Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процент накладных расходов в калькуляции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.
Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.
Об организации учета затрат читайте в материале «Система учета производственных затрат и их классификация».
Какой процент накладных расходов от прямых затрат?
Величина соотношения прямых затрат и накладных расходов законодательно не устанавливается. Каждая организация руководствуется особенностями собственного производственного процесса и собственными данными для расчета этого соотношения.
Однако для ряда отраслей существуют укрупненные нормативы накладных расходов, на которые организациям следует ориентироваться хотя бы при составлении плановых калькуляций с правом дальнейшего уточнения соотношения. Применять подобные нормативы рекомендуется при оценке затрат:
- в строительстве (постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, приказ Минрегиона РФ от 16.11.2010 № 497, письма Минстроя РФ от 13.11.1996 № ВБ-26/12-367, Госстроя РФ от 18.10.1993 № 12-248, Росстроя от 08.07.2004 № АП-3462/06);
- при планово-предупредительных ремонтах производственных зданий и сооружений (постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279);
- для проведения экспертиз безопасности объектов и видов деятельности в области атомной энергетики (приказ Ростехнадзора от 24.03.2014 № 114);
- при реставрации, консервации и ремонте памятников истории и культуры (приказ Минкультуры СССР от 25.01.1984 № 35);
- для проведения экспертизы культурных ценностей (приказ Минкультуры России от 14.01.2003 № 22);
- в химической промышленности (приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2);
- при добыче и обогащении угля или сланца (инструкция, утвержденная Минтопэнерго РФ 25.12.1996);
- для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и оценок (приказ Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907).
В большинстве этих документов определение процента накладных расходов рекомендуется осуществлять от фонда оплаты труда, входящего в состав прямых затрат. При этом он может устанавливаться разным для разных видов и условий осуществления работ.
Установление процента накладных расходов важно для определения цен реализации продукции и осуществления прогнозов экономического характера. Первый такой расчет основывается на плановых данных. В дальнейшем соотношение расходов уточняется по мере получения фактических цифр. Пропорция между прямыми затратами и накладными расходами может устанавливаться от разных показателей прямых затрат (общей их суммы, общего объема какого-либо вида затрат, величины затрат, сформированных по конкретному объекту, его части или месту осуществления работ), что дает дополнительный материал для анализа и уточнения смет (калькуляций).
- Постановление Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1
- Приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 N 2
Планирование и учет всех расходов, в том числе и накладных, производится в определенном порядке:
- Вычисляется общая сумма затрат на общехозяйственную деятельность компании.
- Определяется количество накладных издержек, которые нужно будет включить в смету на единицу каждого вида из ассортимента продукции.
ВНИМАНИЕ! Нужно принимать во внимание законодательные лимиты для накладных затрат по конкретным статьям и нормы, определенные внутренними нормативными актами компании.
Закон определяет состав и пределы накладных издержек в строительной и медицинской отраслях.
В этой отрасли планирование накладных расходов особенно важно. Составляется смета, в которой отмечаются средние расходы по отрасли, которые входят в себестоимость строительной продукции или услуг.
Нормирование расходов в строительной сфере регламентируется Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, утверждаемых Постановлением Госстроя России (отдельно по районам Крайнего Севера и приравненным к ним). В этих документах определяется коэффициент, который нужно применить для определения накладных расходов по определенной строительной деятельности, а также уточняется область ее применения. За базу принимается фонд оплаты труда строительных рабочих. Распределение коэффициентов проводится по таким основным видам строительства:
- промышленное;
- сельскохозяйственное;
- транспортное;
- жилищное;
- энергетическое;
- связанное с водным хозяйством;
- в области атомной энергетики;
- реставрационные работы;
- капитальные ремонты;
- другие виды.
К СВЕДЕНИЮ! Накладные расходы по нормативам в строительстве нужно применять на стадии составления сметы, а также при расчете за выполненные работы.
Нормы и состав накладных расходов в медицинской отрасли регламентированы приказом Минздравмедпрома России № 60 от 14.03.1995 года. Согласно положениям этого приказа, в себестоимость медпомощи должны включаться все годовые затраты медучреждения:
- зарплата всех видов персонала, кроме медицинского, со всеми начислениями;
- расходы на покупку мебели, канцелярских, бытовых товаров (всего, кроме лекарств и перевязочного материала);
- средства для осуществления ремонта.
За основу принимается фонд заработной платы медперсонала, оказывающего конкретные медицинские услуги, из расчета коэффициента в 1,5.
ВАЖНО! Как правило, в медицине накладные расходы значительно выше, чем в строительстве.
В соответствии с пунктом 33 статьи 1, пунктом 7.5 части 1 статьи 6, частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2017, № 31, ст. 4740), подпунктом 5.4.23(1) пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6117; 2016, № 47, ст. 6673), приказываю:
утвердить прилагаемую Методику по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Министр | И.Э. Файзуллин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2021 г.
1. Методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее — Методика) предназначена для определения методов разработки и применения нормативов накладных расходов, используемых при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее — строительство), определяемой в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2019, № 26, ст. 3317).
2. При составлении сметной документации в локальных сметных расчетах (сметах) и (при необходимости) в составе прочих затрат главы 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства (далее — ССРСС) учитываются накладные расходы, включающие в себя косвенные затраты, связанные с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением, обслуживанием, включаемые в себестоимость строительства объектов капитального строительства и предусмотренные главами III «Затраты, учитываемые при определении нормативов накладных расходов по видам работ» и IV «Затраты, не учитываемые при определении нормативов накладных расходов по видам работ, но относимые к накладным расходам» Методики.
3. Разработка нормативов накладных расходов осуществляется расчетно-аналитическим методом с использованием принципа усреднения в соответствии со структурой прямых затрат по видам строительных, ремонтно-строительных работ, работ по монтажу оборудования (монтажных работ), капитального ремонта оборудования, пусконаладочных и прочих работ (далее — виды работ), предусмотренных сметными нормами на строительные (далее — ГЭСН), ремонтно-строительные (далее — ГЭСНр), пусконаладочные (далее — ГЭСНп) работы, монтаж и капитальный ремонт оборудования (далее соответственно — ГЭСНм, ГЭСНмр), сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. № 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный № 51079) (далее — сметные нормы, ФРСН соответственно).
4. Нормативы накладных расходов разрабатываются как с учетом усредненных по всем видам работ (далее — среднеотраслевые) затрат организаций, осуществляющих строительство, на покрытие накладных расходов, сформированных на основании официальной статистической отчетности о затратах на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) по отрасли «Строительство» (далее — Форма о затратах), публикуемой Федеральной службой государственной статистики в соответствии с подпунктом 5.21 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 420 «О Федеральной службе государственной статистики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 23, ст. 2710), и пунктом 1.32.4 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 20, ст. 2383; 2017, № 7, ст. 1133), так и в сравнении с фактическими данными строительных организаций о произведенных ими затратах на оплату труда, эксплуатацию машин и механизмов, приобретение материалов, изделий, конструкций (далее — прямые затраты), оборудования и накладные расходы, полученными от строительных организаций при разработке Методики.
Нормативы накладных расходов, приведенные в приложении к Методике, сформированные по видам работ в процентах от размера средств на оплату труда (фонда оплаты труда, учитываемого в составе сметных прямых затрат (далее — ФОТ) рабочих-строителей, машинистов и пусконаладочного персонала (далее — рабочие, занятые в строительной отрасли), дифференцируются по территории строительства:
для территории Российской Федерации, не относящейся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (далее — Территория);
для территории Российской Федерации, относящейся к районам Крайнего Севера (далее — РКС);
для территории Российской Федерации, относящейся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (далее — МПРКС).
5. Определение нормативов накладных расходов для Территории осуществляется в соответствии со структурой сметных прямых затрат по видам работ, предусмотренных сметными нормами, сведения о которых включены в ФРСН, на основании среднеотраслевого показателя накладных расходов, сформированного в целом для Территории.
6. Определение среднеотраслевых нормативов накладных расходов для Территории, РКС и МПКРС осуществляется с учетом распределения данных Формы о затратах применительно к Территории, РКС, МПРКС в соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 16, ст. 551; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607), как отношение суммы затрат накладных расходов, рассчитанных по Форме о затратах для Территории, РКС и МПКРС по статьям затрат (материальные затраты, оплата труда, страховые взносы, амортизация основных средств, арендная плата и прочие затраты) с учетом их долей к сумме затрат на заработную плату, учитываемую в составе сметных прямых затрат, определенной по Форме о затратах для соответствующей территории.
7. Определение нормативов накладных расходов по видам работ для Территории осуществляется на основании расчетов, составленных по видам сборников сметных норм или разработанных на их основе федеральных единичных расценок и составляющих федеральных единичных расценок, сведения о которых включены в ФРСН, с учетом влияния ФОТ, учитываемого в составе сметных прямых затрат, и долей затрат накладных расходов, величина которых зависит или не зависит от ФОТ.
8. Особенности формирования нормативов накладных расходов по видам работ для РКС и МПРКС, связанные с экономико-географическими и природно-климатическими условиями таких районов и местностей, учитываются посредством применения к нормативам накладных расходов для Территории корректирующих коэффициентов, рассчитанных как отношение общеотраслевых показателей накладных расходов, сформированных для территории, относящейся к МПРКС, и отдельно для территории, относящейся к РКС, к среднеотраслевому показателю величины накладных расходов для Территории с учетом структуры сметных прямых затрат по видам работ.
Расчет себестоимости услуг: практикум для главбухов и финдиров
10. Нормативы накладных расходов по видам работ, приведенные в приложении к Методике, учитывают затраты строительных организаций на административно-хозяйственные расходы, обслуживание работников строительства, организацию работ на строительных площадках и прочие накладные расходы, указанные в пунктах 11-14 Методики.
11. Административно-хозяйственные расходы включают следующие затраты:
а) расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала:
18. При составлении локальных сметных расчетов (смет) накладные расходы определяются как произведение нормативов накладных расходов по видам работ, приведенных в приложении к Методике, и суммы средств на оплату труда рабочих, занятых в строительной отрасли, учитываемых в локальных сметных расчетах (сметах) для соответствующего вида работ.
19. Затраты, относимые к накладным расходам в строительстве, но не включенные в нормативы накладных расходов по видам работ, при составлении сметной документации учитываются дополнительно в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.
20. Выбор нормативов накладных расходов осуществляется при составлении локальных сметных расчетов (смет) по видам работ в соответствии с графой 6 таблицы, приведенной в приложении к Методике, с учетом территории строительства.
Установлены правила разработки и применения нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта, сноса капитальных объектов.
Нормативы разрабатываются расчетно-аналитическим методом с использованием принципа усреднения в соответствии со структурой прямых затрат по видам строительных, ремонтно-строительных работ, работ по монтажу оборудования (монтажных работ), капремонта оборудования, пусконаладочных и прочих работ.
В частности, учитываются административно-хозяйственные расходы, расходы на обслуживание работников строительства, на организацию работ на строительных площадках.
Полная себестоимость включает затраты:
- материальные;
- сырьевые;
- энергетические;
- социальные взносы;
- амортизационные начисления.
При оказании услуг, когда составляют калькуляцию, затраты классифицируют по видам:
- прямые (заработок работников, участников конкретного процесса);
- косвенные (зарплата руководства организации);
- постоянные (амортизация оборудования, обязательные взносы);
- переменные (закупка материалов).
Рассмотрим на примере организации праздничных торжеств. К прямым затратам агентства относится зарплата персонала, к косвенным расходам — заработок предпринимателя. Постоянные — перечисления обязательных взносов в ФНС, ПФР, ФСС. Атрибутика для обеспечения украшений залов при проведении торжеств — переменные показатели.
Калькуляция стоимости услуг: образец, способы и порядок расчета
Перед тем как рассчитать себестоимость услуги нужно выбрать основные показатели:
- материальные расходы, куда включен размер общих производственных затрат с потреблением энергетических ресурсов, топлива, воды;
- зарплату сотрудников, занятых на объекте, а также обслуживающего персонала, руководства и ИТР;
- обязательные отчисления в фонды;
- амортизационные начисления;
- прочие издержки.
Для расчета используют формулу:
Ps = Cm + Z + Ot + Ao + Cr+ Tr, где:
- Ps — полная стоимость услуг;
- Cm — материальные и сырьевые издержки;
- Z — зарплата руководства;
- Ot — заработок рабочих;
- Ao — амортизация;
- Cr — страховые перечисления;
- Tr — транспортные расходы.
К этому значению прибавляют наценку и озвучивают клиенту. Разница между фактической ценой и себестоимостью — это прибыль предприятия.
При составлении калькуляции на услуги применяется позаказный метод. Этот способ актуален при предоставлении услуг:
- строительных;
- ремонтных;
- по пошиву одежды;
- по производству мебели;
- парикмахерских;
- фитнес-центров и др.
На каждый вид услуг выполняют отдельные расчеты, учитывая особенность функций и составных параметров. Позаказную методику используют после завершения работ, так как для расчетной операции необходимы фактические данные.
Схема калькуляции состоит из подробного описания расходов на единицу выполненных работ. Этот параметр измеряется разными способами в зависимости от сферы применения:
- стоимость по затраченным часам применяется в образовательной деятельности;
- ремонт помещений измеряется по объему площадей и качества выполненных работ;
- пассажирские и грузоперевозки определяются по расстояниям.
В структуру затрат входят разные виды работ, которые состоят из статей расходов:
- материалов;
- сырьевой базы;
- оплаты труда сотрудников;
- социальных взносов;
- амортизационных издержек оборудования;
- налогов;
- процентных выплат по займам;
- итогового результата.
Алгоритм калькуляции затрат на услуги:
- определение цены за единицу работ в объеме предполагаемого выполнения (например, ремонта двигателя машины, перевозки 3 тонн грузов на 60 км, проведение индивидуальных частных уроков в течение 15 часов, отделка шпаклевкой 100 м2 площади стен);
- составление подробного списка затрат с учетом себестоимости;
- определение тарифных ставок.
Структура калькуляции, например, транспортных услуг, будет следующей:
- зарплата водителей, автослесарей, руководителей транспортного предприятия;
- социальные отчисления;
- расходы на обслуживание машин, ремонты, горючее и смазочные материалы;
- сезонная замена шин, масла;
- оплата налогов.
После расчета себестоимости услуг планируют прибыль. Сложность выполнения услуги напрямую влияет на структуру калькуляции. Например, когда выполняют ремонт комнаты, учитывают не только площадь, но и количество дверных и оконных откосов, планировку стен и потолка. При составлении сметы определяют объем расходов на штукатурку, монтаж натяжного потолка или облицовку кафелем. В результате подводят итог и оценку каждой операции.
Эффективный инструмент по оптимизации и автоматизации контекстной рекламы
- Забудьте про ручное управление ставками, машинное обучение сделает все за вас
- Полная интеграция с Яндекс.Директ и Google Adwords
- Автоматическая оптимизация ставок для получения большего количества лидов
- Бесплатно для клиентов Calltouch
от 990 рублей в месяц
- Автоматически собирайте данные с рекламных площадок, сервисов и CRM в удобные отчеты
- Анализируйте воронку продаж от показов до ROI
- Настройте интеграции c CRM и другими сервисами: более 50 готовых решений
- Оптимизируйте свой маркетинг с помощью подробных отчетов: дашборды, графики, диаграммы
- Кастомизируйте таблицы, добавляйте свои метрики. Стройте отчеты моментально за любые периоды
Калькуляция с расшифровкой затрат
Одной из основополагающих задач управления себестоимостью продукции (работ, услуг) является ее калькулирование. Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) — это расчет издержек на изготовление, приходящихся на единицу продукции (работ, услуг), связанных с использованием в процессе ее производства сырья, материалов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Калькуляция затрат предприятия необходима для расчета фактической или плановой себестоимости продукции и оценки издержек производства.
Обратите внимание!
Плановая калькуляция определяет среднюю себестоимость продукции (работ, услуг) на плановый период. Основная задача при составлении плановой калькуляции — оценка целесообразности дальнейшего выпуска продукции или выполнения работ (услуг). Кроме того, благодаря качественно составленной калькуляции затрат появляется возможность установить оптимальную цену для контрактации с контрагентами.
Фактическая калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражает фактическую себестоимость готовой продукции или выполненных работ. Кроме расходов, предусмотренных планом, в фактической калькуляции также отражаются расходы, не предусмотренные плановой калькуляцией.
Важно!
Фактическая калькуляция необходима для анализа себестоимости, оценки отклонения фактических показателей от плановых и позволяет правильно проводить планирование в дальнейшем.
Рассмотрим фактическую калькуляцию себестоимости продукции ООО «Альфа», занимающегося ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей.
В первую очередь в калькуляцию включаются расходы, которые стоит отнести к себестоимости по данным бухгалтерского учета.
Калькулирование на любом предприятии организуется в соответствии с определенными принципами, основным из которых является обоснованность отнесения статей затрат на себестоимость и их включение в цену.
В общем виде калькуляция имеет следующий вид (табл. 1).
Таблица 1. Фактическая калькуляция (ремонт агрегата А)
№ п/п |
Наименование статей калькуляции |
Сумма, руб. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Затраты на материалы всего |
34 718,00 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В том числе: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
сырье и основные материалы |
7112,00 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
вспомогательные материалы |
0,00 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
покупные полуфабрикаты |
0,00 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
возвратные отходы (вычитаются) |
0,00 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
комплектующие изделия |
27 606,00 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
транспортно-заготовительные расходы |
0,00 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
топливо на технологические цели |
0,00 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
энергия на технологические цели |
0,00 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
тара (невозвратная) и упаковка |
0,00 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Затраты на оплату труда основных производственных рабочих всего |
210 795,00 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В том числе: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
основная заработная плата |
210 795,00 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
дополнительная заработная плата |
0,00 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Страховые взносы |
63 238,50 В данную статью включают затраты на сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие и прочие затраты за вычетом стоимости реализуемых отходов. Отходы — это остатки материалов, образовавшиеся в процессе производства и потерявшие свои потребительские качества. Для достижения наилучшего результата на предприятиях зачастую утверждают нормы расхода материалов и устанавливают лимит расходов. Норма расхода — это максимально допустимое количество материалов, расходуемое на изготовление единицы продукции. На практике также утверждают так называемые лимитные карты на списание материалов (табл. 2), в которых, собственно, устанавливают лимит на материалы. Если необходимо большее количество материалов, превышающее установленный лимит, пишут служебные записки на необходимое превышение количества материалов с обоснованием причины их потребности и выписывают их по отдельному требованию. Таблица 2. Лимитная карта на материалы
Лимитная карта необходима в первую очередь для того, чтобы при выпуске каждого изделия не было случаев «забытых» материалов и комплектующих, а также для мониторинга за соблюдением лимита списания материалов. Также благодаря ведению таких карт постоянно и на каждое изделие или работу облегчается работа у бухгалтерии при списании материалов в производство. В эту статью включают основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих, относящуюся на производство конкретных изделий или оказание услуг в качестве прямых затрат. В состав основной заработной платы производственных рабочих включаются:
Дополнительная заработная плата — это компенсации, которые включают начисления за неотработанное время, установленные коллективным договором предприятия или иным локальным нормативным актом в соответствии с трудовым законодательством. В случае составления плановой калькуляции для производственных предприятий с несколькими цехами и установленной повременной системой оплаты труда, как в ООО «Альфа», где утверждена нормативная трудоемкость на выполнение конкретных операций, можно составить следующую расшифровку затрат на оплату труда основных производственных рабочих (табл. 3). Таблица 3. Затраты на оплату труда основных производственных рабочих
В эту статью включают издержки по управлению и обслуживанию производства в целом — затраты по оплате труда административно-управленческого аппарата плюс страховые взносы, командировочные расходы, почтовые расходы, затраты на канцелярские товары, охрану труда, соблюдение техники безопасности, информационные и консультационные услуги, услуги интернет-провайдеров, аренду офисных помещений и пр. В соответствии с принятой на предприятии учетной политикой общехозяйственные расходы ООО «Альфа» распределяются между отдельными изделиями (услугами, заказами, работами) пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (по аналогии с распределением общепроизводственных расходов). Для распределения фактических общехозяйственных расходов используются данные бухгалтерского учета по счету 26 (табл. 6). Таблица 6. Общехозяйственные расходы
|