Процент накладных расходов в калькуляции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процент накладных расходов в калькуляции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.

Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.

Об организации учета затрат читайте в материале «Система учета производственных затрат и их классификация».

Какой процент накладных расходов от прямых затрат?

Величина соотношения прямых затрат и накладных расходов законодательно не устанавливается. Каждая организация руководствуется особенностями собственного производственного процесса и собственными данными для расчета этого соотношения.

Однако для ряда отраслей существуют укрупненные нормативы накладных расходов, на которые организациям следует ориентироваться хотя бы при составлении плановых калькуляций с правом дальнейшего уточнения соотношения. Применять подобные нормативы рекомендуется при оценке затрат:

  • в строительстве (постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, приказ Минрегиона РФ от 16.11.2010 № 497, письма Минстроя РФ от 13.11.1996 № ВБ-26/12-367, Госстроя РФ от 18.10.1993 № 12-248, Росстроя от 08.07.2004 № АП-3462/06);
  • при планово-предупредительных ремонтах производственных зданий и сооружений (постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279);
  • для проведения экспертиз безопасности объектов и видов деятельности в области атомной энергетики (приказ Ростехнадзора от 24.03.2014 № 114);
  • при реставрации, консервации и ремонте памятников истории и культуры (приказ Минкультуры СССР от 25.01.1984 № 35);
  • для проведения экспертизы культурных ценностей (приказ Минкультуры России от 14.01.2003 № 22);
  • в химической промышленности (приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2);
  • при добыче и обогащении угля или сланца (инструкция, утвержденная Минтопэнерго РФ 25.12.1996);
  • для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и оценок (приказ Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907).

В большинстве этих документов определение процента накладных расходов рекомендуется осуществлять от фонда оплаты труда, входящего в состав прямых затрат. При этом он может устанавливаться разным для разных видов и условий осуществления работ.

Установление процента накладных расходов важно для определения цен реализации продукции и осуществления прогнозов экономического характера. Первый такой расчет основывается на плановых данных. В дальнейшем соотношение расходов уточняется по мере получения фактических цифр. Пропорция между прямыми затратами и накладными расходами может устанавливаться от разных показателей прямых затрат (общей их суммы, общего объема какого-либо вида затрат, величины затрат, сформированных по конкретному объекту, его части или месту осуществления работ), что дает дополнительный материал для анализа и уточнения смет (калькуляций).

Источники:

  • Постановление Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1
  • Приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 N 2

Планирование и учет всех расходов, в том числе и накладных, производится в определенном порядке:

  1. Вычисляется общая сумма затрат на общехозяйственную деятельность компании.
  2. Определяется количество накладных издержек, которые нужно будет включить в смету на единицу каждого вида из ассортимента продукции.

ВНИМАНИЕ! Нужно принимать во внимание законодательные лимиты для накладных затрат по конкретным статьям и нормы, определенные внутренними нормативными актами компании.

Закон определяет состав и пределы накладных издержек в строительной и медицинской отраслях.

В этой отрасли планирование накладных расходов особенно важно. Составляется смета, в которой отмечаются средние расходы по отрасли, которые входят в себестоимость строительной продукции или услуг.

Нормирование расходов в строительной сфере регламентируется Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, утверждаемых Постановлением Госстроя России (отдельно по районам Крайнего Севера и приравненным к ним). В этих документах определяется коэффициент, который нужно применить для определения накладных расходов по определенной строительной деятельности, а также уточняется область ее применения. За базу принимается фонд оплаты труда строительных рабочих. Распределение коэффициентов проводится по таким основным видам строительства:

  • промышленное;
  • сельскохозяйственное;
  • транспортное;
  • жилищное;
  • энергетическое;
  • связанное с водным хозяйством;
  • в области атомной энергетики;
  • реставрационные работы;
  • капитальные ремонты;
  • другие виды.

К СВЕДЕНИЮ! Накладные расходы по нормативам в строительстве нужно применять на стадии составления сметы, а также при расчете за выполненные работы.

Нормы и состав накладных расходов в медицинской отрасли регламентированы приказом Минздравмедпрома России № 60 от 14.03.1995 года. Согласно положениям этого приказа, в себестоимость медпомощи должны включаться все годовые затраты медучреждения:

  • зарплата всех видов персонала, кроме медицинского, со всеми начислениями;
  • расходы на покупку мебели, канцелярских, бытовых товаров (всего, кроме лекарств и перевязочного материала);
  • средства для осуществления ремонта.

За основу принимается фонд заработной платы медперсонала, оказывающего конкретные медицинские услуги, из расчета коэффициента в 1,5.

ВАЖНО! Как правило, в медицине накладные расходы значительно выше, чем в строительстве.

В соответствии с пунктом 33 статьи 1, пунктом 7.5 части 1 статьи 6, частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2017, № 31, ст. 4740), подпунктом 5.4.23(1) пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6117; 2016, № 47, ст. 6673), приказываю:

утвердить прилагаемую Методику по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Министр И.Э. Файзуллин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2021 г.

1. Методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее — Методика) предназначена для определения методов разработки и применения нормативов накладных расходов, используемых при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее — строительство), определяемой в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2019, № 26, ст. 3317).

2. При составлении сметной документации в локальных сметных расчетах (сметах) и (при необходимости) в составе прочих затрат главы 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства (далее — ССРСС) учитываются накладные расходы, включающие в себя косвенные затраты, связанные с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением, обслуживанием, включаемые в себестоимость строительства объектов капитального строительства и предусмотренные главами III «Затраты, учитываемые при определении нормативов накладных расходов по видам работ» и IV «Затраты, не учитываемые при определении нормативов накладных расходов по видам работ, но относимые к накладным расходам» Методики.

3. Разработка нормативов накладных расходов осуществляется расчетно-аналитическим методом с использованием принципа усреднения в соответствии со структурой прямых затрат по видам строительных, ремонтно-строительных работ, работ по монтажу оборудования (монтажных работ), капитального ремонта оборудования, пусконаладочных и прочих работ (далее — виды работ), предусмотренных сметными нормами на строительные (далее — ГЭСН), ремонтно-строительные (далее — ГЭСНр), пусконаладочные (далее — ГЭСНп) работы, монтаж и капитальный ремонт оборудования (далее соответственно — ГЭСНм, ГЭСНмр), сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. № 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный № 51079) (далее — сметные нормы, ФРСН соответственно).

4. Нормативы накладных расходов разрабатываются как с учетом усредненных по всем видам работ (далее — среднеотраслевые) затрат организаций, осуществляющих строительство, на покрытие накладных расходов, сформированных на основании официальной статистической отчетности о затратах на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) по отрасли «Строительство» (далее — Форма о затратах), публикуемой Федеральной службой государственной статистики в соответствии с подпунктом 5.21 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 420 «О Федеральной службе государственной статистики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 23, ст. 2710), и пунктом 1.32.4 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 20, ст. 2383; 2017, № 7, ст. 1133), так и в сравнении с фактическими данными строительных организаций о произведенных ими затратах на оплату труда, эксплуатацию машин и механизмов, приобретение материалов, изделий, конструкций (далее — прямые затраты), оборудования и накладные расходы, полученными от строительных организаций при разработке Методики.

Нормативы накладных расходов, приведенные в приложении к Методике, сформированные по видам работ в процентах от размера средств на оплату труда (фонда оплаты труда, учитываемого в составе сметных прямых затрат (далее — ФОТ) рабочих-строителей, машинистов и пусконаладочного персонала (далее — рабочие, занятые в строительной отрасли), дифференцируются по территории строительства:

для территории Российской Федерации, не относящейся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (далее — Территория);

для территории Российской Федерации, относящейся к районам Крайнего Севера (далее — РКС);

для территории Российской Федерации, относящейся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (далее — МПРКС).

5. Определение нормативов накладных расходов для Территории осуществляется в соответствии со структурой сметных прямых затрат по видам работ, предусмотренных сметными нормами, сведения о которых включены в ФРСН, на основании среднеотраслевого показателя накладных расходов, сформированного в целом для Территории.

6. Определение среднеотраслевых нормативов накладных расходов для Территории, РКС и МПКРС осуществляется с учетом распределения данных Формы о затратах применительно к Территории, РКС, МПРКС в соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 16, ст. 551; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607), как отношение суммы затрат накладных расходов, рассчитанных по Форме о затратах для Территории, РКС и МПКРС по статьям затрат (материальные затраты, оплата труда, страховые взносы, амортизация основных средств, арендная плата и прочие затраты) с учетом их долей к сумме затрат на заработную плату, учитываемую в составе сметных прямых затрат, определенной по Форме о затратах для соответствующей территории.

7. Определение нормативов накладных расходов по видам работ для Территории осуществляется на основании расчетов, составленных по видам сборников сметных норм или разработанных на их основе федеральных единичных расценок и составляющих федеральных единичных расценок, сведения о которых включены в ФРСН, с учетом влияния ФОТ, учитываемого в составе сметных прямых затрат, и долей затрат накладных расходов, величина которых зависит или не зависит от ФОТ.

8. Особенности формирования нормативов накладных расходов по видам работ для РКС и МПРКС, связанные с экономико-географическими и природно-климатическими условиями таких районов и местностей, учитываются посредством применения к нормативам накладных расходов для Территории корректирующих коэффициентов, рассчитанных как отношение общеотраслевых показателей накладных расходов, сформированных для территории, относящейся к МПРКС, и отдельно для территории, относящейся к РКС, к среднеотраслевому показателю величины накладных расходов для Территории с учетом структуры сметных прямых затрат по видам работ.

Расчет себестоимости услуг: практикум для главбухов и финдиров

10. Нормативы накладных расходов по видам работ, приведенные в приложении к Методике, учитывают затраты строительных организаций на административно-хозяйственные расходы, обслуживание работников строительства, организацию работ на строительных площадках и прочие накладные расходы, указанные в пунктах 11-14 Методики.

11. Административно-хозяйственные расходы включают следующие затраты:

а) расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала:

18. При составлении локальных сметных расчетов (смет) накладные расходы определяются как произведение нормативов накладных расходов по видам работ, приведенных в приложении к Методике, и суммы средств на оплату труда рабочих, занятых в строительной отрасли, учитываемых в локальных сметных расчетах (сметах) для соответствующего вида работ.

19. Затраты, относимые к накладным расходам в строительстве, но не включенные в нормативы накладных расходов по видам работ, при составлении сметной документации учитываются дополнительно в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.

20. Выбор нормативов накладных расходов осуществляется при составлении локальных сметных расчетов (смет) по видам работ в соответствии с графой 6 таблицы, приведенной в приложении к Методике, с учетом территории строительства.


Установлены правила разработки и применения нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта, сноса капитальных объектов.

Нормативы разрабатываются расчетно-аналитическим методом с использованием принципа усреднения в соответствии со структурой прямых затрат по видам строительных, ремонтно-строительных работ, работ по монтажу оборудования (монтажных работ), капремонта оборудования, пусконаладочных и прочих работ.

В частности, учитываются административно-хозяйственные расходы, расходы на обслуживание работников строительства, на организацию работ на строительных площадках.

Полная себестоимость включает затраты:

  • материальные;
  • сырьевые;
  • энергетические;
  • социальные взносы;
  • амортизационные начисления.

При оказании услуг, когда составляют калькуляцию, затраты классифицируют по видам:

  • прямые (заработок работников, участников конкретного процесса);
  • косвенные (зарплата руководства организации);
  • постоянные (амортизация оборудования, обязательные взносы);
  • переменные (закупка материалов).

Рассмотрим на примере организации праздничных торжеств. К прямым затратам агентства относится зарплата персонала, к косвенным расходам — заработок предпринимателя. Постоянные — перечисления обязательных взносов в ФНС, ПФР, ФСС. Атрибутика для обеспечения украшений залов при проведении торжеств — переменные показатели.

Калькуляция стоимости услуг: образец, способы и порядок расчета

Перед тем как рассчитать себестоимость услуги нужно выбрать основные показатели:

  • материальные расходы, куда включен размер общих производственных затрат с потреблением энергетических ресурсов, топлива, воды;
  • зарплату сотрудников, занятых на объекте, а также обслуживающего персонала, руководства и ИТР;
  • обязательные отчисления в фонды;
  • амортизационные начисления;
  • прочие издержки.

Для расчета используют формулу:

Ps = Cm + Z + Ot + Ao + Cr+ Tr, где:

  • Ps — полная стоимость услуг;
  • Cm — материальные и сырьевые издержки;
  • Z — зарплата руководства;
  • Ot — заработок рабочих;
  • Ao — амортизация;
  • Cr — страховые перечисления;
  • Tr — транспортные расходы.

К этому значению прибавляют наценку и озвучивают клиенту. Разница между фактической ценой и себестоимостью — это прибыль предприятия.

При составлении калькуляции на услуги применяется позаказный метод. Этот способ актуален при предоставлении услуг:

  • строительных;
  • ремонтных;
  • по пошиву одежды;
  • по производству мебели;
  • парикмахерских;
  • фитнес-центров и др.

На каждый вид услуг выполняют отдельные расчеты, учитывая особенность функций и составных параметров. Позаказную методику используют после завершения работ, так как для расчетной операции необходимы фактические данные.

Схема калькуляции состоит из подробного описания расходов на единицу выполненных работ. Этот параметр измеряется разными способами в зависимости от сферы применения:

  • стоимость по затраченным часам применяется в образовательной деятельности;
  • ремонт помещений измеряется по объему площадей и качества выполненных работ;
  • пассажирские и грузоперевозки определяются по расстояниям.

В структуру затрат входят разные виды работ, которые состоят из статей расходов:

  • материалов;
  • сырьевой базы;
  • оплаты труда сотрудников;
  • социальных взносов;
  • амортизационных издержек оборудования;
  • налогов;
  • процентных выплат по займам;
  • итогового результата.

Алгоритм калькуляции затрат на услуги:

  • определение цены за единицу работ в объеме предполагаемого выполнения (например, ремонта двигателя машины, перевозки 3 тонн грузов на 60 км, проведение индивидуальных частных уроков в течение 15 часов, отделка шпаклевкой 100 м2 площади стен);
  • составление подробного списка затрат с учетом себестоимости;
  • определение тарифных ставок.

Структура калькуляции, например, транспортных услуг, будет следующей:

  • зарплата водителей, автослесарей, руководителей транспортного предприятия;
  • социальные отчисления;
  • расходы на обслуживание машин, ремонты, горючее и смазочные материалы;
  • сезонная замена шин, масла;
  • оплата налогов.

После расчета себестоимости услуг планируют прибыль. Сложность выполнения услуги напрямую влияет на структуру калькуляции. Например, когда выполняют ремонт комнаты, учитывают не только площадь, но и количество дверных и оконных откосов, планировку стен и потолка. При составлении сметы определяют объем расходов на штукатурку, монтаж натяжного потолка или облицовку кафелем. В результате подводят итог и оценку каждой операции.

Эффективный инструмент по оптимизации и автоматизации контекстной рекламы

  • Забудьте про ручное управление ставками, машинное обучение сделает все за вас
  • Полная интеграция с Яндекс.Директ и Google Adwords
  • Автоматическая оптимизация ставок для получения большего количества лидов
  • Бесплатно для клиентов Calltouch

от 990 рублей в месяц

  • Автоматически собирайте данные с рекламных площадок, сервисов и CRM в удобные отчеты
  • Анализируйте воронку продаж от показов до ROI
  • Настройте интеграции c CRM и другими сервисами: более 50 готовых решений
  • Оптимизируйте свой маркетинг с помощью подробных отчетов: дашборды, графики, диаграммы
  • Кастомизируйте таблицы, добавляйте свои метрики. Стройте отчеты моментально за любые периоды

Калькуляция с расшифровкой затрат

Одной из основополагающих задач управления себестоимостью продукции (работ, услуг) является ее калькулирование. Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) — это расчет издержек на изготовление, приходящихся на единицу продукции (работ, услуг), связанных с использованием в процессе ее производства сырья, материалов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Калькуляция затрат предприятия необходима для расчета фактической или плановой себестоимости продукции и оценки издержек производства.

Обратите внимание!

Плановая калькуляция определяет среднюю себестоимость продукции (работ, услуг) на плановый период. Основная задача при составлении плановой калькуляции — оценка целесообразности дальнейшего выпуска продукции или выполнения работ (услуг). Кроме того, благодаря качественно составленной калькуляции затрат появляется возможность установить оптимальную цену для контрактации с контрагентами.

Фактическая калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражает фактическую себестоимость готовой продукции или выполненных работ. Кроме расходов, предусмотренных планом, в фактической калькуляции также отражаются расходы, не предусмотренные плановой калькуляцией.

Важно!

Фактическая калькуляция необходима для анализа себестоимости, оценки отклонения фактических показателей от плановых и позволяет правильно проводить планирование в дальнейшем.

Рассмотрим фактическую калькуляцию себестоимости продукции ООО «Альфа», занимающегося ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей.

В первую очередь в калькуляцию включаются расходы, которые стоит отнести к себестоимости по данным бухгалтерского учета.

Калькулирование на любом предприятии организуется в соответствии с определенными принципами, основным из которых является обоснованность отнесения статей затрат на себестоимость и их включение в цену.

В общем виде калькуляция имеет следующий вид (табл. 1).

Таблица 1. Фактическая калькуляция (ремонт агрегата А)

№ п/п

Наименование статей калькуляции

Сумма, руб.

1

Затраты на материалы всего

34 718,00

В том числе:

2

сырье и основные материалы

7112,00

3

вспомогательные материалы

0,00

4

покупные полуфабрикаты

0,00

5

возвратные отходы (вычитаются)

0,00

6

комплектующие изделия

27 606,00

7

транспортно-заготовительные расходы

0,00

8

топливо на технологические цели

0,00

9

энергия на технологические цели

0,00

10

тара (невозвратная) и упаковка

0,00

11

Затраты на оплату труда основных производственных рабочих всего

210 795,00

В том числе:

12

основная заработная плата

210 795,00

13

дополнительная заработная плата

0,00

14

Страховые взносы

63 238,50

В данную статью включают затраты на сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие и прочие затраты за вычетом стоимости реализуемых отходов.

Отходы — это остатки материалов, образовавшиеся в процессе производства и потерявшие свои потребительские качества.

Для достижения наилучшего результата на предприятиях зачастую утверждают нормы расхода материалов и устанавливают лимит расходов. Норма расхода — это максимально допустимое количество материалов, расходуемое на изготовление единицы продукции.

На практике также утверждают так называемые лимитные карты на списание материалов (табл. 2), в которых, собственно, устанавливают лимит на материалы. Если необходимо большее количество материалов, превышающее установленный лимит, пишут служебные записки на необходимое превышение количества материалов с обоснованием причины их потребности и выписывают их по отдельному требованию.

Таблица 2. Лимитная карта на материалы

№ п/п

Наименование ТМЦ

Единица измерения

Лимит

Отпущено

дата

количество

подпись получателя

1. Сырье и основные материалы

1.1

Масло А-154

л

1,50

07.03.2015

1,50

1.2

Грунт С-7112

кг

0,25

07.03.2015

0,25

n

Лак БП717

кг

0,05

07.03.2015

0,14

2. Комплектующие изделия

2.1

Шплинт 2×0,14

шт.

35,00

07.03.2015

35,00

2.2

Кольцо уплотнительное 2×10,3

шт.

21,00

07.03.2015

21,00

n

Кольцо уплотнительное 4×8,7

шт.

18,00

07.03.2015

18,00

Лимитная карта необходима в первую очередь для того, чтобы при выпуске каждого изделия не было случаев «забытых» материалов и комплектующих, а также для мониторинга за соблюдением лимита списания материалов. Также благодаря ведению таких карт постоянно и на каждое изделие или работу облегчается работа у бухгалтерии при списании материалов в производство.

В эту статью включают основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих, относящуюся на производство конкретных изделий или оказание услуг в качестве прямых затрат.

В состав основной заработной платы производственных рабочих включаются:

  • затраты на оплату труда, начисляемую за выполнение работ для конкретных категорий работающих, непосредственно участвующих в процессе производства или оказания услуг;
  • начисления стимулирующего характера, премии, надбавки к тарифным ставкам и окладам, предусмотренные системой оплаты труда в конкретной организации;
  • затраты на оплату труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, связанные с особым режимом работы и условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и т. д.

Дополнительная заработная плата — это компенсации, которые включают начисления за неотработанное время, установленные коллективным договором предприятия или иным локальным нормативным актом в соответствии с трудовым законодательством.

В случае составления плановой калькуляции для производственных предприятий с несколькими цехами и установленной повременной системой оплаты труда, как в ООО «Альфа», где утверждена нормативная трудоемкость на выполнение конкретных операций, можно составить следующую расшифровку затрат на оплату труда основных производственных рабочих (табл. 3).

Таблица 3. Затраты на оплату труда основных производственных рабочих

Вид работ

Трудоемкость и заработная плата, учтенные при составлении калькуляции

трудоемкость, нормо-часы

стоимость нормо-часа, руб.

основная заработная плата (фонд оплаты труда), руб.

Промывка

17,00

500,00

8500,00

Демонтаж агрегата А

34,00

500,00

17 000,00

Проверка агрегата А на стенде и ремонт

71,00

500,00

35 500,00

Монтаж агрегата

68,00

500,00

34 000,00

177,00

500,00

88 500,00

Итого повременно

367,00

500,00

183 500,00

Начисления стимулирующего характера

Начисления за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных

Начисления, обусловленные районным регулированием

Итого трудоемкость, основная заработная плата (фонд оплаты труда)

367,00

500,00

183 500,00

В эту статью включают издержки по управлению и обслуживанию производства в целом — затраты по оплате труда административно-управленческого аппарата плюс страховые взносы, командировочные расходы, почтовые расходы, затраты на канцелярские товары, охрану труда, соблюдение техники безопасности, информационные и консультационные услуги, услуги интернет-провайдеров, аренду офисных помещений и пр.

В соответствии с принятой на предприятии учетной политикой общехозяйственные расходы ООО «Альфа» распределяются между отдельными изделиями (услугами, заказами, работами) пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (по аналогии с распределением общепроизводственных расходов). Для распределения фактических общехозяйственных расходов используются данные бухгалтерского учета по счету 26 (табл. 6).

Таблица 6. Общехозяйственные расходы

Счет

Кор. счет

Дебет

Кредит

Статьи затрат

Изучив статьи затрат калькуляции, определив, какие расходы включаются в каждую из них, необходимо проанализировать себестоимость, сравнив плановую и фактическую калькуляции. Этот вид анализа позволяет эффективно оценить деятельность предприятия, необходим при разработке планов его дальнейшего развития, так как позволяет найти способы снизить себестоимость и, соответственно, повысить рентабельность предприятия.

3 основные цели сравнительного анализа плановой и фактической калькуляций:

  • проверить обоснованность плановой калькуляции, степень отклонения показателей плановой калькуляции от фактической;
  • изучить причины отклонения;
  • разработать способы снижения себестоимости (при наличии такой возможности).

Анализ структуры затрат калькуляции проводится на основе данных бухгалтерского учета при сопоставлении плановых показателей с фактическими. Проведем сравнительный анализ плановой и фактической калькуляции ООО «Альфа» на примере ремонта агрегата А.

Таблица 8. Сравнительный анализ плановой и фактической калькуляции

№ п/п

Наименование статей калькуляции

Плановая калькуляция, руб.

Фактическая калькуляция, руб.

Отклонения фактических показателей от плановых, руб.

Отклонения фактических показателей от плановых, %

1

Затраты на материалы всего

25 614,00

34 718,00

9 104,00

35,54

В связи с утверждением и внесением в Федеральный реестр сметных нормативов новых Методик по разработке и применению нормативов накладных расходов (приказ Минстроя России № 812/пр от 21.12.2020) и сметной прибыли (приказ Минстроя России № 774/пр от 11.12.2020) дополнительно сообщаем о признании не подлежащими применению с 1 июля 2021 года методических указаний по определению величины сметной прибыли (МДС 81-25.2001) и накладных расходов (МДС 81-33.2001 и МДС 81-34.2001) в строительстве (приказ Минстроя России № 245/пр от 21.04.2021).

Накладные расходы в смете – что это?

Активы организации

Акт простоя работ: образец

Оценка товаров в бухгалтерском учете

Бланки строгой отчетности в 2018 году

Накладные расходы – это дополнительные затраты, не относящиеся напрямую к основному производству, не входящие в оплату труда основного персонала и в стоимость сырья. Для предприятия такие затраты важны не меньше, чем прямые расходы, поскольку позволяют обеспечить работу всего предприятия. Что включается в накладные расходы, каким образом они распределяются и нормируются, расскажем в нашей статье.

Специфика накладных расходов такова, что их невозможно сразу отнести на какой-то конкретный вид производимой продукции, или оказываемых услуг, но игнорировать их нельзя, поскольку это может привести к ошибкам в ценообразовании. Поэтому, чтобы определить затраты на единицу продукции, накладные расходы в калькуляции подлежат распределению:

  • пропорционально зарплате основного персонала,
  • пропорционально стоимости сырья и материалов,
  • пропорционально выручке, объемам продаж и т.д.

Каким образом будет происходить это распределение, организация решает сама:

  • если в компании большая численность основного производственного персонала, имеет смысл рассчитывать производственные накладные расходы в пропорции к ФОТ работников основного производства;
  • при небольшом количестве основных рабочих (например, при полностью автоматизированном производстве) накладные расходы лучше распределять в пропорции к объемам продаж, либо ко времени работы производственного оборудования (машино-часам);
  • базой для распределения может быть и отношение прямых расходов, произведенных на единицу продукции, к общей сумме расходов. Такой способ удобен предприятиям, где прямые затраты значительно превышают косвенные расходы;
  • методы расчета накладных расходов могут применяться комбинированно, что применимо на больших предприятиях, выпускающих очень широкий ассортимент товаров, или оказывающих множество различных услуг.

Плановая и фактическая калькуляция: задачи и отличия

При определении цены реализации и для дальнейшего планирования важно определить величину, позволяющую увидеть соотношение прямых и накладных расходов, то есть вычислить процент накладных расходов от прямых затрат.

Для этого сумма накладных расходов делится на сумму прямых расходов (или на сумму одного из видов прямых затрат), а результат умножается на 100%. Чем продолжительнее будет период, за который берутся данные для вычисления, тем точнее будет полученное соотношение.

Пример

Общая сумма накладных расходов на предприятии за 2016 год составила 25500 тыс. руб., а зарплата основных рабочих за тот же период – 23100 тыс. руб. Процент накладных расходов составил:

25500 тыс. руб. / 23100 тыс. руб. х 100 = 110,4%

В 2017 г. решено снизить накладные расходы до 70%, для чего проведено сокращение непроизводственного штата. В результате годовая сумма накладных затрат предприятия, при том же размере ФОТ основного персонала, составит 16170 тыс. руб. (23 100 тыс. руб. х 70%).

Основным документом, в котором приводится формула с примером расчета накладных расходов в смете, являются методические указания МДС 81-33.2004. В данных указаниях в разделе 3 подробно приводится объяснение того, что это — НР от ФОТ в смете.

Согласно МДС в локальной смете размер накладных расходов определяется от ФОТ, или фонда оплаты труда. Иногда можно услышать такую формулировку, что это — НР от ЗП в смете, то есть коэффициент накладных расходов вычисляется от зарплаты. Однако такая формулировка не совсем корректна, ведь фонд оплаты труда включает в себя зарплату не только рабочих, но и машинистов. Поэтому рекомендуется применять понятие, что вычисляются НР от ФОТ.

Таким образом, становится понятно, что накладные расходы в смете — это процент, и от чего именно этот процент вычисляется. Основа определения накладных расходов в строительстве это:

  • укрупненные нормативы. Данный вид нормативов применяется на основании видов строительства, что в дальнейшем применяется при составлении инвесторских сметных расчетов;
  • начисление накладных расходов по видам работ: строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных. Такие нормативы накладных расходов используются при формировании локальных смет, смет по форме №4.
  • индивидуальная норма определенной подрядной организации.

Для определения норм НР и СП при составлении сметной документации важно основываться на упомянутых выше методических указаниях по определению величины накладных расходов при строительстве того или иного объекта.

Следует также отметить, что МДС81-33.2004 носят рекомендательный характер. МДС определяет, какой процент накладных расходов в смете будет учтен при исчислении сметной стоимости строительства и строительной продукции. Кроме процента накладных расходов от прямых затрат, а точнее от ФОТ, в МДС содержатся основные данные о структуре накладных расходов, нормативе накладных расходов и норме накладных расходов. Помимо этого, в данных методических указаниях возможно найти, как считаются накладные расходы НР в общем, а также методику расчета индивидуальных норм. Таким образом, очевидно что при поиске того, какой документ регламентирует порядок определения накладных расходов, таким документом будет являться МДС 81-33.2004.

Кроме того, для инвесторов, подрядчиков и проектировщиков МДС является источником информации о том, какой процент накладных расходов должен быть учтен в смете по форме №4, локальных сметах или локальных ресурсных сметных расчетах, а также о том, как считаются накладные расходы в смете.

В сметной стоимости уровень накладных расходов отражает среднеотраслевые необходимые затраты, входящие в цену строительной продукции. Выше в краткой форме было перечислено, что входит в накладные расходы в строительстве. Следует также отметить, что МДС 81-33.2004 предусматривают расчет в смете накладных расходов в зависимости от уровня цен. То есть нормативы накладных расходов зависят от уровня цен сметной документации. Текущие цены — это цены на данный момент, то есть на момент составления сметной формы. А базисные цены — это уровень цен 2001 года. Таким образом, размер накладных расходов в строительстве, как было указано выше, считается по формулам, приведенным в МДС 81-33.2004. Для более ясного понимания того, как считать накладные расходы в смете, на рисунке 1 приведены примеры формул из вышеуказанного МДС.

Накладные расходы и сметная прибыль в строительстве — понятия очень близкие друг к другу, поэтому при ответе на вопрос, что это — НР и СП в смете, следует иметь представление об обоих понятиях. Как уже было отмечено, распределение накладных расходов в строительстве по статьям затрат довольно широко на разные виды затрат. Сметная прибыль же включает в себя, как можно понять из названия, прибыль предприятия при строительстве любого объекта. Норматив накладных расходов и сметной прибыли в сметных формах может быть подсчитан одной строкой при подведении итогов, или же в каждой позиции сметы. Это будет зависеть от требований к сдаче сметной документации для проверки и утверждения в каждом конкретном случае.

Норма накладных расходов и сметной прибыли в строительстве имеет схожие черты в подсчете. И если есть метод, как посчитать накладные расходы в смете, то, очевидно есть и алгоритм подсчета размера сметной прибыли для каждого вида работ. Это касается и того, что учтено в накладных расходах в смете, ведь при учете сметной прибыли так же существует свой порядок и нормативы. Как можно увидеть на рисунке 2, существуют нормативы сметной прибыли по видам работ.

Что сидит в накладных расходах сметы и что включают накладные расходы в смете, было рассмотрено выше. Также были приведены некоторые формулы для понимания того, как считать накладные расходы. О том, что такое НР от ФОТ в смете и как считать НР от ФОТ в смете, легче всего получить представление, изучив пример сметы или хотя бы расценки из сметы.

На рисунке 3 приведен пример расценки в смете на светильник светодиодный накладной. Необходимо заметить, что в данном случае расценка применена спонтанно, то есть без обоснования применения данного конкретного шифра в виду отсутствия реальных проектных данных. Как можно увидеть, размер накладных расходов в данном случае составляет 95% от ФОТ. Уровень накладных расходов подсчитывается от вида работ и приводится до подведения общего итога. Следует отметить, что накладные расходы в «Гранд-смете» подсчитываются автоматически.

Что входит в накладные расходы

  • Общестроительные работы
  • Ремонтные работы
  • ПНР и АСУ ТП
  • ПИРы
  • Договорная работа
  • Арбитражная практика
  • Сметное нормирование
  • Проектная документация
  • Исполнительная документация
  • Технические регламенты
  • Экспертиза документации
  • Организация строительства
  • Строительный контроль
  • Договорная работа
  • Ввод в эксплуатацию
  • 100 вопросов сметчика — принципиально новый формат образовательной площадки
  • Вопрос определения сметной стоимости, сметного нормирования, ценообразования работ и затрат в строительстве.
  • Аналоговый метод расчета смет на ПИР. Подбор аналогов. Часть 2.
  • Аналоговый метод расчета смет на ПИР. Общие правила применения метода для смет на ПИР. Часть 1.
  • «100 вопросов сметчика» — новый формат образовательной площадки.
  • О накладных расходах и сметной прибыли
  • В Красноярске завершилась ежегодная «Неделя сметчика»
  • Планирование непредвиденных затрат с учетом рисков в строительстве
  • Частота использования дополнительных коэффициентов при определении стоимости проектно-изыскательских работ
  • Техническая документация
  • О соблюдении авторских прав
  • Персональные данные
  • Условия использования
  • Сертификация
  • Контактная информация

Расчет накладных расходов

0,9 0,85 Если смета составлена для ремонтно-строительных работ, но по общестроительным сборникам. Приложение 4 МДС 81-33.2004 Примечание 1.
0,6 0 При ведении строительства хозспособом (строительство или ремонт за счет собственных средств и с помощью непрофильных отделов, цехов или отдельных сотрудников предприятия), без заключения договоров подряда на выполнение работ.

К накладным расходам существуют также такие коэффициенты, как: 1,2 – необходимо использовать при составлении сметы на реконструкцию и капитальный ремонт действующих атомных электростанций и других объектов с ядерными реакторами, а также на реконструкцию объектов метрополитена, мостов, путепроводов, искусственных сооружений, относящихся к категории сложных. 0,9 – при выполнении работ по капитальному ремонту оборудования (ГЭСНмр-2001-41) в жилых и общественных зданиях.

Важным этапом расчета дополнительных трат является определение процента накладных расходов от прямых затрат. Для каждой статьи расходов он установлен индивидуально:

  • Для административно-хозяйственных – не более 43,45%;
  • Для обслуживания рабочего штата – 37,32%;
  • Для организации управления работами на объектах – 15,7%;
  • Прочие расходы (платеж по кредитам, выплата налогов, амортизация) – 3,53%.

Чтобы начать расчет накладных расходов, следует определить природу их происхождения. На каждом предприятии для расчета накладных расходов формула может быть своя. Главное определиться, к какому процессу они привязаны:

  • К участию в инвестиционных проектах и тендерах;
  • Формирование рабочих проектов и осуществлению выплат по ним;
  • При осуществлении основных и вспомогательных рабочих процессов.

При этом расчет выполняется согласно установленным правилам, исходя из выбранного объекта отчисления. Например, за основу взят фонд заработной платы с определением коэффициента по общехозяйственным накладным затратам, которые должны быть прямо пропорциональны общим затратам предприятия.

В таком случае большинство бухгалтеров определяет суммарную стоимость трат производства по всем статьям хозяйственной деятельности. Далее определяется общая сумма всех накладных расходов. Для этого в смету вносится стоимость одной единицы продукции по каждой категории отдельно.

Важно: расчет себестоимости продукции должен проводиться согласно установленным нормативными документами РФ правилам.

Вариант расчета, формула и основные критерии должны быть указаны в учетной политике компании с учетом опыта прошлых периодов и прогнозируемых изменений в будущем.

Накладные затраты – часть работы каждой компании. Они должны быть соизмеримы и не превышать прямые затраты. Их подсчет выполняется по усмотрению компании, и на основании установленной политики. При этом их контроль обязателен, чтобы знать, на какой доход может рассчитывать предприятие, и своевременно его увеличивать путем контроля косвенных издержек.

Для строительных компаний разработаны и применяются нормативы расчета накладных расходов для конкретных видов строительства и СМР. Они периодически обновляются, поскольку коррективы в общепринятые НПА вносятся постоянно.

В настоящее время процент накладных расходов в смете (на основе расчетов по справочникам государственных элементных сметных норм) по блокам затратных статей в строительстве составляет – 43,45% по АУР, 37,32% на затраты по обслуживанию рабочего персонала, 15,7% на организацию работ на объектах и 3,53% на прочие затраты.

Гибкое планирование накладных расходов

Накладные расходы относят к косвенным затратам. Их можно рассматривать как дополнительную часть прямых издержек. К НР относят затраты, не связанные напрямую с себестоимостью производства продукции или оказания услуг предприятием. Рассматривается экономическая связь: движение денежного потока на покрытие производимых операций.

Прямые и накладные затраты не могут существовать отдельно. В одном случае издержки могут быть косвенными. В другом они же становятся прямыми. К примеру, сумма оплаты потребленного электричества конкретным участком будет косвенной издержкой в отношении всей линии производства. Но прямые издержки понесет именно этот цех.

Себестоимость конечной цены ГП – стоимостное выражение затраченных при производстве изделий ресурсов. Чтобы корректно определить стоимость продукции, необходимо не только включить в цену прямые затраты, но и не забыть про часть НР. При ценообразовании накладные расходы и сметная финансовая прибыль закладываются в специальную проектно-сметную документацию в целях бюджетирования, анализа и последующего контроля показателей

В процессе важно отталкиваться от общих методов формирования таблиц, но данные устанавливаются отдельно по каждому виду товара или услуги. Таким образом, основной целью плановой калькуляции является определение потребления накладных расходов и прямых на единицу изделия

В зависимости от выпускаемой продукции и/или сферы услуг компании производится учет для каждого отдельно взятого случая. Механизм и порядок формирования документов установлен законодательством России. При этом все издержки подразделяются на три основные группы по нормам, определению и характеристикам:

  • для отдельных условий применяются индивидуальные нормативы по предприятиям, они отличаются от усредненных значений;
  • для оплаты выполненных работ либо при формировании рабочих проектов рекомендуется применять нормы для ремонтно-строительных, монтажных и отдельных видов процесса строительства;
  • для инвестиционных проектов (смет), создания тендерных программ – нормативы по отдельным видам работ (строительных).

Расчет накладных расходов в калькуляции напрямую зависит от типа деятельности (специфики работы) и других факторов (показателей). Все нормативы локально регулируются законодательством, назначаются плановые мероприятия, вносятся и утверждаются изменения (коррективы) для каждой отраслевой деятельности: в сельском хозяйстве, торговле и пр.

Если делать привязку к строительству, тогда следует учитывать следующее: территориальную привязку (от 10 до 20%); отраслевые показатели по отдельным видам работ (монтажные, ремонтные, строительные пр.), ФОТ (фонд оплаты труда).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *