Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства означает приостановление гражданства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 01.10.2008 N 163-ФЗ, от 30.12.2008 N 301-ФЗ, от 28.06.2009 N 127-ФЗ, от 12.11.2012 N 182-ФЗ, от 02.07.2013 N 169-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.11.2013 N 299-ФЗ, от 20.04.2014 N 71-ФЗ, от 20.04.2014 N 72-ФЗ, от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 23.06.2014 N 157-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 31.12.2014 N 507-ФЗ, от 01.05.2016 N 124-ФЗ, от 29.07.2017 N 243-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 27.12.2018 N 544-ФЗ, от 03.07.2019 N 165-ФЗ, от 18.07.2019 N 188-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.07.2019 N 236-ФЗ, от 18.03.2020 N 58-ФЗ, от 18.03.2020 N 63-ФЗ, от 24.04.2020 N 134-ФЗ, от 13.07.2020 N 209-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
19 апреля 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
15 мая 2002 года
Закон «О гражданстве Российской Федерации»
В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства;
двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;
иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;
лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;
ребенок — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
проживание — проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;
территория Российской Федерации — территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
изменение гражданства — приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;
вид на жительство — документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.
Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ
Гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. (в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
Гражданин Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 1 статьи 6 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 507-ФЗ)
4. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. (в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
Двойное гражданство означает наличие у гражданина Российской Федерации гражданства одновременно одного или более иностранных государств. В статье 62 Конституции РФ написано:
«1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.»
Существуют два основных понятия, связанных с иными гражданствами,
1. Двойное гражданство (ситуация, когда человек приобретает второе гражданство в соответствии со специальным соглашением об урегулировании вопросов двойного гражданства (Россия имела такие международные договоры — соглашения только с Туркменистаном и Таджикистаном).
2. Два и более гражданства (ситуация, когда человек приобретает второе гражданство без ведома, разрешения государства, гражданином которого он является изначально) – например, гражданин России приобретает гражданство Великобритании, не оформив выход из гражданства России.
Случаи приобретения российскими гражданами иностранного гражданства вне рамок вышеуказанных международных договоров не являются наказуемым деянием, однако, полученное таким образом гражданство, так же как и соответствующие иностранные документы (загранпаспорт), не признаются российским законодательством и не действуют на территории России.
Статья 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г.
«1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.»
В случае, если у Вас просрочен заграничный паспорт, то Вы можете подать документы на новый загранпаспорт при наличии действительного внутреннего паспорта.
Работники госорганов и органов местного самоуправления – это россияне, которые по трудовому договору занимают в госорганах или органах местного самоуправления должности, не относящиеся к должностями государственной или муниципальной службы.
Согласно статье 349.6. ТК РФ граждане без российского гражданства, имеющие иностранное гражданство или вид на жительство не могут работать в государственной или муниципальной службе, если для их должностей предусмотрено оформление допуска к гостайне.
Если должность требует оформления допуска к государственной тайне, принять на нее можно только гражданина РФ, у которого нет второго гражданства другой страны либо документа с видом на жительство. Из этого правила могут быть исключения, если они предусмотрены другими федеральными законами или международными договорами РФ.
Работник госоргана обязан сообщить в письменной форме своему работодателю:
- об отсутствии гражданства Российской Федерации;
- о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства;
- о получении вида на жительство или другого документа с правом на постоянное проживание в иностранном государстве.
Сделать это нужно в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента изменения гражданского статуса.
Работники госорганов в течение 10 дней со дня вступления в силу Федерального закона № 109-ФЗ, то есть до 10 июля 2021 года включительно обязаны сообщить работодателю о наличии двойного гражданства либо вида на жительство в другой стране.
Если работник госоргана, имеющий вид на жительство или гражданство другой страны, намерен с ним расстаться, он обязан сообщить об этом своему работодателю до 20 июля 2021 года включительно, и может продолжить работать на замещаемой должности в течение 6 месяцев, то есть до конца 2021 года.
По истечении 6 месяцев работник должен представить документы, подтверждающие:
приобретение гражданства РФ (если его не было);
прекращение гражданства иностранного государства (если оно было) либо отказ от вида на жительство.
Трудовой договор с работником госоргана, имеющим иностранное гражданство или вид на жительство, и скрывшим этот факт, должен быть расторгнут на основании пункта 13 части 1 статьи 83 ТК РФ.
Если работник сообщил о наличии у него второго гражданства, и работодатель не может перевести его на другую должность, где не требуется оформлять допуск с гостайне, трудовой договор расторгается на основании части 2 статьи 83 ТК РФ.
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства предусматривает вступление в подданство путем приобретения резидентства. Это стандартная процедура, которая известна во всем мире. Основания и порядок приобретения гражданства зависят от сроков пребывания, материального положения и биографии желающего стать резидентом РФ. Так, согласно действующим нормам законодательства, гражданин другой страны обладает правом претендовать на подданство РФ лишь после того, как он прожил в пределах РФ более пяти лет со дня выдачи ему ВНЖ.
Как жить в России с двумя гражданствами
Гражданин РФ может получить второе гражданство. Право на второе (множественное) гражданство вытекает из положений Конституции РФ (статьи 6 и 62).
Согласно статье 62, «гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Формулировка «не умаляет прав и свобод» означает, что в отношении граждан РФ, имеющих также и иностранное гражданство, Российская Федерация не должна каким-либо образом ограничивать объем их прав и свобод или снижать уровень их защиты (тем не менее, граждане России, имеющие также иностранное гражданство, на сегодняшний день лишены права быть избранными и доступа к государственной службе).
В статье 62 Конституции РФ не проводится различия между наличием гражданства иностранного государства и «двойным гражданством» как особым правовым состоянием (последнее приводится в скобках как определение или синоним первого). Указанная смысловая и юридико-техническая неточность, к сожалению, характерна и для Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (далее – Закон о гражданстве), который под «двойным гражданством» понимает как раз то, чем фактически является «второе» или «множественное гражданство, а именно – «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства» (абзац 4 статьи 3). Поэтому для целей настоящей статьи мы предлагаем разграничивать данные понятия следующим образом.
Второе (множественное) гражданство – это обладание одним и тем же лицом одновременно гражданством двух (или более) государств. При этом два гражданства, которые имеет лицо, никак не влияют друг на друга, и каждое государство рассматривает такое лицо только как своего гражданина.
Для двойного гражданства (в строгом юридическом смысле слова) характерна несколько иная ситуация: здесь лицо также обладает одновременно гражданством двух государств, но при этом оба эти государства официально признают за своими гражданами возможность одновременно обладать двумя гражданствами и считаются с юридическими последствиями такого обладания, урегулировав между собой (посредством международного договора) спорные вопросы, неизбежно возникающие в таких случаях. Поэтому двойное гражданство – это достаточно редкое явление, и большинством государств оно не поощряется.
Согласно статье 6 Закона о гражданстве, гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом (п. 1 ст. 6). Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ (п. 2 ст. 6).
Таким образом, гражданин РФ, имеющий также гражданство иностранного государства, «по умолчанию» рассматривается в России только как гражданин РФ. Это означает, что отношения такого гражданина с Российской Федерацией регулируются только российским законодательством, а наличие у него иностранного гражданства не принимается во внимание (за исключением реализации пассивного избирательного права и поступления на государственную службу).
Лишь в случаях, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом, Российская Федерация будет исходить из «двойственного» статуса своего гражданина, обусловленного наличием у него иного гражданства. На практике такая ситуация возможна только при наличии международного договора РФ, поскольку урегулирование таких вопросов только на уровне федерального закона носило бы односторонний характер и порождало бы трудноразрешимые ситуации.
На сегодняшний день действует единственный международный договор РФ такого рода – это Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 года. Ранее также существовало Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г., однако, согласно официальному сообщению МИД России от 18 мая 2015 года, оно прекратило своё действие.
Государства, предоставляющие гражданам других стран своё гражданство, не уведомляют об этом официальные власти этих других стран. Однако, в России такая обязанность с недавнего времени (с 4 августа 2014 года) возложена на самих граждан РФ, получивших второе гражданство.
Гражданин РФ (за исключением граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ (ФМС России) по месту жительства данного гражданина в пределах РФ (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах РФ, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах РФ – по месту его фактического нахождения в РФ) в течение 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (пункт 3 статьи 6 Закона о гражданстве). Если гражданин не подал такое уведомление в установленный срок в связи с нахождением за пределами РФ, он обязан подать уведомление не позднее 30 дней со дня въезда в Россию.
За граждан РФ, не достигших 18 лет либо ограниченных в дееспособности (кроме граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом), уведомление о наличии иного гражданства обязаны в те же сроки подать их законные представители.
Подача уведомления гражданином или законным представителем осуществляется лично, либо уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи (при предъявлении подающим уведомление лицом удостоверения личности).
В уведомлении, в частности, указываются наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства; дата и основание приобретения иного гражданства. К уведомлению прилагается копия имеющегося у гражданина РФ паспорта иностранного государства (нотариальное заверение и перевод не требуются), а также копия паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории РФ. В случае подачи уведомления уполномоченным представителем, к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством РФ о нотариате, и копия паспорта уполномоченного представителя.
Форма и порядок подачи уведомлений о наличии у гражданина РФ иного гражданства либо вида на жительство утверждены Приказом ФМС России от 28.07.2014 № 450. Подтверждением исполнения гражданином данной обязанности будет являться отрывная часть бланка уведомления с отметкой органа ФМС России о его принятии.
В случае приобретения гражданином РФ каждого следующего гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление.
От обязанности по уведомлению о втором гражданстве или ВНЖ освобождаются граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ. Однако, что следует понимать под «постоянным проживанием за пределами РФ» ни законом, ни иными нормативными актами не установлено.
В этой связи правоприменитель, скорее всего, будет исходить из того, что граждане РФ, которые живут в основном за рубежом и лишь время от времени приезжают в Россию, особенно, в случае, когда в России у них сохраняется регистрация по месту жительства, все равно обязаны подавать уведомление о наличии иного гражданства или ВНЖ. Регистрация гражданина РФ по месту жительства («прописка») в России означает фиксацию органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина РФ и о его нахождении в данном месте жительства. Поэтому граждане, зарегистрированные по месту жительства в России, не могут считаться постоянно проживающими за пределами РФ.
Рассмотренная выше обязанность граждан РФ подкреплена мерами как административной, так и уголовной ответственности (приводимое ниже законодательство актуально по состоянию на ноябрь 2015 года).
Административная ответственность | ||
---|---|---|
Состав административного правонарушения | Административное наказание | Орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях |
Статья 19.8.3 КоАП РФ Нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений. | Наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей. | ФМС России (статья 23.67 КоАП РФ). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФМС России вправе: 1) руководитель ФМС России, его заместители; 2) руководители территориальных органов ФМС России, их заместители; 3) руководители структурных подразделений территориальных органов ФМС России, их заместители. |
Уголовная ответственность | ||
Состав преступления | Наказание | Подследственность |
Статья 330.2 УК РФ * Неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве. * Относится к преступлениям небольшой тяжести (ч. 2 ст. 15 УК РФ). | Наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов. | Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ (подпункт «а» пункта 1 части 2 статьи 151 УПК РФ). |
В качестве обоснования таких мер в пояснительной записке к законопроекту приводилось мнение о том, что в связи с наличием у гражданина РФ политико-правовой связи с иностранным государством, «значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается». Кроме того, по мнению инициаторов законопроекта, «волеизъявление такого лица может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству». Однако, никаких пояснений относительно того, каким образом данную проблему решает введение вышеназванных обязанностей и ответственности (а также в каких целях будет использоваться формируемая база данных лиц с двумя (или более) гражданствами и обладателей иностранных ВНЖ), ни в пояснительной записке, ни в самом законе, не содержится.
Документом, подтверждающим наличие у гражданина РФ иностранного гражданства, является его паспорт, выданный компетентными органами соответствующего иностранного государства. Но поскольку Российская Федерация в этом случае продолжает рассматривать данное лицо исключительно как гражданина РФ, наличие второго паспорта при вступлении в различные правоотношения на территории РФ не принимается во внимание (за исключением ограничений, которые будут перечислены ниже). Пользуясь в России государственными и муниципальными услугами, обращаясь в российские органы власти и управления, гражданин должен использовать российский паспорт. Въезд в Россию и выезд из нее граждане РФ осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами территории РФ (то есть по российскому загранпаспорту).
При этом второй (иностранный) паспорт может свободно использоваться гражданином РФ как в стране, его выдавшей, так и в любых иных странах помимо России.
Гражданин РФ может использовать свой второй паспорт, выданный страной, с которой у России действует визовый режим, в качестве подтверждения права на въезд в данную страну. В этом случае он выезжает из России по российскому загранпаспорту без соответствующей визы. Если такой гражданин не уведомлял ФМС России о наличии второго гражданства, он рискует быть привлеченным к установленной законом ответственности в случае, если данное обстоятельство будет установлено при пограничном контроле в России (при условии, что на подразделения пограничного контроля будет возложена такая функция).
Получив (или планируя получить) иностранный паспорт, гражданин России должен быть готов к ряду ограничений, предусмотренных для таких лиц российским законодательством. В основном они касаются права быть избранным в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, доступа к государственной гражданской службе и службе в правоохранительных органах.
Граждане РФ, имеющие также гражданство иностранного государства
- не имеют права быть избранными (Президентом РФ, депутатами Государственной Думы, высшим должностным лицом субъекта РФ, депутатами законодательного органа субъекта РФ, депутатами муниципальных советов);
- не могут быть наделены полномочиями члена Совет Федерации;
- не могут быть назначены Председателем Правительства РФ, его заместителями и федеральными министрами;
- не могут быть назначены Секретарем Совета Безопасности РФ, постоянными членами и членами Совета Безопасности РФ;
- не могут быть приняты на государственную гражданскую службу и находится на такой службе;
- не могут быть судьями;
- не могут быть приняты на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе;
- не могут быть приняты на службу в Следственный комитет РФ;
- не могут быть сотрудниками органов федеральной службы безопасности;
- не могут быть приняты на службу в органы внутренних дел и находиться на указанной службе;
- не могут быть членами Общественной палаты РФ;
- не вправе выступать учредителями телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм.
Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (статья 21 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1). Соответствующий порядок утверждён Постановлением Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003.
Является ли наличие российского паспорта подтверждением гражданства РФ?
Приобретение второго гражданства не влияет на воинскую обязанность гражданина РФ (если иное не предусмотрено международным договором об урегулировании вопросов двойного гражданства).
Граждане, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранные граждане могут служить в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях (под последними понимаются инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования МЧС России).
Однако, такие граждане не могут проходить военную службу во внутренних войсках МВД России, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (это следует из определения военной службы, содержащегося в части 1 статьи 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
До 1 августа 2013 года граждане, прошедшие военную службу в другом государстве, освобождались от призыва на военную службу в России. В настоящее время к данному основанию добавлена существенная оговорка, фактически его отменяющая: такая возможность теперь существует только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (подп. «г» части 1 статьи 23).
При определении налоговой обязанности физического лица его гражданство не является значимым фактором. Получение гражданином РФ второго гражданства само по себе не влечет изменение его статуса налогового резидента РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы территории России для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья. При этом НК РФ не содержит требований о непрерывности течения указанных 183 дней.
Статус налогового резидента или нерезидента РФ определяется только на основании вышеуказанного критерия («правило 183 дней»), вне зависимости от гражданства физического лица или иных признаков.
Таким образом, чтобы признаваться налоговым резидентом РФ, физическое лицо должно фактически находиться в РФ в совокупности (но не обязательно непрерывно) не менее 183 дней (то есть 183 дня или более) в течение 12 следующих подряд месяцев. Соответственно, физическое лицо перестает быть налоговым резидентом РФ, если в течение 12 следующих подряд месяцев оно фактически находится в РФ суммарно менее 183 дней (то есть от 0 до 182 дней включительно).
- Порядок получения
- Получение РВП в РФ
- РВП для ребенка
- Получение РВП по браку с гражданином РФ
- Проверка готовности РВП в РФ
- Действия после получения РВП в РФ
- Ежегодное уведомление о подтверждении проживания по РВП
- Документы
- Перечень документов на РВП
- Заявление на РВП
- Госпошлина на РВП в РФ
- Квота на РВП
- Квота на РВП в РФ
- РВП без квоты
- Регистрация
- Регистрация по РВП
- Регистрация иностранных граждан по месту пребывания
- Подача уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания
- Срок постановки на миграционный учет иностранных граждан в РФ
- Бланк и образец уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания
- Заполнение уведомления о прибытии онлайн
- Утрата или порча уведомления о прибытии иностранного гражданина
- Снятие иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания
- Временное убежище в РФ
- Временное убежище в РФ для граждан Украины
- Документы для временного убежища в РФ
- Гражданство РФ
- Перечень документов на гражданство РФ
- Заявление на гражданство РФ
- Документы для программы переселения соотечественников
- Госпошлина на гражданство РФ
- Вид на жительство
- Перечень документов на вид на жительство
- Заявление на вид на жительство в РФ
- Госпошлина на вид на жительство в РФ
- РВП в РФ
- Перечень документов на РВП
- Заявление на РВП
- Госпошлина на РВП в РФ
- Признание носителем русского языка
- Гражданство для носителей русского языка
- Вид на жительство для носителей русского языка
- Программа переселения соотечественников в Россию
- Документы для программы переселения соотечественников
- Гражданство по программе переселения соотечественников
- Получение гражданства РФ гражданами Украины
- Гражданство РФ для граждан Казахстана
Работников госорганов с двойным гражданством после 1 июля 2021 г. нужно уволить
1. Гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу закона о гражданстве (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после опубликования закона они не заявили о нежелании состоять в гражданстве РФ.
2. Лица, родившиеся после 30 декабря 1922 года и утратившие гражданство СССР, будут считаться гражданами России при условии, что они родились на территории России или хотя бы один из родителей был гражданином СССР и проживал на территории России. При этом под территорией России понимается ее территория по состоянию на момент рождения гражданина.
3. Гражданами России признаются лица по принципу «по рождению» («по крови»).
Если один из родителей является гражданином России, а второй родитель — лицо без гражданства, то ребенок будет являться гражданином Российской Федерации.
Если один из родителей — гражданин России, а второй гражданин иностранного государства, то вопрос о гражданстве ребенка, не зависимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок становится гражданином России если он родился на ее территории.
Если ребенок будет найден на территории Российской Федерации, а родители его не будут установлены, то он становится гражданином России. Если же впоследствии будут найдены родители или опекуны ребенка, то ребенок может изменить гражданство.
Если ребенок родился на территории России у родителей, являющимися гражданами иностранных государств, то он будет признан гражданином России, если эти государства не предоставят ему своего гражданства.
4. Принцип «в порядке регистрации».
Эта форма приобретения гражданства РФ распространяется на:
а) лиц, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ;
б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но который приобрел иное гражданство по рождению, в течение 5 лет после достижения 18, лет могут заявить и стать гражданином РФ;
в) лица, родившиеся от бывших граждан РФ также могут, в течение 5 лет по достижении 18 лет, подать заявление о приобретении Российского гражданства;
г) лица — граждане бывшего СССР, проживающие на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, а также при бывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 года, если они в течение трех лет после принятия закона о гражданстве заявили о своем желании приобрести гражданство РФ;
д) лица без гражданства, которые на день вступления в силу закона о гражданстве постоянно проживают на территории России или на территории других республик, входивших в состав бывшего СССР при условии, что они в течение одного года после вступления в силу закона о гражданстве заявили о своем намерении получить гражданство России;
е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства если они сами или хотя бы один из родственников по прямой восходящей линии состояли в Российском гражданстве «по рождению» и при условии, что эти иностранные граждане и лица без гражданства в течение одного года после вступления в силу закона о гражданстве заявили о своем желании приобрести гражданство России.
5. Прием в гражданство.
Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоявшее в гражданстве РФ, имеет право ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. При этом закон о гражданстве закрепляет принцип равноправия для всех лиц, ходатайствующих о гражданстве. В качестве обычного условия приема в гражданство в России установлено — постоянное проживание на ее территории.
Для иностранцев и лиц без гражданства необходимо прожить 5 лет на территории РФ при этом 3 года непрерывно перед обращением о приеме в гражданство. Непрерывным считается проживание в России, если лицо выезжало за пределы России для учебы или лечения не более, чем на 3 месяца. Особый статус при ходатайстве о приобретении гражданства РФ имеют беженцы, официально признанные законом. В этом случае сроки сокращаются вдвое.
6. Восстановление в гражданстве РФ.
Восстановление осуществляется в порядке регистрации и распространяется на лиц, у которых такое гражданство прекратилось в связи с установлением опеки или попечительства; на лиц, у которых гражданство прекратилось в связи с изменением гражданства родителей. Восстановление в гражданстве происходит в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста по за явлению лица. Граждане, которые были лишены гражданства Российской Федерации без их свободного волеизъявления считаются восстановленными в гражданстве российской Федерации.
7. В результате выбора гражданства при изменении границ РФ (оптация). Лицо, проживающее на территории, изменившей свою принадлежность, имеет право на выбор гражданства.
8. Гражданство может быть дано и по другим основаниям, указанным в законе.
Закон Российской Федерации «О гражданстве» определяет основания прекращения российского гражданства:
1. В результате выхода из гражданства Российской Федерации. Такая форма прекращения гражданства может осуществляться двумя путями. Во-первых, по ходатайству гражданина. Закон предусматривает возможность отклонения такого ходатайства в случае проживания гражданина или его намерения поселится в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеющего либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо не исполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определенных законом России. Во-вторых, в порядке регистрации. Такая форма может иметь место, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном порядке. При этом должны отсутствовать препятствия, отмеченные выше и связанные с ограничениями выхода из гражданства по ходатайству. Закон определяет и случаи, не допускающие выхода из гражданства России ни по ходатайству, ни в порядке регистрации. Выход невозможен после по лучения повестки о призыве на срочную военную службу и до ее окончания, а также в случае, когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства России, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
2. В результате отмены решения о приеме в гражданство РФ.
Такая форма применяется в отношении лиц, приобретших гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Сам факт представления таких сведений и документов устанавливается в судебном порядке. При этом отмена решения о приеме в гражданство России не освобождает данное лицо от ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство РФ не распространяется на супруга и детей лица, приобретших такое гражданство вместе с ним, в том случае, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство было приобретено незаконным путем. Установлен срок, в течение которого возможна отмена решения о приеме в гражданство, 5 лет после приема.
3. В результате выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории. При изменении границ лицо, проживающее на территории, выходящей из состава России, может прекратить российское гражданства.
4. По другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации. Имеются в виду иные, чем предусмотренные в Законе, основания прекращения гражданства России.
5. По иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ. К таким основаниям относится случай, когда оба родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, то есть тоже прекращают гражданство России.
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случае усыновления иностранным гражданином, женщина — при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.
До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина.
Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года.
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:
1) если такую возможность предусматривает федеральный за кон;
2) если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор, как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию — наличию международного договора — Закон о гражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.
Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за — 10 лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.
Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного отказа, при получении российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор.
Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается, например, несения военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.
В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства.
Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Лица без гражданства — это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.
В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц национальный режим.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или между народным договором Российской Федерации не установлено иное.
Отклонение от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.
Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов и членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т.п.
Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т.е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).
- Предварительный договор купли-продажи квартиры: зачем заключать и как составлять
- Перевод жилого помещения в нежилое в 2021 году
- Ипотека на частный дом в Сбербанке: условия и особенности оформления
- Проверяет ли Сбербанк квартиры при ипотеке
- Зачем банк требует брачный договор при ипотеке
Получение российского гражданства: общий порядок
Есть два вида множественного гражданства: второе и двойное. Двойное гражданство может быть только у стран, с кем заключено соответствующее международное соглашение. Например, такой договор у России есть только с Таджикистаном. А это значит, что, когда россиянин получает гражданство Таджикистана, он получает двойное гражданство.
Россиянин с двойным гражданством сохраняет полный набор прав и обязанностей в обоих странах, но уплачивает налоги и проходит военную службу только в стране своего постоянного пребывания.
В остальных случаях, новое полученное гражданство будет считаться вторым, а не двойным. Например, когда россиянин получает паспорт США, он получает второе гражданство. Отсюда следует, что в России он будет рассматриваться как россиянин, а в США – как американский гражданин. Так, например, обязанность служить в армии у него может возникнуть сразу в двух государствах, если вовремя не сняться с воинского учета в одной из них.
Что касается уплаты налогов, то здесь играет роль не гражданство как таковое, а статус резидента. Если человек находится за пределами РФ подряд более 183 дней в году, то он становится налоговым нерезидентом и у него возникает обязанность платить налог НДФЛ по ставке 30% вместо 13%. То есть, если вы получили доход в России, но не живете в ней больше 183 дней в году, платите со всех своих доходов 30%.
Закон прямо запрещает иметь второе гражданство для следующих людей:
- Президент Российской Федерации
- Председатель правительства Российской Федерации
- Заместители председателя правительства Российской Федерации
- Гражданские и государственные служащие
- Члены избирательных комиссий с правом решающего голоса
Есть страны, которые прямо запрещают иметь второе гражданство. А его получение ведет к утрате первого гражданства. Так происходит, например, в Эстонии, в Казахстане и некоторых других странах.
У каждого гражданства той или иной страны есть свои плюсы и преимущества. Чаще всего второй паспорт дает следующие привилегии:
- Безвизовый въезд в страны, с которыми заключено соглашение о безвизовых перемещениях.
- Возможность получить второе гражданство членам семьи: чаще всего речь о супругах и детях, в отдельных случаях – для родителей.
- Возможность пользоваться медицинским обслуживанием второй страны.
- Возможность передать гражданство будущим поколениям детей и внуков.
- Права работать в стране второго гражданства без получения дополнительных разрешений и документов.
- Право голосовать на выборах во всех государствах, где есть гражданство.
- Возможность пользоваться правами обоих государств: получать социальную помощь, стипендии, гранты, пособия, получать образование, в некоторых случаях, возможно получение пенсии.
- Возможность жить в обоих странах без получения специальных разрешений, например, вида на жительство или разрешения на временное пребывание.
- Отсутствие требований к сроку фактического местоположения в стране.
- Возможность жить в стране с высокими зарплатами, более развитой экономикой, благоприятным климатом.
- Возможность уехать из одной страны в другую, если в одной из стран разразились кризис или военные действия.
- Возможность учиться в некоторых вузах. Например, жители Гренады имеют право на обучение в вузах Великобритании.
Рассмотрим более подробно основные привилегии.
Гражданство другого государства позволяет перемещаться по миру без виз в те страны, которые заключили договор о безвизовых перемещениях. У каждого государства свой набор международных соглашений и свой список безвизовых стран.
Для россиян, доступно 77 стран для безвизового въезда и еще в 26 странах, при отсутствии проблем, визу поставят прямо в аэропорту прилета. Жители Германии и Финляндии имеют право на безвизовые поездки в 188 стран, Франции и Испании – 186 стран, Канады и США – 184 страны, Латвии – 180 стран, Украины – 126 стран.
Существует рейтинг стран по принципу свободы передвижения их граждан. Так, например, в 2019 году первое место заняли Япония и Сингапур. С их паспортами доступен безвизовый въезд в 190 стран. А, к примеру, на последнем месте расположился Афганистан. С их паспортом можно въезжать без визы только в 25 стран мира.
Постоянные жители стран Евросоюза, входящих в Шенгенскую зону, имеют право безвизового въезда во все остальные страны Шенгенской зоны. У граждан Австрии есть привилегия неограниченно долго жить и работать в любой стране Евросоюза.
Есть у второго гражданства и свой набор минусов, о которых стоит иметь ввиду.
Законы в разных странах различаются, более того, они периодически меняются. А это значит, что нужно следить за новостями обоих стран. Разрешенное в одной стране, может быть запрещено в другой.
Например, в России запрещено распивать алкогольные напитки в общественных местах: на улицах, в общественном транспорте, на остановках и в парках. За это предусмотрен штраф от 500 до 1500 рублей. В других государствах, такого запрета может не быть. Например, в Японии все люди спокойно могут пить пиво на улицах без каких-либо правовых последствий за это.
Также в различных государствах могут различаться термины и понятия. Совершеннолетний гражданин в США – это человек, достигший возраста 21 год. В России – это человек, достигший 18 лет. При этом, права людей могут быть также разными. Так, например, водительское удостоверение в США можно получить с 16 лет, будучи несовершеннолетним, а в России – только по достижению совершеннолетия в 18 лет.
Приобрести пиво, шампанское и вино в Германии можно с 16 лет, в России – с 18 лет, в Японии – с 20 лет, в США – с 21 года.
В российскую армию призываются только мужчины, в Израиле – призываются и мужчины, и женщины. Если молодая россиянка получит гражданство Израиля – ее на полных правах могут призвать на службу в армии.
Продолжительность военной службы для новых израильских мигрантов зависит от возраста, в котором они прибыли в Израиль, а также их семейного положения. Например, холостые мужчины, которые въехали в эту страну до достижения возраста 18-19 лет, будут обязаны нести службу в течение 32 месяцев вне зависимости от семейного положения. От военной службы освобождаются семейные женщины.
Получение двойного гражданства не всегда образует обязанность службы в армии. К примеру, если гражданин Таджикистана уже отслужил у себя на Родине, после чего получил российское гражданство, в российскую армию его не призовут, даже если он получит российский паспорт в призывном возрасте.
Двойное и второе — два отдельных случая множественного гражданства. Несмотря на кажущуюся близость этих двух понятий, они имеют различное правовое наполнение и юридическую силу для его обладателей:
- Двойное гражданство означает, что лицо обладает двумя различными гражданскими паспортами, при этом государственные органы обеих стран признают права и обязанности лица по отношению к другому государству. Двойное гражданство всегда подкрепляется межгосударственными договорами, так как именно они определяют разграничение прав и обязанностей граждан с двумя паспортами по отношению к обеим «родинам»;
- Второе гражданство означает наличие у лица двух паспортов различных стран, однако в этом случае каждое из государств считает его исключительно своим гражданином. Все права и обязанности, возникающие по факту обладания гражданскими паспортами, у такого лица сохраняются в полном объеме по отношению к обоим государствам, их разграничения и взаимного признания не происходит.
Лица с двумя или более гражданскими паспортами именуются бипатридами. Второе гражданство — распространенная мировая практика, двойное гораздо менее распространено, так как основывается на двусторонних соглашениях между конкретными государствами. Многие страны вовсе отвергают институт двойного подданства или разрешают его для представителей отдельных государств-партнеров.
Правоотношения в данной области регулируются Законом «О гражданстве РФ», однако вопрос о гражданской принадлежности поднимается и в основном законе страны — Конституции. В ст. 62 утверждается, что россияне, обладающие паспортами иного государства, рассматриваются только в качестве граждан РФ, если обратное не предусмотрено межгосударственными соглашениями или законами. Этот же постулат звучит и в Ч. 1 ст. 6 «Закона о гражданстве». Оговорка насчет договоров или законов и означает косвенное разрешение на двойное подданство в российском законодательстве.
Оба правовых акта допускают такую возможность только тогда, когда между РФ и соответствующим государством имеется международный договор. На 2019 год такая договоренность у РФ существует лишь с Таджикистаном. Соглашение было заключено еще в 1995 году, а спустя 2 года вступило в законную силу после ратификации парламентами.
До недавних пор Россия имела аналогичное соглашение еще с одной среднеазиатской республикой — Туркменией. Одним из условий соглашения была заинтересованность обеих сторон в продлении сроков его действия. Однако в 2015 году договор не был продлен по инициативе туркменской стороны.
Второе (множественное) гражданство: правовые вопросы
- После блокировки VPN-сервисов пользователи World of Tanks, Avito и других ресурсов жалуются на сбои
- Минсельхоз обвинил «период шашлыков» в подорожании мяса
- Инфляция в России поставила пятилетний рекорд
- «Медуза»*: В Москве за 10 млрд рублей строят штаб-квартиру для спецполка полиции, работающего на митингах
- Российским медикам заплатят по 200 рублей за каждого привитого пациента
- Путин выразил соболезнования после гибели главы МЧС
- Исполнять обязанности главы МЧС будет выходец из Петербурга Чуприян
- Глава МЧС Зиничев погиб, пытаясь спасти упавшего в воду оператора
- «Чуть-чуть терпения». Поправки в закон об иноагентах будут обсуждать после избрания новой Госдумы
- Погиб глава МЧС Евгений Зиничев
Правильное оформление документов – гарантия оперативного решения вопроса, для которого данный документ составляется. Поэтому важно знать, как правильно указывать гражданство в анкете или ином документе.
Если нужно заполнить графу «Гражданство», то наши соотечественники должны написать: «Российская Федерация».
Лицо без гражданства называется апатридом. Это человек, вынужденно или добровольно не имеющий гражданства ни одной из стран. Пример, когда население целой страны юридически стало апатридами: распад СССР.
До тех пор, пока граждане не получили паспорта своих государств, они являлись апатридами. Есть люди, которые сознательно отказываются от получения гражданства по религиозным или политическим мотивам.
Юридически закреплённого термина «тройное гражданство» на территории России не существует. Конституция Российской Федерации определяет понятие двойного гражданства, которое предусматривает определенную процедуру двусторонних соглашений между странами (в настоящее время этот вопрос решён с одной-единственной страной — Таджикистаном).
В других случаях россиянину дозволяется стать полноправным жителем иностранного государства, но это не будет признаваться внутри страны. То есть человек останется гражданином России со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями, а что там за рубежом — это его личное дело. Наличие подданства в других странах, независимо от их количества, попадает в категорию «иного гражданства». Получение гражданства в трёх странах возможно и в том случае, если законодательства других двух стран не обязывают человека отказаться от всех других гражданств.
Особо «забывчивых» соотечественников, скрывших сведения о наличии подданства нескольким государствам, ждет уголовная ответственность, штраф до 200 тысяч рублей или 400 часов обязательных работ. А вот те, кто все-таки подал уведомление, но не в срок, или документ содержал ошибки, обойдутся административным штрафом до 1 тыс. рублей.
В случае с подданства трём странам эти суммы удваиваются. Никаких специальных информационных баз для проверок сведений о нескольких гражданствах нет, поэтому нарушителей выявляют косвенными методами: в момент пересечения российской границы или через банки при переводе денежных средств за границу.