Судебная реформа в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная реформа в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вадим Волков (координатор), доктор социологических наук, научный руководитель ИПП при Европейском университете в Санкт-Петербурге, член рабочей группы при Экономическом совете при Президенте РФ
Игорь Цветков, доктор юридических наук, проф. кафедры коммерческого права и основ правоведения Юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
Кирилл Титаев, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник ИПП при Европейском университете в Санкт-Петербурге
Тимур Бочаров, научный сотрудник ИПП при Европейском университете в Санкт-Петербурге
Лидия Воскобитова, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовно-процессуального права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
Анна Смола, кандидат юридических наук, советник АБ «Бартолиус»
Арина Дмитриева, научный сотрудник ИПП при Европейском университете в Санкт-Петербурге

ЦСР представил полную концепцию реформы судебной системы

Для решения вопроса улучшения судейских кадров предлагается создать единый Федеральный центр подготовки судей. Действовать он должен независимо от ведомств и специализироваться исключительно на профподготовке претендентов на должность судьи. Предполагается, что учредителем может выступать Правительство. «Необходимо обеспечить и высокую степень автономии Центра от любой власти, включая судебную, поскольку слишком тесный контроль со стороны судебной власти будет способствовать сохранению существующего положения дел, а не его изменения», – подчеркивает ЦСР. Головной кампус Центра предлагают создать в Санкт-Петербурге, дополнительные – в Екатеринбурге и Владивостоке. Обучение в центре по замыслу будет проходить бесплатно, а слушателям выплачивается стипендия. Предполагается заключение определенного целевого договора: по окончании обучения кандидаты должны проработать минимум 5 лет на судейской должности или возместить сумму обучения.

Для поступающих введут строгие критерии отбора: в Центре будут обучать только толкованию права, а не его содержательным аспектам. Высокого уровня предлагается сделать вступительные экзамены, а перед зачислением в Центр кандидаты должны получить рекомендацию квалификационной коллегии судей, также они пройдут проверку биографий.

Преподавать в Центре будут действующие и бывшие судьи разных уровней, а также профессоры права, одновременно являющиеся практикующими адвокатами, а также специалисты в области этики, психологии, риторики, социологии и экономики.

Радикально предлагается изменить статус секретаря судебного заседания. Во-первых, работа на этом месте не будет давать юридического стажа, а во-вторых, для нее не потребуется юридического образования.



Помощников судей, наоборот, предлагается наделить процессуальными функциями и условно наделить статусом «судья номер два». Легализовать предлагается функции по подготовке судебных актов, разъяснений сторонам их прав и обязанностей, истребованием доказательств и т. д. Вместе с этим предлагается повысить зарплату помощникам. Повышение заработной платы вдвое советуют провести работникам аппарата суда. Затраты на это составят 25 млрд руб. (14,7% от общего финансирования судебной системы из федерального бюджета). По мнению экспертов Кудрина, это сможет повысить конкурс на должности и улучшить качество кадров.

Кадровая комиссия при Президенте должна участвовать только в процессе наделения гражданина статусом судьи, считают в ЦСР. Все дальнейшие назначения действующих судей или их перемещения будут происходить по представлению председателя ВС. При этом в сам состав ККП предлагается включить представителей ВККС, администрации президента, совета судей и общественности.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

Пленум ВС одобрил «аппаратную» реформу в судах

Решение перевести приставов в силовые структуры вызвано низким правовым положением судебных приставов в иерархии госструктур России. В настоящее время у пристава есть некоторые полномочия представителя власти. Он имеет право применить оружие и физическую силу. Это свидетельствует о том, что пристав по своему положению не просто чиновник. Но сотрудники ФССП не имеют таких же полномочий, как у сотрудников правоохранительных органов, не обладают офицерскими званиями. Новый закон устраняет все эти недоработки в законодательстве.

Основная суть реформы состоит в том, что с начала 2020 года служба ФССП приобретает статус силовой структуры. Благодаря новому статусу и будут проведены положительные преобразования этой организации, такие как:

  • значительное повышение зарплаты;
  • улучшение пенсионного обеспечения;
  • повышение социальной защищенности служащих;
  • различные льготы, присущие силовым структурам.

Согласно новому статусу требования к работе судебных приставов вырастут, но будет значительно улучшаться материальное положение всех работников этой службы.

Аналитики утверждают, что после того, как судебные приставы стали силовой структурой, их уровень доходов приблизится к доходам сотрудников МВД. Согласно реформе теперь на итоговый заработок служащих ФССП окажет влияние доплата за офицерское звание. Эксперты утверждают, что точно такое формирование зарплаты, как в 2020 году, будет действительно и в 2021 году, и в дальнейшем.

Досрочный выход на пенсию и довольно высокая зарплата делают эту работу более привлекательной. Но есть уже предпосылки, что будут рассматриваться некоторые правила создания дополнительных стимулирующих выплат для стимулирования работников. Эти выплаты будут в виде премии лучшим работникам. Также запланирована индексация ЗП в 2021 году. Но эти предложения пока только в проектах, они еще не утверждены на законодательном уровне.

Создан «Банк данных исполнительных производств». Этот банк содержит полную информацию обо всех делах, которые находятся в работе у российских судебных приставов. В банке находятся все сведения о должнике, о постановлении суда, о требованиях, которые содержатся в исполнительном документе, данные об имуществе должника или его розыске, многие другие сведения, а также наименование и адрес подразделения, где ведется данное производство, что позволит усилить контроль за территориальными ведомствами. К «Банку данных исполнительных производств» существует открытый доступ в сети.

Благодаря созданию такой информационной системы, каждый желающий может получить сведения о состоянии своих данных по какому-либо исполнительному документу. Вместо того чтобы проводить время в очередях перед кабинетами приставов, каждый может узнать о решении своего вопроса на сайте, а также о сумме имеющейся задолженности. На сайте есть возможность погасить свою задолженность через Интернет с использованием банковской карты.

Таким образом, реформа ФССП прежде всего обеспечила переход данного ведомства в статус силовых структур, и вследствие этого происходит в первую очередь повышение заработной платы и сокращение пенсионного возраста. Это основные моменты данной реформы, которые задают направление на дальнейшую реорганизацию в 2021 году. По мере появления последних новостей об ФССП мы будем обновлять статью.

Еврокомиссия потребовала санкций против Польши из-за судебных реформ

Возобновление ежегодной индексации работающим пенсионерам наравне с неработающими было одним из лозунгов принятия поправок к Конституции РФ.

Закрепляется процессуальный статус помощника судьи и его полномочия. Помощнику даётся право оказывать помощь судье в подготовке проектов судебных актов, вести протокол судебного заседания, обеспечивать контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами, совершать иные процессуальные действия.

Пленум Верховного суда намерен разъяснить особенности рассмотрения гражданских дел в апелляционной инстанции.

В целом реформа коснётся небольшого количества дел, поскольку все дела первой инстанции и большая часть дел апелляционной инстанции будут рассматриваться по действующим на сегодняшний день правилам.

В 2011 году окончил Новосибирский педагогический университет по специальности «Журналистика». После получения высшего образования два года работал стрингером, сотрудничал с федеральными каналами «НТВ», «Рен-ТВ», «Звезда» и др. В 2013 году отправился покорять региональное телевидение.

В обоснование новой позиции комитет привел лишь тот факт, что, согласно пояснительной записке правительства, эти изменения подготовлены в соответствии с решениями президента.

Результаты расследований, проведенных частными сыщиками, могут разрешить приобщать к уголовным делам в качестве доказательств. Соответствующие поправки предлагается внести в УПК.

Согласно протоколу заседания совета палаты 26 октября, по этому вопросу высказались спикер Думы Вячеслав Володин и представитель президента Гарри Минх, а представитель правительства в Думе Алексей Синенко не выступал.

Федеральная палата адвокатов разработала автоматизированную информационную систему распределения дел по назначению.

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется государственными заказчиками Программы и государственным заказчиком — координатором Программы.

Положения Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», регламентирующие предъявляемые требования к судьям и к кандидатам на должность судьи, приводятся к единообразию в соответствии с Конституцией — в части запрета иметь иностранное гражданство (подданство), вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Такие изменения вносятся в законы: «О судебной системе РФ», «О статусе судей в Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и в Кодекс административного судопроизводства. Одновременно с этим устанавливается срок, не позднее которого конституционные (уставные) суды субъектов РФ должны быть упразднены – 1 января 2023 года.

229

178

Фото 13656

Реформа судебной системы в 2021 году

21510

15578

Кирилл Русаков

Фото Видео 20745

Фото 13163

  • Повышение качества рассмотрения дел. Сегодня в судах совмещается работа нескольких инстанций (суд общей юрисдикции + апелляционная инстанция + кассационная инстанция). Понятно, что при такой нагрузке некоторые дела могут рассматриваться без нужного внимания.
  • Отстранение от процесса заинтересованных лиц. Апелляционные и кассационные суды создаются не по территориальному признаку. Поэтому заинтересованные лица в регионах лишаются большинства рычагов влияния на работу судей. Государство надеется, что работа судей станет более независимой.

Нужно сказать про еще одно изменение.

Теперь представлять истцов и ответчиков в судах могут только люди с юридическим образованием. Какие-то другие эксперты или сами граждане этого не смогут.

Пенсионные изменения российские законодатели вводят постепенно. В 2021 году пройдет еще один этап в повышении возраста для выхода на пенсию. С 1 января 2021 года пенсионный возраст для мужчин составит 61 год, а для женщин — 56 лет. Но пенсионные выплаты пожилые начнут получать еще за полгода до того, как уйдут на заслуженный отдых.

Исключения составят только мужчины с трудовым стажем от 42-х лет и женщины со стажем от 37-ми лет. Они прекращают свою трудовую деятельность на 2 года раньше законодательно установленного срока. Но по собственному желанию могут продолжить трудиться.

Таблица выхода на пенсию с 2021 года →

Пенсионеры россияне ждут и изменения в размере пенсионных выплат. В начале 2021 года пройдет индексация страховых выплат для безработных пожилых людей. Так пенсионные страховые платежи в 2021 году составят 16400 рублей. В сравнении с предшествующим годом эта сумма больше примерно на 1000 рублей. В Москве минимальная пенсия равняется 19500 рублей.

Также проиндексируют пособия ветеранам труда, труженикам тыла и детям-сиротам на 5,6%. В 2021 году появится новая выплата — детям войны. К ним относят жителей Москвы, родившихся с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года, у которых до этого не было соц. поддержки из регионального или федерального бюджета. Выплаты составят 1584 рубля ежемесячно.

Показатель МРОТ в 2021 году в России увеличится на 7,5% — это 850 рублей. Работодатели в 2021 году не смогут платить работникам заработную плату меньше 12130 рублей ежемесячно. Реформа в России по повышению минимальной суммы выплачиваемого дохода скажется на заработной плате более чем 3 млн работников. Половина из них трудится в муниципальных и государственных учреждениях.

Изменения в 2021 году коснутся и детских выплат. С 1 января 2021 года сумма платежей по беременности и родам составит 322192 рубля. В 2021 году эта выплата была немного выше 300 тысяч.

Максимальные ежемесячные выплаты на детей до 1,5 лет тоже подросли до 27985 рублей. Увеличится и маткапитал впервые с 2021 года, когда приняли закон о приостановке индексации выплат. В 2021 году эта сумма составит 466 тыс. рублей.

Из бюджета ПФР под эти цели зазерзервировали около 325 млрд. рублей.

С 2021 года в России отменяют ежемесячные 50 рублей на ребенка от 1,5 до 3 лет. Если женщина начала их получать в 2021 году, выплаты продолжатся до трехлетнего возраста.

Еврокомиссия инициирует санкции против Польши из-за судебной реформы

С 1 января повышаются акцизы на напитки, в которых содержится спирт. Из-за этого показатели минимальной розничной цены на алкогольные напитки увеличатся:

Наименование группы товаров Увеличение цены
Этиловый спирт 16% — до 57 руб. за 1 литр
Водка 7% — до 230 руб. за 0,5 литра. Раньше минимальная розничная цена за бутылку составляла около 215 рублей
Коньяк 11,6% — до 433 рублей за 0,5 литра
Бренди 2,6% — до 315 рублей за пол-литровую бутылку

Оптовые цены на коньяк увеличатся на 6,2% — до 359 рублей, а на бренди на 4,4% — до 261 рубля.

В настоящее время функционирование судебной системы в Российской Федерации находится под регулированием Конституции (гл. 7), а также ФКЗ №1 от 31 декабря 1996 г. Также на практике используются отдельные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Верховного суда. Например, ФКЗ 33 от 5 февраля 2014 г. и Закон №3132-1 от 26 июня 1992 г. Особого внимания заслуживают многочисленные кодексы процессуального характера.

Порядок распределения дел между различными судебными инстанциями находится под влиянием нескольких факторов:

  • суть сложившейся спорной ситуации;
  • характер сторон;
  • этап, на котором находится процесс рассмотрения дела;
  • прочие обстоятельства.

Рассмотрение дел в судах осуществляется, исходя из специализации и уровня. Что касается системы общей юрисдикции, в России она является более сложной и разветвленной. Связано это с изобилием дел, пребывающих в ведение подобных организаций. В связи с проведенной реформой появятся новые суды. Это снизит нагрузку на существующие инстанции и упростит их деятельность, а также повысит качество принимаемых решений.

Каждый из вышеназванных судов станет действовать только в пределах своего округа. Государство создаёт девять кассационных и пять апелляционных судов и столько же, совмещенных с ними округов. В кассационный округ (в зависимости от его размера) войдёт от 7 до 13 областей, краев, республик и городов федерального значения. Так, например, первый кассационный суд будет осуществлять проверку судебных актов судов Московской области, Тульской области, Курской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Саратовской, Нижегородской области, а также Мордовии. Законодатель решил разместить его в Саратове. Следовательно, жалобы и представления на решения судов Московской области придется отправлять в Саратов, где они и станут рассматриваться в кассационном порядке. Москвичам в этом отношении повезло несколько больше. Им не надо будет ехать в другой город или тратить деньги на отправку жалоб. Их (то есть второй кассационный суд) разместится в Москве. Поэтому жалобы на решения московских судов будут рассматриваться в столице. В зону деятельности второго кассационного суда войдут Владимирская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, и Ярославская области, ну и, конечно, сама Москва.

Однако если сравнивать ситуацию десятилетней давности и нынешнюю, то глубоких изменений нельзя не заметить. Реально ли было раньше в судебном порядке обжаловать действия райисполкомов и уж тем более проверять на соответствие Конституции те или иные законы? А сегодня это стало вполне возможно. В советские времена не было Конституционного и арбитражных судов, институтов мировых судей и судебных приставов. С принятием федеральных Законов «О судебной системе РФ» и «О статусе судей в РФ» в нашей стране был фактически заложен фундамент нового здания системы правосудия. Судьи из чиновников превратились в представителей независимой ветви государственной власти. Напомню, что 10 лет назад существовали пресловутые списки #═1 и #═2, и те, кто был включен в эти списки, не могли оспаривать действия вышестоящего руководства — даже касающиеся увольнения. За 10 лет преобразований был радикально изменен статус судей, значительно уменьшились возможности административного воздействия на судейский корпус: сегодня судью нельзя ни уволить, ни арестовать, ни возбудить против него уголовное дело без согласия на то судейского сообщества.

Законопроекты, в которых так или иначе затрагивается вопрос о статусе судей, содержат ряд явных дефектов. Например, неудачным, на мой взгляд, является предложение об ограничении срока пребывания в должности председателя районного суда четырьмя годами, по прошествии которых экс-председатели должны будут каждый раз подтверждать свои полномочия. Боюсь, что при таком порядке у очень многих возникнет соблазн напомнить председателю суда, от кого зависит его переизбрание. Неприемлемыми я считаю положение о дисциплинарной и административной ответственности судей и процедуру привлечения судьи к уголовной ответственности. Согласно законопроекту, в случае получения разрешения на возбуждение уголовного дела в отношении судьи предусматривается возможность передачи дела в суд и ареста уже без санкции судейского сообщества. Все эти нормы могут превратиться в сильнейшие методы законного административного и властного давления на судей. Равно как и пункт об отстранении судьи от занимаемой должности в случае возбуждения уголовного дела в отношении его родственников.

Шестое. Наконец появилось единообразие в порядке уведомления оппонента в АПК и ГПК. Теперь по правилам обоих кодексов истцу нужно самостоятельно направить копию искового заявления всем лицам, участвующим в деле.

Главным прорывом реформы будет создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. До первого октября 2021 г. процесс обжалования судебного решения выглядел так: решение районного суда поступало в апелляционный суд города, кассационную жалобу на решение апелляционного суда рассматривал тот же суд, но другим составом судей. Таким образом, судьи должны были пересматривать решения своих коллег, с которыми они работают бок о бок. Существовал колоссальный риск небеспристрастности. Теперь дела из нескольких городов будут попадать в специальные сначала апелляционные суды, потом такие же кассационные. Риск личной заинтересованности судей в рассмотрении дел сводится к минимуму. Это безусловно положительное нововведение.

Сегодня в судах есть иерархия. Например, дело рассматривается в мировом суде. Если вердикт не устраивает истца, то сначала ему придется обратиться в вышестоящую инстанцию — районный суд, вышестоящий суд субъекта РФ.

Такой подход встречается не только в судебной системе. Аналогично поступают в прокуратуре. Если граждане сразу обращаются в Генеральную прокуратуру, то дело сначала отправят на более низкий уровень. И люди часто недовольны такой системой, потому что на местах временами работают заинтересованные лица.

После реформы ситуация поменяется. Например, если истец недоволен решением Нижегородского районного суда, то он, как и прежде подает апелляционную жалобу в Нижегородский областной суд. Если апелляцию не удовлетворили, то иск уже подается по новым изменениям, то есть в Первый кассационный суд общей юрисдикции. Обжалования решений мирового суда остаются без изменений.

Кассационные и апелляционные суды будут рассматривать дела из нескольких регионов. Если участники процесса находятся или проживают в отдаленной местности, то может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие апелляционного и кассационных судов будет считаться обособленным подразделением, и осуществлять полномочия этих судов.

Законодатель заменил в Кодексах термин «подведомственность» на «компетенцию» и «компетентность». Суды принимают и рассматривают материалы в соответствии с «компетенцией», а не «подведомственностью». Некоторые юристы указывают, что такая «игра слов» исключает отказы в принятии заявлений в связи с «неподведомственностью». Спорное мнение. Теперь судьи будут отказывать в принятии заявлений по причине того, что они не относятся к их компетенции. Впрочем, новеллы о связанных требованиях (о них мы расскажем чуть ниже) уменьшат число отказов в принятии заявлений.

Дополнительно авторы закона убрали из Кодексов и Федеральных законов термин «местонахождение». Вместо него используется понятие «адрес». Юридически это емкий и точный термин.

Арбитражный судья, единолично ведущий процесс, получил право решать вопрос с заявленным ему отводом самостоятельно (ст. 25 АПК РФ). Раньше это делал председатель суда, заместитель, а также председатель судебного состава.

Похожая статья действует в ГПК РФ. Однако и она изменилась. Судья, в одиночку ведущий дело, вправе не уходить в совещательную комнату и разрешить вопрос с отводом прямо в зале заседания (ст. 20 ГПК РФ).

Чтобы уменьшить количество отказов в принятии заявлений, законодатель внес в Кодексы положения о связанных требованиях. Иск, поступивший в арбитраж и содержащий неразрывные требования, относящиеся к компетенции арбитражного суда и суда общей юрисдикции, направляется для рассмотрения в суд общей юрисдикции. Если же требования можно разделить, то арбитражный судья выносит определение и принимает к производству те, которые должен рассматривать арбитражный суд, и возвращает заявление в части требований, входящих в компетенцию суда общей юрисдикции (ч. 7 ст. 27 АПК РФ).

Похожие новеллы появились и в ГПК РФ (ст. 33.1). Когда иск состоит из неразрывных требований, разрешаемых в гражданском и административном судопроизводстве, то суд рассматривает заявление исходя из Гражданско-процессуального Кодекса. А если требования можно разделить, то судья принимает к рассмотрению те, что заявлены в порядке гражданского судопроизводства. Затем он разрешает вопрос об остальных требованиях. Если они подсудны этому суду, то судья принимает их на основании собственноручно заверенных копий иска и приложенных к нему бумаг. А если административные требования не подсудны данному суду, то он возвращает заявление в части этих требований.

Кроме того, если при подготовке к заседанию в рамках ГПК РФ судья выяснит, что дело должно рассматриваться по КАС РФ, он выносит определение о рассмотрении материалов в рамках административного судопроизводства.

Такую же норму законодатель внес и в КАС РФ (ст. 16.1). Если субъект подал документы в соответствии с КАС РФ, они содержат требования, рассматриваемые как в порядке гражданского, так и административного судопроизводства, и их можно разделить, то судья принимает требования, заявленные по КАС РФ. Затем он решает вопрос по остальным требованиям. Если они подсудны этому же суду, то судья принимает их в порядке гражданского судопроизводства на основании заверенных им копий искового заявления. А если требования не подсудны, то судья возвращает заявление в их части.

Ну и наконец, если судья при подготовке материалов в соответствии с КАС РФ выяснит, что оно должно рассматриваться по правилам гражданского судопроизводства, то выносит определение о рассмотрении дела по ГПК РФ.

Представитель стороны в арбитражном процессе обязан иметь высшее юридическое образование или ученую степень в юриспруденции. Исключение составляют только патентные поверенные и арбитражные управляющие по делам о банкротстве (ч. 4 ст. 59 АПК РФ).

Похожие положения законодатель закрепил в ГПК РФ (ст. 59). Интересы сторон в федеральном суде (за исключением мирового и районного суда) представляют адвокаты, а также люди с высшим юридическим образованием или ученой степенью по юридической специальности. Последние обязаны предъявить судье диплом или документ об ученой степени. Эта норма не распространяется на патентных поверенных, арбитражных управляющих и представителей профсоюзов, отстаивающих в суде интересы работников. Ну и наконец, законные представители вправе участвовать в заседаниях, не имея юридического образования.

Что касается КАС РФ, то в нем уже были эти требования. Законодатель расширил перечень представителей, добавив фразу о лицах с ученой степенью в сфере юриспруденции (ст. 55).

Стоит также отметить, что если представитель, не имеющий юридического образования, вступил в процесс до 01 октября 2019 г., то он сохраняет свои полномочия и после этой даты. Закон не имеет обратной силы.

Государство изменило некоторые сроки в Кодексах. Период рассмотрения в арбитражном суде увеличился с 3 до 6 месяцев (ч. 1 ст. 152 АПК РФ), а председатель арбитражного суда получил право продлевать производство до 9 месяцев. Участники смогут приносить замечания на протокол в течение 5 дней, а не в течение 3 дней, как было раньше (ст. 155 АПК РФ).

В ГПК РФ (ст. 113) появилось указание, что информация о принятии иска, дате, месте и времени проведения заседания размещается на сайте суда не менее чем за 15 дней до заседания или проведения процессуального действия. А в ст. 154 закрепили норму о том, что при переходе к рассмотрению дела в соответствии с ГПК РФ по правилам о связанных требованиях течение срока рассмотрения начинается сначала. Кроме того, председатель суда общей юрисдикции, его заместители и председатели судебных составов получили право продлевать срок рассмотрения гражданского дела на 1 месяц.

Работа судебной системы РФ: итоги 2020 и планы на 2021 год

Органы судейского сообщества РФ (в дальнейшем ОСС)могут быть сформированы и впоследствии действовать только на основании федеральных конституционных законов и в полном соответствии с ними.

Есть несколько направлений деятельности, которые можно определить в качестве их основных функций:

– прежде всего сообщество должно гарантировать тот факт, что будут выполнены все требования, которые указаны в Кодексе судейской этики;

– квалифицированная защита прав, которыми обладают судьи, а также их интересов, определенных ФЗ;

– профессиональное содействие в процессе улучшения судопроизводства как такового;

– участие в обеспечении всех ресурсов, необходимых для ключевой деятельности – ресурсной, кадровой и организационной.

На последнем Всероссийском съезде была оценено состояние и деятельность органов сообщества. На основе этой аналитики участники съезда определили приоритетные направления активности ОСС и государственных органов. Суть приоритетов сводится к следующему:

– Необходимо укрепить самостоятельность и независимость судов, поскольку они играют важную роль в процессе взаимодействия последних с органами исполнительной и законодательной власти. Причем данная цель актуальна как для местных, так и центральных структур.

– Органы судейского сообщества должны уделять внимание процессу совершенствования уголовно-процессуального законодательства. Также необходимо грамотно организовать сокращение порядка, который применяется для судебного следствия.

– Состязательность процесса является достаточно важной гранью судебной деятельности, поэтому также заслуживает внимания ОСС.

– В определенных изменениях нуждается процессуальное арбитражное и гражданское законодательство. В нем должны быть прописаны все актуальные на данный момент процедуры, позволяющие проводить грамотное досудебное урегулирование споров.

– Не менее актуальным является стабильное обеспечение судов как материально-техническими ресурсами, так и финансовыми средствами.

– Еще одно направление, в рамках которого должны работать органы судейского сообщества – это укрепление самой системы путем организованного притока работников аппарата и квалифицированных кадров как таковых.

– Вопрос безопасности судей и охраны судов не теряет своей актуальности, а поэтому нуждается в полноценном решении. Помимо этого, остается необходимость в развертывании повсеместной работы отделений, являющихся частью судебной системы. Необходимо и совершенствование процесса рассмотрения дел, которые есть не что иное, как неизбежное следствие административно-правовых отношений.

Как можно заметить, судейское сообщество ориентировано на достижение многих актуальных задач. Именно для этого оно и формирует те органы, о которых идет речь в этой статье.

Это, в свою очередь, указывает на тот факт, что государство заинтересовано в качественной и квалифицированной работе судов, которые смогут обеспечить эффективное решение различных вопросов в рамках действующего законодательства.

Данная терминология используется для описания структуры, которая формируется из судей федеральных судов всех уровней и видов. Сюда относятся судьи субъектов РФ. Все вместе они составляют судебную систему России.

Именно такое сообщество позволяет грамотно организовывать и контролировать деятельность судей по всей территории Российской Федерации.

Рассматривая данный вопрос, можно сказать, что это сообщество является фактически судейским корпусом, который наделен организационными началами. Помимо контроля деятельности своих членов, такая структура ориентирована и на решение многих других задач. Таким образом, сфера ответственности и компетенции рассматриваемой структуры значительно шире, чем простой контроль.

Именно для того, чтобы указанные цели достигались эффективно и были сформированы различные органы судейского сообщества. Деятельность последних регулируется соответствующим законодательством, которое, тем не менее оставляет достаточно свободного пространства для комплекса необходимых действий.

Это дает возможность применять гибкий подход в процессе выполнения всех актуальных задач.

Объединение судей в форме сообщества имеет под собой ясное правовое основание, ключевым элементом которого является закон «О судебной системе Российской Федерации». Если говорить более конкретно, то это статья 29.

Именно в ней содержится информация о том, что судьи, являясь представителями одной из ветвей власти, имеют право на выражение собственных интересов.

Для этих целей в определенном законом порядке и формируется судейское сообщество, а также определяются грани его компетенции.

Реализовано далеко не все. Председатели судов сохранили неограниченный срок полномочий. Но теперь квалификационные комиссии не обязаны учитывать их мнение при даче рекомендации кандидатам в судьи, говорит председатель Совета судей Виктор Момотов. Также был введен новый вид дисциплинарной ответственности для судей в виде понижения квалификационного класса. Что касается источников пополнения судейских кадров, то тут изменений не произойдет, уверен Момотов.

Штат новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции укомплектован уже более чем наполовину, сообщил во вторник председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев на пленарном заседании Совета судей. По его словам, общая штатная численность вновь создаваемых судов составляет 890 должностей. Квалификационные комиссии уже рассмотрели заявления от 906 кандидатов, и 567 из них (63%) рекомендованы к назначению. Пока еще не все из них утверждены указом президента, однако нет оснований беспокоиться о том, что суды не начнут работу в положенный срок, считает председатель Верховного суда. Он напомнил, что по закону новые суды могут считаться образованными после назначения не менее чем половины судей от штатной численности.

В 1775 году в Российской империи был создан такой законопроект, как «Учреждение о губерниях». В его ведомство входило повсеместное формирование судебной системы, которая в свою очередь подразделялась на 3 уровня:

  1. Упразднение суда магистратов и ратуш.
  2. Отсутствие суда присяжных.
  3. Земский суд должен был быть заменен на представителей мирового суда.
  4. Внесение частных поправок в российское законодательство.
  5. Замена судебной процедуры и принципов судопроизводства.

5) Изменяется порядок выдачи исполнительного листа. В гражданских и арбитражных делах исполнительный лист будет выдаваться только по ходатайству взыскателя, за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета. Аналогичное правило содержится в КАС РФ при рассмотрении административных дел.

Закон № 1-ФКЗ выделяет апелляционную и кассационную инстанции в судах общей юрисдикции в отдельные надрегиональные суды. С 1 октября 2021 года начнут работу 5 апелляционных и 9 кассационных судов, а также 1 апелляционный военный суд и 1 кассационный военный суд. Каждый из новых судов будет действовать в пределах соответствующего судебного округа, включающего несколько регионов. (Об учреждении новых судов L.R рассказывал, например, здесь.)

Каждый из вышеназванных судов станет действовать только в пределах своего округа. Государство создаёт девять кассационных и пять апелляционных судов и столько же, совмещенных с ними округов. В кассационный округ (в зависимости от его размера) войдёт от 7 до 13 областей, краев, республик и городов федерального значения. Так, например, первый кассационный суд будет осуществлять проверку судебных актов судов Московской области, Тульской области, Курской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Саратовской, Нижегородской области, а также Мордовии. Законодатель решил разместить его в Саратове. Следовательно, жалобы и представления на решения судов Московской области придется отправлять в Саратов, где они и станут рассматриваться в кассационном порядке. Москвичам в этом отношении повезло несколько больше. Им не надо будет ехать в другой город или тратить деньги на отправку жалоб. Их (то есть второй кассационный суд) разместится в Москве. Поэтому жалобы на решения московских судов будут рассматриваться в столице. В зону деятельности второго кассационного суда войдут Владимирская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, и Ярославская области, ну и, конечно, сама Москва.

Однако если сравнивать ситуацию десятилетней давности и нынешнюю, то глубоких изменений нельзя не заметить. Реально ли было раньше в судебном порядке обжаловать действия райисполкомов и уж тем более проверять на соответствие Конституции те или иные законы? А сегодня это стало вполне возможно. В советские времена не было Конституционного и арбитражных судов, институтов мировых судей и судебных приставов. С принятием федеральных Законов «О судебной системе РФ» и «О статусе судей в РФ» в нашей стране был фактически заложен фундамент нового здания системы правосудия. Судьи из чиновников превратились в представителей независимой ветви государственной власти. Напомню, что 10 лет назад существовали пресловутые списки #═1 и #═2, и те, кто был включен в эти списки, не могли оспаривать действия вышестоящего руководства — даже касающиеся увольнения. За 10 лет преобразований был радикально изменен статус судей, значительно уменьшились возможности административного воздействия на судейский корпус: сегодня судью нельзя ни уволить, ни арестовать, ни возбудить против него уголовное дело без согласия на то судейского сообщества.

Законопроекты, в которых так или иначе затрагивается вопрос о статусе судей, содержат ряд явных дефектов. Например, неудачным, на мой взгляд, является предложение об ограничении срока пребывания в должности председателя районного суда четырьмя годами, по прошествии которых экс-председатели должны будут каждый раз подтверждать свои полномочия. Боюсь, что при таком порядке у очень многих возникнет соблазн напомнить председателю суда, от кого зависит его переизбрание. Неприемлемыми я считаю положение о дисциплинарной и административной ответственности судей и процедуру привлечения судьи к уголовной ответственности. Согласно законопроекту, в случае получения разрешения на возбуждение уголовного дела в отношении судьи предусматривается возможность передачи дела в суд и ареста уже без санкции судейского сообщества. Все эти нормы могут превратиться в сильнейшие методы законного административного и властного давления на судей. Равно как и пункт об отстранении судьи от занимаемой должности в случае возбуждения уголовного дела в отношении его родственников.

Шестое. Наконец появилось единообразие в порядке уведомления оппонента в АПК и ГПК. Теперь по правилам обоих кодексов истцу нужно самостоятельно направить копию искового заявления всем лицам, участвующим в деле.

Главным прорывом реформы будет создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. До первого октября 2021 г. процесс обжалования судебного решения выглядел так: решение районного суда поступало в апелляционный суд города, кассационную жалобу на решение апелляционного суда рассматривал тот же суд, но другим составом судей. Таким образом, судьи должны были пересматривать решения своих коллег, с которыми они работают бок о бок. Существовал колоссальный риск небеспристрастности. Теперь дела из нескольких городов будут попадать в специальные сначала апелляционные суды, потом такие же кассационные. Риск личной заинтересованности судей в рассмотрении дел сводится к минимуму. Это безусловно положительное нововведение.

Переходим к вертикальной структуре правосудия. Рассмотрение спора начинается в суде первой инстанции согласно строгим канонам арбитражного/гражданского/административного или уголовного процессуального кодекса РФ.

Наименования содержат в себе ответы на вопросы, в каком суде и какого процессуального документа придерживаться. В каждом суде – свой Кодекс и, хочется добавить, честь. Но нет, честь – понятие все-таки универсальное.

Отступление от прописанных правил со стороны любого участника судебного процесса может стать причиной засчитать ему техническое поражение.

Глава ВС Вячеслав Лебедев поддержал скорую судебную реформу

Рассмотрение основного объема споров, исковых и приказных производств ложится на районные суды.

Первое, с чем сталкивается подавляющее количество граждан, которые вынуждены отстаивать свои интересы через исковое или приказное производство, – это районные суды. Под этим общим названием скрываются не только районные, но и городские, межрайонные суды.

Кроме них предусмотрены и другие виды судов общей юрисдикции согласно закону, к которым относятся военные и специализированные. Также систему судов общей юрисдикции составляют:

  • Верховные каждого субъекта РФ;
  • краевые, областные;
  • городов федерального значения;
  • автономной области, округов;
  • мировые.

Суды общей юрисдикции РФ (СОЮ) отличаются между собой компетенциями. В зависимости от их объемов формируются звенья системы СОЮ. Всего их четыре, а именно:

  • мировые;
  • районные;
  • верховные каждого субъекта РФ;
  • Верховный Суд страны (ВС).

Рассмотрение основного объема споров, исковых и приказных производств ложится на районные суды. Вышестоящие инстанции проверяют законность принятия решения нижестоящими.

Поэтому законность действий районных судов проверяется Верховным судом республики, края или области. А законность их решений – ВС РФ.

В свою очередь, решения мировых судей обжалуются в районные суды, которые для первых являются вышестоящей инстанцией.

Для справки! Ежегодно суды общей юрисдикции рассматривают свыше 25 млн дел. Например, в 2017 году ими приняты решения по 915 тысячам уголовных дел, 14,5 млн гражданских споров, 6,5 млн дел об административных проступках, а также 4,3 млн дел в порядке административного судопроизводства.

В подсистеме военных судов, которые осуществляют правосудие среди военнослужащих, отсутствует звено мировых представителей Фемиды. Основная нагрузка приходится на первое звено – суды гарнизонов. Их решения можно обжаловать в вышестоящую инстанцию – военные суды округов/флотов. Высшая инстанция – Судебная коллегия ВС РФ по делам военнослужащих.

Суды общей юрисдикции также классифицируются по процессуальной компетенцией.

Все СОЮ разделены как по иерархии, так и по процессуальной компетенцией следующим образом:

  • первая инстанция;
  • апелляция;
  • кассация и надзор.

К первым относятся суды, которые рассматривают дела и принимают решения по существу его основных вопросов. Например, о применении санкций, наказания, определения вины, удовлетворении исковых требований и т.п.

Место в звене и процессуальная компетенция может не совпадать. Любой из судов – не только районный или мировой – может выступать в качестве первой инстанции.

Третий апелляционный суд общей юрисдикции.

В апелляции рассматривается правомерность принятия решений и действий судами предыдущей инстанции.

Это могут делать даже районные суды, рассматривая жалобы на решения и действия мировых. В этом случае соблюдение принципа коллегиальности не обязателен.

В остальных случаях апелляция рассматривается исключительно коллегиально и по правилам, которые предусмотрены процессуальным законодательством для первой инстанции.

Важно знать! Особенность апелляции – судебное разбирательство полностью или частично повторяет рассмотрение дела. Здесь возможно исследование всех собранных доказательств или некоторой их части.

Фото с заседания Второго кассационного суда общей юрисдикции.

На последние инстанции лежит обязанность проверять законность действий и решений служителей Фемиды предыдущих инстанций, которые вступили в силу.

После апелляционного рассмотрения принятые судом решения набирают законную силу, но заинтересованные стороны имеют право на их обжалование. Оно проводится в рамках следующих процедур:

  1. Кассационное производство;
  2. Производство в надзорной инстанции;
  3. Возобновление рассмотрение дела по причине неизвестных ранее обстоятельств.

Пройдя все эти инстанции, заинтересованное лицо может обращаться за правосудием, например, в ЕСПЧ. При этом после первой инстанции не обязательно подавать апелляцию. Для ускорения процедуры можно сразу инициировать кассационное производство. Заинтересованной стороне предоставляется на это срок в 6 месяцев.

Судебная система Российской Федерации.

Давайте начнём с базового элемента и разберемся с самим понятием «судебная система РФ».

Судебная система — это совокупность всех судов, действующих на территории РФ и осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых принципах.

Судебная система включает в себя большое количество элементов — судов. Но скажу по секрету, что запоминать всю судебную систему для ЕГЭ вам не понадобится. Сейчас мы посмотрим лишь на те суды, которые вам могут встретиться на экзамене. Обязательно дочитайте статью до конца — там вас ждет удобная схема, которая поможет запомнить всю теорию.

Если хотите лучше понять не только юриспруденции, но и остальные темы ЕГЭ по обществознанию, приходите учиться в MAXIMUM! Записывайтесь на консультацию — вы сможете пройти диагностику по выбранным предметам ЕГЭ, поставить цели и составить стратегию подготовки, чтобы получить на экзамене высокие баллы. Все это абсолютно бесплатно!

ЕГЭ по обществознанию 2021: структура и особенности

12 февраля Президент Казахстана провёл совещание по вопросам модернизации судебной системы. Он отметил, что государство, несмотря на пандемию, продолжает модернизацию судебной системы. Проводимые реформы должны обеспечить справедливое правосудие.

«Председатель Верховного суда не раз докладывал мне, что судьи при одинаковых условиях нередко выносят разные решения. Таких сомнительных случаев допускать нельзя. Это вызывает негативную реакцию в обществе, распространяется информация, что все суды коррумпированы. Для обеспечения единообразия судебной практики необходимо шире использовать возможности нормативных постановлений Верховного суда и обзоры судебной практики. Также следует использовать возможности анализа на основе IТ-сервисов. Суды в ходе уголовного процесса не должны оглядываться на следственные органы. Обвинительный приговор не может быть вынесен, если государственный обвинитель не докажет в суде вину подсудимого. Очевидно, что при принципиальности судей досудебные расследования будут проводиться качественно. И права граждан, подвергшихся уголовному преследованию, безусловно, будут защищены», – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Глава государства поручил детально проработать новый судебный IT-сервис на основе искусственного интеллекта. Он позволит сформировать интегрированную информационную базу, где судья в любой момент может ознакомиться с решениями по аналогичным делам. В систему смогут заглянуть и казахстанцы, заранее оценив по подобным делам возможный исход дела.

Верховный суд ещё в 2020 году предложил внедрять принцип «экстерриториальной подсудности». Для этого разрабатывается специальная программа, которая для рассмотрения рутинных дел может отбирать суды по принципу не местонахождения, а наименьшей загруженности. То есть стороны могут находиться в Шымкенте, а суд – в Уральске. Такие заседания будут проходить в дистанционном формате.

Внедрение на стадии досудебного разбирательства одноимённого протокола позволит разгрузить суды. Авторы поправок надеются, что с помощью этого документа стороны оценят свои возможности, примирятся в порядке медиации и откажутся от подачи иска.

Составление досудебного протокола будет обязательным только для определённых категорий дел. В нём будут прописаны действия, которые стороны обязаны выполнить до суда. Рассчитав шансы на успех, некоторые могут пойти на сделку с оппонентом.

Поправки нацелены на формирование самостоятельных судов. Кассационные суды представлены в количестве 9 единиц, а апелляционные – в количестве 5 инстанций. Необходимость их формирования спровоцирована нуждой в обеспечение беспристрастности, независимости в процессе изучения жалоб на акты, изданные нижестоящими инстанциями.

В ходе применения новшеств будет предотвращена ситуация, в которой проверка судебного акта производится в том же суде, в котором рассмотрение дело происходило на первом этапе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *