (его представителем) акт формы Н-1 (Н-1ПС) составлен с нарушениями установленного порядка или не соответствует обстоятельствам и материалам расследования несчастного случая, государственный инспектор труда вправе обязать работодателя (его представителя) внести в него необходимые изменения и дополнения.

В необходимых случаях государственным инспектором труда проводится дополнительное расследование несчастного случая (при необходимости — с участием пострадавшего или его доверенного лица, профсоюзного инспектора труда, должностных лиц иных органов государственного надзора и контроля, представителей страховщика). По результатам проведенного дополнительного расследования государственный инспектор труда оформляет акт о расследовании несчастного случая установленной формы и выдает соответствующее предписание, которое является обязательным для исполнения работодателем (его представителем). При этом прежний акт формы Н-1 (Н-1ПС) признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

39. Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием представителя профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа данной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение несчастных случаев на производстве.

Результаты расследования групповых несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, происшедших в организациях железнодорожного транспорта, рассматриваются также руководителями соответствующих отраслевых органов управления с участием представителей соответствующих территориальных объединений отраслевого профсоюза.

40. В случае ликвидации в соответствии с действующим законодательством организации или прекращения работодателем — физическим лицом предпринимательской деятельности до истечения установленного срока хранения актов о происшедших несчастных случаях на производстве оригиналы указанных актов подлежат передаче на хранение в установленном порядке правопреемнику, а при его отсутствии — соответствующему государственному органу, осуществляющему данные функции, с последующим информированием об этом государственной инспекции труда.

41. В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за своевременное и надлежащее расследование, оформление, регистрацию и учет несчастных случаев на производстве, а также реализацию мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве возлагается на работодателя (его представителя).

Члены комиссий (включая их председателей), проводящие в установленном порядке расследование несчастных случаев, несут персональную ответственность за соблюдение установленных сроков расследования, надлежащее исполнение обязанностей, указанных в п. 21 настоящего Положения, а также объективность выводов и решений, принятых ими по результатам проведенных расследований несчастных случаев.

Работодатель должен создать комиссию по расследованию несчастного случая. При этом состав комиссии и сроки ее работы зависят от вида несчастного случая (легкий, тяжелый, групповой, со смертельным исходом) и количества пострадавших, а в некоторых случаях от отраслевой принадлежности организации. В этих случаях вступает в действие Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Создание комиссии, ее состав и сроки работы регламентируются частями 1-18 ст. 229 ТК РФ. Комиссия обязана исполнить свои функции в соответствии с ч. 19, 24 и 25 ст. 229 ТК РФ. Работодатель должен обеспечить работу комиссии в организационном и техническом отношениях. Работодатель и комиссия должны подготовить определенные документы в целях обеспечения расследования группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом.

36. По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего (по несчастным случаям со смертельным исходом — в течение месяца по завершению расследования) работодатель (его представитель) направляет в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях — в соответствующий территориальный орган федерального надзора сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме 8, предусмотренной прил. 1 к настоящему постановлению. О страховых случаях указанное сообщение направляется также в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).

37. О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (их представитель) в течение суток после получения сведений об этом обязан направить извещение по установленной форме в соответствующие государственные инспекции труда, профсоюзные органы и территориальные органы федерального надзора (если несчастные случаи произошли в организациях (на объектах), подконтрольных территориальным органам федерального надзора), а о страховых случаях — в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).

38. Если при осуществлении надзорно-контрольной деятельности государственным инспектором труда установлено, что утвержденный работодателем (его представителем) акт формы Н-1 (Н-1ПС) составлен с нарушениями установленного порядка или не соответствует обстоятельствам и материалам расследования несчастного случая, государственный инспектор труда вправе обязать работодателя (его представителя) внести в него необходимые изменения и дополнения.

В необходимых случаях государственным инспектором труда проводится дополнительное расследование несчастного случая (при необходимости — с участием пострадавшего или его доверенного лица, профсоюзного инспектора труда, должностных лиц иных органов государственного надзора и контроля, представителей страховщика). По результатам проведенного дополнительного расследования государственный инспектор труда оформляет акт о расследовании несчастного случая установленной формы и выдает соответствующее предписание, которое является обязательным для исполнения работодателем (его представителем). При этом прежний акт формы Н-1 (Н-1ПС) признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

39. Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием представителя профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа данной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение несчастных случаев на производстве.

Результаты расследования групповых несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, происшедших в организациях железнодорожного транспорта, рассматриваются также руководителями соответствующих отраслевых органов управления с участием представителей соответствующих территориальных объединений отраслевого профсоюза.

40. В случае ликвидации в соответствии с действующим законодательством организации или прекращения работодателем — физическим лицом предпринимательской деятельности до истечения установленного срока хранения актов о происшедших несчастных случаев на производстве, оригиналы указанных актов подлежат передаче на хранение в установленном порядке правопреемнику, а при его отсутствии — соответствующему государственному органу, осуществляющему данные функции, с последующим информированием об этом государственной инспекции труда.

41. Ответственность за своевременное и надлежащее расследование, оформление, регистрацию и учет несчастных случаев на производстве, а также реализацию мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве, возлагается на работодателя (его представителя).

Члены комиссий (включая их председателей), проводящие в установленном порядке расследование несчастных случаев, несут персональную ответственность за соблюдение установленных сроков расследования, надлежащее исполнение обязанностей, указанных в п. 21 настоящего Положения, а также объективность выводов и решений, принятых ими по результатам проведенных расследований несчастных случаев.

Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть (абзац десятый ст. 3 Закона № 125-ФЗ).

По статистическим данным производственного травматизма в мире, которые приводит Всемирная организация здравоохранения в своих отчетах, несчастные случаи на рабочих местах являются основной проблемой большинства стран.

Смертность от травм, полученных на производстве, сегодня занимает третье место в мире.
Международная организация труда отмечает, что, по данным Правительства Российской Федерации, в России до 200 тыс. человек ежегодно погибают из-за работы в опасных условиях, из них 15 тыс. — в результате несчастных случаев. Кроме того, 190 тыс. человек вынуждены досрочно выходить на пенсию вследствие несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

По данным федеральной инспекции труда, в 2016 году из общего количества выявленных нарушений (478,9 тыс.), было выявлено 9,2 тыс. нарушений по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.

Одним из основных методов снижения уровня производственного травматизма является осуществление планомерных мероприятий по федеральному государственному надзору за состоянием условий и охраны труда на предприятиях, в учреждениях, организациях (далее — организация), обеспечение максимального охвата проверяемых объектов.

Так, в ходе осуществления системных мероприятий по выявлению фактов сокрытия работодателями несчастных случаев на производстве в 2016 году должностными лицами федеральной инспекции труда было выявлено и расследовано в установленном порядке 726 сокрытых несчастных случая на производстве, включая 213 несчастных случаев со смертельным исходом.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2017 году уровень тяжелого травматизма и смертельных случаев на производстве в Российской Федерации снизился, но остается по-прежнему высоким, превышая аналогичный европейский уровень в 1,2–1,3 раза.

За первое полугодие 2017 года число несчастных случаев с тяжелыми последствиями снизилось на 18 % (в первом полугодии 2016 года было зарегистрировано 2 440 несчастных случаев, в указанный период 2017 года — 2 000).

Наибольший уровень производственного травматизма со смертельным исходом в 2017 году зафиксирован в строительной сфере (20 %), на обрабатывающем производстве (16 %), высокий уровень смертельного травматизма в сельском хозяйстве (14 %) и добыче полезных ископаемых (12 %).

Несчастный случай на производстве — это событие, в котором обычно присутствуют составляющие случайности и нарушение работниками правил безопасного производства работ. По статистическим данным о зарегистрированных в 2016 году несчастных случаях, из 10 расследованных случаев на производстве в 8 определена вина работника.

Права работника

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и нормами международного права к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений относится обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда.

Права работника на охрану труда изложены в главе 36 «Обеспечение прав работников на охрану труда» раздела Х «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). В частности, право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, установлено в статье 219 ТК РФ, в соответствии с которой каждый работник имеет право на:

1. Рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

2. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом. Работодатель и органы Фонда социального страхования Российской Федерации обязаны обеспечить страхование работника, заключившего трудовой договор, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках Закона № 125-ФЗ.

3. Получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

4. Отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности.
Необходимо отметить, что согласно части шесть статьи 220 ТК РФ работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей в случае необеспечения его средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с установленными нормами.
Часть седьмая статьи 220 ТК РФ имеет непосредственное отношение к реализации права работника на отказ от выполнения соответствующей работы. Указанные нормы не устанавливают порядок отказа работника от выполнения трудовых обязанностей в случае необеспечения его работодателем средствами индивидуальной и коллективной защиты. По нашему мнению, оптимальным вариантом будет письменное заявление работника, в котором указано, какие именно средства защиты не были предоставлены работодателем. В случае возникновения спора между работодателем и работником такое письменное заявление будет доказательством соблюдения работником требований законодательных норм.

5. Обеспечение средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ) и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.
Бесплатная выдача средств индивидуальной защиты гарантируется работникам на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Обеспечение работодателем работников СИЗ защиты осуществляется в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

6. Обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.
В соответствии с частью первой статьи 225 ТК РФ все работники, в т. ч. руководители предприятий, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29.
Основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц установлены ГОСТ 12.0.004–2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», введенным в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 года № 600-ст.

7. Дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда.
Решение о ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда и о получении дополнительного профессионального образования высвобождаемыми в связи с этим работниками принимает работодатель. Работодатель за свой счет осуществляет дополнительное профессиональное образование на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ).

8. Запрос о проведении проверки условий и охраны труда на рабочем месте работника следующими органами:
— федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Федеральной службой по труду и занятости (далее — Роструд) и ее территориальными органами);
— другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности;
— органами исполнительной ��ласти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда;
— органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить:

1. Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

2. Создание и функционирование системы управления охраной труда.

3. Применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

4. Соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

5. Режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

6. Приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

7. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

8. Недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

9. Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

10. Проведение СОУТ в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

11. Проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

12. Недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

13. Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и СИЗ.

14. Предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.

15. Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в т. ч. по оказанию пострадавшим первой помощи.

16. Расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

17. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.

18. Беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

19. Выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной вла��ти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные ТК РФ, иными федеральными законами сроки.

Порядок расследования и Оформление несчастного случая на производстве

После установления причины происшедшего несчастного случая, как правило, работодатель принимает меры по информированию работников о результатах расследования с целью недопущения подобных случаев в дальнейшем. Такие превентивные меры достигаются путем издания соответствующего приказа (см. приложение 6). Например, приказа о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, об усилении необходимых мер безопасности, о проведении внепланового инструктажа по безопасности труда и т. д.

  • Помощь омбудсмена: суд отменил обвинительный приговор
  • Анализ контрольно-надзорной деятельности
  • Драка на рабочем месте: в каком случае автоматически классифицируется как несчастный случай?
  • Бариста, вэб-дизайнер, смм-менеджер? Несчастные случаи с персоналом не из ЕТКС – читателям отвечает представитель ФСС
  • От обороны к активным действиям в профилактике травматизма и профзаболеваний
  • Подготовить План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий самостоятельно
  • На авось: несчастный случай без наряда-допуска
  • Роль профсоюзной организации в расследовании несчастного случая
  • Несчастный случай с работником малого предприятия: пошаговое расследование
  • Первая помощь пострадавшим на производстве

При расследовании каждого несчастного случая комиссия (государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая)

    • выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда,
    • получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности — объяснения от пострадавшего.

По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

    1. выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
    2. фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
    3. предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Что нужно знать о порядке расследования несчастного случая на производстве

В соответствии со статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве» Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить:

  • формы документов (формы 1 — 9), необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, согласно приложению N 1;
  • Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях согласно приложению N 2.

  • Визитки
  • Буклеты
  • Плакаты и постеры
  • Листовки
  • Календари
  • Документы
  • Дипломы
  • Чертежи
  • Удостоверения
  • Планы эвакуации
  • Блокноты
  • Плоттерная резка
  • Накатка на пластик
  • Сольвентная печать
  • Паспорт строительства
  • Печать баннеров
  • Печать на холсте
  • Буклеты
  • Визитки
  • Календари
  • Roll Up
  • Press Wall
  • Листовки
  • Открытки
  • Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *