Считается ли ГОСТ нормативно правовым актом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Считается ли ГОСТ нормативно правовым актом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вопрос: Прошу разъяснить носит ли характер добровольного или обязательного применения Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

В самом приказе Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст, которым данный ГОСТ был введен в действие, прямо указывается на добровольность его применения, что в полной мере соответствует положениям Закона о стандартизации.

Однако суды выносят решения о привлечении к административной и уголовной ответственности за неисполнение требований указанного ГОСТа (например, приговором Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 10.05.2018 по делу N 1-67/2018 было осуждено должностное лицо, в описательной части приговора суд указывает на невыполнение им пунктов указанного ГОСТа). Также привлекаются к административной ответственности за неисполнение ГОСТа 12.0.004-2015 и работодатели (например, решение Ростовского областного суда от 17.05.2018 по делу N 11-566/2018 и т.п.).

В связи с этим вопрос — обязательно ли работодателю выполнять требования ГОСТа или нет?

Ответ: Управление технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии рассмотрело обращение по вопросу применения ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и в рамках установленной компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Отношения поставщика и потребителя в части применения того или иного стандарта должны быть установлены в договоре поставки.

Согласно статье 27 Федерального закона нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта и в случае, если Правительство Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», иные заинтересованные государственные корпорации уполномочены на установление соответствующих требований.

Одновременно сообщаем, что ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» входит в Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор» утвержденный Приказом Ростехнадзора от 10 июля 2017 г. N 254 «Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор») П-01-01-2017″.

И.о. заместителя начальника
Управления технического
регулирования и стандартизации
И.А. Киреева

Гост не является нормативным правовым актом


С 1 марта 2017 г. действует ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Росстандарт разъяснил:

— документы национальной системы стандартизации применяются добровольно, если иное не установлено законом;

— изготовитель и (или) исполнитель обязаны применять национальный стандарт, если они публично заявили о соответствии продукции стандарту, ГОСТ указан на маркировке, в эксплуатационной или иной документации, продукция маркирована знаком национальной системы стандартизации;

— отношения поставщика и потребителя по применению стандартов нужно определить в договоре.

Нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники для обеспечения выполнения требований акта и в случае, если органы власти, госкорпорации уполномочены вводить соответствующие требования.

Упомянутый ГОСТ входит в перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора.

В России вступают в силу новые правила контроля над бизнесом

Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее — обязательные требования).

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований:

1) составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;

2) устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-разыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности;

3) устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;

4) в сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и таможенном деле в Российской Федерации;

5) в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов;

6) устанавливаемых стандартами и порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями и федеральными государственными образовательными стандартами;

7) устанавливаемых нормативными правовыми актами, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета, разрабатываемыми на основе Международных стандартов финансовой отчетности, а также устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

3. Порядок установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 2. Правовое регулирование установления обязательных требований

1. Обязательные требования устанавливаются федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

2. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, обязательные требования могут быть установлены указами Президента Российской Федерации.

3. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

Госстандарт описывает весь пусть производства товара – от сырья до хранения и транспортировки. Пристальное внимание уделяется маркировке. Все технологические процессы, характеристики указаны максимально точно, с мельчайшими деталями. Техусловия не содержат такого подробного описания.

Маркировкам, хранению и реализации внимания не уделяется. Чаще всего техусловия, СТО направлены на продажи товаров.

Поскольку госстандарт создается и утверждается государством, его можно считать полноценным нормативно-правовым актом. Что касается ТУ и СТО, к ним нельзя применить такого определения. Эти документы принадлежат коммерческим организациям, их можно продать.

При этом технические условия должны не противоречить ГОСТам, а только дополнять, расширять их. ОСТы разрабатываются в том случае, если в каких областях отсутствуют государственные стандарты. СТО считаются вариациями ГОСТов, созданными предприятиями.

ГОСТы считаются самыми жесткими и обязательными документами из этих 4 вариантов. Но их разработка, утверждение занимают несколько лет. По этой причине ГОСТы часто не успевают за техническим прогрессом. Поэтому сейчас популярными становятся техусловия и СТО. На их изготовление тратится гораздо меньше времени, при этом они содержат инновационные методы производства. ОСТы разрабатываются редко, чаще используются уже существующие.

Между ТУ и СТО есть существенные отличия, которые позволяют выбрать один из документов. Вторые не требуют регистрации, поэтому в них производители могут хитрить. Кроме того, они не считаются публичными стандартами, действуют только в пределах одной организации. Технические условия являются унифицированным актом, соответствующим всем нормам и правилам. Это может быть почвой для действий нечестных производителей.

Исходя из перечисленного, самым удачным документом считаются технические условия.

ОСТ — это стандарт, устанавливающий требования к качеству продукции в какой-либо конкретной отрасли. Такие стандарты разрабатываются в тех сферах деятельности, где ГОСТы отсутствуют, либо их требования нуждаются в уточнении. Таким образом, основное отличие между данными понятиями заключается в сфере их действия. Если положения и требования ГОСТа обязательны для всех участников рынка, то ОСТ распространяется лишь на конкретную отрасль деятельности и смежные с ней сегменты. ОСТ принимается отраслевым государственным органом.

В 2003 году в России был принят закон «О техническом регулировании», который определяет понятие технического регламента с целью защиты жизни или здоровья граждан, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технический регламент устанавливает обязательные условия хранения, перевозки, реализации товаров. Основное отличие ГОСТа от технического регламента состоит в том, что первый характеризуется количественными параметрами выпускаемой продукции, а второй — условиями использования готового изделия. Обязательное применение того или иного ГОСТа или отдельного его раздела (положения) указывается в техническом регламенте.

Каждый НПА проходит несколько проверок. Закон — через несколько чтений в Госдуме, решение предприятия — через профсоюз работников. Так участники процесса совместно легализуют будущее решение. Ко всем принимаемым НПА предъявляется три обязательных требования.

Отражение объективной реальности. Авторы НПА должны понимать, что принимаемая норма обязана опираться на реализуемый алгоритм.

В России нет ведомства или компетентного органа, следящего за «мёртвыми» НПА. Поэтому за них не наказывают.

Предполагается, что многосторонний контроль при принятии страхует от засилья ненужных правовых актов.

Тем не менее, проблема существует. Госдума России периодически уделяет пленарные заседания только для технической чистки неработающих законов.

Что такое нормативный правовой акт

На территории Российской федерации действует консолидированная система стандартизации, включающая в себя документы по стандартизации:

  • документы национальной системы стандартизации – государственные стандарты;
  • стандарты, выработанные на основе двусторонних/многосторонних межгосударственных договоров;
  • стандарты, которые выработаны на территории иностранных государств (государственных объединений) и которые применяются в РФ в силу присоединения к действующим межгосударственным соглашениям или в силу того, что на территории РФ нормативных документов в области стандартизации на данную продукцию не существует ввиду того, что она не производится в России.

Законотворчество и порядок стандартизации документов в РФ подчинено жестким правилам. Даже разработка, принятие, изменение или отмена стандарта подчинено требованиям, изложенным в ГОСТ.

Указанный документ носит всеобъемлющий, универсальный характер и предусматривает порядок разработки, принятия, изменения и отмены стандартов на межгосударственном, региональном и национальном уровнях, так является результатом добровольного соглашения, подписанного станами – участницами СНГ.

Согласно существующему порядку все ГОСТы и нормативно-технические документы по стандартизации утверждаются на федеральном уровне Главой «Росстандарта» или Президентом РФ.

Перед этим все документы в области стандартизации в РФ в обязательном порядке проходят многоэтапное согласование в Техкомитете «Росстандарта» по поданной от заинтересованного в принятии стандарта лица/органа/предприятия.

Принятые по программе приема и рассмотрения заявок на стандартизацию на текущий год заявки рассматриваются на комиссии «Росстандарта». На ней решается, представляет ли для государства предлагаемый стандарт какую-нибудь ценность среди существующих национальных документов по стандартизации.

Если стандарт желателен или необходим – подготавливается первая редакция ГОСТ. Она направляется всем профильным предприятиям, производящим стандартизируемую продукцию/оказывающим услугу.

После получения отзывов пишется вторая редакция, в которой учитываются замечания и пожелания рецензентов по первому варианту. Вторая редакция направляется на экспертизу в профильный институт стандартизации. После получения отзыва решением указанных выше лиц стандарт вводится в действие. Как правило, с первого числа следующего года.

Поскольку в РФ действует консолидированная система стандартов в которую включаются национальные, региональные и межгосударственные стандарты, а также признаются стандарты, установленные иностранными государствами при отсутствии аналогичных стандартов в РФ – возникает вопрос – какому праву подлежат нарушители?

Ответ однозначный – вне зависимости от того чьи стандарты нарушены ответственность для нарушителя последует по Российскому закону.

Предусмотрена многостепенная система ответственности, по мере тяжести совершенных нарушений:

  • Финансовая (штраф);
  • Административная – основная;
  • Уголовная – в случае наступления опасных последствий или причинения существенного вреда.

Каждый из этих видов ответственности предусматривается соответствующими нормативными документами:

  • Финансовая – на основании решения суда, установившего размер ущерба, причиненного заинтересованному лицу (истцу) в результате использования продукции/услуги, не отвечающей ГОСТу;
  • Административная – на основании предписаний должностных лиц «Росстандарта» в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  • Уголовная – только в том случае, если будет доказана причинно-следственная связь между нарушениями требований ГОСТ и наступившими вредными последствиями.

Нацстандарт- это стандартизация, которая утверждена нацорганами по определению стандартов в конкретно взятом государстве.

Нацстандарт РФ — это стандартизация, которая установлена нацорганами РФ по определению стандартов.

Ниже представлено несколько примеров нацстандарта.

  • ГOCT P 51ООО, 4- 2ОО8 Нацстандарт PФ. Требования к легализации испытательных лабораторий.
  • ГOCT P ИCO 1ОО12- 2ОО8 Нацстандарт PФ. Менеджмент. Правила, придуманные по отношению к измеряющим машинам.
  • ГOCT 51ОО- 85 Госстандарт CCCP. Техсода.

Решение Верховного Суда РФ от 11.08.2016 N АКПИ16-560

Нормирующие моменты усреднения выглядят из себя как ещё один тип нормативной документации, и отмечаются как ПP.

Этот нормирующий документ содержит в себе организационные моменты, конкретизирующие уже имеющиеся моменты нацстандарта и указывает на способы усреднения (ГOCT P 1, 12- 2ОО4 Стандартизация в РФ).

Ниже представлены примеры указанной нормативной бумаги.

  • ПP 5О- 718- 94 Моменты по стандартизации. Моменты внесения данных в каталоги товаров.
  • ПMГ О6- 2ОО1 Моменты межгосударственного усреднения. Последовательность приятия конечных моментов исследований измерительных машин.

По статистике каждое пятое дорожно-транспортное происшествие в России происходит из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает право автовладельца на компенсацию ущерба, причиненного его транспортному средству по причине ненадлежащего состояния дорожного покрытия автомобильной дороги.

Требования к состоянию дорог определены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Согласно ГОСТу повреждениями дорожного покрытия являются:

Ямы, выбоины, просадки дорожного полотна, превышающие хотя бы один из следующих параметров: ширина — 60 см., длина — 15 см., глубина — 5 см.

Отклонение крышки люка смотрового колодца относительно уровня покрытия более 2,0 см.

Отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.

Вопрос :

Знаем, что следующие ГОСТ применяются с 01.09.2017:

Должны ли они применяться в обязательном порядке или на добровольной основе?

Ответ :

Национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации (п.5 ст.2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

Документ по стандартизации — документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом (п.1 ст.2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

Таким образом, документы по стандартизации, в частности, национальные стандарты, являются документами добровольного применения.

Обязательными для применения являются документы по стандартизации :

— в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (ч.2 ст.4, ст.6 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»);

— включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации (ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

Также применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (ч.3 ст.26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Этой же статьей установлено, что стандарты безопасности труда содержат государственные нормативные требования охраны труда. Являются ли требования, изложенные в стандартах системы безопасности труда, в том числе и в ГОСТ 12.0.004-2015, обязательными для исполнения или же они носят рекомендательный характер?

2.2 нормативный документ (requirements document): Документ, содержащий любую комбинацию рекомендаций, требований или правил, которым должен удовлетворять пакет программ.

Примечание — Например, технический или эргономический стандарт, перечень требований (или типовое техническое задание) от какой-либо группировки (например, рыночного сектора, технической ассоциации или ассоциации пользователей), закон или указ.

нормативный документ: Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТ Р 1.0).

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.1.2 нормативный документ: Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

24 нормативный документ: Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Примечание — Под документом следует понимать любой носитель с записанной в нем или на его поверхности информацией

3.21 нормативный документ : Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ленинградской области

  1. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.
  2. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
  3. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.
  4. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.
  5. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.

Вопрос о рекомендательном характере СП, СНиПов ГОСТов не имеет однозначного разрешения:

1. Если эти нормативные технические акты исследуются в целях получения информации и т.п., то обязательны к применению только те, которые указаны в Приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, [6]. Остальные нормативные технические акты носят рекомендательный характер и применяются на добровольной основе (закон О техническом регулировании) [4], ст. 1, п.1.

2. Если потребителем заключен договор на выполнение каких-либо работ (строительство, монтаж инженерных систем, отделка помещений и т.п.) и договор этот составлен в соответствии с действующим законодательством:

  • Гражданский кодекс [1],ст. 721;
  • Закон о защите прав потребителей [2], ст. 7.

В договоре прямо указываются нормативные технические акты, которым должны соответствовать выполняемые работы. В этом случае, в рамках заключенного договора, СП СНиПы ГОСТы носят обязательный характер.

В Интернете вы можете найти множество материалов на эту тему. Эта статья выражает позицию нашей экспертной компании.

Как правило, те, кто утверждает, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер, обосновывают это:

  1. Указом президента № 763 от 23.05.1996 [5], где в п.10 говориться, что нормативные правовые акты, не прошедшие регистрацию, не действуют.
  2. Перечнем стандартов и сводов правил [7], где указаны нормативы, обязательные к применению.

Второй довод строителей, о перечне стандартов, обязательных к применению, относится, как правило, к отделочным работам и работам по монтажу и наладке инженерных систем. Действительно, эти работы не влияют на безопасность. Исключение составляют, например, работы, по монтажу трубопроводов горячей воды, эксплуатируемые под давлением. А также монтаж инженерных систем и оборудования, аварии на которых опасны для граждан.

Внимательный читатель может возразить, например, про безопасность облицовочных работ. Если речь идет об облицовке плиткой фасада многоэтажного здания, то при некачественном исполнении работ, отвалившаяся плитка представляет опасность для граждан.

Однако эта статья призвана не искать противоречия и нестыковки в законодательстве и технических нормативах, а высказать и обосновать позицию эксперта, а также разъяснить ее заинтересованным сторонам.

Что касается отделочных работ, условно не влияющих на безопасность, технические нормативы, содержащие требования, к производству этих работ, и не должны находиться в перечне [7], на который ссылаются строители.

Если принять казалось бы обоснованный тезис о необязательности СНиПов ГОСТов и т.п., то получается что отделочные работы и монтаж инженерных систем можно производить как угодно, как пожелает бригада строителей, с ненадлежащим качеством?

Это не так. Обратимся к закону «О техническом регулировании» [4] и закону «О стандартизации в Российской Федерации [3].

Суть стандартизации, определенная в ст. 2, п.14 закона [3] и выражается деятельности, направленной «на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации».

Т.к. стандартизация распространяется не на все объекты, а только на объекты стандартизации, нужно определить относятся ли к таким объектам отделочные работы в жилом помещении, которые производит бригада строителей. В законе [3] указано, что к объектам стандартизации относятся продукция (работы, услуги) ст. 2, п. 6.

Принцип по которому обеспечивается стандартизация для строительных, монтажных или отделочных работ заключается в «установлении в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением» (ст. 4, п.6 закона [3])

Для эффективного отстаивания своих интересов и обоснования претензий потребителю полезно знать, почему к выполнению строительных, монтажных или отделочных работ (даже если они не влияют на безопасность), вообще выдвигаются требования.

На этот вопрос отвечает п. 4 ст. 4 закона [3], делается это для того, чтобы результаты выполненных для потребителя работ соответствовали «современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту». Таким образом, стандартизация обеспечивает современный уровень работ и услуг и его развитие (улучшение).

Где указаны требования к выполняемым строительным, монтажным и отделочным работам, т.е. на языке закона [3], к объектам стандартизации? Ответ на это дает п. 1 ст.2–в документе по стандартизации.

СНиПы, которые в настоящее время актуализированы в своды правил (СП), согласно ст. 14, п. 4 относятся к одному из видов документов по стандартизации.

  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Бухгалтерский баланс
  • Оборотные активы
  • Юридическое лицо
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

«ГОСТ» имеет расшифровку – государственный общесоюзный стандарт. Аббревиатура «ТУ» расшифровывается как Технические условия. ГОСТы и ТУ относятся к нормативным документам или стандартам. Различными являются области влияния этих нормативных актов. В сфере регулирования ГОСТа находится продукция (или другие объекты), выпускаемая на территории всей Российской Федерации. Действие ТУ распространяются на конкретное предприятие. Технические условия иначе называются стандартами предприятий.

Некоторые ГОСТы являются действующими и в странах СНГ в настоящее время. Истоки этих нормативных документов относятся к социалистическому строю и государству. Удачные стандарты СССР приняты за основу государственных нормативов независимых государств. На некоторые объекты просто еще не разработаны другие нормативные документы: ГОСТ, ТУ.

Государственные стандарты долгое время являлись обязательными для исполнения всеми производителями и другими участниками социалистического и российского рынков товаров и услуг. Стандартизация охватывала множество самых разных аспектов товаров и всей цепочки их жизнедеятельности. На одну и ту же продукцию действует множество самых разных стандартов.

В РФ начала успешно внедряться сертификация продукции, иначе ее называют система подтверждения соответствия или исполнения обязательных для продукции требований нормативных актов. В этот период сформировались мнения о необходимости установления минимальных требований безопасности и качества товаров, которые производитель или другой соискатель должны подтвердить путем испытаний в органах систем сертификации.

Минимизация обязательных требований к товарам взята в качестве основы развития западных систем сертификации. На базе таких тенденций ФЗ № 184 «О техническом регулировании» ввел в область государственного регулирования качества и безопасности продукции понятие «Технический регламент». И определил данный регламентирующий документ обязательным для исполнения всеми изготовителями товаров и другими участниками оборота их на территории РФ. При этом другие нормативные документы: ГОСТ, ТУ были отнесены законом к разряду рекомендуемых к исполнению.

Тем не менее, с вводом в действие очередного ТР РФ федеральной структурой, отвечающей за разработку и выпуск данного Технического регламента, формируется список государственных стандартов, при выполнении требований которых на добровольной основе, происходит исполнение обязательных требований ТР РФ. Государственные стандарты содержат детальные формулировки требований.

О понятии нормативного правового акта и его существенных признаках

  • СИБИД — Система информационно-библиографической документации
  • ЕСКД — Единая система конструкторской документации;
  • ССБТ — Система стандартов в области безопасности труда;
  • ЕСТД — Единая система технологической документации;
  • ЕСПД — Единая система программной документации
  • ГСИ — Государственная система обеспечения единства измерений и другие.

Общее число нормативных документов: ГОСТ, ТУ насчитывает многие тысячи и десятки тысяч единиц. Тем не менее, число их постоянно растет. Увеличивается количество стандартов предприятий в связи с внедрение новых технологий, новых видов продукций, основанных на инновациях и достижениях технического прогресса. Все это происходит значительными темпами, так что разработка нормативных документов: ГОСТ, ТУ не успевает за появлением серьезных новшеств.

Без наличия государственного стандарта или Технических условий пусковая комиссия не допускает новое предприятие к выпуску новой продукции. Зарегистрированные нормативные документы: ГОСТ или ТУ входят в список обязательных, при наличии которых может быть начат выпуск товаров во многих отраслях промышленности.

Технические условия разрабатываются на товары и продукцию, на которые отсутствуют государственные требования или планируется выпуск товаров, которые имеют более высокие качественные характеристики по сравнению с требованиями, распространяющимися на аналогичные изделия.

Подтверждение соответствия при сертификации товаров происходит на исполнение требований, на базе которых осуществлялся выпуск товаров. При наличии обязательной формы подтверждения продукция должна соответствовать установленным обязательным ГОСТам или иным нормативным требованиям.

Эти документы обычно составляются предприятием в том случае, когда стандарт создавать целесообразно. Объектом ТУ часто является продукция разовой поставки.

ТУ – технический документ; нормативным он рассматривается в случае ссылки на него в контракте или договоре на поставку продукции. Согласование ТУ осуществляется по ПР 50.1.001-93, приемочной комиссией во время приемки новой продукции на основании акта приемки опытной партии.

ТУ должны содержать вводную часть и разделы в следующей последовательности: технические требования; требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки; методы контроля; транспортирование и хранение; указания по эксплуатации; гарантии изготовителя.

Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям госстандартов, распространяющимся на данную продукцию.

251

Следующая статья: Требования, предъявляемые к сушке

Еще полезные статьи:

1.4. Виды измерений по метрологии

1.5. Виды средства измерений

2.4.1. Порядок разработки, внедрения и отмены стандартов

3.4. Виды сертификации по принципу и принадлежности

Поверка и калибровка средств измерения: виды и контроль результатов

Виды поверок средств измерений

Измерительные приборы их виды и предназначение

Каждый НПА проходит несколько проверок. Закон — через несколько чтений в Госдуме, решение предприятия — через профсоюз работников. Так участники процесса совместно легализуют будущее решение. Ко всем принимаемым НПА предъявляется три обязательных требования.

Отражение объективной реальности. Авторы НПА должны понимать, что принимаемая норма обязана опираться на реализуемый алгоритм. В России нет ведомства или компетентного органа, следящего за «мёртвыми» НПА. Поэтому за них не наказывают. Предполагается, что многосторонний контроль при принятии страхует от засилья ненужных правовых актов.

Тем не менее, проблема существует. Госдума России периодически уделяет пленарные заседания только для технической чистки неработающих законов.

Вход Регистрация if document. Начало Расширенный поиск Вход Правила Форума.

САПР КОМПАС Renga КОМПАС-Строитель ЛОЦМАН: ПГС Pilot-ICE Сквозная 3D-технология ЛОЦМАН: Форум пользователей ПО АСКОН Профессиональные вопросы Нормативная документация ГОСТы — обязательные или рекомендательные? Jean В Зале славы Эксперт Сообщений: А отсюда ГОСТ носит рекомендательный характер.

Теоретически можно применять ЛЮБЫЕ отклонения оформления. Просто чтобы не разводить бардак это все хоронится.

Дак сейчас ГОСТ не закон что ли? Лучшее — враг хорошего! Андрей Владимирович Модератор Полезных ссылок В Зале славы Гуру Сообщений: И всё-таки ГОСТы сейчас носят рекомендательный характер. Но если их не будешь соблюдать, то будут проблемы: Мы либо знаем предмет сами, либо знаем, где можно найти о нем сведения. Ну если Вы считаете, что следующее: Председатель Правительства Российской Федерации В.

Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 августа г. Почитайте статьи 39 и 40 ТР. А давайте спустимся с оборудования и поразглядываем ‘печку’.

Свод ГОСТов под названием ЕСКД — он рекомендательный или исполнительный? И что и с кем надо согласовать, что бы легитимно неисполнять рекомендации? Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении. Давайте отделим мух от котлет. ТР ‘ О безопасности машин и оборудования’ статьи 39 и АР о разрешении на применение 4. Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации 5. Перечень документов в области стандартизации И везде стандарты на само оборудование. И нигде нет обязательного требования к соблюдению ЕСКД. При чем здесь законные акты? Мы привыкли отностится к требованиям ЕСКД как к священной корове, не вдумываясь, почему собственно. При чем такое отношение выгодно прежде всего конструкторам на этапе оформления. Если стандарт введен в действие в качестве нац. Укажите дату и идентификационные данные стандартта заменившего ЕСКД заодно и ЕСТД одно без другого не вяжется. По-моему ГОСТ можно и лучше рассматривать не как закон исполнение которого обеспечивается государственным принуждением , но как заранее заготовленный оформленный сбалансированный перечень требований. Если зоказчег потребует сделать ‘всё по ЕСКД’ — ваше право сменить зоказчега или пытаться его переубедить. Если издадут закон ‘Муниципальные Государственные предприятия должны заказывать проектную документации в ЕСКД’ — можно не иметь дела с муниципально-государственными предприятиями. Но никто права не имеет совать нос правильные ли бумажки у вас на частном предприятии храняться. Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 3 марта г. Постановлений и законов, позволяющих считать данное постановление означенного комитета ничтожным вроде как нет. Федеральных законов от Так нет в трактовках прямого указания считать означенный гост недействующим.

Российской Федерации (ГОСТ Р) – национальный стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти по стандартизации, в качестве которого в настоящий момент выступает Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии – Госстандарт России.

Государственные стандарты устанавливают обязательные требования безопасности к продукту (услуге): допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов, влияющих на здоровье и работоспособность людей.

Госстандарты также могут устанавливать основные потребительские (эксплуатационные) характеристики и методы контроля, требования к упаковке, транспортированию, хранению и утилизации продукта.

Разрабатываются применительно к продуктам определенной отрасли. Их требования соответствуют требованиям Госстандартов. Объектами этих стандартов являются продукция, процессы, услуги, правила по организации работ, типовые конструкции изделий отраслевого применения, правила метрологического контроля.

Соблюдение требований таких стандартов осуществляется на предприятиях, принявших их, а контроль за выполнением организует ведомство, применявшее той или иной отраслевой стандарт.

В настоящее время их около 22 тыс. Категория ОСТов введена в 60-х годах.

Разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами являются составные части производимой продукции (сырья, полуфабрикатов), технологическая оснастка и нормы процесса производства, инструменты и пр.

Ссылка на такой стандарт в Договоре делает его обязательным для всех участников договора.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО) – объектами СТО являются:

  1. принципиально новые (пионерные) виды продукции и услуг;
  2. новые методы испытаний, методология экспертизы;
  3. нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством;
  4. прочие виды деятельности.

Разработка принципиально новых видов продукции (услуг), нетрадиционных технологий, методов испытаний – это результат НИР. Сейчас эту функцию выполняют научно-технические и инженерные общества. СТО является объектом авторского права, и продажа его как интеллектуальной собственности заказчикам стандарта материально укрепляет как само НТО, так и разработчиков СТО.

Эти документы обычно составляются предприятием в том случае, когда стандарт создавать целесообразно. Объектом ТУ часто является продукция разовой поставки.

ТУ – технический документ; нормативным он рассматривается в случае ссылки на него в контракте или договоре на поставку продукции. Согласование ТУ осуществляется по ПР 50.1.001-93, приемочной комиссией во время приемки новой продукции на основании акта приемки опытной партии.

ТУ должны содержать вводную часть и разделы в следующей последовательности: технические требования; требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки; методы контроля; транспортирование и хранение; указания по эксплуатации; гарантии изготовителя.

Правила Устройства Электроустановок

Прообраз ПУЭ

По юридической силе ПУЭ стоят на одном уровне с ГОСТами и СП обязательного применения, но, тем не менее, я понизил их статус по двум причинам.

Во-первых, эти правила уже существенно устарели и давно не обновлялись, а во-вторых, его обязательность прописана не прямым постановлением правительства, как у вышестоящих ГОСТов и СП обязательного применения, а перечнем Ростехнадзора, что, однако, разрешено ему делать соответствующим ФЗ.

Самые юридически слабые нормы. Они применяются как рекомендуемые. Но в случае, если продукция декларируется, как соответствующая конкретному ГОСТу добровольного применения, его соблюдение становится обязательным.

Также обязательность соблюдения стандартов добровольного применения наступает при прямом указании на них в договорах и контрактах предприятий любой формы собственности.

Каждый НПА проходит несколько проверок. Закон — через несколько чтений в Госдуме, решение предприятия — через профсоюз работников. Так участники процесса совместно легализуют будущее решение. Ко всем принимаемым НПА предъявляется три обязательных требования.

Отражение объективной реальности. Авторы НПА должны понимать, что принимаемая норма обязана опираться на реализуемый алгоритм.

В России нет ведомства или компетентного органа, следящего за «мёртвыми» НПА. Поэтому за них не наказывают.

Предполагается, что многосторонний контроль при принятии страхует от засилья ненужных правовых актов.

Со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., N 52 (часть 1), ст.

5410):признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года;впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей*.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на статс-секретаря — первого заместителя Председателя Госстандарта России Г.И. Элькина.

Государственная система обеспечения единства измерений.

Единая система защиты от коррозии и старения.

Система стандартов безопасности труда.

Единая система программной документации.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Информационные технологии. Взаимосвязь открытых систем.

Система проектной документации для строительства

Декларация о соответствии

Общероссийский классификатор продукции

Чугун, ферросплавы, лигатуры, сталь

Арматура промышленная трубопроводная

Оборудование санитарно-техническое. Замочные и скобяные изделия

Программные средства и информационные продукты вычислительной техники

Конструкции и детали сборные железобетонные

Аварийно-спасательные средства специализированные

Продукция трикотажной промышленности

Продукция кожевенной промышленности

Технические регламенты РФ

Технический регламент ‘О безопасности лифтов’

Технический регламент Таможенного союза ‘О безопасности пиротехнических изделий’

Технический регламент на масложировую продукцию

Технический регламент на молоко и молочную продукцию

Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей

Технический регламент на табачную продукцию

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений

Технический регламент о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах

Технический регламент о безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий

Единый перечень продукции ТС

Технические регламенты Таможенного союза

Уважаемые коллеги, помогите разобраться.

Вот у нас есть ГОСТы — которые, с одной стороны, обязательны, а, с другой стороны — носят рекомендательный характер.

Есть закон тех.регулировании.

И чем тогда руководствоваться? А если ГОСТы необязательны — то для чего их разрабатывают?

До последнего учила студентов, что ГОСТ — это оновная нтд в отрасли… а теперь вот задумалась. :confused:

Анна А., основная НТД — это федеральные законы и постановления правительства.

ГОСТы являются обязательными только те, что внесены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённый распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р. А все остальные ГОСТы носят рекомендательный характер. Если заказчику нужно, чтобы какой-то конкретный ГОСТ из необязательных всё-таки был учтён в работе, его следует прописать в техническом задании.

Является ли ГОСТ обязательным документом

В сфере обороны, безопасности, атома — см. ст.5 ФЗ.

Смотрим также ст. 46:

1.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Особняком среди НПА стоят корпоративные (или локальные акты). Они издаются внутри предприятия. Их могут принимать индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Корпоративные нормативные акты регулируют коммерческую деятельность и внутриорганизационную работу.

  1. Нормативные правовые акты устанавливают нормы по которым живёт государство и его институты.
  2. Нормативные правовые акты должны отражать объективную реальность, иметь чёткую структуру и быть понятными.
  3. Бизнес вправе издавать свои корпоративные акты, если они не противоречат действующим законам.
  4. Сверяться с НПА только через официальные источники.

Каждый российский изготовитель, для обеспечения стабильности производства и выпуска только качественного готового продукта, должен иметь определенный перечень нормативно-технических документов, таких как: технические условия (ТУ), технологическая инструкция (ТИ), технологический регламент (ТР).

Технические условия — это документ организации, в котором затрагиваются все аспекты производственного процесса, в нем описаны все основные технические требования к выпускаемому продукту:

  • характеристики;
  • основные параметры;
  • требования к сырью;
  • маркировка;
  • комплектность;
  • упаковка;
  • требования безопасности;
  • правила приема;
  • метод контроля;
  • транспортировка;
  • хранение;
  • гарантия изготовителя.

Для того чтобы получить технические условия, необходимо пройти следующие этапы:

  • предоставить описание производимого продукта;
  • разработать ТУ;
  • согласовать и утвердить документ;
  • в случае необходимости зарегистрировать.

Чтобы получить ТУ нужно предоставить:

  • заявление;
  • свидетельство ИНН, ОГРН;
  • коды статистики заявителя;
  • полную информацию о произведенном продукте (артикул, торговая марка, область его применения).

Техусловия дополняют и заменяют ГОСТ, это делает применение их более удобным для производителей. Предоставлять ТУ необходимо при оформлении документов подтверждающих качество продукции. Действующие технические условия являются важной частью сопроводительных документов на продукт.

Одновременно с ТУ разрабатывается и технологическая инструкция (ТИ) – это нормативный документ описывающий последовательность технологического процесса и является главным документом, устанавливающим нормы расходов, состав сырья и т.д. ТИ обеспечивает выпуск высококачественного продукта в соответствии с ТУ и другими нормативными документами для конкретной области производства, также она включает в себя перечень инструмента и оборудования применяемого в процессе производства.

Техническая инструкция включает в себя разделы:

  • описания и характеристику продукции;
  • характеристику используемых материалов, комплектующих и сырья;
  • требования к производственному и технологическому оборудованию;
  • методы контроля производства;
  • требования безопасности труда и охраны окружающей среды при подготовке и выполнении операций и другие позиции.

Главными стандартами, на основании которых, производится продукция на территории России, являются — ГОСТ, технические условия и технические регламенты.

Технологический регламент (ТР) – это технический документ для обеспечения успешной работы предприятия, а именно его производства. Он включает в себя информацию о разработке и производстве конкретного товара, технологический процесс его изготовления, утилизации переработки и других процедур. Успешно внедренный ТР на производстве, позволяет организации выпускать высококачественную продукцию, повышается безопасность труда, сотрудниками соблюдаются правила, так как они являются основными пользователями и данный документ ими используется на протяжении всего процесса изготовления продукта (изделия). Потому, что у каждого вида товара индивидуальные характеристики и свойства, применяются они в разных областях и сферах и у них отличается процесс производства, следовательно, и технические регламенты для них разрабатываются разные. Этим ТР и отличается от ТИ.

Стандарты (ISO) ИСО – это нормативные документы, регулирующие требования к качеству и предназначенные для оказания помощи организациям всех форм собственности их масштабов, а также внедрение и организация систем менеджмента качества (СМК) на сегодняшний день это очень важный инструмент обновлении бизнеса и улучшения механизма управления. Пакет национальных стандартов ИСО, обеспечивающих стабильность на всех уровнях развития предприятия, был разработан в полном соответствии с международными стандартами ISO, которые применяются в большинстве стран мира для усовершенствования системы управления в компаниях разного уровня и организации.

Одним из ключевых факторов, который определяет конкурентоспособность продукта это его качество. Система ХАССП разработана главным образом для производителей пищевых продуктов. Это система управления безопасностью пищевых продуктов, обеспечивающая контроль на всех этапах создания продукта питания и его последующей реализации, хранения и транспортировки, где существует возможность возникновения опасных ситуаций. На сегодняшний день внедрение системы ХАССП на производство продукции для питания человека, является обязательным условием для законной деятельности. Это означает, что данная система контроля обязана быть разработана на каждом предприятии, вне зависимости от его масштаба. За несоблюдение установленных техническим регламентом ТС «О безопасности пищевой продукции» требований по внедрению в производство системы ХАССП, на владельцев компании налагается административное наказание, а в некоторых случаях крупные штрафные санкции, конфискация объектов правонарушение и приостановление деятельности.

Вся система ХАССП построена на следующих принципах:

  • оценка и анализ рисков;
  • обнаружение критических контрольных точек;
  • определение критических пределов;
  • разработка систем мониторинга;
  • разработка корректирующих действий;
  • документирование всех процедур;
  • разработка процедур проверки разработанной системы.

Что такое ГОСТ и зачем он нужен?

Правовые решения, содержащие обязательные правила поведения, с последующими юридическими последствиями при невыполнении, относятся к нормативно-правовым. Они издаются на основе и во исполнение законов (НА). В юридической практике называются подзаконными актами.

НПА могут:

  • уточнять другие нормы законов;
  • устанавливать новые нормы;
  • конкретизировать применение НА.

ПА может не содержать нормативного регулирования. Такой ненормативный документ (ПА) издается высшим должностным лицом/коллегиальным органом в отношении определенных лиц и коллективов на основе действующих норм. Он не меняет старые и не устанавливает новые нормы права. Такой ПА устанавливает, отменяет, изменяет права конкретных лиц/организаций.

К правовым актам относятся:

  • приказы;
  • распоряжения;
  • постановления.

Издавать ПА имеют право:

  • федеральные органы;
  • органы местной власти;
  • руководители высшего звена.

В документоведении индивидуальные ПА обозначают, как организационно-распорядительные.

Разница заключается в сроках действия, порядке утверждения и применения.

НПА может быть постоянно действующим или установленным на конкретный срок, начиная с определенной даты. Различие с НА заключается в том, что НА лежит в основе создания нормативно-правового текста. НА принимают законодательные учреждения, подписываются главой органа исполнительной власти. ПА издают исполнительные ветви власти, руководители предприятий и организаций. Документ отличается тем, что он персонифицирован, то есть в нем указано конкретное лицо, коллектив, в отношении которых меняются права.

К НА относится Конституция Российской Федерации. Документ разрабатывается высшими законодательными учреждениями государства – Думой и Советом Федерации. Утверждается на Всенародном референдуме и подписывается Президентом РФ.

К ПА относятся международные договоры РФ с иностранным государством/государствами/организацией на основе международного права.

Примером ПА являются приказы директора предприятия о принятии на работу, на отпуск, на сокращение персонала, увольнение. Письменное распоряжение основано на нормах трудового законодательства, на которые могут быть ссылки (например, при увольнении указывается статья, по которой работник прекращает трудовые отношения).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *